Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Содержание

Как научить ребенка общаться со сверстниками | Практические советы

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.

Социальный успех и его условия

Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?

  • 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
  • 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.

Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.

Обучение ребенка общению

Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.

  1. Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
  2. Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
  3. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
  4. Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
  5. При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
  6. Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
  7. Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
  8. Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”

Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками

Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.

  • Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
  • Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
  • Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
  • Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
  • Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
  • Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
  • Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
  • Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
  • Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
  • Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
  • Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Вам также может понравиться

Источник: https://mamamozhetvse.ru/kak-nauchit-rebenka-obshhatsya-so-sverstnikami.html

Проблемные формы общения ребенка со сверстниками

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Тема о формах общения ребенка со сверстниками крайне важна. Ведь самое важное качество, отличающее человека от животных, — это потребность в общении. В общении люди передают друг другу опыт прошлого, строят планы и делятся впечатлениями о настоящем. Именно с раннего детства начинают формироваться коммуникативные навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Дети имеют свои особенности общения, отличающиеся от взрослых. Необходимо знать об этих специфических чертах, чтобы помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. В данном случае речь идет об искусстве направлять своих детей в русло конструктивного взаимодействия с другими ребятами, чтобы потом не пришлось проводить коррекцию поведения с психологом.

Особенности общения детей со сверстниками

Социальная жизнь ребенка включает в себя общение с ровесниками. Данный вид общения детей несколько отличается от коммуникации людей старшего возраста.

Но следует помнить, что законы общения едины для любой возрастной категории.

Поэтому важно проанализировать, как складывались взаимоотношения между ребенком и взрослым, ведь во многом это станет решающим фактором взаимодействия со сверстниками.

Когда ребенку 1,5 года, то у него уже появляется интерес к взаимодействию с другими малышами. Это выражается в следующих проявлениях к сверстнику:

  • внимание и интерес;
  • отношения эмоционально окрашены;
  • привлечение внимания к себе;
  • чувствительность к поступкам сверстника.

В данном возрасте дети еще не умеют договариваться друг с другом о совместной деятельности, учитывая обоюдные интересы. Поэтому их взаимодействие возникает спонтанно и точно таким же образом быстро заканчивается.

В возрасте 3 лет можно наблюдать совместную игровую деятельность среди детей. Игра доставляет им много радости и удовольствия. Общение приобретает яркую эмоциональную окраску. Дети начинают подражать друг другу в игре.

В возрасте 4-6 лет детям свойственна ситуативно-деловая форма общения: они учитывают активность и способности сверстника для максимально возможного достижения результата в игре.

К 7 годам формируется внеситуативное общение. Тогда оценивается уже личностный потенциал ровесников, а не только ситуативная составляющая совместных действий.

Впервые ярко проявляется взаимопомощь и доброжелательность по отношению к другому.

Появляется соперничество в общении со сверстниками, но и способность оценить по достоинству своего конкурента тоже становится актуальной в младшем школьном возрасте.

Ниже будут рассмотрены проблемные формы общения, являющиеся показателями того, что ребенок не умеет общаться со сверстниками: дерется, смущается, обижается.

Если ребенок очень агрессивен

Даже когда дети начинают нуждаться в общении с ровесниками гораздо больше, чем в контакте со взрослыми, это вовсе не означает, что теперь они полностью самостоятельны и независимы от попечительства старших.

Наоборот, они еще больше нуждаются в помощи родителей для установления и поддержания контактов с другими детьми, для разрешения возникающих конфликтов.

Если ваш ребенок не умеет продуктивно общаться с ровесниками, вы можете ему в этом помочь.

Когда ребенок агрессивен, он наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Существуют следующие причины развития детской агрессивности:

  • стиль воспитания в семье (либо попустительство, либо чрезмерное ограничение);
  • примеры жестокости (из телепередач и фильмов);
  • жестокие компьютерные игры.

Однако не каждый ребенок, пребывая в вышеперечисленных условиях воспитания, становится жестоким и агрессивным. Дети часто бьют и дразнят друг друга, но у некоторых агрессивность становится устойчивым качеством личности.

