Как протекает жизнь человека в разном возрасте

Содержание

Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Как протекает жизнь человека в разном возрасте

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода.

Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств.

Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей.

Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию.

Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды.

Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет.

Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке.

Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам.

Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим.

Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании.

Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни.

Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных.

Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности.

Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее.

Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека.

Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других.

Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености.

Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием.

Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом.

Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет.

Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин.

Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений.

Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно.

В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием.

Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей.

Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-xarakteristiki-vozrastnyx-krizisov-v-zhizni-cheloveka.html

Семилетние циклы жизни и кризисы

Как протекает жизнь человека в разном возрасте

Жизнь каждого человека представляет собой длинную дорогу – путь, состоящий из определенных остановок, укрепляющих его сущность и направляющих его в выбранное русло.

Свою дорогу каждый прокладывает самостоятельно, однако на определенных этапах своего жизненного пути каждый человек сталкивается с личностными и психологическими проблемами. В 20-ом веке психологи проанализировали схожесть проблем разных возрастов и сформировали теорию семилетних циклов.

Суть этой теории заключается в том, что каждому возрасту, поделенному на отрезки в 7 лет, соответствует свой психологический кризис личности, который проявляется в современном обществе у абсолютного большинства. Каждые из выделенных циклом имеют свои устоявшиеся характерные особенности.

Путь человека от рождения до смерти

В этой статье мы рассмотрим эти особенности и основные возрастные кризисы с точки зрения психологии. Благодаря этой информации, я надеюсь, вы сможете взглянуть на свою жизнь под правильным углом и сделать ее более психологически комфортной — будете готовы к возможным предстоящим проблемам и с легкостью решите их. Поехали.

Зачастую мы неверно воспринимаем свой возраст

Прежде всего, нужно понимать, как следует воспринимать возраст.

В нашем постсоветском обществе распространено такое заблуждение, что существует два «возраста» — молодость, которая отождествляется со свободой, отсутствием ответственности и жизненных трудностей, и «конец молодости», который предполагает прекращение беззаботного периода и часто становится периодом депрессий и неудовлетворенности. Такая установка уже с ходу деструктивно влияет на психику и усиливает возникающие кризисы.

Конечно, правильно оценивать возраст следует, как определенное прожитое количество лет со времени рождения. При этом молодость лучше воспринимать не в разрезе внешней оболочки человека, но как умеренное состояние сознания и душевное равновесие. Это и является первоисточником молодости.

Каждый семилетний цикл заканчивается кризисом личности

Рассматривая возрастные семилетние циклы жизни, в том числе нужно опираться на оценку возраста с точки зрения количества лет со дня рождения.

Считается, что жизнь человека условно разбита на множество семилетних циклов, каждый из которых заканчивается кризисом, однако именно наличие таких кризисов дает толчок для дальнейшего человеческого развития.

В принципе, на этом и строится основная модель любого личностного и бизнес роста в наше время: постулат  «человек наиболее динамично развивается в кризисах» в данном контексте — абсолютно верен.

Также, примечательной особенностью, по мнению швейцарского астролога А. Руперти, является тот факт, что в разных возрастных циклах то или иное явление неоднократно повторяется (например, отношение к семейным ценностям), однако приобретает новые формы, видоизмененные либо совершенно противоположные.

Рассмотрим семилетние циклы жизни подробнее.

Человек появляется на свет от матери и в первые годы своей жизни практически не существует отдельно от нее. От матери он получает молоко и развивается психологически: формируются чувствительность, восприятие мира. Психологическая стабильность в этом возрасте сохраняется, благодаря надежной материнской защиты.

Ребенок только внедряется в окружающий мир, однако контактирует только с ближайшим окружением. К концу цикла, в 6-7 лет происходит кризисное состояние – с походом в школу ребенок знакомится с грузом ответственности и новыми требованиями к себе.

Это начало восприятия более отдаленной окружающей среды, не такой «надежной и теплой», что вызывает психологические колебания.

Именно с семилетнего возраста свою главную роль в жизни ребенка начинает играть отец. Цикл от 7 до 14 лет – это возраст, в котором происходит создание личности и выбор ориентиров для дальнейшего развития под контролем отца. Ребенок учится рассуждать логически и здраво оценивать ситуации, и пусть это пока еще мало получается, он делает огромные и важные шаги на пути к настоящему взрослению.

