Как думают дети и о чем?

О чем же думают младенцы

Как думают дети и о чем?

Уильям Джеймс, автор первой научной теории по психологии, задавался вопросом о том, как устроен внутренний мир младенца, не умеющего говорить. Является ли он сплошным гудящим и звенящим беспорядком или в нем можно найти какие-то основания для разделения вещей по разным признакам?

На современном языке мы бы спросили: форматирование окружающей действительности — это данность для взрослого человека, но дано ли оно младенцу сразу или он ему учится? Если учится, то как, когда и за счет чего?

Решения, основанные на интуиции

Существует допущение, что думать означает пользоваться словами или вести внутренний диалог. От нас подчас скрывается тот факт, что некоторые решения мы принимаем на основе тех мыслей, которые едва ли возможно выразить словами.

Если мы задумаемся и захотим попытаться сформулировать словами, почему мы приняли решение, мы не сможем озвучить все его основания. Часто мы ссылаемся на такие понятия, как интуиция, говорим, что «мне кажется» или «я чувствую».

За такими фразами не всегда стоит эмоция или ничем не вызванное представление.

С одной стороны, за ними часто стоят такие формы знания, которые психологи называют процедурными, то есть такие, которые являются суммацией нашего опыта, основанного на статистических закономерностях, вероятности встречаемых нами событий.

С другой стороны, иногда мы принимаем такого рода решения, опираясь на некоторые очевидные допущения, которые мы всегда выносим за скобки своих рассуждений.

Мы исходим из того, что мир устроен определенным образом.

В терминах ранних греческих философов у нас есть что-то вроде аксиоматических утверждений об устройстве окружающего мира, которые мы не подвергаем сомнению, которыми мы пользуемся, когда рассуждаем.

Итак, мы имеем разные формы знания: одни базируются на эмоциях или на суммации и статистической оценке предыдущего опыта, другие представляют собой аксиоматические представления об устройстве окружающего мира, которые, по-видимому, предзаданы нашей когнитивной системе. Исследователи в области когнитивного развития изучают эти формы знания и пытаются представить, понять и изучить, как думает младенец.

Закон сохранения объекта за ширмой

Ученые проводят эмпирические исследования по этому вопросу примерно с середины XX века.

Из наиболее ранних — концепция Жана Пиаже, согласно которой мы с вами сначала имеем tabula rasa, получаем большое количество опыта, а этот опыт заставляет нас все время строить ожидания и схемы того, что мы увидим.

Они оправдываются или нет, и постепенно мы выкристаллизовываем то знание по форматированию мира, которое у нас есть. Например, только к году мы с вами будем ожидать, что предмет, который заехал за ширму, останется за ней, несмотря на то, что мы с вами его не видим.

Если трехмесячному ребенку мы показываем заинтересовавший его предмет, дожидаемся момента, когда он протягивает к нему руку, и тут же закрываем этот предмет тряпочкой, которую он вполне в состоянии поднять, ребенок теряет к нему интерес.

Он начинает хлопать по одеяльцу возле себя и словно бы забывает о нем. Как будто бы происходит феномен «с глаз долой ― из сердца вон».

В терминологии Жана Пиаже это означало, что у ребенка нет представления о том, что физический объект, которого он не видит, в действительности существует в реальности.

Более современные авторы сильно усомнились в том, что младенец действительно может допускать такую ошибку в понимании окружающего мира, ведь он наблюдает его так много и в большом количестве, несмотря на то, что он маленький.

А вы знали об этом?  Жанна Луиза Кальман – французская сверхдолгожительница

Рене Байаржон предположила обратное тому, о чем говорил Пиаже. В своих экспериментах она пыталась доказать, что ребенок, скорее всего, понимает, что объекты, скрытые ширмой, остаются за ней. Она проводила работы, в которых показала способность младенца удивляться ситуации нарушения физических законов.

В одном из таких экспериментов деревянный кубик стоял за ширмой.

Дети не «удивлялись», если ширма наклонялась от них, доходила до кубика и возвращалась, открывая кубик, но их удивляло, если ширма наклонялась от них полностью, ложась на стол, а затем возвращалась, и за ней оказывался кубик.

Ближе к пяти месяцам младенцы также могут понимать тот факт, что такой твердый и тяжелый объект, как, например, кубик, не может находиться в воздухе без опоры: если его центр тяжести выехал за край опоры и не падает, они «удивляются».

В этих же возрастах младенцы понимают, что объект, который скользит и должен упереться в преграду на своем пути, но спокойно проезжает через преграду дальше, нарушает физические законы. Они дольше смотрят на эту ситуацию. То есть их способности понимать окружающий мир достаточно высоки.

Что понимает младенец

Во многих других областях понимание младенцами окружающего также изучается через привыкание и удивление по отношению к изменению.

Чтобы узнать, распознает ли младенец цвета так же, как и взрослый, мы много раз показываем ему объект одного цвета, дожидаемся, когда его интерес к этому объекту упадет до половины. Потом мы показываем такой же объект другого цвета или оттенка. Возвращение внимания и интереса ребенка позволяет нам увидеть, какое изменение для него действительно заметно и важно.

Оказалось, что младенцы уже четырехмесячного возраста будут дольше смотреть на объект, если он отличается по цвету, чем если он отличается по оттенку, несмотря на то, что оттенок был подобран физически настолько же отличающимся от первоначального цвета.