И многие родители даже гордятся поведением своих детей вместо того, чтобы понять, как помочь ребенку наладить контакт со сверстниками.

Ведь агрессия — это часто не вопрос самооценки, а проблема внутренней изоляции и слабая способность к эмпатии.

Существуют следующие формы проявления агрессии в общении:

  • агрессия носит импульсивный характер, не отличаясь особой жестокостью (демонстративный стиль поведения);
  • целенаправленная агрессия — способ отвоевать интересующую игрушку, например;
  • намеренное причинение вреда сверстнику без какой-либо подоплеки, а ради удовольствия (жестокая форма насилия).

Но объединяет агрессивных детей одно качество — неспособность понять другого. Поэтому родителям важно объяснять то, насколько важно взаимопонимание и взаимовыручка в жизни.

Можно привести пример из жизни. Молодой отец гулял со своим сыном по парку. И тут мальчик увидел маленького котенка. Он ударил беззащитное животное ногой. Тогда отец присел возле сына и сказал ему, что тот, наверное, настолько сильный и большой, раз ударил маленького котенка.

А потом добавил, что и он мог бы ударить своего маленького сына, но это не дает ему права бить и обижать того, кто не может дать ему сдачи. И в качестве вывода указал на то, что сильные должны защищать слабых, а не унижать и обижать их. Поэтому проанализируйте свое поведение в отношении детей. Есть вероятность, они просто вас копируют.

Если вы хотите знать, как научить ребенка дружить со сверстниками, то узнайте в первую очередь, воспринимает ли ребенок вас в качестве друга.

Если ребенок очень застенчивый

Застенчивость — это сложная проблема межличностных отношений. Ниже приведены проблемы, с которыми сталкивается застенчивый ребенок:

  • невозможность завести новые знакомства;
  • эмоциональное напряжение в ходе общения;
  • трудности самовыражения;
  • излишняя сдержанность;
  • скованность в присутствии других людей.

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками без стеснения, нужно разобраться в психологической природе застенчивого поведения:

  • Застенчивые дети отличаются повышенной чувствительностью к оценке взрослых. Ситуацию неуспеха переживают очень болезненно. Поэтому взрослым стоит больше поощрять своих детей за проделанную ими работу, мотивируя их к самовыражению.
  • Дети сомневаются в положительном настрое окружающих по отношению к ним. Если взрослые сами находят людей для общения, то в детстве родители отвечают за окружение детей. Поэтому старайтесь делать так, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и у малыша не оставалось сомнений, что его любят и ценят.
  • Все силы тратятся на то, чтобы заслужить признание и уважение. А процессы познавания мира отходят на задний план, что негативно сказывается на реализации своих целей и открытому общению с другими.

Вся проблема заключается в том, что еще с раннего детства в ребенке закладывалась тенденция к застенчивому поведению. Возможно, вы сами не отдаете себе отчета в том, что ваше поведение послужило примером стилю общения ребенка со сверстниками.

Поэтому стоит набраться мужества и пойти к психологу на консультацию. Ведь вашему ребенку предстоит жить в социуме, где важно уметь налаживать контакты с окружающими. Еще в древности считали, что общительность — это уже 80% успеха в вашем деле.

Поэтому разговор по душам с психологом может оказать благоприятное воздействие на формирование коммуникативных навыков ребенка.

Источник: https://roditeliz.ru/family/formy-obshheniya-rebenka-so-sverstnikami-kak-nauchit-druzhit.html

Как научить ребенка общаться

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться — вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, — это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, к врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Для этого типа психики характерна повышенная эмоциональность. Такие дети очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

— Леночка, пора ложиться. Уже поздно, — уговаривает мама капризную дочку. — Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

Неделю спустя.

— Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться, влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора необходимо учить ребенка сопереживать — бездомному ли щенку, сорванному ли цветку, пожилому ли человеку.

Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он, наоборот, сам потянется за общением.

