Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?

дефектолог Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения Б

Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №307

Красноармейского района  города Волгограда

Психологическое значение поощрений и наказаний

в процессе воспитания детей

Консультация

Подготовила:

Кошенскова С.А., учитель-дефектолог

Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Б.Скиннер отвергает как ненаучные все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, он подчеркивает, что поведение целиком определяется влиянием внешней среды.

Скиннер считает, что человеческое поведение так же, как и поведение животных, можно “сделать”, создать и осуществлять контроль над ним. “Дайте мне положительно выраженное обуславливание…

и я выдам вам нужного человека!” – заявляет он.

Подкрепление бывает положительным и отрицательным. Положительное подкрепление добавляет что-то к ситуации: например, рабочий, выполнивший свою работу, – деньги; ребенок – одобрение взрослых. Поведение может усиливаться путем устранения чего-то из ситуации – это отрицательное подкрепление.

Примеры отрицательного подкрепления Скиннер находит в повседневной жизни: ребенок, который выполняет надоевшую ему работу, чтобы избежать недовольства родителей; родители, уступающие ребенку, чтобы избежать его агрессии; шофер, подчиняющийся скоростным ограничениям, чтобы избежать штрафа; человек, принимающий лекарство, чтобы заглушить головную боль. Скиннер считает, что с помощью отрицательного подкрепления также можно управлять поведением. По его мнению, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.

Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание обычно подавляет его.

Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение детей ранее обещанного удовольствия как наказание за плохое поведение; сокращение зарплаты рабочему; лишение прав шофера за нарушение правила).

Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемого поведения: оштрафованные водители продолжают превышать скорость; судимые преступники нередко продолжают свою преступную деятельность.

Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что люди обманывают себя, думая, что наказание эффективно.

Он уверен, что наказание не имеет устойчивого эффекта; чрезмерно суровое наказание может прекратить нежелаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено, отдалено.

Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать. Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося.

Скиннер отдает предпочтение использованию положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и практически не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.

Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Но процесс угасания длится долго, требует большого терпения и может способствовать развитию агрессивного поведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать его на хорошем и тем самым закреплять его.

И все же намного полезнее, по Скиннеру, найти средства использования положительного подкрепления хорошего поведения, чем ждать, когда плохое поведение разовьется, а затем полагаться на наказание.

По его мнению, все социальные институты должны быть организованы таким образом, чтобы человек систематически получал положительное подкрепление за желаемое поведение.

Это исключит необходимость широкого использования наказания, так как обстоятельства будут побуждать людей вести себя достойным образом с пользой для себя и для общества.

 Поощрение и наказание:

основные аспекты

 Наказание и поощрение используются обычно в трех случаях:

• Наказание и поощрение для обучения;

• Наказание и поощрение для манипуляции, то есть с целью заставить человека подчиu001fняться определенным требованиям;

• Для какого-то скрытого от внешних глаз взаимодействия между
участниками: обычно для устрашения, унижения, если это наказание, или попытка загладить вину, если это поощрение.

В первом случае все очень просто. И в семье, и в государстве люди должны соблюдать определенные правила, которые поддерu001fживают устои как первой, так и второго.

На уровне государств люди, нарушившие правила, должны компенсировать ущерб и поu001fнести наказание, чтобы впредь не повторять подобного действия. Считается, что просто восстановить ущерб — не достаточно, чтоu001fбы человек повторно не совершил нечто.

Нужно, чтобы он пубu001fлично был подвергнут действию, которое крайне неприятно для него. Соответственно, если человек совершает нечто полезное для государства, его поощряют, например присуждая премию.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
 Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной).

Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. “Куплю конфету – не куплю конфету”.

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев).

Правила поощрения

Ограничители похвалы:

  •  не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  •  не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  •  не хвалить из жалости;
  •  не хвалить из желания понравиться.

 Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  •  дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  •  дети с обоснованным комплексом “сверх полноценности” (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  •  самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
  1.  “Компенсация”. Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
    2. “Аванс” xml:lang=-none- lang=-none- score=10> – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.Можно выделить следующие типы аванса:а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;б) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
    в) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
    3. “Подъемная” похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
    4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
    5. “Взрыв любви” (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.

При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  •  вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  •  лишение поощрений и привилегий;
  •  осуждение поведения;
  •  народное средство.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умствен

https://www.youtube.com/watch?v=F-iarniau7g

ную работу.

xml:lang=-none- lang=-none- score=14.475>1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть “на всякий случай”, даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).4) За один раз можно наказать только за один проступок. “Салат” из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Список использованных источников и литературы

  1.  Азбука для родителей. — 3-е изд. , сокр. // Пер. И. Г. Константиновой, — М. : Знание, 1994
  2.  Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 1993
  3.  Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знание, 1986 Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993.
  4.  Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. – М. : Педагогика, 1983.
  5.   Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. – М. 1986.
  6.  Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  7.  Шуман С. Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. – М. : Педагогика. 1989
  8.  Л.Ф.Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы
  9.  http://www.centr45.ru/
  10.  http://www.knigi-psychologia.com/
  11.  http://www.vashpsixolog.ru/

Источник: http://samzan.ru/54083

Подкрепление в воспитании детей – психология

Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?

Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем».

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок.

Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка.

Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Рассказ умного папы:

Однажды мы ехали в маршрутном автобусе и дочка (тогда ей было 4 месяца) проснулась за 40 минут до окончания дороги. Проснулась голодная, а вот покормить ее возможности не было. Через несколько минут после пробуждения Алиша начала плакать.Я пытался с ней как-то общаться, но на мои слова она начинала плакать еще громче. Тогда я отвернулся, сижу, ее игнорирую.

Она устала плакать, только вздохнула. Тишина. Я к ней поворачиваюсь, улыбаюсь: «Алиша!». На мою улыбку она опять начинает плакать. Тогда я опять отворачиваюсь и не обращаю внимания на ее плач. Когда замолкает — я снова к ней поворачиваюсь и начинаю разговаривать.

Потом даже перестал отворачиваться, а просто стал опускать руки на ручку автокресла так чтобы за руками ей не было видно моего лица. Когда плачет – не спеша кладу руки на ручку – и меня не видно! Перестает плакать — отвожу одну руку, за ней другую.После третьего раза я заметил, что Алиша начинает плакать «рукам».

Когда я подносил руки к ручке автокресла она переводила взгляд с одной руки на другую и плакала им попеременно. Жена сказала, что плач дочки изменился: она как бы просит «руки», чтобы они открыли лицо.

Через некоторое время Алиша перестала плакать и начала общаться с нами и окружающим миром :)Таким образом я научился быстро успокаивать плачущую дочку — она, вероятно, поняла, что со мной плач не работает.С мамой Алиша позволяла поплакать больше, чем со мной.

Наверно, мамино «сердце разрывалось», и мама в ответ на плачь начинала дочку как бы упрашивать: «Ну не плачь, пожалуйста…» с просящими интонациями.

Когда жена сменила тактику и интонации, дочка стала плакать ей намного меньше.Приз по плаканью у нас, конечно, получила бабушка.

Она начинала охать, причитать, и теперь у нас сложилась такая картина: мне дочка практически не плачет, маме — совсем немного, бабушке — долго и жалостливо.

​P.s. Прошло еще 4 месяца и мы придерживаясь той же тактики, заметили, что примерно 1 раз в 7-10-14 дней дочка решает проверить нашу устойчивость к плачу. И если мы придерживаемся установки: разговариваем с ней когда она не кричит, а выражает свои требования более тихо и спокойно, то на следующие 10-14 она общается с нами спокойными и не громкими способами

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-805.html

Подкрепление в воспитании детей

Что значит отрицательное подкрепление в воспитании ребенка?

Подкрепление – обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: “Что подкрепляем – то и получаем”.

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок.

Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними – они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка.

Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Рассказ умного папы:

Однажды мы ехали в маршрутном автобусе и дочка (тогда ей было 4 месяца) проснулась за 40 минут до окончания дороги. Проснулась голодная, а вот покормить ее возможности не было. Через несколько минут после пробуждения Алиша начала плакать.Я пытался с ней как-то общаться, но на мои слова она начинала плакать еще громче. Тогда я отвернулся, сижу, ее игнорирую.

Она устала плакать, только вздохнула. Тишина. Я к ней поворачиваюсь, улыбаюсь: «Алиша!». На мою улыбку она опять начинает плакать. Тогда я опять отворачиваюсь и не обращаю внимания на ее плач. Когда замолкает – я снова к ней поворачиваюсь и начинаю разговаривать.

Потом даже перестал отворачиваться, а просто стал опускать руки на ручку автокресла так чтобы за руками ей не было видно моего лица. Когда плачет – не спеша кладу руки на ручку – и меня не видно! Перестает плакать – отвожу одну руку, за ней другую.После третьего раза я заметил, что Алиша начинает плакать «рукам».

Когда я подносил руки к ручке автокресла она переводила взгляд с одной руки на другую и плакала им попеременно. Жена сказала, что плач дочки изменился: она как бы просит «руки», чтобы они открыли лицо.

Через некоторое время Алиша перестала плакать и начала общаться с нами и окружающим миром :)Таким образом я научился быстро успокаивать плачущую дочку – она, вероятно, поняла, что со мной плач не работает.С мамой Алиша позволяла поплакать больше, чем со мной.