Через такого рода эксперименты удается показать, что на уровне восприятия ребенок очень много понимает в самые ранние, младенческие месяцы своей жизни так же, как и взрослый.

Удивительно, что младенцы не могут опереться на способность воспринимать окружающий мир для того, чтобы поднять одеяльце, которым мы прикрыли интересующий их объект, и достать его.

Они, например, не могут пройти еще один тест Пиаже: мы ставим две коробочки, на их глазах накрываем одной из коробочек интересующий их объект, позволяем им достать объект из-под коробочки, радуемся вместе с ними, а потом на их глазах прячем этот объект под другую коробочку.

Оказывается, что младенец младше девятимесячного возраста будет искать объект снова под первой коробочкой. Хотя они видели, что мы спрятали объект под вторую, они все равно ищут его под первой коробочкой.

Словно бы ищут там, где они уже находили, а не там, где объект в действительности находится.

От теории к действию

Современные авторы решили посмотреть, нельзя ли такого рода результаты объяснить тем, что знание ребенка не помогает ему действовать в соответствии с ним, адаптироваться к окружающему миру, опираясь на него.

А вы знали об этом?  Патологическое накопительство нищих и миллионеров

Адель Даймонд, желая проверить это предположение, предложила такой эксперимент: она сделала специальный свинцовый нарукавничек и надела его на ребенка, только что нашедшего объект под первой коробочкой в задаче. Оказалось, что такой нарукавничек заставляет ребенка искать объект в нужной коробочке, то есть позволяет ему перестроиться с очень успешного предыдущего действия на новое, учитывающее новое обстоятельство.

Дело в том, что для нашей нервной системы вес двигательного органа, вес части нашего тела — это одно из условий, которое нужно учитывать при построении программы движения. То есть программа движения, которую мозг строит для руки, рассчитана на определенный вес.

Если мы мгновенно изменяем вес конечности, нервная система перестраивает программу движения.

Получается, что ребенок, который «видит» физические законы, для того, чтобы ими пользоваться, должен еще уметь контролировать программы действий, которые строятся на основе видимого.

Восприятие живого и неживого

То, что ребенок в окружающем мире «видит на глаз», достаточно сильно отформатировано. Чтобы этим знанием воспользоваться так, как это делает взрослый, ему необходимы большие шаги в когнитивном развитии, в том числе речевые, которые позволяют в большей степени контролировать мотивы, управлять своими действиями и вниманием.

Форматирование представлений включает в себя, в том числе разницу между живым и неживым. Для многих авторов это было удивительным, странным и неожиданным, поскольку предполагалось, что сложно понимать физические объекты, но понимать объекты, обладающие психикой, или анимированные объекты, обладающие намерениями и целями, — это задача уж точно не для младенца.

Но оказалось, что они не удивляются (не повышают количество фиксаций взора), если куклы заставляют двигаться одна другую без физического контакта, не касаясь друг друга, когда одна просто подходит к другой и вторая начинает двигаться.

Но если такое происходит между кубиками или механическими конструкциями, если одна почему-то начинает самопроизвольно двигаться, это вызывает у детей большое удивление. Получается, что неконтактная передача импульса для механических объектов недопустима.

Антропоморфный же объект может начать двигаться самопроизвольно, безотносительно к физическому контакту или стимулу со стороны другого объекта.

Понимает ли младенец, чего хотят взрослые

Исследования, которые проводила Аннет Вудворд, были построены в парадигме, позволяющей оценивать, может ли ребенок распознавать цель. Ребенку показывают человека, который из двух объектов несколько раз подряд выбирает один, находящийся слева, и очень сильно ему радуется. Потом объекты меняются местами.

В одной группе младенцы увидят, как взрослый выбирает тот же самый объект, но на другом месте. А в другой группе младенцы увидят, как взрослый выбирает другой объект, но на том же месте. И у тех и у других будет определенная степень новизны. Но для одних новизна связана с местом, куда тянется рука взрослого, а для других новизна связана с объектом, к которому тянется рука взрослого.

С шестимесячного возраста младенцы различают эти варианты. В одном случае, если человек тянется к новому объекту, они удивляются, потому что произошла смена цели. В другом случае, когда человек тянется к новому месту, но к тому же объекту, они не удивляются.

Получается, что они понимают, что цель человека осталась прежней, поэтому ничего тут интересного и странного не происходит: это все ожидаемо, понятно, потому нет смысла смотреть сюда дольше.

Так делают младенцы девяти, семи и шести месяцев, а в три месяца они так не делают.

А вы знали об этом?  Десять ужасных профессий. А вы как зарабатываете?

Когда Вудворд узнает об этом факте, она задумывается о том, что трехмесячные младенцы — это люди, которые еще очень плохо могут сами что-нибудь хватать. Их скоординированность движений руки и пальцев настолько слаба, что они с очень маленькой вероятностью смогут взять какой-нибудь объект, даже если они хотят этого.

Вудворд с коллегами надели на трехмесячных младенцев специальные липкие перчатки и дали им объекты, которые обладают ответным липким эффектом. Это сильно повышает вероятность того, что ребенок схватит то, за чем он потянулся.

