Как делать массаж лица ребенку

Содержание

Как делать детский точечный массаж

Как делать массаж лица ребенку

С древних времен в странах востока широко применяется точечный массаж. Пальцевой метод массажа довольно прост в выполнении и имеет достаточно эффективные результаты. Благодаря этому он широко распространился по всему миру и нашел свое признание у нас в России.

На сегодняшний день массаж является не только лечебной процедурой, но и настоящим произведением искусства, с помощью которого можно избавляться от различных недугов и улучшить общее самочувствие.

Не только взрослые нуждаются в массажной технике исцеления. Но и деткам обязательно нужно проводить массажные процедуры. Массаж очень положительно сказывается на детском организме, помогая ему развиваться и вносить нужные коррективы. Детский точечный массаж — является одной из самых эффективных методик.

Точечный массаж для детей

Польза детского точечного массажа

При выполнении процедуры происходит воздействие на определенные точки на теле. Поскольку кожа ребенка очень нежная и тонкая, все движения выполняются с особой аккуратностью и вниманием, чтобы избежать каких-либо травм.

Как правило, такой массаж выполняется в профессиональных салонах или больницах. На сегодняшний день это направление развивается с мощной силой, поэтому мест, куда можно обратиться за проведением процедуры, огромное количество.

Можно выполнить детский массаж и самостоятельно. Но, нужно хорошо обучиться технике выполнения, чтобы не нанести никакого вреда здоровью ребенка. Можно пройти специальные курсы в мед.учреждениях, можно и дистанционно через интернет.

После того, как вы прошли полный курс обучения, необходима практика. Начните практиковаться на самом себе или других взрослых, после чего можно переходить и на ребенка. Не будет лишней и консультация с врачом, который даст ответ, можно ли делать точечный массаж вашему ребенку.

Систематично выполняя массажные процедуры, вы заметите положительный эффект уже после первых сеансов. Ребенок будет лучше себя чувствовать, нормализуется сон, будет активно познавать новый для него мир и новые ощущения. Колики живота — довольно частая проблема новорожденных. С помощью массажа можно избавиться и от коликов живота.

зоны рефлекторного воздействия

Точечный массаж для детей

Техника массажа заключается в том, что массажист, воздействуя на определенную точку, раздражает рецепторы кожи и мышц. Образовавшиеся импульсы поступают прямиком в головной и спинной мозг, где раздаются «команды» для нужных органов и структур.

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с техникой точечного массажа, выполняемой для детей дошкольного возраста. Данный массаж предлагается детям в виде забавной игры.

Массаж лица

Ребеночка нужно усадить на стульчик перед зеркалом и начать выполнение следующих движений:

  1. Начать нужно с мягкого разглаживания лба, щек, крыльев носа от центра к вискам. Продолжить нужно мягким постукиванием по коже.
  2. Затем указательным пальцем нужно надавливать на переносицу.
  3. Далее средними пальчиками нужно выполнить поглаживание под глазами, от внешнего угла к внутреннему. Этими упражнениями мы активизируем кровообращения, стимулируя зрение и улучшение памяти.
  4. После указательными пальчиками нужно выполнить легкие надавливания на крылья носа.
  5. Затем протираем ушную раковину и слегка надавливаем на точку возле козелка.

Данный массаж лица способствует укреплению организма к простудным заболеваниям, а также помогает вырабатывать правильную мимику.

Массаж шеи

Дети находятся в исходном положении, сидя перед зеркалом. Итак, начинаем массаж шеи:

  1. Дети должны немного вытянуть шею и развернуть плечи. Далее приступаем к поглаживанию шеи по направлению от ключицы к подбородку.
  2. Затем выполняются легкие похлопывания тыльной стороной ладони в области подбородка.
  3. Далее на точку, находящуюся в нижней челюсти со стороны подбородка, производится надавливание.
  4. Затем переходим на точку, находящуюся в центре ключицы под впадиной, нажимать несколько раз. Стимулирование данной точки способствует регуляции иммунной системы организма.

