Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Содержание

Как помочь ребенку победить страх: 5 эффективных техник

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Вместе с ребенком на свет появляются его первые эмоции. Незнакомый мир, полный новых ощущений: непривычно, некомфортно, страшно. С этого момента страх — постоянный спутник человека на протяжении всего его пути.

Не всегда приятный, но вместе с тем жизненно необходимый: именно благодаря страху человек инстинктивно проявляет осторожность, предусмотрительность и выбирает стратегию поведения, которая оберегает его жизнь от опасностей. Высший пилотаж — это уметь дружить со своими демонами и знать свои страхи, не подавлять их, а принимать и контролировать.

Как родителям научить этому своих детей, рассказывает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Откуда берется страх

Если вы откроете любой психологический справочник, то увидите, что у каждого детского возраста существует своя норма количества и видов страхов. Прожить их — естественная часть процесса взросления, страхи появляются и незаметно исчезают. Другое дело, когда страхи задерживаются в психике ребенка и заполняют собой все его внимание.

Страх буквально опутывает малыша, мешает его развитию, общению со сверстниками, учебе и просто обычной детской жизни. Конечно, последствия затяжных страхов крайне неприятны, действовать нужно решительно и начинать разбираться необходимо с причин. А причины, как правило, очевидны и кроются в ближайшем окружении малыша и образе его жизни.

Первое и самое важное — в какой атмосфере взрослеет человек, какие нормы отношений приняты в семье, какие методы воспитания используют родители. Бесконечные скандалы и выяснения отношений ведут к формированию тревожно-мнительного характера, при котором любой внешний раздражитель способен перерасти в глубокий страх на всю жизнь.

Слова «если не будешь слушаться, отдам тебя дяде» произносятся, конечно же, в шутку, но зато какими эффективными оказываются такие, казалось бы, невинные запугивания. Ребенок безропотно подчиняется, но вместе с тем растет в постоянном страхе сделать что-то не так, с ощущением того, что родители готовы в любой момент отречься от него.

И еще вариант, когда родители проецируют свои страхи и тревоги на ребенка. Благодаря родителям малыш узнает, что хорошо, а что плохо, чего стоит опасаться, а что не навредит.

Так вот, осознавайте свои заморочки, страх насекомых должен оставаться вашим личным «тараканом», чтобы не отбить у сына или дочки тягу к естественным наукам и познанию нового.

Другой важный фактор формирования избыточных страхов — это невнимание родителей к окружению ребенка. Родителям кажется, что ребенок еще не способен осознать тревоги взрослого мира, понять реальный смысл обсуждения при нем криминальных сводок или новостных сообщений.

А между тем ребенок улавливает все тревожные интонации и настроения любой информации, которая проходит через его органы восприятия. Она копится, откладывается в его подсознании и рано или поздно «выстреливает» неожиданными страхами, типа «наш дом взорвется» или «я не сяду в машину, вдруг мы попадем в аварию».

Поэтому необходимо строго контролировать все средства массовой информации, с которыми сталкиваются ваши дети. Благо, эта задача посильна — современные телевизоры и гаджеты имеют возможность ограничения по выбору каналов и времени пребывания в Сети.

А ограничить круг общения малыша позитивно мыслящими, спокойными и оптимистичными людьми — задача родителей.

5 техник, чтобы победить детский страх

Есть несколько эффективных способов, которые помогут детям избавиться от негативных эмоций

Принять и понять

Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Все, что нужно сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить: ему действительно сейчас невыносимо страшно, даже если причина его страха — это маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

Привычная большинству манера успокоения ребенка в стиле «Ну что за глупости, тут совсем нечего бояться!» обесценивает его страх, подрывает его доверие к вам и оставляет его в одиночестве бороться со своими страхами.

Дайте малышу понять, что вы понимаете, насколько ему страшно, что вы рядом с ним в эту минуту, чтобы вместе взглянуть страху в глаза и придумать способ победы над ним.

Будет, конечно, здорово, если в диалоге ребенок сам предложит такой способ, а если нет, то подключайте фантазию: с гусеницей можно подружиться — предложить ей отобедать вкуснейшим одуванчиком, а для отвлечения монстров купить карманный фонарик, который будет жить у сына или дочки под подушкой.

Обнять и согреть

Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. От счастья у нас сводит скулы и щемит в сердце, от тревоги сосет под ложечкой и трясутся руки, от печали в горле стоит ком. В момент страха попросите ребенка показать, в каком месте живет его эмоция.

Далее попросите его дышать ровно и попросите представить, как успокаиваются напряженные части тела. Обнимите малыша, дайте почувствовать физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое всегда у нас под рукой и которое способно снять эмоциональное напряжение в момент страха и тревоги.

