Как научить ребенка думать и соображать?

Содержание

Как научить детей мыслить оригинально

Как научить ребенка думать и соображать?

Одна из главных ошибок многих родителей — введение слишком большого количества правил. Правила не учат детей думать самостоятельно. Из-за них дети стараются либо совсем избегать рисков, либо рисковать только в тех случаях, когда можно избежать наказания. А ведь боязнь риска не даёт ребёнку пробовать что-то новое и искать нестандартные пути выхода из ситуации.

Поэтому больше внимания уделяйте ценностям, а не правилам. Например, вместо «Вот что тебе можно делать, а вот что нельзя» лучше сказать: «Вот принципы, которые мы ценим в нашей семье, давай поговорим о том, как ты хочешь их применять».

Что же, нужно совсем отказаться от правил и не поручать детям никаких домашних дел? Нет. Сами по себе правила — это неплохо. Главное — объяснить, почему они важны. Не стоит делать упор только на кнут и пряник. Лучше скажите: «Вот какие у нас правила. Вот что они для нас значат. Вот как они связаны с тем, что мы ценим».

Объясняйте ребёнку, почему вы требуете от него что-то

Так вы приучите ребёнка к ответственности. Поручая какие-то дела по дому, объясняйте: «Вот почему нам важно, чтобы в доме было чисто и прибрано» или «Вот почему мы заботимся о своих вещах». Детям нравится, когда они могут как-то помочь и поучаствовать в жизни семьи. Если вы правильно сформулируете домашние обязанности, ребёнку не будет казаться, что они ограничивают его свободу.

Используйте метод мозаики

Этот метод был разработан в 1971 году психологом Эллиотом Аронсоном. Он подразумевает, что ученики вместе работают над каким-то проектом и зависят друг от друга. «Возможно, мы научим детей прислушиваться друг к другу и уважать друг друга, если будем поручать им совместные проекты, которые собираются как мозаика», — говорил Аронсон.

Например, ученикам даётся задание изучить биографию какого-то исторического деятеля, а потом рассказать о нём классу. Все ученики делятся на группы, и каждый работает над определённым периодом жизни этого человека. Потом проект собирается воедино и каждый рассказывает о своей части.

Это не только помогает детям лучше понимать друг друга, но и даёт им возможность взглянуть на проблему с новой точки зрения, то есть развивает их оригинальное мышление.

Правильно подходите к работе в группах

Исследования подтвердили, что работа в группах не всегда эффективна . Если посадить вместе пять учеников и устроить мозговой штурм, идеи, полученные в результате, окажутся не такими оригинальными. Да и в целом их будет меньше, чем в том случае, если бы каждый из учеников работал самостоятельно.

Это усложняет работу преподавателей и идёт вразрез с общепринятым мнением о том, что одна голова хорошо, а две лучше. Вот несколько причин, объясняющих, почему работа в группах не так эффективна, как кажется.

Во-первых, просто невозможно говорить всем разом. В результате некоторые идеи и некоторые ученики остаются неуслышанными. Во-вторых, существует так называемая угроза эго, из-за которой мы боимся выглядеть глупо и не высказываем свои самые необычные идеи вслух. Ну и в-третьих, нежелание выделяться.

Обычно высказывается пара популярных идей, и все в группе соглашаются с ними, не пытаясь предложить какой-то радикально новый способ решения проблемы.

Поэтому лучше всего дать ученикам время поработать самостоятельно, а только потом собрать их в группы для обсуждения идей. Работая в группе, как раз легче оценить, какие идеи действительно можно применить в жизни.

Не бойтесь прокрастинации

Кроме всем известной прокрастинации существует ещё и прекрастинация. Прекрастинаторы любят взяться за дело как можно быстрее и закончить его раньше назначенного срока. Это отлично сказывается на продуктивности, но вот для креативности это только помеха.

Если мы сразу же погружаемся в работу, мы не даём себе времени обдумать проблему.

