Чем чревато воспитание ребенка без любви?

Содержание

13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка

Чем чревато воспитание ребенка без любви?

Продолжение рода – главная эволюционная задача человечества. Инстинктивно мы все стремимся к воссозданию себе подобных, чтобы род продолжался в новом поколении. Несмотря на природный инстинкт, развитие цивилизации, ее усовершенствование, комфорт жизни человека зависит не только от количества людей, но и качества.

Человек живет, совершает поступки, мыслит по определенному шаблону, заложенному предыдущим поколением.

Покажи мне свою семью и я скажу, кто ты.

Невзирая на внешние и некоторые внутренние отличия, семья имеет колоссальное влияние на формирование личности и определяет ее дальнейшую жизнь. Все взаимоотношения человека с окружающим миром вещей и людей строятся на базе заложенных семьей ценностей, принципов, духовного и культурного уровней.

По этой причине изучение стилей воспитания в семье, причин и последствий внедрения каждой так важно. И не только в рамках конкретной семьи, но и в масштабах страны, человечества в целом.

Воспитание ребенка – это инвестиция. Вкладывая в свое чадо чувства, время, материальные ресурсы, родители стремятся получить хорошего, правильного человека, который будет счастливым.

Несмотря на искреннее желание лучшего, взрослые совершают массу педагогических ошибок, которые коверкают внутрисемейные отношения и взрослую жизнь ребенка.

Каждая семья несет в себе определенный тип воспитания детей. Большинство схем передается из поколения в поколение, поэтому определить модель поведения ребенка в будущем легко.

Именно знания о каждом типе неправильного воспитания помогут уберечь родителей от ошибок, которые деструктивно скажутся на жизни и отношениях как теперь, так и в будущем.

Типы неправильного воспитания – условное название для определения неверных воспитательных шагов, которые приведут к ужасным последствиям. В статье мы рассмотрим, как проявляется такое воспитание по отношению к ребенку. Также предлагаем советы родителям, которые в 79% помогут исправить ситуацию, пока не поздно.

1

Это система внутрисемейных отношений, при которой ребенок чувствует себя нелюбимым и одиноким.

Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, возможно, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются. Поэтому ребенок чувствует себя ненужным и одиноким. Взрослые ведут себя, словно ребенка в их семье не существует.

Как проявляется

  • Отсутствует интерес к жизни малыша;
  • Ребенка не обнимают, не целуют, нет тактильного контакта;
  • Малыш предоставлен сам себе, о нем не заботятся;
  • Проблемы и трудности решает сам;
  • Не тратится время на игры, разговоры, совместный отдых;
  • Взрослые не владеют информацией о ребенке: любимый цвет, мечты, страхи, достижения.

К чему приводит

  1. Формирование комплекса ненужности;
  2. Неуверенность в себе;
  3. Замкнутость;
  4. Тревожность и страх перед будущим;
  5. Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами: конфликтность, агрессивность;
  6. Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий: наркотики, алкоголь, игромания;
  7. Сложности в построении отношений с людьми: уход от ответственности, принятия решений, неспособность поддерживать и сочувствовать другим или позиция «делаю, что хочу, и вы мне не указ».

Гипоопека формирует в ребенке стойкое ощущение своей незначительности, которую он впоследствии стремится компенсировать за счет других людей, выбирая неверные методы.

  • Время только для ребенка, когда взрослые играют только с малышом, не отвлекаясь на другие дела;
  • Искренний интерес к жизни: как дела в школе, какие друзья и почему, проблемы и тревоги, необходимая помощь или совет;
  • Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день и обнимать (прикасаться) как можно чаще;
  • Не отмахиваться от вопросов или проблем, не смеяться над незначительными, с вашей точки зрения;
  • Хвалить и подбадривать, создавая ощущение значимости и успешности;
  • Составить список четких правил и регламентов для ребенка (распорядок дня, обязанности по дому и т.д.). Это формирует дисциплинированность и ответственность.

Нехватка времени, усталость, проблемы и взрослые конфликты – это не оправдание, а лишь указание на то, что нужно принимать решение и расставить верно приоритеты. Ваши проблемы рано или поздно решатся, а последствия гипопротекции будут сопровождать ребенка всю жизнь.

Почитать в тему:

2

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”.

Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной.

Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

Как избежать последствий

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя.

    Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.

  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин.

    Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;

  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Займитесь своей жизнью. Гиперопека возникает по причине отсутствия собственной жизни взрослого.

Проявите интерес к чему-то еще помимо ребенка. Таким образом вы дадите больше свободы ему и себя наполните чем-то увлекательным. Так вы научите его любви к себе.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://EvriKak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/

Советы родителям капризных детей

Чем чревато воспитание ребенка без любви?

