Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

Содержание

Связная речь – главное достижение в речевом развитии дошкольников

Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.

Какую речь дошкольника называют связной

Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.

Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.

За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего. Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • контекстная
  • объяснительная.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить.

Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.).

Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • рассказы с опорой на картинки
  • сочинение сказок и историй

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ongCXdLK4Zc

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

  • Прочитать интересную историю или сказку.
  • Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
  • Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
  • Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
  • «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
  • Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
  • Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/svyaznaya-rech-doshkolnikov

Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

С самого рождения ребенок начинает общаться с окружающим миром.

Вначале его общение производится в виде обычного крика. Мамы зачастую думают, что малыш плачет, но в первый месяц после рождения дети просто кричат, привлекая к себе внимание: когда хотят покушать, когда подгузник мокрый, когда никого нет рядом. Таким образом, он просто зовет маму и просит о помощи.

Из этой статьи вы узнаете, как происходит формирование связной речи у детей и что такое толкование слов ребенка..

Как происходит формирование связной речи у детей?

Как различать речь ребенка до года?

Со второго месяца жизни кроха пытается улыбаться, он реагирует на обращение к нему, пытается ответить, щурит глазки, меняет выражение лица. Речь ребенка до года (особенно в первые месяцы жизни) может не включать ни одного слова, но мама поймет. Для нее она будет связной.

С третьего месяца малыш уже выдает гудящие звуки, агукает, улыбается. Он также общается с помощью мимики, машет ручками, иногда заостряет внимание на каком-либо предмете. В это время дети реагируют на погремушки, пытаются взять игрушку в ручку.

В четыре месяца ребенок уже может удерживать предметы в руке, играет с мамой. Но главная радость для мамы – это то, что ее малыш умеет громко смеяться. При общении с крохой обязательно нужно смотреть ему в глаза, зрительный контакт очень важен, так как ребенок понимает, что обращаются именно к нему.

В пять-шесть месяцев ребенок пытается самостоятельно сидеть. Теперь ему лучше видно все предметы в комнате, малыш внимательно разглядывает все вокруг себя. Иногда дети как бы разговаривают с понравившимися им предметами, например, с красивой шторкой на окне. Кроха пытается что-то произнести и создается впечатление, что он прямо таки доказывает понравившемуся предмету свою правоту.

Более понятной и связной речь ребенка до года стает уже к девяти месяцам. Но не стоит забывать, что каждый ребенок – это отдельный характер и личность.

Так, одни дети в девять месяцев уже практически имеют связную речь, разговаривают (невыразительно, но все же разговаривают), а некоторые даже после года разговаривать не хотят.

Это может быть следствием того, что малыш слегка ленив, или же недостаточного внимания родителей. При упущении родителями дети не разговаривают очень долго и в таком случае нужно обратиться к специалисту.

Не стоит лениться разговаривать с ребенком, даже, если кажется, что он не понимает. Малыш все понимает, только иногда не может ответить. Человек, который удостоился великого звания матери должен быть терпеливым по отношению к своему чаду. Именно мама – тот тренер, который отвечает за формирование связной речи у детей до года.

Толкование слов в детской речи

Прогнозирование значения слова (попытки объяснить, что значит незнакомое слово) путем сближения его с созвучными единицами – характерное проявление лингвокреативной (творческой) деятельности ребенка. Особенно ярко данная тенденция представлена в речи детей от трех до пяти лет.

В этом возрасте ребенок стремится уяснить для себя логику наименования, установить мостик между значением (содержанием слова) и его внешним обликом (звуковой формой слова).

Дети не терпят «пустых» форм и пытаются придать им мотивированность, сближая незнакомое, непонятное слово с понятным, похожим на него по звучанию.

Это приводит к появлению в речи ребенка так называемых семантических инноваций – использованию слов языка в необычных значениях.