Достаточно дотронуться до объекта, и он уже у тебя в руках. Это успех, и это так здорово, что ты получил то, что хотел.

Через несколько часов такого опыта в парадигме со сменой места/цели они начали удивляться тому же, чему удивляются шестимесячные.

Аннет Вудворд считает, что опыт действия позволил им распознавать цели и намерения другого действующего.

На основе таких работ она построила влиятельную концепцию того, откуда берется понимание других людей, как и из какого материала человек его создает, на чем основывает.

Базируясь на определенном опыте, ребенок очень рано может выделять в окружающей реальности весьма подробные намерения других людей.

В возрасте полутора лет дети могут распознавать не просто намерения отказать в получении какой-нибудь игрушки, но и его основание. Они видят разницу между ситуациями, когда взрослый отвлекся и поэтому не может подать игрушку, когда он запрещает пользоваться игрушкой или когда он не услышал и поэтому не подает игрушку, которую ребенок просит.

Роль коммуникации при определении намерений

Другие авторы решили посмотреть, что будет, если мы сведем все многообразие возможных признаков живого объекта к тому, что у него будет некая ориентация, возможность выбора.

Будет ли в этом случае младенец приписывать цель этому существу? Им стал зеленый овальчик на экране, который разворачивался то в одну сторону, то в другую к символам на экране (к условной пище), потом выбирал один из них и двигался к нему .

Оказалось, что дети в возрасте семи или восьми месяцев удивлялись в соответствии с представлениями о намерении по отношению к выбору зелененького овальчика так же, как и по отношению к выбору руки человека.

Но обязательным условием было то, чтобы экспериментатор предварительно коммуницировал с этим «существом».

Экспериментатор говорил: «Привет, привет!», тот ему пищал что-то в ответ, двигался; экспериментатор говорил: «Как твое настроение?» ― тот снова реагировал.

Дети начинали приписывать зеленому овальчику намерения и цели в выборе объектов при условии коммуникации. А если коммуникативного условия предварительно не было, то, соответственно, этот зелененький овальчик не воспринимался как кто-то, кто может обладать целями и хотеть намеренно что-то выбрать.

Достаточно всего лишь участия в коммуникации между теми, кого видит ребенок, чтобы он стал ожидать от них поведения в соответствии с характеристиками живого. Это весьма сложная конструкция, но работающая.

Получается, она позволяет ребенку в младенчестве многое распознавать и пользоваться этим, для того чтобы быстро вычленить, где человек, где близкий человек, где человек, который готов учить и заботиться.

Источник: https://am-world.ru/o-chem-zhe-dumayut-mladency/

О чём думают наши дети. статья. воспитание ребёнка. самопознание.ру

Как думают дети и о чем?

Порой мы, взрослые, негодуя на своего отрока, выкрикиваем сгоряча: “Что в твоей голове? О чем ты думаешь?”Сами того не понимая, мы затрагиваем извечную проблему, которая стала почти философской насмешкой над самими взрослыми.

А вот мы сейчас и попробуем заглянуть в потаённые запретные закутки подростковых раздумий и проблем.

Размышления о школе

Вот о чём, о чём, но только не об учёбе болит голова наших великомудрых детишек. Тройка по математике их бы вообще не волновала никогда, если бы не родительский напор и истерические требования.

Дети даже не понимают для чего нужно изучать кучу разных предметов, которые никогда не пригодятся в жизни — это, опять-таки, из жизненного опыта родителей и с их слов.

Когда ученики слышат утверждение, что учиться надо только для того, чтобы ум в порядок привести, то они недоверчиво улыбаются, но спорить не берутся — себе дороже. Они, наши дети, гораздо умнее нас, смышлёнее и даже мудрее. А тройка по алгебре — не показатель умственной отсталости.

И если ребёнок увлечён каким-то предметом, то этот интерес надо подпитывать, поддерживать и развивать, а не распылять талант на всевозможные “удовлетворительные” умения и знания. Пусть ребёнок сам поймёт важность обучения и сделает свои главные выводы, а родители хитро и умело должны подтолкнуть его к этим выводам.

А учителя…

Из подслушанного разговора:

— Каждый учитель считает свой предмет самым главным и если выполнять все домашки “по-серьёзке”, то и дня не хватит.

— Конечно же, учителя разбираются в своих предметах, а вот другими предметами даже не интересуются. А мы должны всё знать.

— Вот пусть сами попробуют хотя бы один раз побывать на нашем месте. Надо ввести закон, чтобы учителя знали все предметы на пятёрку, вот тогда пусть и от нас требуют.

— Это что ж такое получается? Значит, любой троечник знает больше любого учителя?

Обидно услышать такие слова в свой адрес, но, согласитесь, есть в этом горькая правда, есть.

И учителям, и родителям необходимо прозреть от своей одержимости.

Поскольку педагоги тесно связаны с детьми на долгие годы, надо учиться тонко чувствовать детскую душу и тем более, никак уж нельзя “ударить в грязь лицом”.

Родители — кто они?