Зрительный вектор — это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащимися яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса о том, как научить его общаться со сверстниками, просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

Как научить ребенка общаться, если он стремится к одиночеству

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники.

Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли.

Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непонятны другим детям.

Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичок или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

Как научить ребенка общаться со сверстниками: драчун и задира

Если одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, то другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но постоянно конфликтует с другими детьми.

Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама.

Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего.

Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонят чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы.

Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить.

И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду.

Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна.

Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

***

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок, в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими.

С помощью тренинга «Системно-векторная психология» понять это не составит труда.

А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

Статья написана с использованием материалов тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Корректор Галина Ржанникова

Источник: http://xn----7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/kak-nauchit-rebenka-obshhatsya-vyxodim-v-bolshoj-mir/

Как научить ребенка общаться?

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Общение — не роскошь, а средство выживания в нашем сложном мире. Умение находить общий язык с людьми — как маленькими, так и взрослыми — серьезная наука. И первые уроки малыш берет у вас. Ваши мимика и жесты, тембр голоса, интонация и смысл сказанного, любимые выражения и манера улыбаться — все это подробно запечатлевается в памяти малыша, давая ему первые знания о мире и о себе.

Уроки вежливости

Почему же одни дети кричат чужим взрослым «эй!», другие предлагают помощь, но забывают о вежливом обращении, третьи и вовсе никогда в жизни не подойдут к «чужому дяде», а четвертые с младых ногтей умеют сказать «извините, пожалуйста»? Как научить ребенка общаться не только с родителями или товарищами по песочнице, но и с другими людьми?

Первое. Как ни банально это звучит, но у ребенка все начинается с отношения к себе самому. Положительное отношение к себе — необходимое условие психологического здоровья любого человека.

Родители, которые хотят воспитать у малыша уверенность в себе и достоинство, не пройдут мимо его успехов и посочувствуют его ошибкам. Сами ошибки не станут возводить в разряд преступлений: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Такие родители не станут сравнивать своего ребенка с другими детьми, тем самым давая ему повод для неверия в свои силы, развития комплекса гадкого утенка.

Второй урок в общении маленького человека со взрослыми — это формирование положительного отношения к своим близким. Уважение к ним формируется, когда родители спокойно, доброжелательно, ровно относятся к ребенку и друг к другу.

Ровно относиться к ребенку — значит не перескакивать от всепоглощающей любви и тискания до клевания и обвинения во всем и вся.

При этом в семье не возникает противоречий и в отношении воспитания, режима дня, ребенка не привлекают к разрешению домашних споров.

Обучение общению с другими взрослыми начинается в семье, когда корригируется отношение ребенка к близким. «Я не допущу, чтоб ты так разговаривала с бабушкой», — спокойно, но твердо скажет разумная мама, когда ребенок сделает грубый выпад в сторону бабушки.

«Вот так ответить любимой мамочке?!» — искренне удивится папа, услышав, каким тоном сын обратился к маме. И самое главное: то, как относятся друг к другу в семье, является главным примером в формировании общения.

Ведь папа, делающий замечание ребенку, но тут же нагрубивший маме, даст повод, чтобы вести себя по «двойному стандарту».

Когда ребенок взрослеет, он «выходит в мир», учась общаться с чужими взрослыми. Вот тогда-то и выходит из «подполья» все его умение общаться. Неуверенный в себе маленький человек может застесняться при виде чужого дяди, что-то говорящего ему, спрячется за родителей.

Ласковый общительный малыш, привыкший к восхищению и почитанию в семье, протянет руки навстречу объятиям приветливого чужого дяди.

Разговорчивый интеллектуал станет показывать все самое интересное, включая засушенную прошлогоднюю бабочку и поломанную машинку, попутно рассказывая выученный новый стишок.

Выход в свет

Как же сделать переход к общению с незнакомыми взрослыми менее болезненным? Вот лишь некоторые наши рекомендации.

