Как научить ребенка стараться лучше выполнять домашние задания

Содержание

Не помогайте детям делать уроки — это печальная практика!

Как научить ребенка стараться лучше выполнять домашние задания

Помогать или нет? Это вечный вопрос среди родителей, касающийся помощи детям при выполнении домашних заданий. И у каждого родителя есть свое личное мнение на этот счет.

Одни считают единственным эффективным способом добиться безупречной успеваемости – тотальный контроль над школьной жизнью ребенка, другие просто перекладывают всю ответственность за учебный процесс на плечи юных школьников, предоставляя им полную свободу действий.

Как же поступить, чтобы ребенок научился самостоятельно планировать собственное время и делать уроки без напоминаний.

Почему я не помогаю своему ребенку делать уроки?

Когда мой сын пошел в первый класс, меня переполняла масса противоречивых чувств в отношении поддержания его успеваемости и тактике выполнения домашних заданий. К счастью, первоклашкам практически не задают домашних заданий, поэтому у меня был целый год на размышления.

Основным заданием было правописание: дописать строчку из разных закорючек для набивания руки для письма.

Поначалу я весьма рьяно кинулась контролировать безупречное выполнение домашней работы и даже заставляла ребенка писать дополнительные строчки в другой тетради, чтобы побыстрее натренировать руку.

Но через месяц, увидев однажды несчастное лицо сына перед выполнением домашних заданий, я поняла, что пора остановиться и перестать играть в школу дома. И тут я решила проконсультироваться с педагогом-психологом, который порекомендовал мне следующее.
  1. На выполнение уроков для первоклашек должно уходить не более 30 минут времени. Количество времени увеличивается по мере взросления ребенка, но не должно превышать разумных пределов. В противном случае, школьник может переутомиться и сделать задание механически, не вникая в суть дела, тем самым не усвоив материал.
  2. Ребенку лучше всего посоветовать сначала делать самые сложные для него задания, требующие максимум концентрации и внимания, а затем переходить к более легким.
  3. Родителям не следует проявлять тоталитарный контроль над уроками, требуя показать дневник для проверки оценок и домашних заданий. Лучше замаскировать это под дружественную беседу в доброжелательной манере, в ходе которой взрослый интересуется у ребенка о том, что проходили в школе и задали домой, что понравилось больше всего, а что оказалось трудным. Это позволит выстроить доверительные отношения с ребенком и узнать о заданном материале без проверки дневника.
  4. Не следует идти на поводу у ленивых или хитрых школьников, которые просят сделать задание за них, прикрываясь тем, что материал непонятен. Конечно, родителю гораздо проще быстренько решить пример или написать пару предложений и идти заниматься своими делами. Но, пропустив один или два вечера выполнения домашней работы, не нужно удивляться плохим оценкам, ведь такой способ выполнения уроков проходит без участия интеллектуальной деятельности ребенка исключительно на результат для учителя, а не для формирования определенных знаний.
  5. Помогать следует лишь в том случае, если задание предусматривает участие родителя или действительно невыполнимо для школьника (например, задание первокласснику сделать презентацию в компьютерной программе). Если ребенок на самом деле не понял материал и из-за этого не может сделать домашнюю работу, то помощь может быть оказана только в дополнительном объяснении теории доступным языком для лучшего понимания. Но само домашнее задание предусмотрено для самостоятельного выполнения.

Вспоминая собственные школьные годы, когда мама стояла у меня над душой с ремнем в руках, заставляя не по разу переписывать целые тетради из-за одной ошибки, и переживая заново свои эмоции и ощущения в те моменты, мне стало искренне жаль своего сына. Очень важно для каждого родителя, чтобы его ребенок был самым умным, самым талантливым и самым лучшим в классе. Но навязываться ему для выполнения уроков – это самообман.

И я решила, что мой сын достаточно взрослый и в определенной степени самостоятельный человек, который способен проконтролировать и выполнить под собственную ответственность домашние задания. Ведь именно для этого их задают школьникам.

Ну а если он где-то забудет что-то сделать или сделает задание плохо и получит за это плохую оценку, то это будет для него уроком внимательнее относиться к домашней работе. А мама или папа всегда будут рядом, чтобы восполнить пробел в знаниях, если в этом действительно возникнет необходимость.

