Болевой синдром у ребенка

Содержание

Болевой синдром в животе у детей. Принципы дифференциальной диагностики

Болевой синдром у ребенка

Чуть ли не самой частой жалобой у детей при различных заболеваниях являются боли в животе.

Этот симптом становится одной из причин экстренной госпитализации маленького пациента и его хирургического лечения. Доказано, что 23% плачущих детей 1,5 месячного возраста страдают именно от болей в животе.

А в школьном возрасте ситуация усугубляется и уже около половины всех детей жалуются на проявления данного симптома.

Боли могут проходить самостоятельно и больше не проявляться, но могут и рецидивировать, формируя заболевание органов пищеварительной системы.

Нельзя сразу же на глаз определить, каким заболеванием вызваны боли, и острая боль внизу живота ещё не говорит о том, что присутствует заболевание органов малого таза.

Этот вопрос беспокоит многих врачей и остаётся довольно сложным, потому что нет никакого права пропустить острую хирургическую патологию, которая может привести к самым неблагоприятным последствиям. Другим моментом становится распознавание природы болей органического и функционального характера.

Что же такое боль? По официальному определению МА по изучению боли этот симптом объясняется как неприятные ощущения, которые связаны с возможным или действительным повреждением тканей.

Развитие болевой чувствительности по ходу жизни человека

Существует мнение, что новорожденные и дети первых месяцев жизни воспринимают боль совершенно по-другому в отличие от взрослых из-за недостатка миелина на нервных волокнах. Однако это всеобщее заблуждение. Когнитивная система и ноцицепция в полной мере функционируют. Передача болевых импульсов в нервной системе человека передаётся в основном по немиелинизированным волокнам.

Ноцицепторы у плода начинают функционировать уже к 24 неделе внутриутробного развития, обнаружение нейротрансмиттеров  происходит на 12-16 неделе, кортикальные нейроны существуют уже на 20 неделе, таламокортикальные связи  готовы к полноценной работе к 37 неделе гестации. То есть с уверенностью можно сказать, что адекватная реакция на боль есть и у плода. Новорожденный ребёнок способен даже на реакцию стресса подобно той, что бывает у взрослых людей. Несомненно, что боль остаётся в памяти малыша после рождения.

Механизм возникновения

Болевой синдром это не что иное, как реакция рецепторного аппарата на некое повреждение тканевых структур. Есть две группы рецепторов:

  1. Соматические механорецепторы боли (ноцицепторы). Они имеют высокий болевой порог, а стимуляция их формирует болевые ощущения. Соматический болевой синдром возникает при раздражении париетального листка брюшины, брыжейка, желчные протоки, мочеточники. Рецепторы располагаются снаружи, поэтому более вероятно их раздражение при глубоком процессе. Соматические боли  можно локализовать, то есть пациент всегда укажет точное место, например, острая боль в левом боку;
  2. Полимодальные рецепторы висцерального типа, передающие сигналы о состоянии структур органа  при незначительномраздражении и только при сильной стимуляции человек чувствует боль. Такие рецепторы находятся в желудке, кишечнике. Локализация боли довольно затруднительно, потому что рецепторы имеют широкое поле расположения. Висцеральные боли в основном обусловливаются спазмированием мышц или же растяжением структур вследствие запредельного механического воздействия.

Какой характер боли встречается

Боль в животе делится на острую, хроническую, а также рецидивирующую.Острая боль в боку, в животе чаще всего является

следствием некоей острой хирургической патологии брюшной полости, острой инфекции или травмы. Границы между острой и хронической болью разделены примерно  рубежом в 3 месяца. В детской практике встречаются намного чаще боли рецидивирующего характера. Рецидивирующие боли это боли, которые появляются не менее 3 раз на протяжении 3 месяцев.

Такие боли могут быть связаны с хроническим патологическим процессом в организме или функциональным расстройством ЖКТ.

Острый болевой синдром в животе

Пациенты, у которых случились боли в животе острого характера, нуждаются в немедленной госпитализации с последующей, в большинстве случаев, операцией. Существует собирательный термин «острый живот». В  него входят следующие болезни.

  • Острая воспалительная патология брюшной полости:

– острый аппендицит, дивертикулит;

– перитонит;

– острый холецистит и панкреатит.

  • Острые нарушения проходимости содержимого по ЖКТ:

– острая кишечная непроходимость различной этиологии;

– ущемлённая грыжа.

  • Перфорация полых органов:

– прободение язв двенадцатиперстной кишки и желудка;

– перфорация дивертикулов;

– опухолевый процесс.

  • Кровотечения в брюшную полость или в просвет полых органов:

– травматический разрыв селезёнки;

– разрыв брюшной части аорты и яичника;

– разрыв печени.

  •  Ишемические процессы в органах при эмболии  и тромбозах сосудов брыжейки.