Как воспитывать детей? Этот вопрос постоянно задают себе родители. Наказывать или не наказывать? Что делать, если малыш упрямо требует своего: «Хочу!» и никакие уговоры не действуют? Как регулировать отношения между братьями и сёстрами? Своим опытом делится священник Филипп Ильяшенко, отец девятерых детей.

Я несколько раз участвовал в разных передачах – телевизионных и радио, в которых ставился вопрос о воспитании детей. И в одном случае вопрос, предлагаемый к обсуждению, звучал совсем кардинально: бить или не бить, если ребёнок не слушается.

Я решил посоветоваться с папой (протоиереем Александром Ильяшенко, вырастившим 12 детей), и он мне сказал: «Имей в виду, что битье само по себе никого ничему не научило, детей нужно любить».

Помню, что и мой духовник – отец Владимир Воробьёв – неоднократно говорил и говорит, что если родитель в «процессе воспитания» теряет самообладание, позволяет себе кричать на детей, а тем более – поколачивать их, то эффект от этого будет, причём заметный не сразу. Но эффект этот окажется противоположный родительским ожиданиям.

Ребенок начнёт бояться, станет стараться избежать родительского гнева, и, не имея ни физических, ни моральных сил, противостоять авторитету взрослого, воспользуется тем, что для него доступно – начнёт обманывать.

И напротив, если воспитание детей основывается на любви, если дети эту любовь чувствуют, то нежелание огорчить любящего человека будет столь велико, что взрослому не потребуется ни кричать, ни выходить из себя.

Это основной общий принцип, без которого, мне кажется, вообще бесполезно говорить о воспитании.

Что же касается конкретных случаев непослушания, здесь всё работает в зависимости от конкретной ситуации.

Вот я сижу, говорю по мобильному телефону, а мой старший, 15-летний сын принёс мне городской телефон и говорит: «Тебя спрашивают».

Понятно, что я проявлю строгость: предполагаю, что в 15 лет ребенок в состоянии понять, что если взрослый человек говорит по телефону, то не надо ему мешать, предлагая поговорить параллельно по другому телефону.

Также он в состоянии ответить, что папа сейчас разговаривает по мобильному и предложить перезвонить попозже.

А вот другая ситуация, уже с малышом: ребенок сует пальцы в розетку. Понятно, что не стоит читать ему в это время нотацию, наблюдая, как его стукнет током. Достаточно дать ему по руке, и он лучше всяких слов и нотаций в этом возрасте поймет, что так делать нельзя.

Это, кстати, не относится к категории «бить». Просто в данной экстренной ситуации надо действовать быстро и четко. Как раз если для ребёнка такое поведение родителя – экстраординарное, а не привычное, он поймет, что сделал что-то, выходящее из ряда вон.

Спокойствие, только спокойствие

Как я уже сказал, принципиальный момент для родителей – сохранять внутреннее спокойствие. Это то, чему меня учили в детстве родители собственным примером и то, чего я всё-таки не умею по-настоящему достичь.

Нельзя набрасываться на ребёнка с криками: «Не смей больше так делать!», – он не услышит ничего, кроме нашей агрессии.

Любовь, как некая основа, последовательность требований, непреклонность их исполнения – основные принципы воспитания.

А ещё – уважение. Мои родители к детям всегда относились с большим уважением, с большим доверием. В многодетной семье, как правило, жить тесно, с личным физическим пространством сложно, и тем ценнее, как мне кажется, уважение к внутреннему личному пространству, к свободе.

Больше всего в детском, подростковом возрасте я ценил то доверие, которым пользовался у родителей. Я не был образцовым в своем поведении ребенком, но боясь потерять родительское доверие, предоставляемую мне внутреннюю свободу, сумел не совершить каких-то необратимых поступков.

Но заслуга в этом не моя, а духовника и родителей, которые умели не вмешиваться, оставить свободу выбора там, где это было полезно, то есть, в большинстве случаев, и сказать жесткое, определенное «нет» там, где это нужно было сделать.

Не обладая кротким характером своего отца, смирением своего духовника, будучи человеком взрывающимся, гордым и резким, я стараюсь именно распорядительно-командное свое участие в жизни детей минимизировать.

Но в этом смысле Господь меня спасает тем, что все эти мои недостатки компенсируются достоинствами моей жены, которая умеет быть мягкой, спокойной, терпеливой со всеми этими детьми: и с пятью школьниками, одним старшим дошкольником, тремя малышами, включая грудничка.