Парадоксальность таких толкований объясняется тем, что они основаны на случайном звуковом сходстве и не обусловлены реальными смысловыми связями сближаемых слов. Такое толкование слов ребенка выступает чаще всего в виде детских вопросов-«гипотез», касающихся смысла непонятного слова: «В консерватории консервы делают?», «Тополь должен топать?», «Орел должен орать?» (четыре года).

Выведенное (установленное) таким образом значение ребенок, как правило, сопровождает пояснительным контекстом: «Мама, я знаю, почему того плохого дядьку звали полицейский». – «Почему?» – «Потому что он всех бил по лицу».

Способом подкрепления мотивировки слова может быть и частичное изменение его внешнего вида – уподобление сходному по звучанию понятному слову: «Это кто?» – «Сфинкс». – «А что этот свинск делает?» (незнакомое слово «сфинкс» частично приспосабливается ребенком к знакомому и близкому по звучанию слову «свинья»). «Мой папа освистент» (вместо «ассистент», по ассоциации с глаголом «свистеть»).

Как происходит толкование слов ребенком?

Творческая природа детских толкований заключается в том, что ребенок придает непонятному для него слову мотивированную (понятную) форму, в чем проявляется сложное взаимодействие его понятийного и речевого опыта.

Творение нового (собственного) смысла в рамках готовой языковой формы происходит при опоре ребенка на созвучные слова, в какой-то степени содержательно освоенные.

При этом звуковая оболочка слова «расчленяется» на знакомые элементы; интуитивно ребенок ищет в слове самую информативную часть – корень; в качестве такого корня может выступать любая «общая» (сходная по звучанию) часть в составе сближаемых слов, которая для ребенка является носителем определенного значения и служит средством объяснения непонятного слова через понятное. Например: «Ртуть… Это, наверное, что-то для рта?», «Нечаянно – это, что ли, без чая?»

Иногда дети случайно угадывают действительное родство (общность корня) созвучных слов, но объяснение их смысловой связи носит также парадоксальный характер. Например: «Деревня – где деревьев много?» (три года); «Аулитка, что ли, с пчелками в улье живет?» (четыре года); «Олеся, со стола хлеб ртом не берут. Ты же не животное!» – «Нет, животное.

Вот какой у меня живот» (пять лет); «Начальная школа – это где начальники учатся?» и т. п. Во всех приведенных примерах сближаемые слова действительно были когда-то связаны по смыслу (так, слово «деревня» означало «место, очищенное от деревьев», слово «животное» было связано с «живот» в значении «жизнь» и т. п.

), однако в настоящее время (в современном русском языке) эти слова уже не соотносятся по значению.

Такие парадоксальные толкования отражают характерные особенности усвоения значений слов детьми трех – пяти лет. В этом возрасте важнейшей особенностью речи ребенка является то, что она отражает ситуативный характер знаний. Воспринимая слово в речи взрослых, дети, как правило, вычленяют его смысл в опоре на конкретную ситуацию употребления.

Приведем несколько высказываний, в которых отчетливо просматривается данная особенность детской речи: «Мама, я знаю, почему говорят шальная погода. Это когда тети шали надевают» (четыре года); или, увидев, как кошка пьет молоко: «Я тоже хочу молочка». Мать: «Нет молочка, оно скислось».

– «Его киска съела?» (три года); «Что ты такая невеселая?» – «Мама напоила меня чаем с грусничным вареньем» (пять лет).

Общение со взрослыми и расширение собственной речевой практики приводит ребенка к постепенному усвоению «индекса типичности» каждого слова (значение слова освобождается от конкретной ситуативной привязки).

Буквализм

Еще одной особенностью детской речи младшего дошкольника и причиной парадоксального толкования готовых слов является буквализм детского восприятия значений слов и выражений.

Конкретно-наглядное мышление ребенка сориентировано на предметные «эталоны» восприятия, слово является для него во многом неотъемлемой частью самого предмета, точнее, какого-то известного ребенку свойства обозначаемого: «Почему папа говорит, что я прохвост? Никакого хвоста у меня нету!» (четыре года). «Какой дедушка мерзавец, все время мерзнет» (четыре года); «А гусь лапчатый в лаптях?» (пять лет).