Что делать, когда  развился острый живот

При возникновении симптомов «острого живота» необходимо в наикратчайшие сроки обратиться за помощью, так как данные действия способны будут спасти жизнь. А от врача уже зависит правильность, быстрота и точность постановки диагноза, постановке которого помогают тщательно собранный анамнез и объективное обследование.

Для того, чтобы правильно оценить жалобы пациента на боль, необходимо помнить, что каждый человек реагирует на боль по-разному. Так младенец лишь плачет и беспокоится. Он не способен никак рассказать о своей проблеме. Он не может сказать, что у него острая боль в желудке.

Ребёнок, имеющий жизненный опыт чуть больший, чем младенец какими-то действиями показвыает, что и где у него болит. Также существуют  подсказки в виде инстинктивных вынужденных поз, снижения активности маленького пациента и т.д. Врач должен из всего вороха симптомов вычленить самые важные и нужные.

Существуют, так называемые, «симптомы тревоги», позволяющие заподозрить возможную хирургическую патологию:

  • боли являются первым симптомом заболевания;
  • у пациента снижается аппетит, меняется поведение на беспокойство или, наоборот, на  малоподвижность и вялость;
  • из-за болей пациент не может уснуть или просыпается от них  ночью;
  • рвота на фоне болевого синдрома;
  • нет стула и нет отхождения газов;
  • появляются холодный липкий пот, бледность, черты лица заостряются;
  • защитное напряжение мышц передней брюшной стенки, так называемый, доскообразный живот. Этот признак самый достоверный и важный. Если он присутствует в клинике, диагностика завершена и диагноз ясен.- появление тахикардии, которая не соответствует величине температуры тела;

Из дополнительных диагностических методов проводят:

  • общий анализ крови. Могут быть изменения в лейкоцитарной формуле со сдвигом влево, что говорит о развитии воспалительного процесса;
  • проводят обзорную рентгенографию брюшной полости для исключения острой кишечной непроходимости. При наличии заболевания на снимке будут видны горизонтальные уровни жидкости – чаши Клойбера;
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • фиброгастродуоденоскопия;

Рецидивирующий характер

У детей раннего возраста их причиной может служить кишечная колика – один из нормальных периодов развития ребёнка.

Данные боли проявляются беспокойством и беспрерывным плачем во время приступа и успокоением при самоустранении спазма.

Диагностируют кишечную колику при помощи «правила трёх»: ребёнок плачет 3 и более часа в сутки не менее 3-х дней и на протяжении трёхнедельного срока подряд. Кишечная колика в основном

появляется к 1,5 месяцам жизни и исчезает к 3-4 месяцу. Возникает колика из-за незрелости мышечного аппарата кишечника. При этом ребёнок нормально развивается, питается, стул регулярный, бывают нечастые срыгивания.

С другой стороны боли в животе у младенцев могут быть манифестацией патологического процесса (кишечные инфекции, аномалии ЖКТ,  пищевая аллергия, ГЭРБ). Симптомы тревоги, свидетельствующие об этих заболеваниях это диарея с патологическими примесями и без,  снижение прибавки в  весе, упорные срыгивания, рвоты и запоры.

Для уточнения диагноза используют микробиологические исследования, рентгенографию с барием, ФГДС, УЗИ органов брюшной полости.

К детям раннего возраста не вполне применим термин рецидивирующих болей в животе. Больше о них можно говорить с расчётом на детей старше 3 лет, так как они могут сказать о появлении и исчезновении боли.

Рецидивирующие боли  в животе (РБЖ) подразделяют на пять групп: анатомические, воспалительные, неинфекционные, биохимические и функциональные. Функциональные боли обычно становятся диагнозом исключения.

Для них характерно отсутствие прогрессирования болезни, изменчивый характер жалоб, боли оцениваются ребёнком как очень сильные, жалобы, направленные на другие органы и системы, скудный анамнез, эмоциональные переживания и стрессовые ситуации в семье.

Не характерны для функциональных болей локализация боли,  пробуждение от  них, особенности поведения пациента во время приступа, анорексия, рвота, запоры, диарея, высокая температура тела, кровь в стуле, боли в суставах, отставание  ребёнка в физическом развитии.

  • Алексей Кусенко
  • Распечатать

Источник: https://pancreatit.info/bolevoj-sindrom-v-zhivote-u-detej-principy-differencialnoj-diagnostiki/

Лечим головную боль у ребенка, разбираемся в симптомах и причинах

Болевой синдром у ребенка

Жалобы на головную боль (цефалгию) у детей – распространенная причина обращения к врачам. Головная боль у ребенка – основной, а нередко и единственный неспецифический признак, информирующий о развитии различных патологий.

Термином «цефалгия» обозначают любые болезненные ощущения в области головы.

Установлено, что цефалгический синдром проявляется с разной периодичностью, интенсивностью и продолжительностью у 80% взрослых. Ученые предполагают, что распространенность патологии среди подрастающего поколения имеет аналогичные показатели.