Она с каждым умеет разобраться, встретить, проводить, правильно сделать уроки, отправить помогать на кухню, сводить на занятие одного, встретить другого, быть диспетчером, воспитателем, педагогом группы продленного дня, учителем, помочь еще раз повторить, пройти заново тот материал, который они не поняли.

Но, тем не менее, я стараюсь придерживаться с детьми принципа уважения, внутренней свободы. Особенно это важно, когда ребёнок достигает подросткового и предподросткового возраста. Я вижу, как ребёнку важно, чтобы я доверял ему, считал ответственным, и он старается, как я когда-то, оправдать это доверие.

Каникулы – самое тяжёлое

Учебный год – непростое время, но самый тяжелый для многодетной семьи – период каникул. Собравшись вместе в достаточно ограниченном пространстве, дети превращаются в некую такую гранату, которая может взорваться в любой момент. Потому что энергичные личности вдруг остаются без какого-то такого жизнеопределяющего дела: без походов в школу, на музыкальные и спортивные занятия.

Так что детей, особенно если их много, нужно занимать и на каникулах, и во время учебного года. Чтобы эта детская энергия уходила с пользой и в нужном направлении.

Чтобы дети усваивали, осваивали информацию, умения, навыки, которые необходимы в данном конкретном возрасте.

Чтобы потом, когда они сделают первый шаг во взрослую жизнь, окончат школу и будут получать высшее образование или выберут иной для себя путь, они имели бы самый важный багаж.

Не просто эрудицию, которая неплоха, а именно умение работать, понимание, что в жизни часто главным является понятие «должен», а не «хочу».

С самого раннего возраста ребёнка нужно учить, что есть не только «я хочу», но и я «должен», и «нельзя».

Если мне маленький ребёнок требовательно говорит, например: «Хочу машинку!», объясняю, что не понимаю слова «я хочу», зато понимаю «можно, пожалуйста».

Пока ребёнок маленький, все его гукания, первые слова, то, как он захныкал и все к нему бросились – это вызывает умиление. Но одно дело таскать на руках кроху, другое – уже подросшего ребёнка – тогда ты сорвёшь себе спину.

Так что в воспитании детей важна некоторая трезвость: что позволено «гукающему» младенчику, уже не позволено ребёнку постарше, который ходит, говорит, в известных пределах за себя отвечает.

Здесь ему можно объяснять и требовать что-то. Например: «Так нельзя разговаривать, и я не буду тебя слушать, пока ты не заговоришь нормально. Выйди за дверь, когда успокоишься, тогда вернись». То есть апелляция к некому ограниченному выбору: или ты остаешься здесь и мы с тобой общаемся спокойно, или ты кричишь, но за дверью. Когда надоест, возвращайся.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке.

Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо».

Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства.

Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца.

Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Подготовила Оксана Головко

Источник: https://www.pravmir.ru/sovety-vospitanie-neposlushnyih/

Недолюбленный ребенок в будущем – страдающий взрослый

Чем чревато воспитание ребенка без любви?

Некоторым людям сложно быть искренними, открываться окружающим, и, соответственно, строить какие-то близкие отношения. Почему так происходит? Причин может быть несколько, однако одной из них является то, что человека просто недолюбили в детстве.

Каждый ребенок хочет чувствовать, что его любят. Любят не за какие-то заслуги, а просто так. Также ему нужно понимать, что его воспринимают таким, каким он есть.

В этом состоит функция матери — дать ребенку ощущение безопасности, надежности, и того, что он не одинок, и его любят. Но, к сожалению, далеко не каждая женщина справляется с такой задачей. Иногда матери просто неспособны любить.

У них может быть какая-то своя психологическая травма, тяжелая болезнь, или же просто злой и деспотичный характер. От этого придется страдать ребенку.

Причины недолюбленности ребенка и ее следствия во взрослой жизни

Иногда мама просто не умеет любить. Из-за того, что ребенок чувствует себя брошенным, внутри у него происходит настоящий раскол. Он не получает эмоциональной поддержки от своей матери, из-за чего вынужден постоянно ощущать смертельный страх.

Ведь он понимает, что сам выжить не сможет, и ему нужна поддержка матери, а ее нет. Соответственно, ребенок постоянно находится в опасности и в таких случаях начинает чувствовать себя подавленным и несчастным.

Так как дети не могут противостоять родителям, то свою обиду и злость они, чаще всего, копят где-то внутри себя, или же проявляют в виде плохой учебы, отказа идти в детский сад, постоянных истериках в супермаркетах и т.д.

Суть в том, что бесследно такое отношение «нелюбви» не пройдет, и его последствия обязательно дадут о себе знать в будущем.

