Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Диспраксия у детей: что это такое, симптомы и методы лечения нарушения

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dispraksiya/

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Распространенное нарушение развития малыша, при котором значительно снижена способность выполнять и координировать движения – это нарушение целенаправленных движений или апраксия. Это состояние также известно как нарушение развития координации или стойкая неуклюжесть. В этой статье мы рассмотрим основные причины и симптомы, а также расскажем о том, как проводится лечение ребенка.

Болезнь проявляется в неспособности точно выполнять и координировать свои движения. Для улучшения состояния большое значение имеет терапия и поддержка родителей.

Апраксия – это нарушение целенаправленных движений, которое встречается примерно у 10% школьников, большинство из которых мальчики.

Многие нормальные дети проходят в своем развитии стадию неуклюжести. Но у мальчиков и девочек с нарушением целенаправленных движений тенденция к неуклюжести сохраняется и мешает повседневной жизни и/или создаст трудности в школе. У малыша с апраксией часто возникают поведенческие проблемы.

Выявление детей с нарушением целенаправленных движений

Симптомы и степень тяжести состояния сильно варьируют, дети с апраксией могут:

  • часто падать,
  • с трудом справляться с таким видом физической активности, как езда на велосипеде и игры с мячом,
  • ронять и опрокидывать предметы,
  • с трудом застегивать пуговицы, завязывать шнурки или пользоваться подовыми приборами,
  • иметь проблемы с координацией зрения и движений рук,
  • часто терять вещи, путать порядок следования действий,
  • с трудом интерпретировать то, что они видят, понимать порядок расположения предметов относительно друг друга. Например, они часто надевают одежду задом наперед, а обувь – не на ту ногу,
  • быть чрезмерно активными, способными концентрировать внимание только на короткое время и справляться с выполнением не более чем 1-2 команд зараз,
  • неаккуратно есть,
  • испытывать речевые трудности, проблемы с учебой.

Проблемы в школе у детей с апраксией:

  • им не удастся писать аккуратно и разборчиво,
  • у них возникают трудности с чтением,
  • они медленно выполняют любую работу,
  • они испытывают разочарование и неверие в свои силы,
  • они страдают от отсутствия уверенности и низкой самооценки,
  • им трудно заводить друзей, их часто игнорируют или изводят сверстники,
  • они испытывают боязнь спортивных игр,
  • они быстро устают,
  • они становятся беспокойными, замкнутыми, подавленными или агрессивными,
  • у них начинает все болеть из-за тревоги и сомнений в своих способностях.

Причины апраксии у детей

Основная причина не известна. Исследования показывают связь между этим состоянием и преждевременными родами, очень низкой массой тела при рождении и недостатком кислорода во время родов.

Возможны такие объяснения, как нарушение координации между разными зонами мозга, медленное развитие некоторых частей мозга или крайне незначительное поражение мозга.

Многие случаи, вероятно, обусловлены генетическими факторами.

Часто это заболевание выявляется, когда у него начинаются трудности в школе.

Методы исследования апраксии

Врач проверяет движения и координацию малыша, наблюдая за тем, как он выполняет такие действия, как прыжки, ходьба с пятки на носок, строительство из кубиков, нанизывание бусин и копирование разных фигур. Важное значение имеет тщательное обследование, позволяющее исключить неврологические нарушения, такие как слабая форма церебрального паралича.

Детей с проблемами речи обычно направляют к логопеду. В случае значительных трудностей с учебой требуется консультация специалиста но психологии обучения. Может быть необходима проверка зрения, чтобы выявить возможные нарушения.

Ранняя диагностика и лечение имеют огромное значение для снижения вероятных трудностей с обучением.

Лечение апраксии у детей

Вылечить это состояние невозможно, но помочь детям можно, если симптомы выявлены на ранней стадии. Методика лечения включает помощь физиотерапевтов, логопедов, учителей и родителей.

Как проводится коррекция апраксии?

Трудотерапия и/или физиотерапия – важные составляющие лечения. Их задача состоит в том, чтобы ребенок постепенно овладевал моторными навыками и тренировался в их применении, пока не приобретет достаточную ловкость. Используются разные методы, в том числе:

  • занятия в группах лечебной физкультуры для улучшения чувства равновесия, координации и управления движениями тела,
  • использование при апраксии таких приемов, как рисование, определение фактуры предметов и подвижные игры с пением,
  • поощрение таких занятий, как танцы и плавание, которые прививают чувство ритма,
  • упражнения для совершенствования навыков самообслуживания, необходимых для выполнения таких задач, как прием нищи и одевание, что развивает независимость.