Как отрицательно влияет помощь родителей в процессе обучения? Практический опыт подруг

Задумавшись о том, почему же помощь родителей в учебе детей – скорее медвежья услуга, чем вклад в систему знаний школьника, я расспросила подруг о том, кто как относится к выполнению уроков своих детей-школьников. Выслушав их мнения, мне стало понятно, почему постоянное вмешательство родителей в учебный процесс носит негативные последствия:

  1. Отсутствие самостоятельности и ответственности. Сын моей подруги, приходя домой, был всегда напоен и накормлен любимой бабушкой, которую он после обеда брал за руку, и они вместе садились за уроки. Со временем у бабушки даже появилось личное рабочее место за партой Сережи справа от него. Нужно ли говорить, что абсолютно все уроки выполнялись вместе: некоторые задания бабушка честно предлагала внуку сделать самостоятельно, но как только случалась заминка, то тут же подсказывала. Когда бабуля внезапно получила в подарок путевку в санаторий и уехала на месяц, успеваемость Сережи упала до уровня двоек и троек. Вовсе не потому, что он ничего не знал или не хотел знать. А потому, что теперь он не мог самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, ведь раньше за него все делала бабушка.
  2. Формирование ложных представлений о процессе обучения и получения знаний. Когда школьник постоянно пользуется готовностью родителей помочь в выполнении домашних заданий, у него складывается представление о том, что все желаемое можно получить, не напрягаясь, лишь попросив об этом нужного человека, найдя к нему подход. Такое представление об обучении в будущем может привести к трудностям при поиске работы и проблемам карьерного развития.
  3. Формирование страхов и комплексов при чрезмерном контроле. Я прекрасно помню, как страшно мне было идти домой, если я получала четверки вместо пятерок. Дома меня ждал допрос о том, что же мне было непонятно, раз оценка на балл ниже максимальной. Выслушав мой несвязный лепет о причинах такой оценки, моя мама открывала учебник и заставляла меня наизусть учить тот материал, по которому в ее представлении у меня возник пробел, а потом все «до запятой» рассказывать ей. После этого следовали выполнение домашнего задания и проверка с пристрастием выученной теории. Окончив школу и поступив в университет, я съехала от родителей в отдельную квартиру. Первый курс для меня прошел аналогично школьным годам: я тряслась над четверками, хотя теперь меня никто не контролировал, при этом я не особо старалась понять вызубренный материал. К счастью, к концу первого курса я все-таки осознала, что учиться можно и нужно по-другому, что позволило мне вполне заслуженно получить красный диплом, обладая всеми требуемыми знаниями моей специализации.

Как я исправила ситуацию и научила ребенка делать уроки самостоятельно: делюсь опытом!

Возвращаясь к вопросу о совместном выполнении школьных домашних заданий, мне стало понятно, что чрезмерная опека только навредит моему ребенку. Поэтому я выработала несколько способов, которые помогали мне быть в курсе событий в школе и «неприметно» принимать участие в учебном процессе сына.

  • Превратить урок в игру. Если мне казалось, что у сына плоховато выходит с правописанием, я ненавящево предлагала ему поиграть в «закорючки» в то время, когда все уроки были сделаны: мы писали заданные символы на муке, рассыпанной на обеденном столе, палочками на песке или снегу, и даже строили железную дорогу, повторяющую форму символа, а паровоз должен был проехать так, как это выглядело бы при письме. Может этот способ и не помог натренировать руку, но сын гораздо лучше запоминал принцип написания символа.
  • Поиграть в «глупого взрослого». Одна моя знакомая всегда на просьбу дочери помочь с уроками, бросала все дела и соглашалась. «Ой, только я ведь уже ничего и не помню!» — искренне говорила она. Дочка объясняла ей основы теории, и за это время чаще всего сама успевала разобраться в трудном месте, выполняя домашнее задание самостоятельно.
  • Поиграть в учителя и ученика. По сути та же игра в «глупого взрослого», но здесь ребенок выступает в роли учителя, а родитель – в роли ученика. Мой сын был очень горд, что и у него есть возможность поучить кого-то, да еще и взрослого. Усаживая меня за свою парту, он брал указку и объяснял усвоенный в школе материал мне, как новичку. Если я видела, что у него возникали затруднения, то мне оставалось только задавать наводящие вопросы.
  • Использование «живых» примеров. В основах математики моему первокласснику, как ни странно, помогли как раз груши и яблоки. Решая примеры с реальными предметами, ему было легче сориентироваться в счете. При этом моя персональная помощь была только в выдаче пакетов с разными фруктами, овощами или сладостями, из которых сын сам себе делал задачи и сам же их решал.