С одной стороны, во время внутреннего раскола ребенка появляется душевная боль, которая с возрастом не проходит, а остается навсегда.

Как следствие, уже повзрослевший ребенок, может бояться открываться людям, строить какие-либо доверительные отношения и вообще кому-то открываться, так как он не мог сделать это со своей матерью или отцом.

Он не доверял им, не мог на них положиться, и, что самое главное, чувствовал, что они его не любили. А если его не любил человек, который родил его и воспитал, то, как может он поверить в то, что его полюбит кто-то совершенно чужой?..

С другой стороны, ребенок пытается все же заслужить любовь и признание своей матери или отца. Не важно, сколько ему лет, возможно, он уже даже создал свою собственную семью, но старые обиды в нем все еще живут, и потребность в любви матери и отца также присутствует.

Хуже всего то, что попытки детей получить эти признание и любовь своего родителя заранее обречены на провал, так как, скорее всего, его мама даже не подозревает о том, что что-то сделала не так, и может не понимать, чего требует от нее уже взрослый ребенок.

В результате, человек, не получая желаемого, начинает осуждать и винить в сложившейся ситуации самого себя. Ведь, если бы он был хорошим, то его бы любили.

Казалось бы, все понятно, родители сами не знали, как дарить ребенку любовь, поэтому этого и не сделали. Нужно принять это, отпустить и жить дальше. Но на эмоциональном уровне все намного сложнее, так как ребенок не может и не хочет отпускать обиду, он хочет получить то, чего ему не дали в соответствующее время.

Так как же жить дальше недолюбленному ребенку?

Решить проблему можно, хотя для этого потребуется немало сил и времени. Делать нужно следующее:

  • обнаружить проблему. Часто проблему могут видеть все окружающие, кроме самого ее обладателя. Жены могут жаловаться, что их мужья – мамины сыночки, на работе посмеиваться, что человек очень зависит от мнения своих родителей и т.д. Главное, чтобы сам человек осознал свою «странную» зависимость от мнения его мамы или отца, бабушки или дедушки… Только тогда можно начинать работать над решением проблемы;
  • работа с болью и обидой. Одним из вариантов работы с данными чувствами является следующая техника: напишите на листе бумаги, за что именно вы ощущаете обиду, и как бы вы хотели, чтобы в тех случаях отреагировали ваши родители. Таким образом, вы поймете, что именно вам нужно, и почему вам до сих пор больно. Возможно, вы даже сможете понять реакцию родителей на ситуацию в тот момент, что также поможет отпустить обиду;
  • физическое проявление боли и обиды. Можно попытаться на физическом уровне уменьшить внутреннюю боль: пойти в тренажерный зал, и, как следует, поколотить грушу, или же просто со всей силы взбить дома подушку, порвать в клочья бумагу, и т.д. Главное, во время процесса постарайтесь переживать те эмоции, которые уже давно сидят у вас внутри, и выпускать их наружу. Вот увидите, вам станет намного легче.

Естественно, чтобы полностью решить проблему, вам обязательно следует обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Он подскажет вам, как работать с вашим внутренним ребенком, и как жить дальше, отпустив прошлые обиды.

Источник: https://psyhosoma.com/nedolyublennyj-rebenok-v-budushhem-stradayushhij-vzroslyj/

Влияние неправильного воспитания на ребенка

Чем чревато воспитание ребенка без любви?

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родители поневоле становятся педагогами. Однако представления о том, как развивать малыша, у всех разные, поэтому многие взрослые допускают ошибки в воспитании детей.

Приходится признать, что отношение к собственным детям у родителей противоречивое. Они любят их, балуют, восхищаются успехами, но в то же время могут ударить, накричать. Иногда малыши вызывают раздражение своим непослушанием. Связано это с плохим настроением самих взрослых или нежеланием уделять свободное время крохам.

В то же время все родители искренне желают добра своим отпрыскам, постоянно размышляют о том, как сделать их счастливыми.

Данный парадокс сказывается на взаимоотношениях взрослых и детей, приводит к непониманию и конфликтам. Ребенок неосознанно использует средства психологической защиты в той мере, которая ему доступна. Проявляется она в истериках, криках, непослушании.

Нет ни одного малыша, который бы родился с плохими чертами характера. Они приобретаются в процессе воспитания, неправильное влияние которого приводит к столь печальным последствиям для родителей и детей.

Чтобы максимально сблизиться со своим ребенком, помочь ему в преодолении трудностей, а самим не делать ошибок, которые потом будет сложно исправить, необходимо знать основные виды неправильного воспитания.