Коррекция у ребенка апраксии в школе

Обучение с учетом особенностей школьника может привести к замечательным результатам. Необходимо предупредить учителей, что у ученика есть специфические проблемы, что он вовсе не ленив или небрежен.

Дети должны усваивать учебный материал поэтапно и иметь больше времени на выполнение заданий в классе.

Процесс освоения письма можно облегчить, правильно подобрав стол и стул по высоте, причем у стола должна быть наклонная поверхность. Полезны также специальные карандаши, которые легко держать.

Коррекция апраксии в домашних условий

Родители должны всячески поощрять детей к занятиям, к которым у них есть способности и которые помогают развитию необходимых навыков. Например, занятия в досуговом центре, спортивном клубе или на спортивной площадке способствуя развитию физической ловкости, так же как помощь взрослым в саду или в работе по дому.

Улучшению координации зрения и движений рук, а также развитию навыков работы руками способствуют такие виды деятельности, как рисование, черчение, моделирование, шитье, вырезание и наклеивание, игра на музыкальных инструментах.

Теперь вы знаете основные симптомы и причины апраксии у детей, а также о том, как проводится ее лечение у ребенка. Здоровья вашим детям!

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/apraksiya_u_detei.html

Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Апраксия — это серьезное заболевание, при котором ребёнок не может выполнять самые обычные движения, которые свойственны каждому здоровому человеку. При апраксии отсутствует такое понятие как первичные двигательные дефекты.  Данное заболевание развивается в результате различных патологических процессов в головном мозге.

Больной апраксией не в состоянии совершать двигательные задачи, но может производить некоторые компоненты движений. Например, если пациенту поставлен диагноз конструктивная апраксия, он не может воспроизвести копию простой геометрической фигуры, поскольку не сможет воспользоваться обычной ручкой. Во многих случаях, больные не понимают, что такое их состояние является заболеванием.

Это важно! Очень часто, пациенты становятся зависимыми, из-за того, что постоянно нуждаются в помощи, без которой они не могут обходиться самостоятельно. За ними постоянно нужен присмотр. После перенесённого инсульта заболевание может приобрести стабильное течение, иногда наблюдается улучшение. Принято различать несколько видов апраксии, о них и поговорим далее.

Планирование действий нарушается у пациента при идеаторной апраксии. В данном случае больной может правильно выполнять отдельные элементы, но нарушать их последовательность.

  К примеру, открывая конфету, человек положит обёртку в рот, а содержимое выбросит. Такие пациенты не могут производить действия, когда их об этом просят, но могут его автоматически повторять.

При данном виде заболевания область теменной доли поражается с двух сторон, надкраевые извилины.

При заболевании моторной апраксией отклонения похожи на идеаторную форму, но больной не может повторять произведённые ранее движения. Имеет место одностороннее течение, которое подразделяется на два варианта:

  • В первом варианте действие невыполнимо по заданию, но может быть воспроизведено случайно. Например, написание определённой буквы по просьбе, у больного может не получится, а самостоятельно другую букву он напишет правильно.
  • Во втором случае движения заменяют неопределённые действия. На просьбу пригрозить пальцем, больной просто помашет рукой.

При заболевании конструктивной апраксией у человека наблюдается нарушение по сбору конструкций, он не может из букв составить слово или сложить фигуру из отдельных элементов.

Причины возникновения апраксии у детей

Возникновению апраксии могут способствовать несколько причин. Одной из главный причин является повреждение теменных долей коры головного мозга, что в свою очередь может быть спровоцировано:

  • черепно-мозговой травмой;
  • энцефалитом;
  • опухолью.

Иногда апраксия может возникать при поражениях   других отделов мозга, например:

  • лобной доли;
  • премоторной коры.
  • мозолистого тела.

Развитию заболевания также могут способствовать диффузные процессы при наличии дегенеративной деменции.

Диагностика

Это важно! Для установления причины вызвавшей болезнь при осмотре специалист просит выполнить пациента определённые простые действия (помахать рукой, похлопать в ладоши).