Вот несколько высказываний, которые раскрывают истинную картину того, как о нас, о взрослых, рассуждают как младшие школьники, так и среднеклассники, и страшеклассники:

  • Моя мама уже старая, ей уже 38 лет.
  • Родители ругают меня за тройки, а сами даже уравнение решить не могут.
  • Папа хочет гордиться мной, а я не медаль, чтобы мной гордиться.
  • Для бабушки главное, чтобы в квартире было чисто, и был сварен суп. Поэтому она все время что-то моет или варит.
  • Мама купила мне такие брюки, хоть прячься, а то засмеют. Ничего не понимает в моде.
  • И почему все взрослые такие отсталые? Я ей говорю, что хочу триальный велосипед, а она, радостная такая, подарила мне какой-то отстойный “Орлёнок”, ещё обижается, что я не обрадовался.
  • Мама думает, что я маленький. А я уже большой, хватит меня нянчить. Я лучше её знаю, как надо!
  • Папа считает себя умным, а сам всю жизнь только и делает, что работает.
  • О чём только думают, эти родители? Они думают, что можно прожить на одну зарплату.
  • Да у взрослых вообще нет никаких проблем, вот и цепляются к нам со своими расспросами.
  • Я пошёл с Аней кататься на скейтах, а мама сразу заволновалась, говорит, что женихаться ещё рано, что надо думать о школе, а не о девочках.
  • Почему мой папа не олигарх? Я вырасту и обязательно стану бизнесменом, хотя родители насмехаются надо мной.

Да-да, уважаемые взрослые, именно так и думают о нас наши дети. Они пока считают нас отсталыми, старыми, несовременными и занудными.

А может, тряхнуть “стариной” и доказать им, что мы ещё молодые, современные и всепонимающие? А ещё дети должны видеть в родителе лучшего друга, а не няньку-надзирателя.

Любовь

При этом слове вдруг кровь закипает в жилах: “Какая любовь? Я выбью из него эту дурь, пусть лучше думает об уроках”.

Но именно это эмоциональное состояние ребёнка важно прочувствовать и даже воспользоваться его растерянностью и наладить с ним тесный контакт и дружеские отношения.

Именно в это время решаются ваши дальнейшие взаимоотношения:

  • Представьте: семиклассник лежит на диване, смотрит безотрывно в потолок и слушает какую-то заунывную песню. Мало того, он весь в песенных переживаниях и откровенно сочувствует, кому бы вы думали?

А в этой песенке парнишечка поёт, нет, страдает о расставании с любимой девушкой, о сером существовании без неё, сожалеет, что она ушла к другому, и клянётся в вечной любви и верности.

Вопрос на засыпку: как бы поступили вы, случись такая картина с вашими 13-14-летними мальчиками?

А вот и неправильно!

Никаких насмешек, стыдливых окриков или возмущения быть не должно. Только терпение, выдержка и такт!

Учитесь понимать душу своих детей, а при необходимости умело повернуть настроение ребёнка в нужное русло.

Мечты

О чём мечтают наши дети? О самом значительном (в их понимании) из того, что они увидели и услышали. Дети очень впечатлительны и с лёгкость поддаются вдохновляющей силе и радужной мечте. И переубедить их бывает очень сложно, для этого нужны более сильные и яркие впечатления, коими взрослые из-за своей занятости удивить, порой, не могут.

Никакая информация о заблуждении в том или ином вопросе не имеет никакого воздействия на ребёнка. Простыми объяснениями, призывами к рассудительности и даже весомыми аргументами не выбить из подрастающего поколения их убеждения. Понимание может состояться только на эмоциональном уровне.

Дети живут в мире своих фантазий. Им кажется, что они могут перевернуть этот мир и мечтают о себе и о своих будущих великих делах, которые им под силу — в этом они точно уверены.

Величайшая трагедия для ребёнка — потерять веру в свой идеал:

  • Дети не понимают, почему у родителей всегда не хватает денег на их мечту — ведь это так просто — быть богатым и щедрым. Вот когда они вырастут, то обязательно будут жить в достатке, и ни в чём не будут отказывать своим детям.
  • Мечтают наши дети и о том, какими важными они станут, весомыми в обществе и статусными, не то, что родители.
  • Никогда не мечтает ребёнок быть серьёзным и скучным, как его “предки”. И никогда он не будет заниматься такой монотонной неинтересной работой, какой заняты родители. А порой даже наоборот, ребёнок хочет пойти по профессиональной родительской дорожке и обязательно хочет показать всем и вся, как надо правильно работать.
  • С точки зрения детей, взрослые — это просто неудачники. Им кажется, что жизнь на самом деле совсем другая, и счастье должно быть на каждом шагу.
  • В своих мечтах дети живут на необитаемых островах, погружаются на дно океана, летают в космос, создают уникальные компьютерные программы, становятся президентами, борются со злом и несправедливостью, много раз умирают и воскресают в героических битвах. Да, это мир фантазий, приносящий детям огромную радость.

Конечно, никаких материальных средств не хватит, чтобы исполнить такие желания. Но ребёнок счастлив, просто думая об этом. Он хочет победить весь мир и достичь своей мечты.

Со временем его буйные фантазии утихнут, изменяться мечты и рассудительность овладеет их умами, но это будет потом.

А пока родители не должны ломать детские тайны. Родители просто обязаны принять правила игры будущих победителей и совершенно незаметно тайными педагогическими ходами направить мечту в нужное русло.