Если мы раньше заканчиваем, мы просто не успеваем подойти к задаче нестандартно и останавливаемся на самой первой идее. Так что прокрастинация в данном случае только играет нам на руку.

Преподавателям можно так подойти к этой проблеме: поручите какое-то задание и дайте ученикам время над ним поработать. А потом продлите срок сдачи работы и посоветуйте вернуться к тем идеям, которые ученики вначале отмели. Это даст им время и возможность подойти к задаче более оригинально.

Конечно, если откладывать всё до последнего момента, никаких творческих идей не появится, вместо них возникнет стресс и желание хоть как-то успеть к сроку. В такой ситуации мы останавливаемся на первой пришедшей в голову идее. Поэтому важно научить детей соблюдать баланс: ждать подходящего момента, но всё-таки выполнять поставленные задачи.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-detej-myslit-originalno/

Как научить ребёнка думать: игры и упражнения для развития логики и смекалки

Как научить ребенка думать и соображать?

Каким человеком вы хотите воспитать своего малыша? Добрым, справедливым, щедрым, уверенным в себе… Наверняка список получится объёмистым. Несомненно, в нём будут пункты про сообразительность, смекалку, интеллект.

Действительно, воспитание умного, способного мыслить и делать верные выводы человека — одна из первостепенных задач родительства. Но как научить ребёнка думать? В этом вам помогут описанные нами полезные упражнения и увлекательные игры.

Учимся подбирать задания для развития логического мышления

Составить план эффективных развивающих занятий в домашних условиях не сложно, если разбить основные задания на группы и набросать для себя шпаргалку, какие игры можно придумать для каждой из этих групп.

Учитывайте, что предлагаемые вами упражнения развивают ребёнка комплексно. Сделав акцент на формировании логического мышления, вы неизбежно тренируете память, внимание и усидчивость, способствуете становлению грамматического и лексического строя речи.

Сортировка

Используя багаж знаний о свойствах объектов, ребёнок должен научиться сортировать предметы и явления по заданным критериям.

Игры этого блока помогают изучать цвета, знакомить дошкольника с фигурами и формами, обогащать его сенсорный опыт. Они будут полезны и при изучении темы «Антонимы», ведь при сортировке предметов нужно противопоставлять их свойства: маленькие/большие, холодные/горячие, сухие/мокрые.

Примеры заданий:

  • «Используя цветные шнурки и цветные бусины, создай одноцветные бусы».
  • «Разложи макароны по тарелочкам: круглые в синюю, а те, что в виде ракушек, — в красную».
  • «Если я называю большой предмет — хлопни в ладошки, если маленький — топни ножками».

Предметная классификация

Способность классифицировать предметы по группам и верно называть для каждой группы обобщающие слова — один из значимых показателей уровня интеллектуального развития дошкольника. В отличие от сортировки по внешним признакам, классификация предметов по назначению является задачей более сложной, требующей достаточного запаса знаний об окружающем мире.

Работая с предметными картинками для развития навыков классификации, вы будете тренировать внимание и память карапуза, развивать его нестандартное и критическое мышление.

Примеры заданий:

  • «Обведи на картинке всю одежду».
  • «Разложи карточки в три группы: посуда, мебель, бытовая техника».
  • «Найди в группе предметов лишний».

Порядок действий

Задания из серии «что сначала, что потом» заставляют детский мозг работать быстро и эффективно. Составлять из разрозненных фрагментов общую картину развития событий, находить причинно-следственные связи, осознавать последствия своих действий — необходимые качества мыслящего человека.

Используя сюжетные картинки и словесные описания, побуждайте ребёнка давать развёрнутые объяснения. Учите его не просто мыслить, но грамотно облачать свои мысли в связную речь.

Примеры заданий:

  • «Составь распорядок своего дня».
  • «Расставь картинки по порядку».
  • «Назови причину по следствию (почему лопнул шарик, погасла свечка, намокли ботинки и т. д.)».

«Что снаружи, что внутри»

Называйте любой объект (холодильник, машина, дом), а малыш должен назвать, что может быть внутри него, а что снаружи.