Основной кризис этого возраста 13-15 лет, также называется подростковым — гормональный бум в биологически созревающим организме способствует бурному эмоциональному развитию и приводит к эмоциональным нестабильностям. В том числе происходит непринятия авторитетов и ценностей большинства — начинает формироваться индивидуальность человека. В этом периоде главное — научиться контролировать собственные эмоции.

Возраст от 14 до 21 года – это время интеллектуального становления личности и выход во взрослый мир.

Нередко данный цикл сопровождается «кризисом подросткового возраста», однако на самом деле его нельзя считать кризисом – главной причиной бурного реагирования общества на окружение и на самого себя является обострение чувств, что свидетельствует всего лишь о переломном моменте в психологическом развитии подростка.

В конце цикла 18-21 год может наступить «кризис социализации». Когда юноша либо девушка не могут найти свое место в выбранном социальном круге, что может привести к депрессиям и дальнейшей замкнутости человека.

Также, главная задача этого периода — научиться доверять людям, т.к. это впоследствии сильно повлияет на отношения человека с окружающими, в том числе с противоположным полом.

В будущем может негативно отразиться на возможности обзавестись семьей.

Этот период характеризуется вступлением в общество и принятие общества и его законов.

 Главной задачей человека, искренне желающего преодолеть психологические колебания, становится создание стабильности в своей жизни – в большинстве случаев цикл заканчивается браком и созданием собственной семьи.

Окончание цикла является концом первого квадрата циклов 4*7 лет. С 28-летнего возраста человек вступает во вторую их серию, отбросив детские отголоски прошлого.

В период близкий к 28 годам у человека начинаются стандартные кризисы современной личности. В рассуждениях с самим собой человек может прийти к мыслям, что данная сложившаяся реальность его не устраивает, либо что он ничего в жизни не достиг (в сравнении с собственными ожиданиями).

Тут следует понимать, что жизнь только начинается, и в данном периоде сосредоточиться на собственном росте и собственных целях, а не рассуждениях о бесцельно прожитых годах. В дальнейшем именно принятие решений на данном этапе зачастую определяют, куда человек будет двигаться по жизни.

Возраст от 28 до 35 лет сопровождается созданием семейного очага, однако в случае неудач на прошлых циклах формирование очага будет происходить неверно. Нередко это приводит к разводам и рискам конфликтов, и такое обострение проблем оборачивается в «кризис среднего возраста».

Кризис 35 лет во многом сфокусирован на продолжении рода, а также развитии отношений. В случае если со взаимоотношением в семье, а также в своем социальном круге — все в порядке, то кризис минует личность, при условии, что предстоящие периоды жизни проходили в гармонии с самим собой.

В случае, если кризисы прошлых периодов не были преодолены — растет постоянная неудовлетворенность окружающими людьми, собой, и в следствие, собственной жизнью

В этот период, как правило, человек строит свою жизнь заново с позиции всего своего опыта, который он смог накопить к этому периоду: пересматривает отношение к миру, меняет внутренние приоритеты. Если избавление от тормозящих развитие элементов происходит удачно, человек улучшает свою жизнь, если нет – возвращается к тому, с чего начинал 8 лет назад.

Период жизни для себя. Человек достигает определенных успехов, преодолевает кризис среднего возраста – остается познать вкус жизни в браке, собственном развитии и работе. Такой цикл становится периодом физического и морального насыщения. Остается насыщение духовное – что и происходит.

Возможный кризис личности этого периода заключается в том, что фокус на духовные ценности у человека не происходит и он остается заложником своих материальных ценностей. В последствии, такая установка приводит к разочарованию в жизни

задача – обретение мудрости, чтобы было, что передать и чему научить своих детей. К этому периоду человек либо доволен своей жизнью и встречает старость полный умиротворения и гармонии, либо напротив, превращается в ворчащего «злого старика» — если кризисы предыдущих циклов не удалось разрешить.

Основная проблема тут состоит в том, что в этот период жизни уже поменять ничего нельзя.