Формы цефалгии

Общепринятая МКГБ (Международная классификация головных болей) предусматривает разделение цефалгий на 13 основных форм, которые фиксируются как у взрослых, так и в младенческом и ювенальном периоде. Многоуровневый перечень возглавляют распространенные формы первичных головных болей (ГБ):

  • мигрень,
  • ГБН (головная боль напряжения),
  • пучковая (кластерная).

К вторичным формам отнесены головные боли у ребенка, сопряженные с воздействием внутренних или внешних факторов. Они значительно реже проявляются в юном возрасте, и часто удается установить провоцирующие их ситуации. Головная боль у ребенка может стать следствием:

  • травм головы или шеи,
  • структурных поражений сосудов,
  • не сосудистых внутричерепных патологий.

Нередко у ребенка болит голова после приема или отмены определенных веществ. Цефалгия может проявиться вследствие перенесенной инфекционной болезни или быть результатом нарушения процесса обмена веществ.

Также головная боль у ребенка – негативное следствие патологий структур лица и черепной коробки. В отдельной графе списка – болевой синдром, возникший на фоне психоэмоциональных расстройств ребенка. Выделяют кранильные ГБ и не классифицируемые (неустановленного генеза).

Причины возникновения

По механизму возникновения ученые выделяют шесть видов цефалгий, для каждого из которых характерны свои клинические симптомы и побуждающие их факторы. Головная боль у ребенка может носить характер:

  1. сосудистый;
  2. вазомоторный (Гб напряжения),
  3. ликвородинамический,
  4. невралгический,
  5. смешанный,
  6. психалгии.

Факторы

Фактор 1. Травма ребенка, вызванная нарушениями и осложнениями в процессе родовой деятельности.

При сложных родах возможно смещение позвоночника в шейном отделе, что вызывает сжатие расположенных рядом кровеносных сосудов. Ухудшение кровотока приводит к дефициту кислорода тканей головного мозга.

Ребенок жалуется на головную боль в четко ограниченной зоне: в теменной доле, в области висков, на участках лба.

Фактор 2. Почему болит голова у грудничка? Причина: гипоксия плода. В условиях кислородного дефицита у плода нарушается процесс формирования и развития структур центральной нервной системы. Хроническая гипоксия плода при беременности – распространенный источник головных болей у ребенка.

Фактор 3. Главный виновник мигренозного синдрома – наследственная предрасположенность, генетический сбой, передающийся по материнской линии. Если мать страдает от приступов мигрени, высока вероятность что будут частые головные боли у ребенка.

Фактор 4. Установлено, что у лиц, страдающих мигренозными приступами, нарушена выработка нейротрансмиттера серотонина. Дефицит этого химического вещества провоцирует головную боль у ребенка пульсирующего характера, в большей части случаев локализующейся односторонне.

Фактор 5. Сосудистая головная боль у ребенка часто является следствием вегетативной дисфункции (нейроциркуляторной дистонии). Криз при ВСД часто фиксируется в часы полового созревания – времени стремительного роста детей, при котором органы, включая кровеносные сосуды, не успевают за ростом костной и мышечной массы.

Фактор 6. Распространенный провокатор сосудистой головной боли у ребенка – физическое или психическое перенапряжение. Спазм артерий, расширение или сужение сосудистой стенки приводит к нарушению кровоснабжения мозга, награждая ребенка сдавливающей, тупой или ломящей болью.

Фактор 7. Виновник сосудистой головной боли у ребенка – изменение погодных условий. Дети с ВСД отличаются особой метеочувствительностью, бурно реагируют на скачки атмосферного давления. Нередко сосудистая головная боль у ребенка сочетается с головокружением, тошнотой, «мушками» перед глазами.

Фактор 8. Нарушение функций щитовидной железы – одна из причин, почему у ребенка болит голова в области затылка.

Фактор 9. Головная боль напряжения – самая распространенная разновидность цефалгии. Она проявляется в ответ на воздействие стрессоров, при истощении нервной системы.

Вазомоторная цефалгия часто появляется при излишней нагрузке на мышцы головы и шеи, спазм мускулатуры плечевого пояса.

Является прямым следствием сокращений мышечной ткани, приводящих к сдавливанию кровеносных артерий и венозному застою. Проявляется сдавливающими, сжимающими, стягивающими ощущениями.

Фактор 10. Ликвородинамический болевой синдром – спутник повышенного внутричерепного давления, частого явления после ушибов и травм головы. Ликвородинамическая цефалгия носит распирающий характер, с локализацией в глубине головы.

Фактор 11. Обратите внимание, когда ребенок жалуется на головную боль, которую сопровождает чувство раздвоения в глазах, головокружение, потеря сознания, тошнота и рвотой. Такие опасные проявления могут свидетельствовать о патологических новообразованиях мозга.

Фактор 12. Часто ребенок жалуется на головную боль при повышении температуры тела в ответ на развитие инфекционных процессов или вирусных заболеваний. Сильные болевые ощущения, отягощающиеся при движениях головой, сопровождающиеся активацией рвотного центра, – знаки, которые может указывать на менингеальный синдром.