Конечно же, уважаемые педагоги и родители, никто не знает ваших воспитанников лучше вас. Но, всё-таки, постарайтесь быть чрезмерно внимательными к своим детям, реагируйте на малейшую вибрацию в их головах и сердцах, чтоб ненароком не упустить момент невозврата.
Итак, ученик возвращается домой из школы: обед на “скорую руку”, немного свободного времени, а потом — за уроки. Иногда выполнение домашнего задания затягивается на долгие часы, и это отнимает у ребёнка много сил и энергии. Но у детей должна быть своя личная “детская” жизнь, поскольку детство — это… Читать дальшеИтак, ученик возвращается домой из школы: обед на “скорую руку”, немного свободного времени, а потом — за уроки. Иногда выполнение домашнего задания затягивается на долгие часы, и это отнимает у ребёнка много сил и энергии. Но у детей должна быть своя личная “детская” жизнь, поскольку детство — это… Читать дальше
Тройка по математике — повод для волнения?Порой, тройка по математике, да и не только по математике, является причиной серьёзных раздоров между родителями и детьми: родители требуют повышения успеваемости, а дети обретают хроническую неприязнь к предмету.Настала пора провести ликбез среди всех участников… Читать дальшеХотите стать знаменитым? Проще простого!Это только на первый взгляд мечта о славе кажется бестолковым мечтанием.Как часто мы завидуем “звёздам”, тем самым, о ком пишут в газетах, кого выставляют напоказ на обложках глянцевых журналов, кем украшают телевизионные экраны. Тем самым, знаменитым!Вот… Читать дальше
“Сын, да надень ты эту шапку! Видишь, маме холодно!” (Отцовская мудрость)Истина о том, что наши дети растут каждый день, явно относится к разряду прописных. И, тем не менее, мы как-то внезапно обнаруживаем, что наш ребёнок уже вырос. Причём эти внезапные озарения посещают нас несколько раз. Чаще… Читать дальшеМы все когда-то были детьми и помним, как часто (по нашему разумению) родители были не правы по отношению к нам. Да, мы всё равно их любим, но как хочется не повторять их ошибок и быть хорошими правильными родителями своим детям. Много написано на эту тему, ещё больше дискуссий и разногласий. Моё… Читать дальше
Именно семья оказывается самым важным положительным или отрицательным фактором, влияющим на формирование и воспитание ребёнка. Положительно в семье то, что только самые близкие люди могут любить с самоотверженностью, проявлять бескорыстную заботу, и невозможно найти других людей, которые бы относились… Читать дальшеВ первой части этой темы мы разобрались в сути потомства, семьи, рода и в условиях, влияющих на зачатие здорового ребёнка. Во второй части рассмотрели вопросы внутриутробного развития ребёнка. Теперь же рассмотрим вопросы развития ребёнка после его рождения.Ученыё-генетики объявили, что расшифровали… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/o_chem_dumajut_nashi_deti/

Что думают о школе наши дети: откровения 11-летнего мальчика

Как думают дети и о чем?

Так уж получилось, что в последнее время практически все мои разговоры с подругами – о школе, так как в этом году моя старшая дочь пошла в первый класс.

И вот буквально на днях, когда мы в очередной раз обсуждали эту животрепещущую тему с соседкой, ее сын, веселый мальчуган одиннадцати лет, скорее всего, от скуки решил поучаствовать в нашем разговоре, и настолько живо и непосредственно описал свою школьную жизнь, что я попросила его записать этот рассказ для меня.

Стилистика мальчишки хромала, что и неудивительно, поэтому мне пришлось немного подправить текст, заменив в нем не совсем привычные для взрослого уха и глаза слова на более корректные, но по смыслу все осталось так, как было. Что получилось из моего эксперимента, судите сами.

«В школу ходить прикольно. Первый день в учебном году. Ну ладно, первую неделю. Все эти разговоры про школу – родной дом, про самое лучшее время в жизни, все эти мамины слезы и вздохи при воспоминании о «школьных годах чудесных» – ужасная чушь. К реальной жизни все это не имеет ни малейшего отношения. Возьмем к примеру вчерашний день.

Утро началось с..

…с противного маминого голоса: вставай, рыбка, пора в школу. Ну какая я рыбка?! Я – мужик. Пусть маленький, одиннадцатилетний, но мужик. Неужели это не видно?

А мама продолжает сюсюкать: «Вставай скорее, солнышко, а то опоздаешь в школу. Завтрак уже на столе».

И вот приходится открывать слипшиеся глаза и выползать из теплой кровати на холод (зима не зима, мама утром всегда открывает окно, чтобы поток городского кислорода быстрее разбудил меня). Ладно, встаю, иду умываться.

На кухне на столе ждет неизменная овсянка и чашка чая. Послушно двигаю челюстями и просматриваю свою страничку «ВКонтакте». Надо же, народ столько нового понаписал. Когда они только успевают!

Наконец-то завтрак съеден, форма надета, рюкзак собран, даже ботинки начищены. По привычке бросаю взгляд на свою прыщавую физиономию в зеркало и послушно бреду к автобусной остановке.

Про Искру, Ираиду и Неллечку

В этом году я перешел в среднюю школу и по праву могу считать себя продвинутым школьником. Мне больше не приходится делать зарядку перед первым уроком и сидеть в одном кабинете весь день. Почти по всем предметам у нас разные учителя, которых очень прикольно сравнивать между собой.