«Само обилие детских вопросов, – отмечает В. К. Харченко, – свидетельствует не только о желании ребенка установить постоянный, надежный канал связи, контакт с миром взрослых.

Детские вопросы – это снятие противоречий между полученной и получаемой информацией.

Исследование детской речи показывает, что так называемое накопление информации есть не что иное, как неизбежная, обширная, длительная, порой болезненная ее перестройка».

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/rech_rebenka_do_goda.html

Связная речь – это… Связная речь дошкольников: развитие и формирование

Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе – все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.

Виды речи

Выделяют два основных вида связной речи:

  • Монологическая.
  • Диалогическая.

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап – предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие.

Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди.

Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап – школьный, от 7 до 17 лет. особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи дошкольников

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним – форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым.

Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди.

Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор.

Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников.

При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь

Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся.

Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький.

Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает.

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.

Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, – это диалог. Детей учат:

  • Слушать и понимать речь взрослого.
  • Общаться с другими детьми.
  • Строить диалог с помощью ответов на вопросы.
  • Повторять слова, фразы за воспитателем.

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом.

Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа.

Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Картинки – инструмент развития связности

Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.

С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке. Это требует такой подготовки:

  • Рассматривание картинки.
  • Ответы на вопросы воспитателя.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ детей.

В процессе рассказа воспитатель подсказывает опорные слова. Он контролирует правильное направление речи. К 5 годам детей учат составлять план и по нему рассказывать.

В 6-7 лет ребенок способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали.

Рассказывая по картинке, ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед показанными событиями и может произойти после.

Воспитатель своими вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы картинки. При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим построением предложения, за достаточным словарным запасом.

Особое внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения, употреблять синонимы и антонимы.

Рассказ-описание

Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение описывать конкретный предмет, ситуацию, время года.

В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки, материал, цвет.

Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие характеристики и противоположные.

Составляются сюжетные рассказы, с включением в них описываемых предметов.

Также дети в старшем дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

Методика связной речи – мнемотехника

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес.

Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже – мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации, преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Уровни связности речи

После применения на практике различных методик в своей работе воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики, которые при работе с такими детьми будут более эффективными.

Связная речь дошкольников делится на три уровня:

  • Высокий уровень – ребенок имеет большой словарный запас, грамматически и логически правильно строит предложения. Может пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При этом его речь последовательна, интересна по содержанию.
  • Средний уровень – ребенок строит интересные предложения, имеет высокую грамотность. Сложности возникают при построении рассказа по заданной сюжетной линии, тут он может допускать ошибки, однако при замечаниях взрослых способен самостоятельно их исправить.
  • Низкий уровень – у ребенка возникают трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Речь его непоследовательна и нелогична, допускаются смысловые ошибки из-за трудностей построения связей. Присутствуют грамматические ошибки.

Заключение

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

Источник: https://FB.ru/article/250595/svyaznaya-rech---eto-svyaznaya-rech-doshkolnikov-razvitie-i-formirovanie

Развитие связной речи у дошкольников

Как происходит формирование связной речи у детей | Толкование слов ребенка
Логопедия, Развитие речи

Развиваем связную речь у ребенка: игры и другие методы

Взрослея, ребенок учится говорить, он узнает новые слова и правила их использования в словосочетаниях, предложениях.

Но в речевом воспитании часто родители упускают такой момент, как развитие связной речи у собственного чада, уделяя больше внимания формированию навыков запоминания, логического мышления, усидчивости, дисциплинированности, творческого потенциала и т.д.

Делается это из банального соображения, что малыши, слушая речь взрослых, умело им подражают, а значит, смогут со временем самостоятельно выстраивать логически правильную связную речь. Однако это не так. Детям нужно помогать правильно высказывать собственные мысли, устанавливая логические связи в их речи. А как это сделать, расскажем дальше.