Фактор 13. Дети реагируют на нехватку сна, недостаток отдыха, дефицит свежего воздуха цефалгией.

Фактор 14. Арбузную головную боль у детей может спровоцировать чрезмерный, неконтролируемый прием обезболивающих фармакологических препаратов.

Фактор 15. Причиной развития мигрени может стать неправильный рацион. Изобилие в меню шоколада и твердых сыров насыщает организм тирамином и фенилэтиламином – виновниками приступов мигрени.

Симптоматика

Симптомы, сопутствующие головной боли, и ее характеристики различны в каждой конкретной ситуации в зависимости от вида цефалгического синдрома. Опишем признаки основных видов головной боли.

Мигрень имеет пульсирующий характер боли, чаще одностороннюю локализацию. Продолжительность приступа в среднем – от 4 часов до 2 суток. Сопутствующие состояния: общая слабость, тошнота, рвота, чувствительность к свету.

Гб напряжения протекает монотонно, интенсивность – легко или средне выражена. Ребенок жалуется на сжимающие, сдавливающие, стягивающие ощущения в затылочной области, лобной части, теменных зонах.

Пучковая ГБ носит резкий, просверливающий характер. Боль локализирована односторонне, часто в области глазницы. Возможно появление ее «спутников»: избыточного слезотечения, затруднения дыхания носом, гиперемии лица (покраснением).

Сосудистые патологии вызывают сдавливающую, тупую или ломящую боль, часто протекают с тошнотой и головокружением. Ребенок отмечает «летающие мушки» перед глазами.

Психогенная ГБ у ребенка: тупая, сжимающая, имеет двустороннюю локализацию. Сопутствующие явления: угнетенное настроение, тревожность, апатия, раздражительность.

Инфекционно-токсическая цефалгия: острая, резкая, с постоянной периодичностью.

Диагностика

Определить конкретный вид головной боли у ребенка – достаточно сложный процесс, требующий длительного наблюдения клинической картины и проведения обширных исследований. Диагноз выносят с учетом клинических критериев болевых синдромов цефалгии на основании результатов лабораторных мероприятий:

  1. рентгенографии черепа,
  2. компьютерной томографии (КТ),
  3. магнитно-резонансной томографии (МРТ),
  4. электроэнцефалографии (ЭЭГ),
  5. транскраниальной допплерографии (ТКДГ).

Лечащий врач может рекомендовать получить консультацию узких специалистов: невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра.

Подходы к лечению головной боли

Единичные приступы головной боли допускается купировать путем приема ненаркотических анальгетиков после объективной оценки возможных рисков и побочных действий препарата. В лечении головной боли хронического характера необходим комплексный подход, основанный на изучении особенностей клинической картины патологии, выяснение первопричины и после диагностирования вида цефалгии.

Внимание! Самостоятельное лечение головной боли у ребенка категорически недопустимо: можно не только пропустить симптомы более серьезного основного недуга, но и навредить здоровью в целом.

Не все фармакологические средства, используемые в медикаментозной терапии цефалгии у взрослых, используются в практике педиатрии в силу ограничений по возрасту.

Например: метамизол натрия, более известный в России как анальгин, во многих странах не используют до достижения четырнадцати лет (в РФ рекомендованное ограничение – до 6 лет).

Некоторые нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) с осторожностью применяют у детей до 16 лет.

Немедикаментозные формы лечения

Перед тем как дать таблетки от головной боли для детей, необходимо принять меры для устранения вероятных провоцирующих факторов. Среди мероприятий первостепенной важности:

  1. нормализация режима дня,
  2. исключение вероятности физических и умственных перегрузок,
  3. обеспечение благоприятного психологического климата в семье и детском коллективе,
  4. создание условий для полноценного сна,
  5. ограничение в использовании гаджетов и просмотре телевизионных программ,
  6. привлечение ребенка к активной физической деятельности: посещение спортивных секций, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Во многих случаях пищевая аллергия исполняет роль пусковых механизмов в развитии приступов мигрени. Врачи рекомендуют исключить из рациона или ограничить до минимума следующие продукты:

  • твердый сыр,
  • шоколад,
  • молоко,
  • апельсины,
  • яйца.

При головной боли психогенной природы желательно ежедневно делать утреннюю зарядку и определить ребенка в секции ушу или йоги.

При присоединении эмоциональных расстройств, изменению аппетита, нарушениях сна либо при тяжелом течении подросткового периода необходимо обратиться к детскому психологу или психотерапевту и прибегнуть к техникам психотерапии.

Хороший результат в лечении пациентам с цефалгией показывает иглорефлексотерапия.

Мигрень

Для купирования мигренозных приступов широко используют кофетамин (Coffetamin), оказывающий выраженное сосудосуживающие действие и улучшающий деятельность головного мозга. Также в педиатрии в данных целях применяют парацетамол (Paracetamolum) в дозах, соответствующих возрастной категории ребенка.

Схема лечения мигрени разрабатывается строго в индивидуальном порядке.