Творить и фантазировать

Язык творчества для ребенка гораздо красноречивее слов. На бумаге отражаются все те волнения и эмоции, которые зачастую малыш даже не может сам осознать.

Попросите его нарисовать свой страх, а потом вместе трансформируйте рисунок — добавьте спасателей, которые мужественно сражаются со страхом, или самого ребенка в роли доблестного рыцаря, победившего тревогу.

А еще страх можно изобразить в виде забавного доброго монстрика, если подрисовать ему смешную рожицу. Такие метаморфозы позволят ему взглянуть на свою эмоцию с другой стороны и ослабят травмирующее действие страха.

Сочинять и читать

Придумайте сказку про страхи своего сына или дочки.

Полет фантазии не ограничен! Главным героем сюжета может стать сам малыш, который смело сражается со злобным монстром-страхом и непременно побеждает его или вступает с ним в диалог и становится другом.

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа, который помогает малышу справляться с любыми страхами на его пути — например, это может быть Монсик Бесстрашный — герой книг «Академии Монсиков».

Читайте больше книг! «Пугающие» сказки полезны тем, что дают детям опыт преодоления страха. При чтении их воображение рисует только те образы, с которым они готовы справиться сами, чего не скажешь о просмотре фильмов ужасов, образы героев которых способны нанести ребятам травму на всю жизнь.

Говорить по душам

Создайте обстановку, в которой малыш будет чувствовать, что вы всегда на его стороне и что вам можно доверять. Расскажите ему, что тоже когда-то были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые вы преодолели и стали храбрыми благодаря полученному опыту.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа как олицетворение силы и мужества.

Можно даже завести традицию — «вечер папиных секретов», когда папа будет делиться с детьми внутренними победами, историями успеха и рассказами о том, как можно жить в ладу со своими эмоциями.

Не бойтесь страхов своего малыша. Когда он испытывает тревогу, ему необходим рядом спокойный взрослый, который создаст атмосферу безопасности и одной лишь своей уверенностью и непоколебимостью даст понять главное — вместе любой страх по плечу! Доверительные отношения, внимание к тревогам детей, участие в их жизни — лучшая профилактика любых негативных эмоций.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9290

Как убрать страх у ребенка (дошкольного возраста): советы психолога, методы коррекции

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

На протяжении долгих лет психологический комфорт детей оставался без внимания взрослых. Психологи пришли к мнению, что многие соматические заболевания у взрослых связаны с неправильным психологическим воспитанием.

Невнимание родителей, издевательства сверстников, неумение общаться – все это делает малыша неуверенным в себе, порождает множество страхов и фобий, вызывает отвращение к людям, снижение внимания, ухудшение работы мозговых центров, разрушение неустановившейся психики.

Коррекция детских страхов – это целый комплекс мероприятий по воспитанию счастливой, развитой личности.

Как же провести лечение страхов у дошкольников, и возможно ли полностью побороть страх?

Причины

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия.

Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств.

Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития.

Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях.

Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения.

В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

  • Дети.
  • Родители.
  • Педагоги.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. у многих детей во время процесса обучения потеют руки.

такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы.

еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

с родителями

побороть неуверенность в себе могут помочь родители. важно помнить об уважительном отношении к детям. если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

https://www.youtube.com/watch?v=07WKqwsj62U

чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

важно сохранять самообладание в любой ситуации.

медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение.

Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь.

С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом.

Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста.

Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

Заключение

Коррекция страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста – это комплексная работа педагогов, родителей и психологов.

Профилактика и коррекция детской тревожности и страхов предполагает обучение малышей релаксационным техникам, правильному восприятию себя в обществе и самого общества, его правил и устоев.

Убрать страхи поможет доверительная беседа с родителями, коррекция эмоциональной обстановки дома, формирование правильного мировоззрения, обесцвечивание или полное отрицание существующих страхов.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/kak-ubrat-strah-u-rebenka.html

Как побороть даже сильные детские страхи

Как помочь ребенку преодолеть страхи?
В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?».

Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы.

До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата.

Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера.

В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

https://www.youtube.com/watch?v=bCik8Z3UG-0

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических.

Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным.

Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38879253-kak-poborot-dazhe-silnye-detskie-strahi/

Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки – Психология эффективной жизни – онлайн-журнал

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Первые несколько лет своей жизни дети почти все время проводят вместе с самыми близкими взрослыми. И хотя, научившись стоять, затем ходить и бегать, а потом и говорить, ребенок начинает отстаивать свою по чуть-чуть расширяющуюся самостоятельность, он по-прежнему тесно привязан к семье.

