Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

Содержание

Личностные особенности детей дошкольного возраста и этапы развития личности

Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

У дошкольника продолжает развиваться осознание того, что он представляет собой, какие имеет характеристики, каково отношение к нему окружающих и чем оно обусловлено. Все это проявляется в его самооценке — то есть ребенок начинает самостоятельно оценивать свои достижения и неудачи, собственные качества и возможности.

Как происходит развитие личности дошкольника

Рисунок 1. Развитие самосознания ребенка на протяжении дошкольного периода детства

Предпосылкой к развитию самосознания является отделение себя от окружающих, начавшееся еще в раннем детстве. В то же время, младшие дошкольники не обладают еще обоснованным и адекватным представлением о себе. Они часто дают себе положительные характеристики, одобряемые социумом, при этом не осознавая их сущность.

Уже в середине дошкольного возраста наступает серьезный перелом сознания в части отношения ребенка к себе и своим сверстникам. Суть этого процесса состоит в оформлении периферических структур и объективных составляющих «Я» ребенка.

Оно опредмечивается, в нем уже выделяются и получают оценку отдельные качества, способности, навыки и тому подобное. Дошкольник делает попытки относиться к себе через другого ребенка путем непрестанного сравнения себя с другими.

Замечание 1

При этом такое соотнесение происходит не только во время реального общения между детьми, но и во внутренней жизни дошкольника. Начинаются попытки оценить себя глазами другого ребенка, причем такая оценка становится базисом самооценки в качестве важной составляющей самосознания.

Стоит учитывать то, что самооценка ребенка дошкольного возраста явно завышена — в возрасте 4-5 лет он имеет склонность к преувеличению своих достоинств и возможностей отстаивания их путем сравнения с другими.

Правильная самооценка формируется в постепенном режиме за счет умения оценивать других. В дошкольный период, проводя оценку себя и окружающих, ребенок копирует оценки, формируемые взрослыми. Дети дошкольного возраста ориентируются на мнение взрослых людей, которые им близки и принимают их оценку так как не имеют совсем (или с сильной ограниченностью) адекватных знаний о своих особенностях.

Поначалу ребенок производит самостоятельное оценивание окружающих, ориентируясь на свое эмоциональное отношение к ним. Со временем эта оценка отделяется от общего отношения и становится зависимой от осознания ситуации и конкретного значения.

По мере того, как дошкольником усваиваются нормы и правила поведения, они становятся той основой, которая служит ему для оценки окружающих. В то же время, применить все это к оцениванию себя ему сложнее.

Эмоциональные переживания, которые его захватывают, препятствуют формированию беспристрастной оценки собственных действий.

Подобная оценка может начать формироваться только к старшему дошкольному возрасту на основе сравнения своих поступков и качеств с поступками и качествами окружающих. То есть дошкольники более объективно оценивают других, чем себя.

Этапы развития самосознания ребенка

Первые стадии самостоятельного представления о себе дошкольника заключаются в восприятии внешних характеристик, а не особенностей человека и его нравственных качеств, что способствует неустойчивости представлений о людях и о самом себе независимо от воспринимаемой ситуации.

В течение дошкольного возраста ребенок переходит от предметной оценки окружающих к оценке собственных личностных особенностей и психических состояний. В старшем дошкольном возрасте дети еще весьма относительно осознают свои достоинства и недостатки, а также понимают отношение к ним других людей.

Дошкольник может с определенной целью воспользоваться конкретным отношением взрослых к своим особенностям и с помощью этого получить желаемое.

Замечание 2

Из-за недифференцированности собственной самооценки ребенок воспринимает оценку результатов отдельных действий, которые он производит, взрослыми как цельную оценку своей личности.

Дифференцированность самооценки постепенно растет. В старшем дошкольном возрасте отношение к себе у ребенка существенно меняется. В это период он уже может осознавать не только собственные конкретные действия/качества, но и намерения, мотивы, настроения.

Правда, такое субъективное осознание существенно отличается от объективного оценивания и не может служить в качестве предмета оценки и сравнения — однако, оно синтезирует все компоненты личности в единый комплекс.

За счет того, что ребенок становится способным осознавать свое психическое состояние, происходит преобразование системы отношений старших дошкольников с другими детьми.

Собственное «Я» в этом возрасте уже не имеет жесткой ориентировки на собственные достоинства и оценивание своих объектных характеристик — оно становится более открытым для окружающих, для восприятия и понимания их переживаний, то есть, самосознание ребенка выходит за рамки его объектных качеств.

Сверстник для такого ребенка уже не только противопоставленный субъект, средство самоутверждения и сравнения с собственным «Я» — это самоценная личность, равноправный партнер в общении. На основе этого у дошкольника появляется желание помогать своему сверстнику, сопереживать ему в случае неудачи — то есть проявляется способность к эмпатии.