О чем нельзя забывать родителям школьников во время обучения?

Несмотря на кажущуюся сложность российской школьной программы для любого класса, домашние задания должны выполняться учеником все-таки самостоятельно, каков бы ни был соблазн быстро дать ему правильный ответ.

А самое главное, о чем нельзя забывать – это то, что школа и уроки важны в жизни, но не важнее теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями.

Взрослым следует вспомнить на минутку себя в школьные годы, проанализировать поведение своих родителей в плане успеваемости и постараться не допускать их ошибок.

С уважением, Любовь Созыкина

Оцените автора
Загрузка…

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/ne-pomogajte-detyam-delat-uroki-eto-pechalnaya-praktika/

Как помочь ребёнку быстро делать уроки

Как научить ребенка стараться лучше выполнять домашние задания

Поступая в школу, ребёнок впервые сталкивается с новой для себя обязанностью – делать домашнее задание. Собственно, это самая первая обязанность, до этого ребёнок только играл, а если и учился чему-нибудь, то только в удобное для себя время и только тому, что действительно интересно.

К новому распорядку дети привыкают не сразу. В среднем им требуется для адаптации около полугода. Кто-то «въезжает» в новые правила быстрее, кто-то медленнее. Чаще всего школа учитывает эту особенность, и на первых занятиях домашние задания не задаются.

Но часто дети самостоятельно не могут приноровиться и делают уроки дома медленно и с трудом. Бывает, что они плачут, зовут родителей, просят им помочь. Сердобольные мамочки (да и папочки) понимают слово «помоги» как «сделай за меня».

Это лишь усугубляет проблему, ведь ребёнок привыкнет надеяться на родителей и перестанет делать уроки сам; к тому же не поняв смысл домашнего задания, юный школьник упустит важное звено в учебном процессе и не сможет в дальнейшем осваивать предмет.

Поэтому родителям следует знать, что «помогать» означает только указывать пути решения проблемы, наводить ребёнка на мысль, но никак не выполнять работу за него. Помогать следует только тогда, когда он сам этого попросит; если он не просит, значит, он хочет справиться сам, и мешать ему в такой ситуации нельзя.

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке.

Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям.

Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность.

Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе.

В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон.

Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно.

А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга.

Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время.

А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием.

Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу.

Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется.

С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать.

В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка.

Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится.

Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним.

За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом.

Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный.

Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно.

В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно.

Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий. Чаще всего это задания по математике.

Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений.

На самом деле и «метеоры» (обычно сангвиники и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга.

Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.

Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.

Сергей Семёнов

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D1%83-%D1%81-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

Домашнее задание как наказание, или Как заставить ребенка делать уроки

Как научить ребенка стараться лучше выполнять домашние задания

Ласка — единственный способ,который возможен в обращении с живым существом.Террором ничего поделать нельзя.Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать…

М. Булгаков

Для начала стоит заметить, что если вы именно заставляете делать уроки, вы сильно рискуете. Учеба из-под палки вызывает противоположную реакцию: чем больше ребенка заставлять, тем меньше шансов воспитать в нем любовь и интерес к учебе. Таким способом можно вызвать лишь отвращение не только к выполнению домашних заданий, но и ко всему процессу обучения.

Как делать уроки с ребенком: рекомендации для родителей

  • Выберите “час Х”. Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда “резаться” в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется. Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде “буду делать уроки в 10 вечера”, установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место. Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала “разделаться” с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все трудные задания, оставив легкие предметы “на закуску”.
  • Учите управлять временем. Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как “техника Помидора”. Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или “1 помидора”.

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Расписываем задачи:

ЗаданияВремя
Упражнения по русскому˅
Задача по математике
Доклад по географии

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим “галочку” напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы.

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные “помидорки” — лишние полчаса за компьютером.