Самый мегакрутой преподаватель у нас по русскому и литературе. По идее она уже давно должна быть на пенсии, но какая-то немыслимая сила упорно гонит ее каждый день в нашу районную школу.

Зовут ее Искра Евсеевна (то еще имечко, о чем думали ее родители, когда называли так своего ребенка, не очень понятно), и по внешнему виду она самый настоящий божий одуванчик. Но в душе наша Искра – просто тиран.

На ее уроках мы не то что в телефоне покопаться или поболтать – в туалет выйти боимся. Ну и в предмете она шарит так, что будь здоров. Поэтому Искру мы любим, хоть и побаиваемся немного.

С математикой все намного хуже. Во-первых, нас все время пугают тем, что скоро лафа закончится и нам придется изучать алгебру и геометрию, что звучит устрашающе. Во-вторых, наша преподавательница, Ираида Михайловна – настоящий солдат в юбке. Хотя нет, какой там солдат. Полковник.

А мы все – рядовые, провинившиеся перед ней одним фактом своего рождения. Ненависть ко всем детям без исключения читается в каждом ее жесте, взгляде, слове. Признаюсь, мы отвечаем ей взаимностью. Так что атмосфера на уроках у нас недоброжелательная. Но, как говорит отец, что не убивает, делает нас сильнее.

И он советует относиться к школе как к своеобразной школе жизни. Вот мы и выживаем на Ираидиных уроках, как можем.

© Lori

Зато на некоторых уроках можно оторваться по полной. Возьмем к примеру нашу англичанку, Нелечку. На самом деле ее зовут Нелли Константиновна, но ни одному уважающему себя пятикласснику не придет в голову называть ее так за спиной. Нелечка – и точка.

В целом она прикольная, только уж больно молоденькая и забитая. Скажу без ложной скромности, мы вьем из нее веревки. Шум и гам на английском стоят такие, что иногда я за весь урок так и не могу уловить, о чем вообще идет речь.

На английском мы можем все – играть в телефоне, сидеть в соцсетях, потихоньку есть конфеты и просто валять дурака. Но Нелечку мы любим и в обиду не даем.

Один раз Милана, особо избалованная и наглая девчонка, нахамила нашей англичанке, так пацаны за учительницу сразу заступились, а Миланке потом бойкот объявили, чтобы не заигрывалась.

Вообще мои любимые предметы – история и география. Видно, что оба преподавателя серьезно готовятся к урокам, часто делают интересные презентации, показывают отрывки из фильмов, превращают обычные уроки в интерактивные игры.

Больше всего мне понравилась игра про экологию, когда наш класс разбили на команды, и каждая должна была как можно дольше жить на планете используя ограниченное количество ресурсов.

Впечатлений осталась масса! Учителю – респект!

Отдельного разговора заслуживает наша завуч старших классов с говорящим прозвищем Массовик-затейник. Как говорит моя мама, ей надо было работать в театре, а не в школе. Каких только выступлений у нас нет: то неделя английских пьес, то – народных танцев, то массовые масленичные гуляния, то Хэллоуин, то имитация посвящения в пионеры.

Все это очень увлекательно, не скрою, но порой от этого так устаешь! Особенно когда репетиции затягиваются до позднего вечера, а мне так хочется погулять на улице с друзьями. А что делать? Пропустить репетицию очередного концерта намного хуже, чем, к примеру, итоговое тестирование по математике. Поэтому нам всем приходится петь и плясать.

«Ботаны» и «понтовщики»

Свой класс я люблю, но без фанатизма. Ребят можно разделить на несколько условных групп. Любимцы учителей и пример для всех нас – «ботаны».

Как правило, это девчонки с сосредоточенными лицами, которые всегда повторяют уроки на переменах и изо всех сил тянут трясущиеся руки, чтобы первыми ответить на вопрос учителя. Они мне не нравятся. Ну совсем. И не потому, что я им завидую, а просто не вижу я в них жизни. Какие-то они механические, что ли.

И всегда хотят быть лучшими. А лучшими везде и всегда быть нереально. Вот и ходят они из-за этого своего нездорового стремления постоянно нервные и озабоченные.

© Lori

Конечно, в любом классе есть «понтовщики». Ну, с ними все просто и ясно. Они постоянно приносят в школу последние модели телефонов, рассказывают байки про своих родителей, водителей, крутых друзей и соседей.

Если у тебя в кармане последний IPhone и тебя привозят в школу на дорогой иномарке – ты в тусовке, тебя принимают и уважают. Если нет – сиди и жди лучших времен.

Правда «понтовщики» иногда заигрывают с «ботанами», если им нужно списать домашнее задание или тесты, но надолго их не хватает. Зато всех остальных они тупо игнорируют.

Есть еще «драчуны», «лузеры» и «хорошисты». Я отношусь к последним. Вроде нормальный парень, но до «понтовщиков» не дотягиваю, да и до «ботанов» тоже. Но я этому даже рад. Сижу себе и не высовываюсь. Зато и вызывают меня нечасто. Фамилия на букву К, в середине алфавита, да и оценки средние. Беспроблемный ученик.

Люблю ли я школу?

Скорее нет, чем да. Общаться с народом прикольно, но это практически единственное, что примиряет меня с действительностью. Предметы далеко не все интересные. Постоянные концерты и конкурсы утомили.