Важность социальных контактов со сверстниками для дошкольника

По мнению В. Г. Каменской социальные контакты ребенка со сверстниками крайне важны для развития его сознания именно в дошкольном возрасте. В частности в этом существенна роль взаимоотношений, которые развиваются в группе детсада.

За счет развития хороших отношений со сверстниками и педагогами у ребенка дошкольного возраста формируется чувство принадлежности к коллективу, он становится более уверенным в себе, у него формируется положительная самооценка и развивается коммуникативная компетентность. Если же в группе складываются неблагоприятные взаимоотношения, то развитие коммуникативных навыков замедляется, что способствует возникновению тревожности у ребенка, неуверенности в себе, заниженной самооценке, негативному восприятию себя и окружающих, а также стремлению обособиться от других.

Также в дошкольном возрасте продолжает развиваться осознание ребенком своей половой принадлежности. С 4 до 7 лет у него формируется гендерная устойчивость: дошкольник начинают понимать, что его пол не изменится вне зависимости от складывающихся ситуаций или желаний самого ребенка.

Пример 1

Е. А. Кудрякова проводила экспериментальное исследование, в ходе которого была выявлена связь между адекватно сформированным образом «я» и адекватной половозрастной идентификацией. Это дает право утверждать, что своевременное формирование такой структуры самосознания крайне важно.

Что подтвердилось в ходе изучений особенностей восприятия «Я-настоящего» у дошкольников с адекватной и неадекватной половозрастной идентификацией.

В первом случае дети стремились к контактам, имеющим эмоциональную окраску, были способны приспосабливаться к требованиям, диктуемым ситуацией, и могли идти на компромисс.

В то время как дети, имеющие неадекватную идентификацию, стремились к общению, но не проявляли достаточных усилий в достижении признания их окружающими и застревали в собственных эмоциях. Такое поведение увеличивает количество трудностей в процессе установления значимых контактов.

Вывод

Основная часть дошкольников обладает завышенной самооценкой с различной степенью адекватности и осознанности.

Это является благоприятным психологическим условием для психического развития, так как позволяет без сомнений и опасений изучать новые виды деятельности и включаться в обучающие занятия при подготовке к школе.

Если же самооценка у ребенка заниженная или вовсе низкая — требуется специальная психокоррекционная работа.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-doshkolnogo-vozrasta/razvitija-lichnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Как формируется развитие личности ребенка

Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология.

Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители.

Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф.

По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц.

Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями.

Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности.

Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители.

Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс.

Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни.

В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей.

Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна.

Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации.

Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители.

Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам.

При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности.

Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка.

Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание.

Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка.

Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни.

Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме.

Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека.

Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое.

Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка.

Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя».

Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи.

Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива.

Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен.

Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи.

Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям.

В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Источник: https://mypsihologiya.ru/lichnost/kak-formiruetsya-razvitie-lichnosti-rebenka

Развитие личности дошкольника

Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

Взрослый человек — это, несомненно, индивидуальность, личность.

А можно ли сказать то же самое о ребенке, который еще даже не переступил порог школы? Может ли дошкольник быть личностью? Если мы говорим о 2-х летнем малыше, то его личность еще недостаточно сформировалась, а вот в более старшем возрасте, когда ребенок уже пошел в садик, когда он научился общаться со взрослыми и со сверстниками — вот тогда действительно просматривается личность дошкольника, и пускай она еще не настолько укреплена, и ей предстоит еще много трансформаций, но к 6-летнему возрасту мы уже может замечать определенные проявления характера и индивидуальности маленького человека.

Фазы развития личности ребенка до 3-х лет

Малыш с первых недель жизни пытается адаптироваться к окружающему его миру — он осваивает простейшие навыки (кушать, двигать ручками и ножками, ползать, ходить). Ребенок потихоньку начинает осваивать язык, и начинает выделять себя из остального окружения.

Малыш уже понимает, что он — индивидуальность (хотя, конечно, значение этого слова ему еще недоступно). Во вторую фазу развития мы можем заметить, как ребенок все время повторяет «Я», «Моё», «Моя мама». Так дети подчеркивают то, что они отличаются от окружающих.

И немаловажно на этом этапе формирования личности выделять имя ребенка, называть его ласково, придумывать уменьшительно-ласкательные формы его имени.

Достоинство ребенка должно утвердиться через его имя, поэтому стоит вместо «ути-пути, мой хороший мальчик» говорить ребенку «Ванюша молодец», «Аня сделала лучше всех!».

Ведь в нашем имени уже заключается личность, и ребенок должен понимать, что при хорошем поведении его называют ласково, а при плохом его и вовсе могут не называть по имени, и это будет обидным, но поучительным уроком.