Массаж рук

Для массажа рук нужно выполнить следующие упражнения:

  1. Ладошки активно растираются друг о друга.
  2. Затем вытягиваются пальчики, на каждый нужно надавить.
  3. Затем растирается каждый ноготь. На ногтях расположены точки, связанные с сердцем, легкими, печенью.
  4. После нужно потереть всю руку до плеча.

С помощью такой гимнастики в сочетании с массажем здоровье и иммунная система ребенка значительно улучшатся.

Источник: http://hochumassazh.ru/kak-delat-detskij-tochechnyj-massazh.html

Делаем логопедический массаж в домашних условиях

Как делать массаж лица ребенку

Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.

До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.

Цели логопедического массажа

Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.

Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.

Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.

Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделение

Сеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:

  • рахит;
  • сепсис;
  • Синдром Дауна;
  • ботулизм и другие недуги.

Методика при гипотонусе

Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.

Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.

Лоб

Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук. Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.

Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.

Щеки

Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.

Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.

Губы

Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно. Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:

  • гипоксия;
  • краснуха;
  • асфиксия;
  • конфликт резус-фактора;
  • родовые травмы.

Методика при гипертонусе

Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.

Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.

Шея

Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.

Лоб

Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.

Щеки

Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.

Губы

Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.

Язык

Специалист делает массаж языка особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.

Техника логопедического массажа при дизартрии

Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции, связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший ой паралич.

Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.

  • Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
  • Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
  • Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
  • Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
  • С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
  • Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
  • Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.

Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.

Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.

Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения. Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.

Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.

Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.

Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.

Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.

Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.

о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.

Заключение

Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.

О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.

Источник: https://vsetelo.com/dt-bolezni/defekt-rechi/logopedicheskij-massazh-v-domashnix-usloviyax.html

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Как делать массаж лица ребенку

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе  или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Условия для проведения процедур

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста. Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения.

Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к.

ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата.

Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение.

Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/logopedicheskij-massazh.html

Массаж лица для детей: активизация речи, показания, правила выполнения, разновидности, результативность

Как делать массаж лица ребенку

Логопедический массаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры.

Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение.

Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.

Активизация речи массажем

Речь – один из важнейших показателей формирования физиологического здоровья человека. При отставании развития речи массаж лица становится необходимым средством, которое влияет на выравнивание тонуса лицевых мышц.

Логопедический массаж лица ребенка, по сути, состоит в воздействии на лицевую мускулатуру, активизируя работу кровеносных сосудов и лицевых нервов.

Массаж призван выполнять следующие функции:

  • ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;
  • улучшать работоспособность мышц лица;
  • развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;
  • корректировать произношение звуков;
  • уменьшать гиперсаливацию (повышенное выделение слюнных желез);
  • оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).

Психологическим результатом метода выступает снятие эмоционального напряжения у детей с дефектами речи. Из перечисленных функций следует, что метод способствует поддержанию развития, устранению проблем речи и благоприятно воздействует на общую физиологию крохи.

Когда назначается

Процедуру назначают в соответствии с предписанием врача после тщательного обследования, устанавливающего наличие неврологической симптоматики в лицевой мускулатуре, при проявлении неврологических патологий:

  • нарушение тонуса артикуляционных мышц;
  • заикание, дефекты звукоизвлечения;
  • ые дефекты;
  • нарушение слюноотделения;
  • постановка одного из диагнозов – дислалия, дизартрия, задержка речевого или психического развития.

Массаж лица при правильном назначении и проведении дает положительные результаты лечения, если стандартные педагогические приемы не помогают.

Ограничения и недопустимость применения:

При необходимости назначения процедуры следует учитывать факторы, противопоказанные для применения:

  • инфекционные, соматические заболевания, воспалительные процессы;
  • кожные заболевания у ребенка или логопеда;
  • вирусные заболевания слизистых полости рта;
  • инфекционные раны;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • онкозаболевания;
  • конъюнктивит;
  • фурункулез;
  • эписиндром;
  • повышенная чувствительность.

Перед назначением сеанса необходимо наличие заключения педиатра и невролога об отсутствии противопоказаний.