Что называют связной речью дошколят?

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию.

Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический.

Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.

В диалогической речи детьми используются односложные предложения, наполненные интонациями и междометиями. Ребенок, вступая с собеседником в диалог, должен научиться быстро формулировать вопросы и отвечать, если они были поставлены ему. При этом речь малыша должна быть четкой и по делу.

Развитие связной речи будет успешным, если обучение производится целенаправленно. И этот момент считается главным в плане подготовки дошкольника к школе. Поэтому развитие диалога и монолога у детей входит в программу ДОУ. Но это не означает, что занятий в д/с будет достаточно: работа по формированию связности речи должна проводиться в домашних условиях тоже.

Как происходит формирование связной речи у ребенка?

Работая над связностью речью, преследуют следующую последовательность в занятиях:

  • работают над пониманием связной речи;
  • воспитывают диалогическую связную речь;
  • воспитывают монологическую связную речь.

Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направлены не только на логически правильное изложение своих мыслей, но и на пополнение словаря.

Основными средствами являются сказки и прочая литература, дидактические игры, театрализованные действия. Важно, чтобы занятия соответствовали возрасту ребенка.

При этом может использоваться как один вид деятельности, так и несколько.

Формирование связной речи у дошколят проходит несколько этапов.

  1. Возраст от рождения до года. В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает крики, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков. В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (например, часики – тик-так, машинка – бр-р-р, коровка – му-у-у), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом. При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа», «ляля» и т.д.
  2. Предшкольный этап, возраст 1-3 года. В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например, слово «дай» – его ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.
  3. Дошкольный этап, возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.
  4. Школьный этап, возраст 7-17 лет. Главное отличие развития речи в этом возрасте – ее сознательное усвоение. Школьники осваивают звуковой анализ, грамматические правила, по которым принято строить высказывания. Развивается и совершенствуется письменная речь.

Четких границ между описанными этапами не существует. Каждый из них постепенно перетекает в следующий и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.  

Какие приемы используют для развития связной речи?

Формирование связности речи у дошколят происходит успешней при использовании таких основных методик:

  • развитие диалогических навыков;
  • обучение пересказам;
  • обучение рассказу по картинкам;
  • сочинение описательных рассказов.

Во время диалога дети учатся слышать и понимать речь собеседника, общаться со сверстниками, отвечать на вопросы, строя диалогическую речь, повторять слова и разные по объему фразы, запоминая их. Детей дошколят учат построению простых форм монолога.

Если говорить о пересказах, то этот прием развития связности речи немного сложней диалога, так как от ребенка на таких занятиях требуется усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Работа начинается с подготовки к пересказу: для этого взрослый читает текст, а ребенок его внимательно слушает.

Затем взрослый задает вопросы по тексту, на которые дошкольник должен ответить. Совместно составляется план рассказа, после чего взрослым снова зачитывается выбранный материал, после чего начинается его пересказ ребенком.

Дошкольники практически всю работу делают совместно с взрослым, а вот старшие дети могут выполнять задание самостоятельно.

Картинки значительно облегчают самостоятельный пересказ и являются незаменимым приемом для развития связности речи у детей. Ребенку так легче, ведь он весь сюжет видит на картинке. Для младших дошкольников используют картинки с изображением простых предметов, а описывают они их, отвечая на наводящие вопросы взрослого.

С четырехлетнего возраста дошколята учатся создавать рассказ по картинкам. Подготовка к работе требует предварительного рассматривания изображения, ответов на вопросы взрослого, прослушивания рассказа взрослого. Только после этого ребенок может приступать к самостоятельному рассказу.

Все время взрослый должен контролировать речь ребенка, он может приводить опорные слова, словосочетания. К пятилетнему возрасту детей учат составлять план, по которому ими будет производиться рассказ.

В возрасте 6-7 лет ребенок может подмечать незаметные на первый взгляд детали, описывать пейзаж или события на заднем плане картины. В этом возрасте дошкольник должен уметь, глядя на изображение, рассказать, что происходило перед показанными событиями и после них.