В фазу интеграции ребенок способен управлять своим поведением и знает, как управлять другими. При правильном воспитании дети начинают понимать, что важны не только свои прихоти, но и желания окружающих — с ними также нужно считаться.

Взрослых нужно слушаться и подчиняться им, но дети понимают, что и взрослыми можно манипулировать разными путями — уговорами или путем крика и истерик. На данной фазе очень важно воспитать отзывчивую личность, а не капризную и эгоистичную.

Родители должны заботиться не только об удовлетворении всех без исключения потребностей и прихотей ребенка, но и о нравственном воспитании.

Ребенок должен понимать, что не все вертится вокруг его персоны, что есть определенные обязательства перед другими людьми, нравственные нормы.

Малыши не рождаются эгоистичными, они такими становятся вследствие неправильного воспитания и чрезмерной слепой любви родителей.

Формирование личности дошкольника на примере родителей

Поскольку личность человека формируется уже с первых дней его жизни, все, что его окружает, влияет на этот процесс, особенно самое близкое окружение — его родители. В зависимости от того, какая атмосфера царит в семье у малыша, формируется его понятие о мире и о том, каким нужно быть.

В благополучных семьях, где царит добро, взаимопонимание, близкие поддерживают друг друга, прислушиваются, не врут, ребенок вырастает достаточно честным и открытым человеком, верящим, что все люди такие же положительные.

И в детском саду таких детей заметно сразу — они всем помогают, стараются угодить воспитателям, отвечают за свои ошибки и могут признать свою вину.

Ну, а в тех семьях, которые нельзя назвать благополучными (отец-алкоголик, гулящая мать, постоянные крики, скандалы) формирование личности дошкольника может замедлиться, ведь малыш не чувствует заботы, он не развивается в социуме, ему никто не помогает.

Такой ребенок становится загнанным зверьком, остерегающимся и боящимся всего на свете. В итоге формируется недоброжелательная личность, которая чуть ли не с пеленок привыкает бороться за свою жизнь всеми известными способами.

Не удивляйтесь, если в такой семье вырастет врун, лицемер, трус и жадина.

Конечно, есть исключения из правил, но только в том случае, если в семье хотя бы кто-то уделяет ребенку внимание, например, если отец пьет, а мать всеми силами пытается оградить ребенка от этого и убеждает малыша, что отец — плохой пример для подражания.

Ребенок усваивает тип отношений, который сложился в его семье, и уже идя в садик, он может проявить себя как личность доброжелательная или как испуганная, жестокая. Развитие личности дошкольника происходит не только в те моменты, когда вы что-либо говорите или запрещаете ребенку, но и в каждую секунду, когда находитесь рядом.

Ребенок видит и замечает всё — какое у вас настроение, чему вы радуетесь, а от чего приходите в ярость, как вы общаетесь со своими родителями, с друзьями, как отзываетесь о них в стенах дома.

Пока ребенок маленький, ему больше неоткуда черпать информацию о мире, кроме как от вас, и потому дети так схожи со своими родителями — они учатся на их примере.

Развитие личности ребенка в детском саду

Ребенок многому учится за первые годы своей жизни, он подвижный и смышленый, поэтому ему нужно давать как можно больше шансов постичь этот мир, узнать его, в том числе и приобрести социально-нравственный опыт. И нет лучшего места для обогащения этого опыта, чем детские садики, где малыши учатся сотрудничать друг с другом, считаться не только со своими прихотями, но и с желаниями других.

Если фаза интеграции в начальном развитии крохи завершилась успешно, и он подготовлен к переходу в новый период его жизни, то поход в садик не станет для малыша кризисом.

Но зачастую избежать «кризиса трех лет» получается не у многих, и личность, сформированная на примере семейных ценностей, претерпевает некое стрессовое изменение, поскольку теперь нужно подчиняться не только правилам, введенным дома, но еще и соответствовать требованиям воспитателя.

На данном жизненном этапе воспитанием личности ребенка занимаются несколько групп людей — ближайшее окружение (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры), воспитатели в детском саду и сверстники, с которыми ребенку теперь приходится встречаться каждый день. Для ребенка воспитатель становится равным по значимости родителям: ему нужно подчиняться, ему нужно угождать, его нужно слушаться, к нему можно прибежать за советом или пожаловаться.

В детском саду ребенок проходит те же 3 фазы развития личности, как и в первые 3 года жизни, только теперь их значение несколько изменяется.

Фаза адаптации все так же первична — ребенок усваивает новые нормы поведения в социуме, внутри группы, его поведение теперь должно быть одобрено не только родителями, но и воспитателем.