Требования учителей на любую тему делать «проект» или «презентацию» угнетают. Получается, что те, кому помогают родители, получают всегда «отлично», а проекты, сделанные самостоятельно, бракуются – как неконкурентоспособные.

И от этого становится ужасно обидно. Школьная еда – отстой, в столовке воняет ужасно.

Хотя если вдуматься, все это мелочи. Главное, в школу ходят мои закадычные друзья, без которых я не могу прожить и дня.

Всегда есть куча новостей, которые можно обсуждать, забавные высказывания учителей, которые так весело повторять и передразнивать, девчонки, которых так классно троллить, и проекты, которые интересно делать всем классом. Все зависит от настроя. Когда я понуро бреду в школу, день, как правило, проходит не слишком удачно.

А вот в хорошую погоду, особенно перед каникулами или в пятницу, когда по расписанию две физкультуры, кажется, что моя жизнь очень даже ничего, и отчего-то вспоминаются слова родителей про «школьные годы чудесные».

Румпельштильцхен знаток

  • Активность: 32k
  • Репутация: 412
  • Пол: Женщина

Румпельштильцхен знаток

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1026548332071488117/chto-dumayut-o-shkole-nashi-deti-otkroveniya-11-letnego-malchika/

О чём думают дети?

Как думают дети и о чем?

С первого взгляда, мой вопрос может показаться очень странным, но это только на  первый взгляд.

У каждого человека есть собственное мнение по любому вопросу, как правило.

Но это совершенно не означает, что мы знаем на него точный ответ (что творится в голове). Несмотря на то, что этого человека мы знаем давно (муж, жена, друг, подруга). Даже мама или папа, в конце концов.

А уж что говорить о ребёнке, который совсем маленький (в сравнении с нами) и его опыт размером с него

Источник: https://myrebenok.com/vospitanie-detey-2/o-chyom-dumayut-deti

Мир взрослых глазами ребенка

Как думают дети и о чем?

«Ваша жизнь сегодня – это сумма мыслей и действий в прошлом», – написал когда-то Робин Шарма. И мы даже не представляем порой, с каких ранних лет это начинается.

Что мы услышали и увидели в детстве, какие выводы сделали тогда, чтобы наша взрослая жизнь стала такой, как сейчас? А если попробовать вспомнить это? Чтобы понять, откуда потом во взрослой жизни так много страхов и неуверенности в себе.

Чтобыстать свободным от мешающих стереотипов почти забытого прошлого.

Дети узнают мир так, как мы, взрослые, преподносим его. У них нет фильтра, и вся информация воспринимается ими априори. Они не понимают шуток или намеков. Они открыты и доверчивы. Они узнают мир по двум критериям: «хорошо – плохо», «можно – нельзя». И эти критерии предлагаем им мы – родители. Чаще всего, когда ребенок задает вопрос, ему сразу говорят, как надо.

А что, если ребенок сам порассуждает? У детей ведь отлично развита интуиция.

Если ребенку не дать самому принимать решение, то вскоре он поймет, что его личное мнение не так уж и важно. Он поймет, что внутренние порывы и эмоции надо приглушать, так как они все равно не играют роли в его жизни. Ребенок верит каждому слову, которое потом может изменить всю жизнь…

Предлагаю на несколько минут представить себе пятилетнего ребенка. Наивного, доброго, доверчивого. Для которого каждый человек, встречающийся на его пути, – гуру, мудрец. И почитать отрывки из дневника такого малыша. Взглянуть на мир взрослых его глазами.

Август 1986 года

Через месяц мне исполнится пять лет. Я веселая и умная девочка. Мне все так говорят. Родители меня любят. Я их тоже люблю. Сегодня мы ехали в гости на электричке. Я долго расчесывала волосы маме.

Тетя напротив сказала, что я могу стать парикмахером. «Как же это интересно! Хочу делать людей красивыми», – подумала я.

До самого вечера я придумывала новые прически, рисовала их и мечтала, что скоро, уже совсем скоро я вырасту и стану парикмахером. Мама смотрела на меня и улыбалась.

Сентябрь 1986 года

Я стала старше еще на год. На день рождения родители подарили мне набор посуды. Мама говорит, что женщина должна уметь вкусно готовить, чтобы ее любили. Буду учиться готовить своим куклам и мягким игрушкам.

Так здорово! А еще я скоро повзрослею и стану адвокатом. Да, мне сказала соседская тетя Маша, что я очень справедливая. А еще я заступаюсь за маленьких детей, когда их обижают. Я вырасту и стану защищать детей и взрослых.

Ой, как же это интересно!

  • Я справедливая.
  • Я должна хорошо готовить, чтобы меня любили.

Май 1987 года

Сегодня мы ехали с мамой в автобусе. И я услышала, как говорят две тети. Та, у которой красивая прическа, сказала, что ей платят мало денег за то, что она делает красивые прически людям. Она любит свою работу, но там мало платят, поэтому она редко покупает своим детям клубнику, а сама ее вообще не ест. Получается, что если я стану парикмахером, я не смогу есть вкусную клубнику?

  • Если работать на любимой работе, то можно остаться без клубники.