Как бы не говорили на разных тренингах о том, что изменить себя можно в любом возрасте, обрести гармонию в  возрасте 56  тогда, когда в остальных семилетних циклах жизни личностные кризисы не были разрешены — крайне проблематично.

Циклы жизни человека: рассвет, полдень, закат и сумерки.

Человека изменить нельзя. Измениться — можно

Дело в том, что нейронные связи в мозге, а вместе с тем и новые привычки мышления — формируются в этом возрасте крайне медленно уже по физиологическим причинам. Устойчивые же соединения сформированных связей предполагают определенные, привычные действия на раздражители.

Вся совокупность действий и мыслительных привычек образуют собой модель картины мира, которая и есть часть личности. Изменить эту модель практически невозможно из-за того, что человек видит мир «именно так», как видит и привык жить «именно так», а не по другому.

Реагировать как то иначе — он попросту не умеет.

В то время как обучиться новым привычкам, как я уже говорил — проблематично, выборочное восприятие подстраивается под его модель мира, удерживая личность в «целостности и сохранности». Фокусировка на изменение личностной модели мира, без сознательного желания со стороны личности, может привести к развитию психотических припадков у последней.

Поэтому, в данном случае рекомендуется принимать человека таким, какой он есть.

Совершенствование не имеет границ

В возрасте после 56 лет заканчивается второй квадрат циклов 4*7. В дальнейшем актуальной целью становится передача жизненного опыта, знаний, любви, возникает желание оставить след после себя, оставить наследие для последующих поколений. Далее, человек подводит итоги, и если он доволен свое жизнью, она продолжается далеко за обыденными пределами.

Подводя итоги сказанному, хочу еще раз отметить, что совершенствование не имеет границ. В том числе и  в возрасте. Из каждых правил есть свои исключения, и если человек хочет стать осознанным — он обязательно им станет. Посему, совершенствуйтесь и будьте готовы встретить кризисы с улыбкой. Ведь если все правильно делать, зная в какой период и почему они возникают — кризисы даст .

В заключении, полезный материал тем, кто хочет избавиться от собственных негативных установок, накопленных за период своей жизни:

  • Глубинные установки и верования
  • Работа с подсознанием

И напоследок — потрясающее видео:

Источник: http://free-psycho.ru/semiletnie-tsikly-zhizni-cheloveka/

Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Как протекает жизнь человека в разном возрасте

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  1. Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  2. Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  3. Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).

В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

КатегорияВозрастной периодОсобенности развития и коммуникации
ДетиноворожденныеПоявление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.
до 1 годаЗначительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.
1- 3 летПроисходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.
3- 7 летДети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.
8 -10 летВ этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.
Подростки11-16 летНаиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.
Молодые люди17-21 годВ этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.
Взрослые люди22-35 летПериод зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.
36-45 летВ это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.
46 — 60 летКак правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.
61-75 лет (пожилые)У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.
76-90 лет (старые)Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.
старше 90 лет (долгожители)Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).

Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

Итак:

  • до года — доверие или недоверие;
  • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
  • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.

Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским:

  • новорожденность;
  • раннее детство (1-3 года);
  • дошкольный период (3 -7 лет);
  • школьный возраст (7-;11 лет);
  • пубертатный возраст (15-18 лет);
  • юность (19-25 лет);
  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  1. Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  2. Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  3. Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  4. Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  5. Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.

Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/vozrastnye-periody-zhizni-cheloveka.html

Жизнь человека разделена на возрастные периоды по 7 лет. Зодиакальное колесо

Как протекает жизнь человека в разном возрасте

Всю жизнь человека можно условно разделить на возрастные периоды по 7 лет каждый. Каждый из периодов дается на освоение энергии одного из знаков Зодиака.

Их 12: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолеи и Рыбы.

Энергия того или иного знака соответствует определенному типу личности. Под воздействием различных космических токов человеческая душа формирует соответствующие качества и свойства.

Если человек действует и развивается в противоборстве с этими энергиями, а не подстраивается под них, то судьба начинает учить его через жизненные неприятности и болезни тела. Космос призывает человека подключиться к единому космическому ритму, показывая, что наиболее полно и легко индивидуальность может проявиться, ощутив свою сопричастность всем процессам во Вселенной.