 «Сыщик»

Приготовьте большую картинку с множеством деталей. Обсудите, что на ней изображено. А теперь выберите какой-то предмет, и пусть малыш, задавая наводящие вопросы, выяснит, что вы загадали.

«Стилист для Маши»

Зайчик пригласил куклу Машу на день рождения. Помоги выбрать для неё наряд. Можно называть и описывать одежду словами, а можно подготовить подходящие картинки.

  • «Нужно надевать в гости резиновые сапоги? А когда они будут нужны?»
  • «Рабочий комбинезон — подходящая одежда для праздника?»
  • «Какую ленточку выберем к красному платью в белый горошек?»

Моделируйте разные ситуации, и пусть для каждой малыш подберёт подходящий наряд и аксессуары:

  • Маша идёт кататься на санках;
  • Маша отправилась в отпуск на море;
  • Маша помогает маме готовить ужин.

Игры с мячом

Благодаря мячу игровые упражнения на развитие логики приобретают динамичность. Игровая ситуация вынуждает ребёнка соображать быстрее, разделяя внимание между мыслительными процессами и физической активностью. Так тренируется сообразительность и смекалка.

Правила можно придумывать самые разнообразные:

  1. Вы называете любое свойство предмета (цвет, размер, форма, вкус и пр.) и кидаете мяч. Ребёнок ловит мяч, называет предмет, к которому подходит это свойство, и возвращает мячик вам.
  2. Перед началом игры вы объявляете тему: «Месяца», «Имена», «Домашние животные» и т. д. Если вы называете слово из заданной лексической темы, малыш должен поймать мяч, если слово не подходит — мячик надо отбросить.
  3. Вы говорите слово, ребёнок должен подобрать противоположное по смыслу.
  4. Вы называете слово, ребёнок — свою ассоциацию к нему. Продолжать цепочку, пока игра не утомит.
  5. Вы говорите простой арифметический пример и кидаете мячик. Ребёнок называет ответ и возвращает мяч. Вы говорите, сколько прибавить или отнять от предыдущего числа. Продолжаете, пока будет интересно.

Графические задания для развития логики

Графические упражнения для развития логики очень нравятся малышам. Помимо своей основной задачи (тренировки мышления), такие задания помогают подготовить детскую руку к письму: правильно удерживать ручку, контролировать силу нажатия, проводить аккуратные ровные линии.

Примеры заданий:

  • «Обведи похожие предметы».
  • «Зачеркни лишнее».
  • «Соедини пары».
  • «Продолжи последовательность по образцу».
  • «Дорисуй, что забыл художник».
  • «Найди выход из лабиринта».

Вы можете рисовать картинки для таких заданий самостоятельно, скачивать их из интернета или приобрести в магазине специальные пособия для развития логики у детей дошкольного возраста.

Предложите ребёнку соединить животное с правильным силуэтом:

Указать, кто где живёт:

Или кто чей малыш:

Учим ребёнка мыслить: что важно

  1. Чтобы научить ребёнка думать, постоянно стимулируйте его мышление разнообразными играми и упражнениями.
  2. Составьте для себя шпаргалку с заданиями для развития логического мышления и подглядывайте в неё, составляя план развивающих занятий.

  3. Вы можете использовать для развития логики речевые игры, но если добавить к ним мячик, то занятие получится более эффективным.
  4. Побуждайте ребёнка искать ответы самостоятельно. Побуждайте малыша задумываться, почему происходит так, а не иначе.

    Пусть он ищет причины и пытается добраться до самой сути явлений.

  5. Позаботьтесь о копилке заготовок для графических упражнений на развитие логики. Распечатанные листочки в специальной папке станут вашей палочкой-выручалочкой, когда надо быстро придумать карапузу увлекательное и полезное занятие.

Умные дети — счастливые родители. Пусть родительство ваше будет счастливым!

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-dumat-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-logiki-i-smekalki/

Как научить ребенка мыслить самостоятельно?

Как научить ребенка думать и соображать?

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение!