Фаза индивидуализации более яркая, чем прежде, потому что среди сверстников ребенку сложнее чем-то отличиться, и малыш ищет в себе ту индивидуальность, которая бы могла выделить его среди окружающих его деток.

Здесь уже можно заметить яркую личность дошкольника — одни стараются обратить на себя внимание путем шалостей, другие пытаются всегда и во всем быть первыми, третьи спешат выделиться в самодеятельности, четвертые делают попытки подольститься к воспитательнице, чтобы она хвалила их за послушание и вежливость.

Любое поведение, несомненно, говорит о способах воспитания ребенка: в первом случае малышу наверняка все запрещают, и он хочет таким образом «испробовать запретный плод», то есть напроказничать. В случае с «подлизами» наверняка вы увидите схожие черты у родителей, ведь ребенок, как губка, впитывает в себя все, что делают они.

Взрослые играют огромную роль в момент фазы интеграции, ведь от того, готовы ли взрослые принять такое обозначение личности ребенка, зависит его будущее стремление поступать так и дальше либо менять свое поведение.

Мотивация в развитии личности дошкольника

В первые 3 года своей жизни ребенок не может конструктивно подойти к своим желаниям, то есть они возникают у него по наитию — хочу то, что вижу. Поэтому, отвлечь малыша одной игрушкой от другой очень легко.

Не составляет трудностей сменить слезы на смех — достаточно переманить внимание малыша от своих горестных переживаний, играясь с ним и подкидывая его вверх. То есть ребенок на данном этапе жизни действует под влиянием ситуативных желаний и чувств, которые возникли здесь и сейчас.

Для детей в 3-х летнем возрасте важны те предметы, которые яркие и блестят — когда малыш их видит, у него появляется желание иметь такие же.

Старшие дошкольники уже не так часто обращают на это внимание — их больше пленит красота природных явлений, праздников, и вместо того, чтобы выпрашивать яркую игрушку, он попросит маму купить продукты и спечь праздничный пирог или выйти на улицу гулять под ярким солнцем.

Старший дошкольник способен осознанно делать те или иные поступки, то есть уступать чем-то или делать что-то не очень ему нравящееся ради достижения определенной цели. Вот она, ступенька в эволюции личности — это цель! Ребенок либо видит цель, либо представляет её себе и вполне может объяснить, почему он поступил так или иначе для её достижения.

Здесь мы можем наблюдать отголоски раннего дошкольного возраста, когда на формирование личности дошкольника большей степенью влияли родители. Ребенок, воспитывавшийся в доброжелательной семье, идет к своим целям через благородные дела — помочь маме по хозяйству, чтобы она поблагодарила его и купила понравившеюся игрушку.

А ребенок, в семье которого царит злоба и недовольство, будет добиваться подарка путем капризов и истерик.

Наши дети в столь раннем возрасте уже стремятся быть не только похожими на нас, но и делать то же, что и мы — сами отдавать деньги продавщице, сами завязывать себе шнурки, сами наливать себе сок.

Нужно нашим деткам давать шанс быть самостоятельными — разрешать им одеваться самим, справляться с той или иной ситуацией.

Когда человек идет к своей цели, его моральный дух становится сильнее, поэтому самостоятельные дети становятся более сильными и достойными личностями, чем те, за которых везде и всегда все делают родители.

Малышам так важно, чтобы их рвение заметили, чтобы их похвалили. Первые 3 года жизни дети ждут похвалы от родителей, а когда идут в садик, то для них становится важной похвала еще одного человека-воспитателя.

Детям важно установить и сохранить положительный контакт с окружающими, поэтому они с такой любовью делают родителям подарки, стараются хорошо себя вести, чтобы их хвалили, а не ругали.

Именно поэтому малыш считается с мнением взрослых, старается получить оценку своих действий, пытается соответствовать правилам, установленным окружающими.

Уже в 4 года ребенок прекрасно понимает, что такое вежливость, как она выражается и для кого безоговорочно нужна в первую очередь. Но малыш только тогда научится вежливости, если в его семье к старшим и к другим людям также будут относиться с вежливостью, да и к нему будут обращаться так же.

За первые 6 лет жизни ребенок успевает научиться большему, чем за всю следующую жизнь, поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент и воспитать в малыше достойную личность, которой можно будет гордиться.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-razvitie-lichnosti-doshkolnika/

Особенности развития личности в дошкольном возрасте

Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение. 

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но  они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение.

Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры.

Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/razvitiye-lichnosti-v-doshkolnom-vozraste

Развитие личности ребенка

Как происходит развитие личности ребенка дошкольного возраста?

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей.

Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием.

В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности.

При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться.

Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности.

Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания.

При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу.

Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников.

Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей.

В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста.

Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье.

По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни.

На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/razvitie-lichnosti-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.