Наверно, мамино «сердце разрывалось», и мама в ответ на плачь начинала дочку как бы упрашивать: «Ну не плачь, пожалуйста…» с просящими интонациями. Когда жена сменила тактику и интонации, дочка стала плакать ей намного меньше.Приз по плаканью у нас, конечно, получила бабушка. Она начинала охать, причитать, и теперь у нас сложилась такая картина: мне дочка практически не плачет, маме – совсем немного, бабушке – долго и жалостливо.

​P.s. Прошло еще 4 месяца и мы придерживаясь той же тактики, заметили, что примерно 1 раз в 7-10-14 дней дочка решает проверить нашу устойчивость к плачу. И если мы придерживаемся установки: разговариваем с ней когда она не кричит, а выражает свои требования более тихо и спокойно, то на следующие 10-14 она общается с нами спокойными и не громкими способами 🙂

Чаще всего подкрепление происходит неосознанно

Мы тут говорим о воспитании детей, так вот: очень полезно прочитать статью “Неосознанное подкрепление в содержании и воспитании собак” – очень любопытно! Фрагмент оттуда:

Наша пожилая ньюфаундлендица Чалзи некоторое время жила у нашей родственницы. Довольно здоровая собака, несмотря на самый изощренно продуманный и грамотно организованный уход, начала серьезно болеть – дошло до того, что она перестала вставать.

Переехав в собственный дом, мы забрали собаку к себе, изолировав тем самым от сочувствия к ее недомоганиям. Мы не делали никакой разницы между бодрыми и веселыми (несмотря на приличный возраст) немецкими овчарками и “умирающей” инвалидкой.

Через три дня Чалзи надоело лежать и стонать, она начала потихоньку вставать и возмущаться, почему ей не дают законного йогурта, перепелиных яиц и валидола, а еще через две недели она охотилась в полях на мышей и думать забыла про свои болячки.

Болезнь собаки была, по сути, сформирована трогательным проявлением заботы об ее самочувствии! А Ваша собака и Ваши дети никогда не болеют от желания получить побольше внимания и сочувствия?↑

Студентка Университета практической психологии Людмила Бухтеева в связи с этим написала статью “Неосознанное подкрепление в воспитании детей”.

Что подкрепляем, то и получаем

Мама, уходя на работу, попросила сына-подростка прибраться в комнате. Оставшись один, сын долго смотрел телевизор, потом играл в компьютер, просьбу мамы так и не выполнил.

Можно сказать, что он просто отвлекся и забыл, можно разглядеть за этим и другие мотивы – и желание отстоять свою территорию (“Моя комната, что хочу в ней, то и делаю”), и противодействие родительскому влиянию (“Я уже взрослый, сам знаю, что мне делать”). Так или иначе, мама пришла и, устало взглянув на нетронутый бардак, все прибрала сама…

Как это повлияет на будущие ситуации? Скорее всего, это подкрепит установку сына: “О, можно ничего не делать, она сама приберется”. Можно рассмотреть и другой вариант, когда мама пришла и начала ругаться (вариант – обиделась-разозлилась и теперь с ним не разговаривает).

Каким подкреплением, и подкреплением чего будет такая реакция мамы? К сожалению, это предсказать трудно. Для какого-то ребенка это сработает, другой будет укрепляться в другом: “Я могу развлекаться, играя на маминых нервах”, в любом случае уровень скандальности в семье повышается.

https://www.youtube.com/watch?v=XMo-JTxvbx4

Более удачные варианты: увидев вечером беспорядок в комнате, позвать сына, оторвав его от любых дел, и спокойно попросить его еще раз в комнате убраться. Если просьба звучит спокойно, прямо и сильно, сын порядок быстро наведет, после чего его можно и похвалить, и поблагодарить.

Это положительное подкрепление того, что он выполнил мамину просьбу. Как вариант, к этому можно добавить честный и открытый разговор с сыном о том, в связи чем произошел саботаж днем и что сделать, чтобы это не повторялось.

Разговор должен быть конструктивным, при этом сам факт такового разговора является отрицательным подкреплением не реагирования на просьбу мамы.

Следите за форматом: невидимый противник на пути формирования привычки

Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно от 20 до 40 дней – достаточный срок для выработки хорошей привычки.

Однако нередки ситуации, когда родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы и сделать утром зарядку, дети это нехотя каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются – годами! В чем причина? Причина именно в том, что дети каждый раз делают – нехотя.

Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) бурчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно…

Какой же навык по факту они воспроизводят и укрепляют каждый день? Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, они ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать. Какой вывод? Следить за форматом: как дети идут чистить зубы и как они делают зарядку. Как? Бодро и с удовольствием! Следить нужно именно за этим!

Деньги за хорошее поведение ребенка

Давать ребенку деньги за хорошее поведение – правильно? Это подкрепление хорошего поведения или подкрепление убеждения, что за бесплатно хорошо себя вести глупо? См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/podkreplenie_v_vospitanii_detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.