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому! Так как научить ребенка мыслить самостоятельно, при этом не теряя родительского контроля над ним? Сайт sympaty.net знает!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность. Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок, не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому!..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся.

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки  и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность.

Загрузка…

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления!

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей, до которых он самостоятельно не додумается!  Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет наказанием («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться  сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20140131/nauchit-rebenka-myslit/

Как научить ребенка думать самостоятельно? Как научить ребенка размышлять

Как научить ребенка думать и соображать?

Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: “Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!” Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.

Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному – умению самостоятельно размышлять.

Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу.

Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.

Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной – как научить ребенка размышлять.

Как правильно воспитывать послушание

С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: “Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)”. Ребенок должен размышлять уже с ранних лет.

Ему нужно не просто сказать “нельзя”, а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести.

Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент – поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.

Никогда не угрожайте за непослушание наказанием.

Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: “Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!” При этом учим детей делать выводы.

Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.

Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: “Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга”. Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.

Право на ошибку

Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.

Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.

Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок.

Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.

Виды мышления ребенка

В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств – дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.

С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать.

Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время.

Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.

Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление.

Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь.

Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.

Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.

Важность практических упражнений

Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.

В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться.

Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам.

Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.

Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.

Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.

Упражнения на умение обобщать

  • “Назови одним словом”. Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.
  • “Варим компот или суп”. Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
  • “Разложи по полочкам”. Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.

Задания на логику

  • “Найди, чего не хватает”. Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
  • Найди правильный ответ на рисунке ниже.
  • “Экологические цепочки”. Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек – гусеница – воробей, пшеница – хомяк – лисичка, цветок – пчела – оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
  • Подумай и составь предложение по рисунку.

Загадки на логику для детей

Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:

  • На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
  • У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
  • Какое предложение верное: “Не вижу белого желтка или не вижу белый желток”. Ответ: желток желтый.
  • “Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?”

Заключение

Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное – захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.

Источник: https://FB.ru/article/403647/kak-nauchit-rebenka-dumat-samostoyatelno-kak-nauchit-rebenka-razmyishlyat

Как научить ребенка думать – У Знайки

Как научить ребенка думать и соображать?

Проблема современных детей заключается в том, что они не умеют думать. Перед ними открыт целый мир интернета и сердобольных  родителей, которые в любой момент могут дать готовый ответ.

На автомате зашел в интернет, на автомате поклацал мышкой, на автомате прочитал, воспользовался нужной информацией, и тут же забыл. Ну или другой вариант – спросил у родителей, а они, опять же, на автомате дали готовый ответ.

И еще один – подставил формулы, сошлись ответы – круто! Вариантов, на самом деле, много. Но все они сводятся к одному — современное образование учит находить источники информации и пользоваться ей.

А кто научит ребенка думать?

Этим должны заниматься родители, причем, чем раньше вы начнете, тем лучше.

5 способов, как научить ребенка думать

Главное придерживаться игрового принципа, чтобы не отбить у ребенка охоту к мыслительным процессам. И, ни в коем случае, не ругайте ребенка, если у него что-то получается, не принижайте его интеллектуальных способностей.

Загадывайте и разгадывайте загадки

Банально, зато действенно. Даже элементарная загадка «четыре ушка, два брюшка» может включить мыслительные процессы малыша на целый день. Не сдавайтесь, и не говорите отгадку сразу же после пятиминутных уговоров.

Но! Более эффективным методом в процессе обучения является не разгадывание загадок, а их загадывание. Не готовых загадок, а своих! В процессе придумывания своей загадки включается не только воображение, но и мышление, и та самая пресловутая соображалка – как бы так сказать, чтобы не выдать ответа в самом вопросе.

Немаловажный момент – игра в загадки не должна быть односторонней. Вы должны быть полноценным участником процесса. То есть и загадывать готовые/свои загадки и разгадывать их.

В процессе разгадывания никогда не просите у ребенка сказать ответ, попросите дать подсказку, это еще раз заставит ребенка подумать над тем, что же такое сказать, чтобы и приблизить вас к ответу, и не выдать его слишком очевидно.