Поймите, ранняя социализация малыша, состоящая в его способности общаться с другими людьми, очень важна для предупреждения нарушения общения и безопасности малыша: девочка, которая в пятилетнем возрасте сумеет вежливо подойти к продавщице, объяснить, что она потерялась в этом огромном магазине, и попросить, чтобы ей помогли найти маму, уже не пропадет!

Как можно раньше приучайте ребенка к присутствию других людей (на детской площадке, в магазине, на улице), проигрывайте ситуации, в которых ребенку надо будет обратиться к незнакомым взрослым, подсказывая, какие при этом нужно употреблять слова, каким тоном говорить, какое при этом должно быть выражение лица.

Приучайте малыша выбирать из толпы тех людей, к которым можно было бы обратиться с просьбой или вопросом (это люди, которые в силу своих профессий обязаны отвечать на вопросы: продавцы, кассиры, милиционеры, а также другие доброжелательные, спокойные взрослые). Поиграйте с ним в игру «Спроси у продавца», для начала сами сыграйте роль отвечающего. Пусть ребенок заучит «формулу» обращения с вежливой просьбой.

Чтобы малыш правильно выбирал слова просьбы, тон, мимику, предложите ему ответить на ваши вопросы и просьбы. Пусть поймет, на какой вопрос приятней отвечать: вежливый или капризный, спокойный или крикливый?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вежливо и доброжелательно общался с окружающими его взрослыми, с самого начала заложите в его сознании нормальные формы общения.

Если вы привыкли сюсюкать с чадом, давно вышедшим из пеленочного возраста, не рассчитывайте, что ребенок сумеет обратиться к чужому взрослому нормально. Он знает, что его воспринимают маленьким и забавным, прощая порой даже грубые выходки, — «он ведь еще ничего не понимает!».

Уважайте в своем ребенке личность, объясняйте ему нормы общения так, как вы объясняли бы их невоспитанному бестактному взрослому, — с поправкой на возраст, естественно.

Не забывайте знакомить малыша с вашими взрослыми друзьями — да-да, именно так, как знакомили бы собственного мужа или сестру. Четко проговаривайте имя нового человека.

А если вы предварительно спросите у приятельницы, как вашему малышу к ней обращаться, не возникнет недоразумений. Ведь многие молодые женщины терпеть не могут, когда к ним обращаются «тетя».

Вполне приемлемо обращение по имени, естественно, без уменьшительно-ласкательных суффиксов — Лена, а не Ленка.

Маленькие дети, подражая взрослым, обращаются к близким на «ты». Иногда этот стереотип переносят и на общение с чужими взрослыми. Не нужно воспринимать это как трагедию.

Ребенку необходимо некоторое время для того, чтоб выделить тех, к кому можно, а к кому нельзя так обращаться.

В пяти-шестилетнем возрасте нормально социализированный ребенок уже справляется с этой задачей, иногда лишь обращаясь на «ты» к друзьям родителей (нужно только спросить у друзей, разрешают ли они это и при необходимости мягко скорректировать обращение).

Самое главное в обучении ребенка общаться с чужими взрослыми — ваш пример. Не требуйте от своего сына или дочки вежливого выражения просьбы, если сами говорите: «Эй, мамаша! Дайка сюда кока-колу!» Будьте уверены: ребенок до малейших нюансов скопирует вашу мимику при обращении с просьбой и ответ на нее. Следите за собой, и пусть ваш малыш растет вежливым и доброжелательным!

Источник: https://rebenok.info/statya/kak-nauchit-rebenka-obshchatsya

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Дети все разные. Кто-то готов знакомиться со всеми подряд, а кого-то не уговоришь ни за какие коврижки.

С одной стороны родители понимают, к какому типу относится их ребенок, общителен ли он или застенчив. Но каким бы не был малыш, всем родителям хотелось бы, что бы их отпрыск умел общаться со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Особенно это становиться актуально на отдыхе, когда родители отправляются на курорты семьями.