Холодное равнодушие

Любое общество с осуждением относится к родителям, которые по каким-либо причинам отказались от собственных детей. Однако равнодушие и неприязнь к малышам встречается и в семьях, которые отличаются внешним благополучием. Иногда родители и сами не замечают, что не уделяют достаточно внимания крохам, не показывают, как они их любят.

Часто взрослые настолько заняты вопросом о «хлебе насущном», что забывают поговорить с детьми, поинтересоваться их проблемами и тревогами. Пытаясь привлечь к себе внимание, такие малыши устраивают показательные истерики, отказываются выполнять все указания взрослых.

Встречаются семьи, в которых крохи, не оправдав ожидания родителей, вызывают у них раздражение и разочарование. Не понимая, в чем не угодили мамам и папам, дети ищут ласку и любовь у других людей. Или же замыкаются в себе, проявляют агрессию и безразличие.

Ребенок любит родителей всегда, несмотря ни на что. Ему сложно понять, почему такая любимая и близкая мама не хочет ответить на его объятия, не желает выслушать то, что его так волнует.

Дети, которые не получают достаточное количество любви в семье, отличаются от сверстников даже внешне. Психологами давно доказан тот факт, что недолюбленные дети страдают комплексом неполноценности, который проявляется в различных видах становления личности.

Психологи рекомендуют

  • В тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок раздражает, постарайтесь найти причину этого. Не стоит думать, что раздражение вызвано непослушанием малыша. Причина в вас и только в вас. Поразмышляйте над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. Возможно, это поможет решить проблему.
  • Как только чувство негатива появилось, постарайтесь нейтрализовать его. Выйдите в другую комнату, сделайте несколько активных физических упражнений, разбейте тарелку. Любое активное физическое движение поможет снизить агрессию. Однако следует помнить, что такие способы помогут только снять напряжение, но не решат проблему.
  • В те минуты, когда удастся побыть наедине с собой, найдите свои детские фотографии и всмотритесь в лицо ребенка, которым вы были когда-то. Перенеситесь на несколько лет назад. Эта девочка или мальчик тоже хотели любви и ласки. Вспомните свои детские обиды, все негативные эмоции, которые возникали в то время. Возможно, вам также не хватало любви и ласки своих родителей. Постарайтесь компенсировать их нехватку любовью к своему ребенку.
  • А может, вы просто очень устали? Повседневная жизнь, наполненная домашними хлопотами, неприятностями на работе, желанием заработать больше денег – все это приводит к стрессам и нервным срывам. Остановитесь и подумайте над тем, что важнее в жизни: деньги, карьера или ваш ребенок. Возможно, переоценка ценностей заставит вас взглянуть на своего малыша совсем по-другому.
  • Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Хороший психолог поможет найти причины негатива и устранить их. В этой ситуации важен непредвзятый взгляд со стороны.
  • Если вы все же пришли к выводу, что не в состоянии любить своего ребенка, дайте ему максимум внимания и заботы. Конечно, они не смогут заменить любовь, зато появится возможность избежать серьезной психологической травмы.

Какими бы ни были причины вашего негативного отношения к малышу, помните, что его вины в этом нет. Сдерживайте свой негатив и, возможно, скоро убедитесь в том, что от него не осталось ни следа.

«Люблю больше жизни»

Еще одна распространенная ошибка родителей.

Взрослые своей всепоглощающей любовью буквально «душат» малыша. Они готовы сделать для него и за него все, что в их силах.

Опекая ребенка, пытаясь защитить от трудностей жизни, взрослые лишают малыша возможности развивать свои индивидуальные черты характера, раскрывать творческий потенциал.

Дети, выросшие в таких семьях, не способны к принятию самостоятельных решений, им сложно проявить инициативу. Они привыкли, что все решают за них.

Самостоятельность – залог успешности любого человека. Однако родители не могут «остановиться», перестать опекать своего ребенка даже тогда, когда он становится взрослым. Уже взрослая личность не имеет ни желания, ни возможности действовать самостоятельно. Результатом гиперопеки является зависимость ребенка от взрослых, неумение ставить цели и добиваться их.

Свобода и независимость

Многие современные родители считают, что залог развития успешной личности – в полной и неограниченной свободе малыша. То есть предполагается, что ребенок может делать все, что ему вздумается, методом проб и ошибок определяя, что можно, а что нельзя.

Такая позиция весьма удобна с точки зрения взрослых. Не нужно постоянно заниматься с малышом, играть, развивать. Он всему должен научиться сам. А взрослые тем временем спокойно могут заняться собственными делами.

На первый взгляд может показаться, что дети должны быть в восторге от такой «удобной» позиции взрослых. Однако это совершенно не так.