Декабрь 1987 года

Скоро Новый год. Я написала письмо Дедушке Морозу и попросила принести мне в подарок набор для врачевания. Я знаю, что все, что я захочу, исполнится. Потому что мне родители сказали, что чудеса случаются с теми, кто в них верит. Я верю! Сильно-пресильно! Вот бы уже наступил Новый год!

  • Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

Январь 1988 года

Я так сильно верила, что мне Дед Мороз принесет подарок, что еле дождалась праздника. Принес. Сегодня весь день играю – лечу кукол, которые заболели. Меряю им температуру, слушаю дыхание, ухаживаю, пою горячим чаем. Когда вырасту, стану врачом.

Буду лечить людей и ухаживать за ними. А еще теперь я понимаю, что для того чтобы мне дарили подарки, я должна скрывать свои капризы. Как говорила воспитательница, «твои капризы никому не нужны».

Раз они никому не нужны, то и мне не нужны! Я перестану плакать, когда мне обидно, а еще я перестану говорить все, что раньше говорила. Я перестану злиться. Мои капризы никому не нужны. Ой, слезки залили всю тетрадь. Но я не могу больше плакать.

Все говорят, что это плохо. Мне взрослые часто говорят, что хорошо, а что плохо. Вот когда вырасту, буду все знать!

  • Надо всем показывать, какая я хорошая, чтобы получать подарки.
  • Плакать нельзя.

Февраль 1988 года

Сегодня с папой смотрела телевизор. Там сказали, что был арестован один адвокат. Его посадят в тюрьму надолго. Папа злился и говорил, что так ему и надо. Что все они такие. Берут какие-то взятки.

Я тоже хочу стать адвокатом. Интересно, а что такое «взятки»? А за что его посадили в тюрьму? Жалко этого дядю. Он теперь не сможет каждый день видеть маму и папу.

А кто ему будет варить по утрам манную кашку?

  • Не хочу быть адвокатом – меня папа перестанет любить.

Май 1988 года

Почему-то я стала часто болеть. Врач родителям сказал, что это из-за вирусов. Что все детки болеют. А мне нравится болеть. В эти дни родители мне уделяют много внимания, жалеют меня, часто целуют и обнимают. И хорошо, что я перестала плакать. Я теперь вообще не плачу, и меня все любят. Я – хорошая!

  • Болеть хорошо! Можно получить внимание родителей.

Апрель 1989 года

У нас заболела бабушка. Ее положили в больницу. Здоровье стало хуже. Я люблю свою бабушку. Родители все время почему-то ругают врачей, которые лечат бабушку. А бабушку все жалеют. Она говорит, что сама виновата. Говорит, что нужно было себя жалеть раньше и не работать так много. Почему же тогда родители ругают не бабушку, а врачей?

  • Почему-то врачей ругают за то, что они помогают людям.

Июнь 1992 года

Сегодня ходила в танцевальный кружок. Когда мы шли с мамой домой, она встретила подругу. Они долго общались, пока я мечтала о том, что стану танцевать на большой сцене, когда вырасту. Мне будут дарить много цветов, и люди будут меня узнавать на улице.

Мои мечты остановили слова маминой подруги: «Да что это за профессия такая! Ну потанцует она еще десять лет, и что потом? Ее уже никто не возьмет». Откуда эти взрослые так много знают? А может, мне никого не слушать? Спрошу еще вечером у мамы, хорошо ли стать танцовщицей. Она у меня все знает.

Вечером мама сказала, что нужно прислушиваться к себе. И что она в меня верит.

Февраль 1995 года

Сегодня я была в танцевальном кружке. Меня опять хвалили. Говорили, что есть талант. Уже несколько лет на всех школьных вечерах выступаю. Хочу поступить в театральное училище.

Гости родителей говорят, что этим много денег не заработаешь. Подруги посмеиваются. Я знаю, что если верить, то у меня все получится, но другие в меня не верят! Обидно.

А мама с папой говорят, что получится только то, что нравится делать.

  • Получится только то, что нравится.

Июнь 1998 года

Мне кажется, что после окончания школы я стала взрослой и свободной. Но куда пойти учиться? Надо же найти себе серьезную профессию! Многие считают, что лучше мало зарабатывать, но стабильно. Времени мало на подготовку.

Уже скоро вступительные экзамены сдавать. Да и денег на обучение не так уж и много. В театральный страшно поступать. Мамина подруга говорила, что это несерьезная профессия. Выбирать не приходится. Пойду по стопам родителей.

Июль 1998 года

Сегодня точно решила, что пойду в театральное училище. Ну и что, что в меня не верят окружающие, но я же знаю, что все получится только у того, кто верит! И родители в меня верят.

Несколько лет спустя

Я держу в руках диплом. Моя мечта осуществилась! Я так долго не знала, кем хочу стать, и только вера родителей в меня давала силы.

Мамочка и папочка, родные и друзья, вы только всегда верьте в меня! Мне это так нужно! А еще я хочу, чтобы вы меня любили всегда, даже если я захочу стать парикмахером, врачом или адвокатом.

Чтобы любили, когда я капризничаю или просто плачу. Хочу, чтобы любили, если я даже не умею готовить. Главное, что я стала сама для себя Человеком!

В глазах слезы. Слезы радости. Я снова научилась плакать. Только теперь от счастья.

Источник: https://kolesogizni.com/semya/o-chem-dumaut-deti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.