У родителей тоже появляются причины проводить часть времени с детьми раздельно.

Это могут быть выход на работу или поступление ребенка в детский сад, рождение младшего братика или сестрички, переезд, плохое самочувствие и многое другое.

Некоторые дети адаптируются к этому легко, у других возникает больше сложностей. Почти все дети скучают по родителям, но что делать, если ребенок так сильно боится расстаться с вами, что больше не может думать ни о чем другом?

Такие дети испытывают сильный страх разлуки (сепарационная тревога), и для них расставание с близким взрослым равносильно горю.

Сильные переживания могут сказываться на здоровье ребенка, аппетите, сне, эмоциональном развитии и отношениях с другими людьми. Например, ребенок может отказываться ходить в детский сад или оставаться без мамы или папы даже на одну минуту.

Он может постоянно задавать один и тот же вопрос в течение многих дней: «А мама придет?»

Детские психологи Бренда Майлз и Сьюзан Свит описывают, что думают и чувствуют дети, переживающие страх разлуки.

Мысли

Ребенок беспокоится: что если с моим родителем случится что-то плохое, пока мы не вместе, и что если со мной случится что-то плохое, пока нет моего родителя (я потеряюсь, заболею, меня обидят)? Несмотря на то что вероятность таких событий невелика, ребенку в состоянии сильного волнения кажется, что это абсолютно реально.

Телесные ощущения

Страх может вызвать у детей целый поток дискомфортных ощущений, таких как боль в голове или животе, головокружение, повышение температуры, учащенные сердцебиение и дыхание. Организм работает как сигнализация, которая подает сигнал тревоги.

Чувства

Основная эмоция, которую переживает ребенок, — страх, но он также может чувствовать и гнев, грусть, стыд или отчаяние.

Поведение

Первое желание, которое возникает у детей, — держаться подальше от того, что пугает.

Поэтому они стараются не разлучаться с родителями, иногда даже не желая выходить из дома или вставать с кровати, просят оставаться с родителями на ночь, даже если до этого уже спали в своей комнате.

Когда наступает время расставания, дети могут протестовать, плакать, цепляться за родителей или искать постоянного подтверждения у взрослых, что родители придут, что все будет хорошо. При этом такие заверения успокаивают ребенка лишь на очень короткое время.

Страх разлуки тяжело переживается не только детьми, но и их родителями, поэтому полезно знать несколько стратегий, которые помогут с ним справляться:

1. Научите ребенка понимать, что он чувствует. Объясните понятными словами, что это называется тревогой, беспокойством. Расскажите, что это наша сигнализация, которая помогает нам искать безопасности, но она не нужна, когда реальной опасности нет. Пусть ребенок знает, что все мы иногда боимся и тревожимся и что с этим страхом можно справиться, когда он приходит.

2. Практикуйте расставание с ребенком, чтобы он постепенно смог убедиться, что все будет хорошо, когда он находится без вас в безопасном месте, и приобрел уверенность, что сможет справиться со своими чувствами.

  • Делайте это, когда ребенок хорошо себя чувствует (не голоден, не устал и не болен).
  • Начните с коротких периодов расставания, а затем постепенно увеличивайте время.
  • Расставайтесь с ребенком всегда одинаково, чтобы он точно знал, чего ему ожидать.
  • Если есть возможность, то познакомьтесь с новой обстановкой или с незнакомыми людьми заранее, чтобы ребенок немного их узнал. Если такой возможности нет, то просто побудьте несколько минут вместе с ним, пока он осматривается и привыкает.
  • Игрушка, платок или другой предмет, напоминающий о доме, может помочь уменьшить страх и беспокойство. Чем старше ребенок, тем меньше может быть вещь. Хорошо, когда она помещается в карман.
  • Когда приходит время уходить — не делайте этого тайком! Если ребенок обнаружит, что вы внезапно исчезли, это резко усилит и закрепит его страх.
  • Прощайтесь с ребенком коротко, но заботливо. В нескольких словах объясните, когда вы вернетесь за ним (например, «после того как ты погуляешь и поешь»), и постарайтесь выполнить обещание. Затем поцелуйте или обнимите его (используйте простые ритуалы прощания, принятые в семье) и — это самая трудная часть — уходите.
  • Оставайтесь спокойными, даже если ребенок расстроен. Так он сможет видеть вашу уверенность в том, что все будет хорошо.
  • Чересчур сильная опека или постоянное успокаивание ребенка могут создать у него впечатление, что ему на самом деле есть чего опасаться. Постарайтесь вести себя как обычно и вселять в ребенка уверенность, что он способен справиться.
  • Будьте готовы к слезам — это естественное проявление беспокойства и тревоги при разлуке. Обычно они прекращаются после того, как родители уходят, поэтому чем грамотнее вы это сделаете, тем легче будет ребенку.
  • Избегайте затягивать прощание или возвращаться обратно, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Это может увеличивать страх у ребенка. В случае необходимости просто договоритесь со взрослым, который отвечает за ребенка, о телефонном звонке через 20 минут. При этом ребенку не стоит знать о том, что вы звонили, или разговаривать с вами по телефону, так как он снова расстроится.
  • Переключение внимания — это хороший способ помочь детям. Если взрослый, с которым он остается без вас, предложит заняться чем-то увлекательным, как только вы попрощались, то ребенку будет легче перейти от грустного настроения к радостному.