Ощущая полную свободу действий, малыши чувствуют себя незащищенными и никому не нужными.

Любому маленькому человеку нужно четкое руководство со стороны взрослых. Он не может в силу еще не сформировавшихся психических особенностей самостоятельно разделять понятия добра и зла.

Авторитет взрослых

Родители любят самоутверждаться за счет своих детей. Как правило, это случается с теми взрослыми, кто не смог добиться в жизни тех результатов, на которые рассчитывал.

Постоянно критикуя ребенка, проявляя недовольство от всех его действий, такие люди унижают малыша, заставляют терять уверенность в своих силах, прививают комплексы неполноценности.

В таких семьях родители часто разговаривают с детьми на повышенных тонах, применяют оскорбительные выражения.

Взрослые должны осознать всю серьезность последствий своего поведения и понять, что любовь к ребенку выражается не в критике, а в помощи.

Нужно научиться быть рядом с малышом, предлагая свою помощь, на которую ребенок всегда может рассчитывать.

Родители могут помочь детям в любой сложной ситуации, используя «волшебные» слова: «У меня (папы, дяди, известного спортсмена или ученого) в детстве тоже не получалось это сделать. И тогда я решил, что…»

Для ребенка любого возраста, будь то пятилетний малыш или четырнадцатилетний подросток, эти слова будут самыми важными. Ведь окажется, что он не одинок, испытывая определенные трудности. Более того, есть люди, которые с ними успешно справились.

«У тебя не получится! Я знаю! »

Любой человек, который слышит подобные слова, обидится. У детей параллельно с обидой запустится «программа неудачника». Если самые родные и близкие люди не верят в него, то чего ожидать от остальных?

Многие родители считают, что подобное поведение является воспитательным воздействием. И с его помощью малыши станут стремиться пойти наперекор их мнению. Однако дети – еще не сформировавшиеся личности, и мыслить так, как взрослые, не умеют.

Все, что им нужно, — это поддержка и понимание родителей. Только с их помощью малыши смогут поверить в свои силы, стать самостоятельными и инициативными. Только благодаря вере родителей, формируется вера в себя ребенка.

«Ты станешь лучше всех»

Многие современные родители считают, что развивать ребенка нужно начинать с самых первых лет жизни. И с ними нельзя не согласиться. Однако в своем стремлении научить малыша всему и сразу взрослые порой заходят очень далеко.

Английский язык, танцы, уроки боевого искусства, лепка, рисование – неполный перечень того, чему стараются научить родители своих отпрысков, начиная с 2-3 лет. При этом они совершенно не задумываются о том, нравится ли их детям все эти занятия.

«Ты должен! Старайся! Добейся! » — слышат малыши изо дня в день. А если у них что-то не получается, то разочарование в глазах родителей приводит в состояние растерянности и ужаса. Боясь потерять расположение взрослых, малыши изо всех сил пытаются достигнуть нужного взрослым результата.

Такое неправильное воспитание детей приводит к тому, что у них развиваются неврозы, неуверенность в себе, портятся отношения со сверстниками. Они постоянно чувствуют вину и страх от того, что могут не реализовать возложенные на них надежды.

Таким образом, родители из самых лучших побуждений травмируют психику детей.

Представленные типы неправильного воспитания – неполный перечень ошибок, которые допускают родители. Их намного больше.

Чтобы избежать этих и других заблуждений в воспитании, психологи рекомендуют использовать следующие правила в общении с ребенком:

  • Помните, что нет двух одинаковых детей, поэтому не стоит сравнивать малыша с другими;
  • Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. Перед сном все ссоры и конфликты должны быть улажены;
  • Найдите время для того, чтобы поговорить с крохой. Для него это важно. Умейте слышать то, что он боится сказать;
  • Не забывайте, что малыш – личность. Поэтому дайте ему возможность проявлять самостоятельность;
  • Не опускайтесь до крика, угроз, телесных наказаний и унижений;
  • Не ограничивайте личное пространство малыша, научитесь доверять ему;
  • Любите его без всяких условностей и критериев.

Правильное воспитание ребенка – это искусство, которому сложно научиться. Однако искренняя любовь и забота помогут родителям воспитать достойного человека, который сможет многого добиться в будущем.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html

Ошибки родителей в воспитании детей

Чем чревато воспитание ребенка без любви?

/ Наши дети

   Большинство родителей имеет представление о целях воспитания, но не о методах, которыми их можно достичь. И хотя каждый человек стремится вложить в своих детей все самое лучшее, одного желания мало.

Многие ошибки в воспитании детей совершают из благих побуждений, и самые разумные и чуткие родители не застрахованы от этого.