Параллельно необходимо произвести проверку мышечной силы в группах мышц, которые задействованы. Данная проверка необходима для исключения пареза, как причины расстройства.

Если течение болезни проходит тяжело, необходимо использовать нейропсихологическое исследование, также в уточнении диагноза поможет консультация физиотерапевта.

При диагностировании болезни специалисту необходимо знать, насколько больной без посторонней помощи может воспроизводить те или иные действия. Например, может ли он самостоятельно использовать столовые приборы, зубную щётку, ножницы, а также врач должен быть уведомлён о том, способен ли больной самостоятельно писать.

МРТ или КТ применяется для уточнения причин и постановки точного диагноза заболевания, в данном случае выявляют характер поражения:

  1. Инфаркт;
  2. очаговая атрофия;
  3. геморрагия.

Также необходимо провести физикальное обследование, для выявления наличия нервно-мышечных поражений, которые часто имеют некоторое сходство с апраксией.

Информация о принципах лечения апраксии

Довольно большое количество факторов могут повлиять на прогнозирование болезни и использование методов её лечения. Во внимание принимается степень и характер поражения, а также возраст пациента.

В настоящее время нет специфического лечения данного заболевания, но функциональному восстановлению в значительной мере способствуют физиотерапия и трудотерапия. В лечении апраксии не эффективны препараты, которые применяют с целью замедления прогрессирования деменции.

Это важно! Апраксия у детей выражается в том, что ребёнок не может приобрести различные навыки. Терпение и настойчивость — главные черты характера людей, у которых ребёнок болен апраксией.

Причиной тому, является очень длительный и трудный процесс лечения данного заболевания.

Если у ребёнка имеется подозрение на апраксию, необходимо обратиться к специалисту неврологу или психиатру, в зависимости от вида и причин нарушений, будет выбран специалист, который будет проводить лечение.

Детям, которые больны апраксией назначаются исключительно индивидуальные лечебные мероприятия, основой которых является физиотерапия, трудовое обучение.

Больные апраксией постоянно нуждаются в помощи и уходе, так как определённый период они являются инвалидами.

В это время рядом с ними постоянно кто-то должен находиться чтобы облегчить течение болезни и оказать необходимую помощь, так как борьба с этим заболеванием очень длительная и тяжелая.

Источник: http://VashNevrolog.ru/nervno-myshechnye-zabolevaniya/apraksiya-u-detej-kak-proyavlyaetsya-dannoe-zabolevanie.html

Диспраксия у детей (нарушение координации движений)

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

Виды диспраксии

Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы — это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

Конструктивная

Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.

Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Причины

Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:

  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите по направо-налево
  2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  3. Копирование рисунков
  4. Плавание
  5. ЛФК
  6. Массаж
    С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
  8. Шитье
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  10. Трудотерапия

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

  • Перевоспитание фонетики.Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
  • Увеличение запасов фонем, слов.Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
  • Контроль за мимикой.Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Источник: https://yazdorov.win/nevralgiya/dispraksiya-u-detej-narushenie-koordinatsii-dvizhenij.html

Детская апраксия речи – LOGOPEDroom

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

http://www.asha.org/public/speech/disorders/ChildhoodApraxia/#what_is

Детская апраксия речи

(CAS) является двигательным расстройством речи. У детей с CAS есть проблемы произнесения звуков, слогов и слов. И вовсе не из-за мышечной слабости или паралича.

Имеются мозговые расстройства в планировании движений органов тела (например, губ, челюсти, язык), необходимых для речи.

Ребенок знает, что он или она хочет сказать, но его/ее мозг испытывает трудности с координацией движений мышц, как именно произнести эти слова.

Какие признаки или симптомы детской апраксия речи? Не все дети с CAS одинаковы. Все признаки и симптомы, перечисленные ниже, не могут присутствовать в каждом ребенке. Важно, чтобы ваш ребенок был обследован специалистом паталогии речи – SLP (логопедом), который имеет знания CAS, чтобы исключить другие причины проблемы с речью.

Общее, на что следует обратить внимание:

Очень маленький ребенок.