3. Проявляйте предусмотрительность, помня, что есть ситуации, которые запускают или усиливают страх разлуки у детей.

Это период адаптации к детскому саду, переезд в другое место, стрессовые события, такие как рождение еще одного ребенка или развод родителей.

После выходных, праздников или болезни, из-за которых ребенок дольше обычного пробыл дома, беспокойство и тревога могут возникнуть с новой силой. В этих случаях постарайтесь как можно скорее вернуть ребенку привычный распорядок дня.

4. Обратите внимание на то, как вы относитесь к разлуке. Сдаетесь ли вы при первых признаках слез ребенка и отменяете свои планы? Меняете ли распорядок дня семьи, чтобы не расставаться с ним? Внутреннее нежелание родителей разлучаться может влиять на усиление страха разлуки у детей.

Если у вас есть опасения по поводу ваших собственных страхов расставания с ребенком, обсудите это с тем, кому можете доверять, — хорошим другом или профессионалом-психологом. Не отказывайте себе в поддержке, ведь, хотя умение переносить разлуку и является важным этапом взросления, оно может даваться нелегко в любом возрасте.

От редакции

Сепарация от родителей — необходимый шаг для любого взрослого человека, и постепенно готовиться к нему нужно уже с самого детства. О правилах успешной сепарации рассказывает психолог Владимир Куц: https://psy.systems/post/pyat-pravil-uspeshnoj-separacii-ot-roditelej.

Не менее остро, чем расставание с мамой или папой, пусть и на полдня, ребенок воспринимает потерю, притом чего угодно (не обязательно это смерть любимого хомячка, часто это старая игрушка или вообще фантик от конфеты). Как помочь малышу справиться со своими переживаниями, если он потерял что-то или кого-то, объясняет детский психолог Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/kak-pomoch-rebenku-perezhit-poteru.

А порой случается и так, что то, от чего ребенка нужно защитить — это сами родители. И речь идет вовсе не о дисфункциональной семье. Часто мы своим поведением внушаем ребенку вредные установки, наносим психологическую травму. Как защитить ребенка от себя, рассуждает психолог Нина Рубштейн: https://psy.systems/post/zaschitite-detej-ot-sebya.

Источник: https://psy.systems/post/a-mama-pridet-kak-pomoch-rebenku-preodolet-strax-razluki

Как избавить ребенка от страхов — советы психолога

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Страхи вызывают ухудшение работы мозговых центров, снижение внимания, негативно влияют на социальную адаптацию и разрушают неустановившуюся детскую психику.

Могут проявляться в невротических реакциях (вспышки агрессии, плаксивость, гиперактивность и другие нарушения поведения) и психосоматических заболеваниях (психогенный энурез, астма, заикание, аллергия).

Если детские страхи своевременно не устранить, они могут развиться в устойчивые тревожно-фобические расстройства и остаться на всю жизнь.

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними.

Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит.

Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания.

При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей.

Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения.

Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил.

В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

Работа с тревожным ребенком

Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:

  • игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • гипнотерапия;
  • прием медикаментов;
  • мышечная релаксация.

Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.

Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?

Используйте следующие упражнения.

  1. «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
  2. «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
  3. «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.

Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.

Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?

Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.

Игротерапия в борьбе с детскими страхами

Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.

Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.

Арт-терапия в коррекции детских страхов

Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.

Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:

  • уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
  • дорисовать защитный объект;
  • добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
  • приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
  • нарисовать рядом большого себя.

Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?

Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение.

Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе.

Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.

Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.

Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза

Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей.

При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи.

В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.

Советы психолога, как избавить ребенка от страхов

От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским страхам, какими бы беспочвенными они не казались. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость.

Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета страха, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его страха.

Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение.

Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде.

Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой.

Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.

Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными.

В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту.

Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.

Источник: https://ProPanika.ru/strahi/kak-izbavit-rebenka-ot-strahov-sovety-psihologa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.