  • Не осуждайте за ошибки и не кричите, если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях. Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: “Исполнителя — хвалить, исполняемое  — критиковать”.
  • Не превращайте домашнее задание в наказание. Часто родители угрожают: “Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!” Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

Помогать или не помогать — вот в чем вопрос!

Многие родители спрашивают: “Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Помогать или приучать к самостоятельности?”

Приучать к самостоятельности, конечно, необходимо. Но не сразу, не “с места в карьер”. Так, первоклассникам просто не обойтись без родительской помощи. Но чем старше становится ученик, тем больше самостоятельности он должен проявлять.

Здесь важно сразу предупредить вашего отпрыска, что вы не будете сидеть с ним вечно, а через энное время ему придется все делать самостоятельно. И обязательно внушайте, что уроки — это ЕГО работа, НЕ ВАША! Удостоверившись, что ребенок усвоил правила выполнения домашнего задания, родители должны “перестать делать уроки”. 

Нет, конечно, не стоит все бросать на самотек. Ваша задача теперь просто контролировать, объяснять непонятное (если сам попросит). Главное, чтобы инициатива исходила не от вас, а от вашего ребенка.

Еще один полезный совет: хвалите за любое проявление самостоятельности. Сегодня он вспомнил о вашем с ним договоре приступать к урокам в 16.00 — уже хорошо, выразите искреннюю радость. Завтра ребенок сам сел за уроки.

Пусть пока дальше простых приготовлений дело не пошло, все равно: сел-то за уроки сам — опять хвалите. Ребенку важно захотеть делать уроки.

Пусть стимулом будет ваша радость за его успехи и за любое проявление самостоятельности — чем не мотивация?

Проверять или не проверять?

Проверять домашнее задание обязательно! И поверьте, вопроса “Ты все сделал?” — явно недостаточно. Не поленитесь, проверьте, что там “наваял” ваш отпрыск в тетради, выучил ли стих, подготовился ли к уроку географии и т.д.

Все приведенные выше советы — никак не правила, а именно рекомендации. Панацеи, увы, не существует, так как все дети разные.

У кого-то сработает принцип доверия (родители мне доверяют, значит, я просто обязан делать уроки, чтобы их не подвести), другим, возможно, поможет принцип: заработал — получи вознаграждение, третьим поможет только терпение и бесконечные беседы. Но отчаиваться не стоит.

Главное ведь — не только “дать образование”, но воспитать ответственного и самостоятельного человека, сохранить его здоровье и ваши добрые взаимоотношения.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.

Читайте другие статьи автора:

  • Почему ребенок не хочет делать уроки?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/roditeli/5641_kak_delat_uroki_s_rebenkom

» Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно?

Как научить ребенка стараться лучше выполнять домашние задания

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания.

Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер.

Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Обязательно хвалите ребёнка — только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи.

А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет.

Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение.

Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много.

Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей.

Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Вредные советы

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Правильный контроль

Со временем вы сможете только контролировать выполнение заданий и помогать по необходимости

Научить кроху самостоятельности – долгий процесс. Более того, закончится он выдачей аттестата.

Это, конечно, касается не только домашнего задания, а всей учебной деятельности ребёнка – на каждом этапе учёбы от вас требуется если не помощь, то контроль.

Что же до развития навыка делать уроки, то в идеале к 6-7 классу с этой задачей ребёнок должен уже привыкнуть справляться самостоятельно. Но родителям всё равно нужно контролировать этот процесс, следуя определённым этапам:

  • выполнение всех уроков вместе, объяснение всего материала, повторение пройденного;
  • проверка сделанного задания в черновике, повторение пройденного, объяснение непонятного;
  • проверка чистовика, повторение пройденного, объяснение непонятного;
  • помощь только с трудными заданиями, объяснение и дополнительное совместное выполнение подобных заданий для закрепления.

Самостоятельное выполнение домашнего задания – важный и неотъемлемый этап обучения. Но также это первый серьёзный шаг малыша на пути самостоятельного принятия решений и воспитанию ответственности за свои действия. Дорогие родители, проявите чуткость и мудрость, помогите своему ребёнку справиться с этим важным рубежом на пути взросления.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-priuchit-rebyonka-delat-uroki-samostoyatelno.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.