При болевом синдроме умеренной и сильной интенсивности врач может рекомендовать прием ибупрофена ((Ibuprofen). Для детей старше 10 лет эффективно использование симпатолитика и седатика эрготамина (Ergotamin). В профилактических целях детям назначают бета-адреноблокатор пропранолол (Propranololum).

Гб напряжения

При данном заболевании применяют комбинированную схему лечения, включающую:

  • НПВС, например: Нурофен (Nurofen), для детей в виде суспензии,
  • трициклические антидепрессанты, например: амитриптилин (Amitriptylinum) у детей старше 6 лет,
  • транквилизаторы бензодиазепинового ряда, например: диазепам (Diazepamum) в возрасте строго после 3 лет.

Пучковая ГБ

В педиатрической практике острых приступов этого вида цефалгии широко используют кафергот (Cafergot), купирующий проявления сосудистого генеза.

Облегчить болевые ощущения способно вдыхание высокой концентрации чистого кислорода.

Медикаментозная терапия также включает прием:

  • β-адреноблокаторов, например: пропранолол (Propranololum),
  • противоэпилептических средств, например: Карбамазепин (Carbamazepine),
  • препаратов лития, например: лития карбонат (Lithii carbonas),
  • синтетических аналогов кортизола, например: преднизолон (Prednisolonum),
  • селективных блокаторов кальциевых каналов, например: верапамила гидрохлорид (Verapamili hydrochloridum).

Внимание! Подбор схемы лечения и выбор препаратов может проводить только лечащий врач. Самолечение даже таблетками, имеющимися в свободной продаже, может нанести непоправимый вред здоровью детей и привести к более частым и интенсивным приступам цефалгии.

Источник: https://golovabolit.net/mama-i-rebenok/golovnaya-bol-u-rebenka-simptomy-prichiny-lechenie.html

Хроническая боль у детей: причины и симптомы — Про Паллиатив

Болевой синдром у ребенка

Хроническая боль – это длительная боль, связанная с заболеванием, как правило, не поддающимся излечению. Хроническая боль может быть вызвана тяжелой инфекцией, например, ВИЧ или СПИД, хроническими заболеваниями, к которым относятся ревматоидный артрит, онкология.

Она может быть следствием травм, ожогов, электротравмы, или возникнуть после ампутации конечности в виде фантомной боли.

Хроническая боль может иметь эпизодический характер, например, проявляться при кризах серповидноклеточной анемии – наследственное заболевание, распространенное в странах Африки.  

Ранее хронической болью называли боль любого типа, которая не проходила в течение 3-6 месяцев. В последнее время в литературе вместо термина «хроническая боль» все чаще используется «персистирующая боль», так как ее срок перестал иметь значение. Этот термин также был введен в рекомендации ВОЗ по обезболиванию в 2012 году.

В паллиативной помощи также используется понятие total pain – «общая боль». Это более комплексный термин, который включает боль не только физическую, но не душевную, требует фармакологической коррекции и психологической поддержки.

Хроническая боль может быть как сильно выраженной, так и слабой. Она может иметь смешанный характер, когда у пациента одновременно несколько видов боли, например, висцеральная и нейропатическая боли при онкозаболеваниях. Обычно врачи сталкиваются с тем, что излечить хроническую боль невозможно, и тогда человек нуждается в постоянном обезболивании.

Признаки хронической боли 

Поведение детей с хронической болью имеет свои особенности. Одно из проявлений боли – это вынужденная, неестественная поза ребенка, которая обусловлена защитой болезненных областей. Например, ребенок боится двигать ногой, если у него опухоль конечности, или лежит на боку при опухоли в животе. Он может чувствовать, что в этой позе боль прекращается или становится меньше.

При хронической боли может быть психомоторная инерция – при осмотре ребенок никак не реагирует на врача. Для малышей характерно замедление движений и снижение активности. В норме у них гиперреактивность, а при болевом синдроме дети становятся вялыми, могут лежать и не двигаться.

Также ребенок может вести себя скованно или враждебно. Причем враждебность может быть обусловлена не только симптомами, связанными с заболеванием, но, прежде всего. – болевым синдромом.

Подросткам с хронической болью свойственно погружение в себя, покорность и отсутствие реакции на происходящее.

Чрезмерно тихое поведение может сменяться повышенной раздражительностью при малейшем прикосновении.

Последствиями хронической боли может стать расстройство сна, гнев, изменение аппетита. Если ребенок ходит в школу, у него появляется плохая успеваемость.

Отсутствие характерных для хронической боли поведенческих признаков не означает, что боли нет. Иногда дети в страхе отрицают наличие боли, особенно если их признание может повлечь еще более болезненные ощущения, например, уколы. Поэтому в педиатрической практике так нужны неинвазивные методы обезболивания (таблетки, капли, пластыри, спреи и т.д.).