Не давайте ребенку прямых ответов

Родители – это, конечно, авторитетные взрослые, которые знают всё. Но подвиньте своё ЭГО и вечную нехватку времени в пользу ребенка.

Не давайте прямых ответов – задавайте наводящие вопросы.

Пусть ребенок не полностью, но частично придет к ответу сам.

Важным психологическим аспектом в личном наводящем вопросе является обращение к ребенку по имени, то есть, например, не просто «а как бы ты сделал это», а «Серёжа, а как бы ты сделал это».

При такой формулировке вопроса ребенок фокусируется на самом вопросе и способе его решения, исходя из своего личного опыта (даже если его нет – не важно, включится фантазия), а не в паническом перебирании вариантов, что бы сделал папа/брат/дедушка или вовсе его игнорировании.

Отойдите от шаблонов

Шаблон – это, практически, готовый ответ. Разрыв шаблона – это интересный инструмент в поиске других ответов, переосмыслении ситуации и так далее. Грубо говоря, разорвав шаблон, вы заставите ребенка думать.

Как это сделать? А проще простого. Возьмите какой-нибудь предмет домашнего обихода – любой, и предложите поиграть в игру, кто придумает больше вариантов нестандартного использования данного предмета.

Например, пусть это будет прищепка или зубная щетка. Шаблон, который заставляет выполнять автоматическое действие без включения «думалки» — вешать постиранное белье/чистить зубы разорвется, и мышление начнет активно искать другие варианты.

Ну а соревновательный элемент лишь подстегнет интерес и добавит игровой аспект.

Составляйте истории

Да, именно составляйте, а не придумывайте. Сначала вместе с ребенком, затем, опять же – в соревновательно-игровой форме.

Придумать историю о мальчике, девочке или собачке достаточно легко. А вот попробуйте составить историю по заданной цепочке слов, абсолютно несвязанной между собой:

Банка, пешеход, холодильник, небо, огонь, машинка, пистолет, цветок…

Задачка сразу усложнилась, не так ли? Не каждый взрослый сразу найдется, что сказать.

Возьмите это упражнение (а это именно упражнение) на заметку. Оно обязательно пригодится в будущем. Дети мыслят образами, но не умеют их связывать. А между тем, умение связывать образы – это уникальный инструмент мнемотехники (метод развития памяти). О том, как развить у ребенка память, мы еще обязательно поговорим, и вернемся к этому навыку.

ребенка память, мы еще обязательно поговорим, и вернемся к этому навыку.

Создавайте проблемы

Да, наши дети растут в очень комфортных условиях, и именно комфортные условия всегда являлись причиной упадка культуры и деградации населения – с уроками истории не поспоришь.

Можно начать с простого, решите школьную задачку максимально правдоподобно, но так, чтобы ответ не сошелся с правильным. Пусть ребенок найдет ошибку в вашем решении.

Высасывайте эти проблемы из пальца, если вам будет угодно, но создавайте условия, в которых ребенку пришлось бы подумать, как выйти из той или иной сложившейся ситуации.

Проколите или продырявьте шланг на даче. Проблема на лицо – вода убегает, на грядки попадает мало, а вот дорожку всю забрызгало. Пусть ребенок попробует справиться с продырявленным шлангом, задачка, между прочим, не из самых лёгких.

Выключите пробки в электрическом щитке в подъезде. Пусть ребенок сам дойдет до мысли, что проблема только ваша – ведь в подъезде и в других квартирах свет есть!

Подобные проблемные ситуации можно и нужно создавать пару раз в месяц. Вот только в сложности их исходите из возраста и индивидуальных особенностей своего малыша. Тогда вы научите его не паниковать перед проблемой, а искать пути её решения.

Ну и напоследок, не стройте из себя всеумеющих всезнаек, дайте ребенку понять, что и взрослые люди постоянно чему-то учатся и думают!

Источник: http://www.uznaiki.ru/roditelyam/kak-nauchit-rebenka-dumat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.