В решении этой проблемы полезно будет обратиться к психологии ребенка – как минимум это поможет исключить типичные и самые распространенные ошибки.

Курс на ускорение

Многие родители склонны придавать неоправданно большое значение такому показателю, как скорость развития. Ребенку, опередившего сверстников, ментальное благополучие приписывается по умолчанию. Между тем активное обучение ребенка тому, что не входит в компетенции его возраста, может навредить.

Ухудшение качества развития

Путь становления человеком состоит из ряда новообразований, которые по очереди формируются в психике ребенка. Ребенок совершает объемную внутреннюю работу на каждом этапе своего развития – нужно освоить полученные возможности, пересмотреть всю уже имеющуюся информацию сквозь призму нового знания, испробовать все сценарии поведения, которые стали доступны.

Родитель, желающий ускорить естественный процесс, начинает ставить перед ребенком задачи следующего этапа, не дав ему закончить с настоящими.

Повышение тревожности

Новообразование подразумевает, что ребенок созрел для задач определенного типа. Если же этого еще не произошло, бессмысленно пытаться их освоить – в психике ребенка отсутствуют инструменты для этого.

Так, нельзя приучить к минимальной дисциплине раньше, чем в два года, поскольку ребенку еще недоступна волевая регуляция.

Или, к примеру, невозможно обучить математике четырехлетку, потому что абстрактное мышление у него начнет появляться не раньше чем через год.

Такие занятия – не только лишняя нагрузка на ребенка за счет чрезмерно сложных для его лет заданий (при том, что и естественный процесс требует больших затрат ресурса). Невозможность соответствовать ожиданиям родителя способствует росту тревоги у малыша.

Как избежать ошибки

Заниматься с ребенком нужно. Участие родителя всегда мотивирует. Чтобы занятия шли на пользу необходимо:

  • Оценивать соответствие изучаемых навыков и знаний возрасту ребенка.
  • Сосредоточиться на помощи в решении текущих задач, не забегая вперед. К примеру, если ребенок дорос до освоения операций с инструментами, нужно тренировать с ним эти навыки и предлагать как можно больше разных объектов и вариантов действий с ними.
  • Уделять время повторению усвоенного.

Достижения

Легко понять родителей, поощряющих детей на достижения, соперничество и победы. Но именно в этой области родителям стоит быть особенно осторожными. Даже простое требование отличной учебы, не говоря уже о мечтах, в которых ребенок приносит славу семье в качестве чемпиона спорта или нового Моцарта, имеет сомнительную пользу для будущего самого ребенка.

Любовь по заслугам

На первый план выходит условная любовь, оттесняя безусловную, что не может не отразиться на партнерских отношениях во взрослом возрасте. Условная любовь – та, которую нужно заслужить. Правильными поступками, карьерным успехом, деньгами, красотой, социальным статусом.

У человека, ориентированного на получение условной любви, нет представления, что может быть иначе, что его могут любить всего лишь за то, что он это он. Такие люди очень слабы в деле построения отношений. Взамен они пытаются сохранить любовь партнера новыми достижениями, игнорируя истинные потребности партнера. Конечно, это не способствует прочности отношений.

Разрыв отношений они переживают особенно трудно, поскольку в их случае он затрагивает не только чувства, но и разрушает их ценность. Если любовь нужно заслужить, уход партнера – недочет, вина, неудача того, кто потерял.

Минус вкус к жизни

Люди с приоритетом в достижениях живут фактически от победы к победе, не наслаждаясь самим процессом борьбы, не отвлекаясь на какие-либо удовольствия. Человек этого типа похож на выпущенную пулю: движется по заданной траектории, видит только цель и не стремится даже насладиться тем призом, который подразумевает цель.

Деньги, красота, секс, талант – каждый реализует достижения в своей сфере, в зависимости от ценностей, привитых в родительской семье. Но каким бы ни было достижение, он всегда ценится, только как очередная ступенька.

Деньги ради денег, ради факта обладания ими, а не для приятных трат. Красота – ради идеального отражения в зеркале, а не для того, чтобы получить симпатии окружающих.

Взяв очередной рубеж, этот «спортсмен» просто переключается на новую цель и все повторяется заново.

Хаотические послания

Большое значение имеет последовательность и целостность посылов и требований к ребенку в семье. Но если разные позиции родителей могут дестабилизировать малыша, то ситуация, когда на одно и то же действие он получает разную реакцию со стороны одного родителя, действует на него просто разрушительно.

Невроз

Ребенок никогда не знает, что за реакция последует в следующий момент. Не может вызвать одобрение родителей посредством своих действий. Он вынужден жить в состоянии перманентной тревоги и это травмирует его психику. Дело может дойти даже до невротического расстройства.