7 лет – это один из основных биоритмов человеческой жизни. 12 таких периодов дают 84 года, что является средним биологическим сроком пребывания человека на Земле.

Если человек не доживает до этого срока, можно говорить о неразумном перерасходе жизненной энергии и о недовыполнении им космической жизненной программы. Момент перехода от одного семилетнего периода к другому носит в известной степени характер кризиса.

Часто в эти периоды случаются значимые изменения в жизни человека, и проявляются те или иные проблемы со здоровьем. Человек как бы держит экзамен; на соответствие информационно-энергетической природе окружающего мира.

Первый период от рождения до 7 лет проходит под влиянием энергии Овна

Рождающаяся на Земле душа приходит в мир с программой нового воплощения. Это период осознания и выделения «Я». Топографически на теле человека Овну соответствует голова. Зрение, слух, вкус – все служит познанию окружающего мира.

Интенсивно развивается мозг и все основные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, память. Энергии много, она переливается через край. Это период бесстрашных исследований и самоутверждения.

Бог открывает перед ребенком все дороги и не спрашивает за грехи.

Только в 7 лет ребенок приобщается к таинству исповеди. Человек начинает осознавать не только принадлежность к миру вокруг, но и свою ответственность за гармонию в нем. В этом возрасте организм особо восприимчив к инфекционным болезням, источник которых – окружающий мир.

Период с 7 до 14 лет проходит под Зодиакальным знаком Тельца

Это знак Земли, знак материальных накоплений. Тельцу соответствует шея, которая и поворачивает голову в сторону накопления материальных или духовных богатств. В этот период очень важно научиться самостоятельности.

Важны модели мира, которые окружают ребенка. Человек осознает, что все блага он может заработать сам, сначала достойно пройдя этап ученичества и усвоения готовых знаний. Формируется система потребностей и ценностей.

Телец – инертный знак. Фундаментальные основы личности, заложенные в этот период, трудно корректируются в дальнейшем. Именно в этот период закладываются такие пороки, как собственничество и стяжательство, жадность. Мы, взрослые, приучаем ребенка к неумеренности в еде, и организм начинает складировать «запасы». В этом периоде берут начало многие болезни внутренних органов.

Энергия Близнецов в период от 14 до 21 года

Но вот человеку становится мало только себя. Энергия Близнецов в период от 14 до 21 года несет неудержимую тягу к общению и информации, идущей от других. Мир открывается во всем разнообразии. Управитель Близнецов – Меркурий – пробуждает особый интерес к обмену мыслями и словами.

Человек уже накопил достаточно личного опыта, и ему есть, что сказать. Появляется много людей вокруг, которые помогают развитию личности или наоборот. Человек учится мысленно планировать свои действия и согласовывать их с другими.

Формируются основные качества мышления, его оригинальность или консервативность, гибкость или инертность. Проявляются способности к самообучению и формируются познавательные интересы. Это время интенсивной духовной жизни и расширения сознания. Упущенное будет трудно наработать потом.

Именно в этом возрасте закладывается привычка к умственному труду. В этот период приобретаются искренние и преданные друзья.

Отрезок жизни от 21 года до 28 лет проходит под влиянием энергии Рака

Формируются глубинные чувства любви, привязанности и ответственности за близких. Человек должен создать собственный дом и семью, заложить традиции, дать жизнь детям. Это период расширения понятия «родственники». В дисгармонии периода берут начало многие неврозы, которые прячутся глубоко в душе. Это время сильной рефлексии.

В возрасте от 28 до 35 лет — зодиакальная энергия Льва

Если человек правильно исполнил предыдущие программы, то личность расцветает в один из самых солнечных этапов жизни, проходящий под зодиакальной энергией Льва. В возрасте от 28 до 35 лет уже многое накоплено, но и организм находится на пике жизненных сил.

Человек вступает в пору совершенствования качеств и формирования духовных ценностей. Периоду соответствуют спокойствие и уверенность в своих силах. Это время карьерного роста. Ярко проявляются способности неформальных лидеров.

В плане здоровья человеческий организм в это время наиболее вынослив и имеет значительный арсенал средств адаптации к окружающей среде.

С 35 до 42 лет – возраст Девы

Дева – это знак служения. В этот период человек становится сильнее духом, а физические силы начинают постепенно убывать. Лучшие качества личности проявляются в служении миру.