Отношение к хронической боли 

Известный факт, что последние 25 лет все больше детей страдают хронической болью. Вероятно, рост связан с тем, что проблеме стали уделять больше внимания, специалисты стали говорить о том, что если ребенок не говорит о боли – это не значит, что он ее не испытывает. Также за это время разработали и внедрили принципы и шкалы оценки боли.

Однако до сих пор некоторые врачи и родители детей могут не верить в то, что ребенок нуждается в обезболивании. Одно из самых распространенных заблуждений в том, что боль – это реакция организма на борьбу с раком: раз болит – значит организм борется.

Болевой синдром часто сопровождает онкологическое заболевание, особенно в инкурабельных случаях, когда происходит неконтролируемый рост опухоли.

Поэтому единственное, что мы можем сделать – уменьшить страдания ребенка и облегчить его состояние, улучшить не только его качество жизни, но и его близких. Постоянная боль выматывает и ребенка, и его семью.

Или же существует мнение, что опиоидная терапия может сделать ребенка наркоманом – оно опровергается научными исследованиями. Такие заблуждения и недоверие профессионалам приводят к тому, что дети оказываются необезболенными.

Нужно помнить, что хроническая боль может быть не только проявлением онкозаболеваний. В моей практике был ребенок с болезнью Ниманна-Пика – это неонкологическое заболевание, при котором в организме накапливаются токсичные продукты в результате дефицита определенных ферментов.

При этом заболевании увеличивается печень и селезенка, растягивается капсула органов, что вызывает сильнейший хронический болевой синдром. Мама ребенка сама работала врачом. И она, и врачи в поликлинике, где ребенок наблюдался, длительное время не верили, что ребенку требуется обезболивающее.

По физиологическим параметрам, по шкалам оценки боли это было очевидно.

Чтобы обезболить ребенка, я объясняла и маме-доктору, и папе потребность ребенка в этом. Затем мама сама ходила в в поликлинику вместе с книгами об обезболивании и доказывала, что ребенку нужен трамадол и морфин.

В течение последних месяцев жизни ребенок получал обезболивание, ему от этого становилось лучше. У него уменьшилась одышка, он начал кушать и спокойнее спать. Только когда все увидели эффект от этой терапии, стало понятно, что у ребенка действительно был выраженный болевой синдром. Хотя, казалось бы, если ребенок молчит, не говорит о боли, значит, он не испытывает ее.

Поэтому, если ребенок эпизодически ведет себя беспокойно, отказывается от еды или питья, находится в неестественной для себя позе и не реагирует на вас, воспользуйтесь шкалами для определения боли и обратитесь к врачу при подозрении на нее.

Источник: https://pro-palliativ.ru/blog/hronicheskaya-bol-u-detej-prichiny-i-simptomy

Боль и болевой синдром у детей

Болевой синдром у ребенка

Боль – это не только симптом большинства заболеваний, но и сложный психофизиологический феномен, в который вовлечены механизмы регуляции и формирования эмоций, моторные, гуморальные и гемодинамические проявления, формирующие болевой синдром.

Международная ассоциация по изучению боли (IASP) дала следующее определение понятию боль: «Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с существующим или возможным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения».

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Классификация

У детей наиболее часто используемые классификации боли следующие:

  1. По патофизиологическому механизму: ноцицептивная – соматическая (поверхностная/глубокая) или висцеральная; нейропатическая – периферическая или центральная; диссоциативная; смешанная.
  2. По длительности: острая боль – менее 30 дней, хроническая – более 3 месяцев. Однако это деление условно и не является необходимым для принятия решения о лечебной стратегии, так как симптомы и причины двух этих видов могут перекрываться, а патофизиологические факторы могут не зависеть от длительности; поэтому лучше использовать термин «персистирующая».
  3. По этиологии – основана на типе вызвавшего ее заболевания – злокачественном или незлокачественном; имеет слабое отношение к механизмам и лечению боли у детей.
  4. По анатомической локализации (например, головная боль, боль в спине, мышечно-фасциальная, ревматическая, скелетная, неврологическая, сосудистая; однако деление по локализации/функции не рассматривает механизм боли и не предлагает стратегии для лечения боли).

Общие принципы медикаментозного лечения боли у детей

При фармакотерапии боли у детей применять двухступенчатую стратегию:

Ступень 1 (слабая боль): неопиоидные анальгетики +/– адъювантные анальгетики;

Ступень 2 (умеренная и сильная боль): сильные опиоидные анальгетики + неопиоидные анальгетики +/– адъювантные анальгетики.

Рисунок «Детская “лестница” обезболивания ВОЗ (2012)»

Пациенту, получающему обезболивание, и/или его родителям (законным представителям) следует составить план приема препаратов.

Прием базовых и вспомогательных препаратов с указанием доз назначается по часам (это поможет поддерживать на определенном уровне концентрацию препарата в плазме крови и контролировать болевые ощущения).

В плане приема лекарств необходимо указывать, для чего предназначен каждый из препаратов.