Родителям застенчивого малыша очень хочется, чтобы ребенок научился преодолевать свою робость, поэтому именно такие родители задаются вопросом: как научить ребенка общаться с другими детьми.

Тут важно не торопить события, у детей потребность в общении со сверстниками возникает в возрасте 3-х лет, а у кого-то и в шесть,  до этого возраста они увлечены собой и общением с мамой и папой. Конечно, общительный ребенок не откажется от компании детей и в более раннем возрасте, но речь пойдет именно о противоположном, застенчивом характере некоторых детей.

Как и дети, родители тоже разные и у каждого свой подход к воспитанию и обучению своих отпрысков. Кто-то занимает активную позицию, кто-то позицию полной отстраненности, но каждый желает для своих детей самого лучшего.

Нет ничего хуже, наблюдать картину, когда мама, подталкивая малыша в большую компанию незнакомых детей, пытается убедить его, что там интересно. Ребенок так не думает. Возможно, ему хочется верить, что там, среди чужих детей происходит что-то очень занимательное, но страх перед незнакомыми ребятами, не дает ему это осознать.

Если мама будет слишком настойчива, она рискует отбить желание ребенка общаться на долгий срок или, наоборот, поможет ему.

Если мама не будет вмешиваться, а позволит ребенку самому принять решение идти или нет в незнакомую компанию, она тем самым не будет форсировать события, дав возможность своему малышу адаптироваться к незнакомой обстановке. Возможно, и наоборот, ребенку нужен лидер, за которым он будет наблюдать, а через небольшой промежуток времени он сам проявит себя.

В целом, сколько мам и малышей, столько и вариантов развития событий. Но вопрос, как научить своего ребенка общаться с другими детьми для многих мам остается на актуальном уровне.

Первое на что стоит обратить внимание: вы должны знать темперамент своего малыша. Только мама, которая находится с ребенком бок о бок все 24 часа знает его лучше всех, знает его реакции и желания, настроения и привычки. Знает и понимает, при условии, что УМЕЕТ НАБЛЮДАТЬ.

Второе: даже если вам ОЧЕНЬ хочется, чтобы ваш малыш был чуточку общительнее, чем он есть на самом деле, не спешите торопить события. Одни дети, впрочем, как и взрослые, не могут обходиться без компании, другие выберут одиночество. Позвольте своему ребенку быть тем, кем он является, не давите на него.

Третье, что вы можете сделать для своих детей, чтобы научиться общаться, быть для них примером. Можно сколь угодно долго объяснять, приводить примеры, уговаривать или просто обсуждать важность общения со сверстниками, это не произведет должного впечатления на ребенка, хотя и не будет лишним.

Общайтесь сами со взрослыми при ребенке, общайтесь с другими детьми, только ни как строгий взрослый, а как ребенок, чтобы ваш малыш и дети, с которыми вы будете разговаривать, чувствовали, что с ними ведут беседу на равных.

Искренни интересуйтесь всем, что пытаются поведать вам дети, все ребята чувствуют, когда их слушают с должным вниманием и проявляют интерес к их персоне.

Не пытайтесь подключить своего ребенка к разговору, пусть стоит в стороне и смотрит, как происходит общение.

Наблюдая за вами он получит гораздо больше полезной информации, в отличии от той, когда вы постоянно его дергаете и пытаетесь подключить к общему разговору.

Очень многие взрослые считают себя умудренными опытом, они готовы раздавать советы направо и налево, но совсем не хотят быть примером в общении с незнакомыми детьми, ведь для этого нужно приложить не мало усилий, а многие просто не знают или не умеют или не хотят разговаривать с ребятами на их уровне, а не с позиции мудрых взрослых… Только не путайте взрослое сюсюканье с настоящим общением взрослого и ребенка, общаться на уровне, значит быть равными, принимать интересы, допускать иное мнение, внимательно слушать. На самом деле, общение с не знакомыми — это целое  мастерство, которое тяжело усвоить даже некоторым взрослым, так что мы можем требовать от детей?