Наступает время отдачи, время реальной проверки на гордыню и эгоизм. Чем больше отклонялся человек от бескорыстного пути, тем больше болезней подстерегает его на физическом плане.

Накопленный духовный мусор выходит через недуги.

Возраст Весов – от 42 до 49 лет

Возраст Весов – от 42 до 49 лет – характеризуется умением человека находить гармонию внутри себя и в окружающем мире. Обретается спокойная мудрость. Человек по достоинству оценивает все свои духовные наработки. В лучшем случае он становится умным и чутким советчиком.

Но важно не возвыситься над миром верховным судьей, а подставить плечо оступившемуся. Это путь от гордыни и осуждения других к снисхождению и умению прощать. При излишней трате эмоций, возвеличивании своего «Я» человека подстерегает перерасход энергии и множество соматических расстройств.

Важно научиться самому приводить свой организм и душу в состояние равновесия, остужать пыл страстей.

Возраст Скорпиона от 49 до 56 лет

Один из самых суровых периодов человеческого существования – возраст Скорпиона от 49 до 56 лет. Подводятся итоги очень важного отрезка жизни. Вырастают дети, и человек видит, какие они. Это его вклад в продолжение рода.

Наступает время бескомпромиссной оценки собственной личности. Начало угасания половых функций переживается остро и часто держится экзамен на праведность жизни. Болезни и расстройства половой сферы типичны в этот период.

Если данный вид энергии расходовался мудро, то половые железы готовы к этому экзамену.

56 лет – очень важный возрастной рубеж. Человек силен духовным опытом. Ему открывается тайна о бесконечности жизни и ценность каждого момента в настоящем.

В возрасте от 56 до 63 лет — энергия Стрельца

В награду энергии Стрельца открывают перед ним новые горизонты и цели. В возрасте от 56 до 63 лет человек стремится глубже познать мир, который открывается через религию и философию. Это последний приход огненной энергии, помогающий узнать суть процессов. Человек становится щедрым и великодушным. Это возраст Юпитера.

С 63 до 70 лет человек воспринимает суровые и аскетичные энергии Козерога

Организм должен привыкнуть к существованию на минимуме энергий. Это период ответа и подведения итогов. Что накоплено, что сделано? Время кармической расплаты. Много болезней подстерегает человека. Чем более неблагородные цели он выбирал, чем больше лавировал и уклонялся от решений в прошлом, тем суровее расплата за нарушение нравственных законов.

Многие люди красивы в этот период особой величественной красотой. Они лучатся спокойствием и мудростью и как бы возвышаются над земными страстями. Суета в этот период жизни противопоказана. Человек осознает, что уже ничего не может изменить в прошлом, познает, что за все нужно платить. К сожалению, суд времени для многих слишком суров, и жизнь обрывается именно на этом этапе.

Период с 70 до 77 лет проходит под влиянием энергии Водолея

Это время новой личной свободы. Свободы от желаний. Это время интуиции и творчества духа. В эти годы стихии воздуха человек должен быть легок в помыслах и чист сердцем. Водолей дружественно настроен к миру. Он встречается с явлениями и понятиями, которых не было на заре его жизни. Критика губительна, так как она останавливает развитие.

С 77 до 84 лет – эпоха Рыб в человеческой жизни

Наконец, наступает время покаяния. С 77 до 84 лет – эпоха Рыб в человеческой жизни. Человек постигает мудрость смирения и осознания грехов. Подводятся итоги жизни.

Слабеет тело и земные привязанности, чтобы облегчить душе момент перехода в другой мир. Заканчивает ход колесо человеческой жизни, чтобы уйти в жизнь вечную, унеся наработанный кармический груз или освободясь от него.

Перейдя этот возраст, человек становится похожим на ребенка своей искренностью и беззащитностью.

И вновь возвратится душа в земную жизнь, вспыхнув огненной энергией Овна в самом начале пути…

Л. Салео «Интересная газета. Магия и мистика» №16 2007 г.

Источник: https://informatio.ru/news/goro/zhizn_cheloveka_razdelena_na_vozrastnye_periody_po_7_let_zodiakalnoe_koleso/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.