Не воркуют или лепечет, как младенец
Первые слова: появились поздно или они могут отсутствовать
Звуки: произносит только несколько различных гласных и согласных звуков
Проблемы сочетания, объединения звуков: могут быть длинные паузы между звуками
Упрощает слова, заменяя трудные звуки более легкими или удаляя трудные звуки (хотя все дети делают это, ребенок с апраксией речи делает так чаще).

Ребенок старшего возраста
Делает непоследовательные звуковые ошибки, которые не являются результатом возрастной незрелости
Может понять язык намного лучше, чем он сам может говорить
Испытывает затруднения в подражании речи, но подражая, речь ребенка более ясна, чем непосредственная речь
Может казаться, нащупывает, пытаясь произнести звуки или скоординировать губы, язык и челюсть для целеустремленного движения
Испытывает больше затруднений, говоря более длинные слова или фразы отчетливо, чем более короткие
Кажется, испытывает больше затруднений, когда волнуется
Речь ребенка мало разборчива для незнакомого слушателя
Речь прерывиста, монотонная, или интонационно неправильная

Потенциально другие проблемы
Отсроченное языковое развитие
Другие выразительные языковые проблемы как путаница в последовательности, порядка слов , сложность запоминания.

Трудности с движением/координацией мелкой моторики
Сверхчувствительность или недостаточная чувствительность полости рта (например, может не любить чистку зубов или хрустящие продукты, может не в состоянии идентифицировать объект во рту через прикосновение)
У детей с CAS или другими речевыми проблемами могут быть проблемы в усвоении письма и чтения

Как диагностировать апраксию речи?

лог должен выполнить оценку слуха, чтобы исключить его потерю как возможную причину речевых трудностей ребенка.

Сертифицированный логопед (SLP) со знаниями и опытом работы с CAS проводит оценку. Он оценит устно-моторные способности ребенка, мелодику речи и речевое развитие звука. SLP может диагностировать CAS и исключить другие нарушения речи

Устно-моторная оценка включает:
проверку на признаки ослабленность или низкого тонуса мышц в губах, челюсти и языке, названном dysarthria. У детей с CAS обычно нет слабости, но проверяющий на слабость поможет SLP поставить диагноз.

наблюдение, как хорошо ребенок может скоординировать движение рта при наличии подражания неречевым действиям (например, перемещая язык влево-вправо, улыбку, надувая губы)
оценка координации и упорядочивание мышечных движений органов речи, во время повторения ряды звуков, слогов (например, puh-tuh-kuh) с такой скоростью, какой это возможноисследование механических способностей проверяют навыки ребенка в функциональных или “реальных” ситуациях (например, облизывая леденец на палочке) и сравнивая это с симулирующими навыками или “симулирует” ситуацию (например, симулируя облизывание леденца на палочке)

Мелодика речи (интонация) оценка включает в себя:
слушание ребенка, чтобы удостовериться, что он или она в состоянии интонационно правильно подчеркнуть слоги в словах и слова в предложенияхопределение того, может ли ребенок использовать интонацию и паузы, чтобы отметить различные типы предложений (например, вопросительные и
повествовательные) и отделить различные части предложения (например, сделать паузу между фразами, а не в середине их)

Речевые звуки (произношение звуков в словах) оценка включает в себя:
Оценку произношения гласный и согласных звуков
Проверка, как хорошо ребенок говорит отдельные звуки и звуковые комбинации (слоги и формы слова)Определение, как хорошо другие могут понять ребенка, когда он используют отдельные слова, фразы и диалоговую речь.SLP может также исследовать восприимчивые и выразительные языковые навыки ребенка и навыки грамотности, чтобы видеть, сосуществуют ли там проблемы в этих областях.

Какое лечение доступно для детей с апраксией речи?

Исследование показывает, что дети с CAS имеют больше успеха, когда они получают частое (3-5 раз в неделю) и интенсивное лечение. Дети, с которыми занимаются индивидуально, склонны добиваться большего успеха, чем дети, занимающиеся в группах. Когда речь ребенка улучшается, он может нуждаться в терапии менее часто, и групповая терапия может быть лучшей альтернативой.

Одна из самых важных вещей для семьи помнить – то, что лечение апраксии речи требует времени и обязательств. Дети с CAS нуждаются в благоприятных условий, которые помогают им чувствовать себя успешными с коммуникацией.

(перевод сайта: Translate.Ru
первый онлайн-переводчик Рунета)

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.