✪ Как назначать лекарства по новому порядку, как организовать работу, расскажем журнале «Заместитель главного врача»

Фармакологические профили наиболее часто используемых опиоидных анальгетиков у детей представлены в «Фармакологические профили наиболее часто используемых опиоидных анальгетиков у детей».

Вводить обезболивающий препарат регулярно через определенные интервалы времени с учетом периода полувыведения, «по часам».

Использовать безболезненные пути введения обезболивающих:

  • по возможности через рот;
  • альтернатива – подкожно или внутривенно путем постоянной инфузии или разовых введений через венозный катетер;
  • внутримышечный путь не используется.
  • «Индивидуальный подход» к лечению пациента – адаптация лечения к индивидуальным потребностям пациента.

При разработке индивидуального подхода к лекарственному лечению помимо непосредственного анальгетического эффекта должны быть учтены другие положительные эффекты выбранного препарата (например, уменьшение тревоги, улучшение сна, настроения и качества жизни), а также такие факторы, как его переносимость и возможность развития серьезных побочных эффектов.

Не рекомендовано при разговоре с пациентом и/или законными представителями использовать термин «наркотические обезболивающие» – следует говорить «опиоидные анальгетики», чтобы отделять неблагоприятное социальное явление наркоманию от врачебных назначений, направленных на благо пациента.

Что такое опиоидные анальгетики

Опиоидные анальгетики (сильнодействующие опиоиды) – это морфин и морфиноподобные обезболивающие (к слабым относятся трамадол и сходные с ним обезболивающие). Они блокируют болевые сигналы в спинном и головном мозге.

У обезболивания три основные цели:

  • обеспечить хороший сон по ночам и комфортное самочувствие днем;
  • полностью снять боль в дневное время в состоянии покоя;
  • освободить ребенка от боли при ходьбе и других видах двигательной активности.

Если вашему ребенку назначили опиоидные анальгетики, вам нужно ознакомиться с информацией об использовании таких препаратов.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Когда назначают опиоидный анальгетик

В большинстве случаев ребенку назначают сильный опиоидный анальгетик, когда не помогают другие обезболивающие – например, парацетамол, или нестероидные противовоспалительные средства (например, ибупрофен), или слабые опиоидные анальгетики (например, трамадол), которые не всегда обеспечивают достаточное облегчение боли, даже если принимаются все вместе.

Морфин назначают для облегчения умеренной и сильной боли при онкологических и неонкологических заболеваниях.

Избавляя от боли и мучений, сильные опиоидные анальгетики улучшают качество жизни: дети лучше спят, меньше чувствуют боль, когда двигаются, может вернуться аппетит и желание играть, учиться, вести активный образ жизни.

Если ребенку назначили морфин – это не значит, что он близок к смерти.

Некоторые пациенты принимают сильные опиоидные анальгетики месяцами или даже годами.

При лечении онкологических заболеваний сильные опиоидные анальгетики могут применяться в начале противоопухолевого лечения, на всем его протяжении, при прогрессировании болезни, когда противоопухолевая терапия оказывается неэффективной.

Источник: https://www.provrach.ru/article/7354-pmt-19-m05-09-bolevoy-sindrom-u-detey-pamyatka

Абдоминальная боли у детей: виды, диагностика и лечение

Болевой синдром у ребенка

Боли в брюшной области у детей стоят на первом месте среди наиболее часто встречающихся болей и ведущих к многочисленным оперативным вмешательствам.

Так же рецидивирующие боли данного типа являются причиной большинства приступов  слез  и беспокойства у детей.  Дети в возрасте до шести месяцев по большей части испытывают болевые ощущения от кишечных колик.

В школьном возрасте боли в животе могут, как бесследно исчезнуть, так и стать причиной развития гастроэнтерологических патологий.

Каждый врач, сталкивающийся с данной проблемой, должен, сперва, определить носят ли боли и вздутие в животе хирургический характер экстренного порядка или нет. Следующим его шагом становится выявление этиологии заболевания, то есть является ли причиной боли органика или же она связана с функциональными нарушениями.

Боль – это дискомфортное ощущение, сопровождающее  процесс повреждения целостности тканей  иную нефизиологическую патологию.

Болевые ощущения способны испытывать практически все люди. Даже организм плода, находясь в утробе матери, уже к 24 неделям передает болевые  импульсы. Дети, так же как и взрослые, к моменту рождения полностью обладают системой болевого оповещения. Они в равной степени с взрослым человеком способны  испытывать стресс и фиксировать в своей памяти болевые моменты.

Механизм абдоминальной боли

Боль в районе живота возникает вследствие  возбуждения поврежденных тканей.

Группы рецепторов:

  1. Ноцицепторы, или болевые соматические механорецепторы. Они обладают высоким порогом чувствительности. При их стимуляции возникает чувство боли.
  2. Полимодальные висцеральные рецепторы. На слабое раздражение дают информацию об общем состоянии организма, а при сильном — вызывают болевые ощущения.