Поделюсь своим опытом

Моя дочь не отличается общительностью. Мне, как и любой маме хочется научить ее общаться с другими детьми. Мы играем в игры, разговариваем, обыгрываем разные ситуации с куклами, но самое действенное, как мне кажется, это мой собственный пример.

Раньше я настойчиво ждала и подталкивала ее к общению с другими детками. Я сама не особо общительная, а в детстве и в юности, так вообще заговорить  с незнакомыми людьми для меня была целая проблема. Во мне сидела неуверенность и страх, что дочка будет такой же неуверенной в себе в сфере общения, и как оказалось, дети оправдывают наши ожидания.

Не знаю, сколько бы это еще продолжалось, но я поменяла установку у себя в голове, убедив саму себя, что все будет окей, не надо торопить события, и моя дочурка научиться общаться с другими детками рано или поздно.

Я отпустила ситуацию и перестала напрягаться каждый раз, когда нам предстояло общения с незнакомыми детьми.

Я перестала с беспокойством ожидать, как будет вести себя моя девочка, промолчит или заговорит… Мне стало все равно, я просто переключила свое внимание со своей дочки на детей, с которыми мне предстояло вступить в разговор, а моей девочке,  оставалось лишь наблюдать за мной.

Мы отдыхали на море, на пляже была организована небольшая анимация, где две девушки учили деток складывать цветы в технике оригами.

Мы с дочкой подошли, конечно, девчушка моя напряглась, думая, что я стану ее уговаривать или настаивать, а я просто ОДИН раз позвала, сказав: «Давай, пойдем, посмотрим».

Сначала она стояла в стороне, думая, что вот оно, опять ее куда-то потащат, и будут уговаривать что-то делать, но ожидания ее не оправдались, и она решилась подойти поближе.

Чуть РАНЬШЕ  я бы попыталась заинтересовать свою дочку тем, что делают другие дети и очень бы переживала, что она не проявляет инициативу. СЕЙЧАС я оставила ее в покое, предоставив ей возможность самой осмотреться вокруг, приглядеться к детям и к деятельности, которой они занимались, и заодно оценить ситуацию.

Я сама подошла, поздоровалась, выяснила, что они делают, и сказала, что тоже хотела бы попробовать что-то сложить из бумаги. Взяла стул, я села за свободный столик. Доченька моя подошла ко мне через какое-то время, за ней подтянулись другие ребята, а еще через пару минут мы все дружно складывали цветы из оригами, непринужденно болтая.

Для меня это был своего рода опыт, для дочки тоже.

Для себя я вынесла мысль:

для того, чтобы научить своего ребенка общаться с другими детьми, не обязательно обладать какими-то специальными знаниями, нужно быть чуткой, наблюдательной и уверенной в себе и в своем ребенке.

Не следует вешать свои ожидания на складывающиеся ситуации, а потом расстраиваться, если они не оправдываются…

Нужно дать ребенку шанс самому почувствовать атмосферу, в которой находятся незнакомые ему дети.

 Не торопить и не настаивать ни на чем.

Быть заинтересованной в общении, быть искренней и доброй.

В свою очередь моя дочка получила пример свободного разговора с незнакомыми детьми, без ужимок и стеснений, без лишних вопросов и давления.

Источник: https://sertolovo-detki.ru/vospitanie-i-yxod/kak-nauchit-rebenka-obshhatsya-s-drugimi-detmi

Как научить ребенка дружить: возрастные особенности общения школьников

Как научить ребенка общаться с другими людьми?

Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?

Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом – у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?».

В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку.

Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.

Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:

  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем.

Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:

  • читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
  • учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
  • кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
  • приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
  • не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников

Третий и четвертый класс (9-10 лет)

Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.

Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.

«Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.

Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил – кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.

Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:

  • развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами – как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
  • развивайте у ребенка чувство юмора – и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
  • продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте – обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики.

На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность.

В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/scholinyu-budni/kak-nauchit-rebenka-druzhit-vozrastnyie-osobe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.