Подавление инициативы

Для проявления инициативы, выражения своего мнения ребенку требуется уверенность в принятии со стороны родителей. Но хаотический родитель не может дать ее. Высока вероятность, что и выросший ребенок будет избегать проявлять инициативу.

Чрезмерный контроль

Нестабильность, пережитая в детстве, может включить стремление контролировать максимум происходящего в своей жизни.

С возрастом ребенок может выступать деспотом в своей семье, требующим от близких отчета в каждой мелочи.

Контролирующие люди склонны нести на себе максимум нагрузки в делах, не соглашаясь передоверить ее часть никому. Из-за этого они постоянно перегружены работой и ответственностью.

Независимо от пола, этот типаж имеет склонность выбирать для отношений беспомощных или легкомысленных партнеров – тех, кого легко контролировать, и кто сам нуждается в контролирующей заботе.

Фрустрация

Некоторые родители, опасаясь разбаловать ребенка, принимают решение «не потакать» чуть ли не с пеленок.

Чаще в роли адептов строгого воспитания в семье выступают папы – у мам, обычно, не возникает вопросов, можно ли позволять новорожденному держать грудь вне кормления и нужно ли выдержать паузу, прежде чем подойти на крик.

Но и матери, допустим, из-за внешних обстоятельств, могут фрустрировать малыша – то есть, задержать на время удовлетворение его потребности.

Фрустрация оказывает огромное влияние в раннем детстве, позднее оно сходит на нет.

Чем грозит

Младенец кричит, когда испытывает дискомфорт. Он еще не знает, что придет мать и решит его проблему.

Чтобы закрепился этот опыт, ситуация должна повториться много раз, а пока что дискомфорт и беспомощность для него, как и для любого живого существа, приближают к смерти.

В эти секунды, пока не пришла мать, ребенок испытывает сильнейший стресс и запоминает свои негативные эмоции. Если ему часто приходится ждать, ребенок может составить впечатление о мире, как об опасном и неприятном месте, где ему не дают то, в чем он нуждается.

Именно этот период определяет, будет ли ребенок оптимистом, которого переполняет уверенности, что можно многое получить от жизни, или же пессимистом, заранее ожидающим неудач. Ранние впечатления максимально крепко запечатлены в картине мира, даже психотерапия с большим трудом корректирует травмы, которые возникли в возрасте до года.

«Гиперзабота»

Чрезмерной забота считается, если мать предугадывает потребности ребенка, удовлетворяя их прежде, чем он поймет, что у него есть желание.

Инфантильность

Избавление ребенка от минимального дискомфорта в раннем возрасте чревато формированием инфантильного склада личности. Этот тип характеризуется безответственностью, легкомыслием, неспособностью терпеть ограничения и заботиться о ком-либо, даже в своей семье. Такие люди сами нуждаются в ком-то, кто позаботиться о них и обеспечит.

Пресыщение

С одной стороны, для такого человека характерно переживание отсутствия желаний – как будто у него есть все необходимое (что может не соответствовать реальному положению дел).

С другой стороны, человек стремиться ощутить желание, иначе невозможно испытать и удовольствие. Он ищет недоступную ему остроту ощущений и эмоций в развлечениях, новых впечатлениях, зрелищах. Среди подобных людей – много любителей экстремальных развлечений.

Контроль

Возраст двух лет – сложный период для родителей. В этом возрасте ребенок испытывает на себе первые ограничения, обучается правилам поведения, учится контролировать себя.

Дети начинают активно сопротивляться своим границам, осознанно не слушаются родителей и даже склонны поступать «назло».

В этих условиях большинство родителей делятся на два лагеря, совершающих две типичные ошибки на этом этапе: одни начинают подавлять порывы самостоятельности ребенка, вторые – потакать ему во всем.

Протест

Эта акцентуация предполагает склонность к протесту, борьбе за свои права, конфликтам с вышестоящими (начальник, правительство, старшие в семье). Такому человеку непросто будет прижиться в крупных корпорациях, соблюдать субординацию, подчиняться распорядку дня и выполнять требования начальства.

«Революционером» может стать ребенок как авторитарных родителей, так и тех, кто позволяет своим детям все. Многое в формировании этого типажа зависит от врожденных данных.

Послушание

Подобная личность не имеет больших амбиций, не отличается самостоятельностью, испытывает трудности с принятием решений и нуждается в твердой руке. Очень важно общественное мнение и моральные нормы. Профессиональная, творческая и личная самореализация значат для этого типажа мало, главная их ценность – стабильность и безопасность, как в профессиональной сфере, так и в семье.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.