Болевой импульс из рецепторов пораженной области поступает в рог спинного мозга, проходит по спинному мозгу и достигает коры головного мозга. Таким образом, у человека появляется осознание боли и сами болевые ощущения.  Кроме этого у человека формируется болевая память.

Для соматической боли характерно то, что пациент  с точностью может указать место ее локализации, а точнее одним или двумя пальцами.

Мышечная и слизистая оболочки полых органов, таких как желудок и кишечник, не снабжены  соматическими рецепторами, поэтому, при их поражении возникает ярко выраженный болевой синдром.

Висцеральные рецепторы распространены шире и не имеют строгой локализации, что касается и болей.

Болевые импульсы могут наслаиваться друг на друга и усиливаться. А переплетение висцеральных и соматических путей может привести к иррадиации боли.

Виды течения болей в брюшной полости

  • Острая (острая хирургическая патология, травма, острое инфекционное заболевание. Временные рамки зависят от причины возникновения.)  Данный тип болей характеризует заболевания, которые входят в группу болезней под общим названием «острый живот»:

a) Воспалительные заболевания брюшной полости острого характера:

  • острый аппендицит;
  • острый дивертикулит Меккеля;
  • острый панкреатит и холецистит;
  • перитонит.

б)Нарушение желчно-кишечной проходимости:

  • острая кишечная непроходимость;
  • инвагинация;
  • ущемление грыжи.

в)Прободение полых органов:

  • прободение дивертикулов;
  • прободение язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • новообразования.

г) Внутреннее кровотечение в просвет полых органов или брюшную полость:

  • разрыв печени;
  • разрыв селезенки;
  • разрыв аорты;
  • апоплексия (разрыв яичников).

д) Сбой кровообращения в абдоминальных органах в результате тромбозов  эмболии сосудов кишечника.

  • Хроническая (по срокам течения превышает три месяца);
  • Рецидивирующая (периодически повторяется на протяжении трех месяцев).

Шанс положительного исхода зависит от своевременно оказанной квалифицированной помощи с правильно выставленным диагнозом и грамотно назначенным лечением. А для того, чтобы диагноз был выставлен верно, необходимо сперва собрать полный анамнез и внимательно обследовать пациента.

Рецидивирующие боли в животе встречаются чаще всего. Вызваны они разнообразными причинами. У новорожденных – это колики в кишечнике, которые характеризуются: сучением ножками, вздутием  и напряжением животика, причём снимается  приступ боли после газоотхождения и дефекации. Диагностировать кишечные колики можно по:

  • плачу в течение  более трех часов;
  • не менее трех дней в неделю;
  • на протяжении трех недель подряд.

При всем этом дети хорошо себя чувствуют, пребывают в позитивном настроении и прибавляют в весе.

Другими причинами болей в животе у детей могут быть кишечные инфекции, пищевая аллергия, аномалии ЖКТ, ГЭРБ.

Тревожными симптомами развития абдоминальной патологии являются:

  • жидкий стул, слизь в нем, возможно кровь;
  • аллергия на коже;
  • частая рвота и срыгивание;
  • снижение веса;
  • частые запоры.

Диагностические возможности

Каждый человек описывает боль по мере своих возможностей, в соответствии со своим жизненным опытом. Новорожденный ребенок не в состоянии ответить на вопросы врача, поэтому доктору необходимо ориентироваться на поведенческие признаки ребенка (положение, плач, изменение поведения).

Наиболее характерные признаки поведения, говорящие о возможной хирургической проблеме:

  1. Симптомы боли в животе часто появляются первыми;
  2. Нежелание есть и изменение поведения, а это надрывный плач, адинамия, беспокойство, принятие вынужденного положения;
  3. Бессонница или резкое пробуждение;
  4. Рвота, сопровождающая боль;
  5. Отсутствие газов и стула;
  6. Холодный пот и бледность;
  7. Необоснованная тахикардия;
  8. Напряженная брюшная стенка;

Дополнительные методы диагностики:

  • анализ крови (клинический);
  • обзорный вертикальный снимок брюшной полости;
  • УЗИ;
  • фиброэзофагогастродуоденоскопия (при подозрении на внутренние кровотечения из верхних отделов ЖКТ).

Лечение

Первое  мероприятие это устранение причины. Лечение должно заключаться еще и в обеспечении ребенка полноценной активностью, соответствующей его возрасту. Обязательно соблюдение диеты и исключение провоцирующих обострение факторов. Часто процесс выздоровления связан с медикаментозным лечением, которое подбирается в зависимости от характера заболевания.

Психотерапия, гипнотерапия, иглорефлексотерапия, физиотерапия, биологическая обратная связь так же имеют место быть в лечение абдоминальных болей у детей.

Так нужно отметить, что полноценный результат достигается путем суммарного лечения. Игнорирование даже одного пункта может не только затянуть момент выздоровления, но и стать причиной дальнейшего развития заболевания.

  • Анастасия
  • Распечатать

Источник: https://sovdok.ru/detskie-bolezni/abdominalnyie-boli-u-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.