Таким образом дошкольник выстраивает свою сюжетную линию, а взрослый должен ему в этом помогать. Задача взрослого – следить за грамотностью речи, правильностью построения предложений, последовательностью излагаемых мыслей, богатством словарного запаса.

Наиболее полезно уделять внимание картинам с изображением пейзажей, где от детей требуется использовать слова в переносном смысле, антонимы и синонимы, сравнения.

Описательные рассказы тоже помогают развивать связную речь. Сначала детей учат описывать игрушки, различные предметы. Затем, с возрастом, задача усложняется, и ребенку предлагают описать ситуацию или время года. По мере взросления, ребенку предлагают делать сравнительное описание нескольких предметов или живых объектов с похожими или разными характеристиками.

Еще одна достаточно интересная методика – мнемотехника. Для ее выполнения все художественные произведения, предназначенные для пересказа, кодируются картинками: например, если говорится о домашних животных, то рядом с ними рисуют дом, если говорится об овощах, растущих в саду, рисуются деревья и т.д. Главное, чтоб эти коды максимально напоминали речевой материал.

Как пересказы влияют на развитие связной речи?

Если картина или рассказ отвечают таким требованиям, как красочность, яркость, интересность, понятность, не перегруженность событиями, предметами и прочими мелкими деталями, то пересказ по их сюжету помогает развить и совершенствовать у ребенка:

  • внимание;
  • память (зрительную и слуховую);
  • логическое мышление;
  • активный словарный запас;
  • грамотность речи;
  • правильность построения речи;
  • воображение;
  • фантазию;
  • умение замечать детали и описывать их, используя сравнения и метафоры.

Поэтому важно обычный пересказ сменять выборочным, кратким, творческим пересказом, а также предсказыванием без опоры на наглядность.

Оценивая качество работы ребенка, следует опираться на:

  • полноту сказанного;
  • порядок изложенных событий (последовательны ли они);
  • использование собственных, то есть авторских, словосочетаний и речевых оборотов, а не тех, которые звучали в оригинальном рассказе;
  • правильность построения предложений;
  • длительность пауз, а точнее их отсутствие, которые могут быть связаны с затруднением подбора нужных слов/фраз.

Работа по развитию связности речи у дошколенка должна быть последовательной и регулярной. Начинать стоит с простейшего, постепенно увеличивая нагрузки, усложняя задания. Так ребенок сможет быстро и качественно пополнить свой активный словарь, быстрее овладеет грамотностью, образностью и выразительностью речи. На практике схема развития связной речи выглядит так:

  1. Изначально разучиваются названия предметов, деление их на тематические группы с использованием наглядности или без нее.
  2. Затем детей учат подбирать слова-признаки по характеристикам предметов.
  3. Детей учат подбирать глаголы к существительным.
  4. Подбор к глаголам наречий.
  5. Сравнительные конструкции.
  6. Подбор синонимов.
  7. Подбор антонимов.
  8. Образование новых слов при помощи префиксальной приставки.

К концу обучения в детском саду словарный запас ребенка значительно увеличивается и систематизируется, становится осмысленной, четкой и грамотной.

Как определить уровень связности речи у ребенка?

Чтобы понять, насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи. Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь детей делится на 3 уровня:

  1. Высокий уровень – словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения. Ребенок с высоким развитием связной речи справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное, содержательное.
  2. Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, и без помощи старшего ему не обойтись.
  3. Ребятам с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.

Чтобы формирование связности речи происходило надлежащим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не только педагоги, но и родители, близкие люди.

На таких занятиях можно использовать разные методы, но если они будут проводиться в игровой форме, информация будет усваиваться и запоминаться лучше. Результатом непрерывных трудов станет красивая, правильная и грамотная речь ребенка.

А это – одна из важнейших наград для родителей.

← Речевые нарушенияЛогопедический массаж →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/razvitie-svyaznoj-rechi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.