Правила выполнения

Применение терапии должно отвечать следующим условиям для недопущения отрицательного влияния на организм малыша:

  • наличие чистого, теплого, проветренного помещения, отсутствие резких запахов, отвлекающих звуков, слишком яркого освещения;
  • проведение процедуры по прошествии не менее двух часов после еды (ротовая полость должна быть очищена);
  • отсутствие боли во время сеанса (неприятные ощущения возникают часто, для их устранения ребенка предварительно морально подготавливают, в ходе проведения отвлекают, например, стихами, показывают упражнения на другом пациенте);
  • постепенное увеличение продолжительности процедуры (от 5 минут вначале до 25 минут);
  • дифференциация длительности сеанса по возрастному признаку (у грудничков максимально 10-12 минут, у детей дошкольного возраста – 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут);
  • цикличность, регулярность процедур (как правило, цикл составляет 10-20 процедур, с частотой около трех раз в неделю, с паузой между циклами до двух месяцев);
  • легкость, аккуратность выполнения (мышцы лица крохи недостаточно крепки, поэтому сила надавливания должна быть невысокой).

Перед проведением расслабляющего сеанса существенное значение имеет достижение расслабленного состояния мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Такие упражнения включают движения головы ребенка по часовой и против часовой стрелки, размеренные повороты головы вперед, в стороны, поглаживания. Упражнения отличаются легкостью, не растягивают кожу.

В последующий комплекс упражнений входит поглаживающее воздействие на лицевую мускулатуру ребенка, после чего проводится массаж губ, включающий элементы поглаживания, постукивания, вращательные движения.

Стимулирующий массаж отличается большим надавливание, быстротой движений, однако не должен быть болезненным.

В комплекс упражнений входят поглаживания, пощипывания, надавливания, постукивания, перетирания, сжимания, разминания мускулатуры лица и губ.

Особенным стимулирующим приемом выступает вибрация: ручная или с помощью соответствующего прибора, — вызывающая сильные сократительные действия мышц, повышая их упругость.

Разновидности массажа

Методика традиционной и обязательной не является, однако эффективность ее использования в целях развития речи уже доказана. Терапия может входить в комплексную программу реабилитации, так же как и выполняться самостоятельно.

Логопедический массаж дифференцируется на следующие виды:

  • традиционный, включающий комплекс стандартных приемов (поглаживающих, растирающих, разминающих, вибрационных), применяющихся для расслабления (путем легких поглаживаний) или укрепления (за счет интенсивных движений) мышечного тонуса;
  • точечный, стимулирующий биологически активные зоны (или точки) артикуляционного аппарата, связанные с речевыми центрами в головном мозге;
  • зондовый, разработанный по методике Новиковой Е.В., предусматривающий сеанс с использованием специальных инструментов (зондов).

Логопедический массаж может выполняться малышом самостоятельно, например, путем поглаживания лица руками, растирания языка зубами и т.д.

В зависимости от цели методика подразделяется на расслабляющую и стимулирующую. Первая применяется при повышенном тонусе мышц, последняя – при пониженном; цель расслабляющей – снятие гипертонуса мышц, их успокоение, стимулирующей – укрепление речевой мускулатуры.

Результативность

Результаты применения методики могут порадовать родителей, процедура позволяет устранить отклонения в произношении звуков, положительно воздействует на нервную, мышечную мускулатуру, улучшается функция кровеносных сосудов лица малыша. Методика доступна желающим, и, что важно, не использует лекарственные средства.

При этом следует учитывать индивидуальные особенности, не все дефекты речи в полной мере устраняются данным методом, массаж не исключает проведение других коррекционных мероприятий. Только совместная работа логопеда и родителей при условии регулярности занятий может принести ожидаемые плоды.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/lfk-i-massazh/massazh-lica.html

Логопедический массаж языка при дизартрии в домашних условиях: массаж лица для детей для развития речи, требования к проведению зубной щеткой

Как делать массаж лица ребенку

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии ых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки.

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз.

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания. Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы, что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.