Как проводить беседы с ребенком?

Содержание

Как правильно проводить индивидуальную беседу с ребенком, направленную на снижение ситуационной тревожности

Как проводить беседы с ребенком?
***

Сегодня поговорим о таком понятии, как ситуационная тревожность и как правильно организовать индивидуальную беседу с ребенком для ее снижения.

Предложенные материалы будут полезны как учителям, так и родителям.

Ситуационная тревожность – это особенное состояние тревожности, возникающее у ребенка в некоторых ситуациях.

Индивидуальные беседы с учениками практикуют не только школьные психологи, но и классные руководители. Предлагаю алгоритм, который поможет правильно организовать работу с ребенком, чтобы получить заведомо положительный результат и снизить ситуационную тревожность.

Организация индивидуальной беседы

Основная задача индивидуальной беседы — создать эмоциональный комфорт для ребенка. Внешняя повышенная тревожность проявляется неуверенностью в себе, действиями с повышенным беспокойством, а также эмоциональной неустойчивостью и нервозностью. Возникнуть тревожность, в том числе и ситуационная, может на любом жизненном этапе.

задача индивидуальной беседы:

  • повышение самооценки ребенка, ученика;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • отработка индивидуальных навыков;
  • анализирование ситуации, которая чаще всего эмоционально травмирует психику ребенка, в первую очередь подростка.

Сначала необходимо продумать встречу, начало беседы. Создайте необходимую атмосферу, в которой будет она проведена.

Хорошо, если это будет происходить не в школе, а дома или в школьном парке. Если вы решили провести беседу в школе, то выберите светлый, хорошо освещенный кабинет. Помещение должно быть хорошо проветрено и чистое, чтобы было приятно работать и общаться.

Постарайтесь заранее проанализировать поведение ученика, вспомните ситуацию, которая у него провоцирует ситуационную тревожность. Продумайте возможный диалог с учеником по обсуждению этой ситуации.

Не забывайте, что потребности ребенка отличаются от потребностей взрослых. Обязательно учитывайте это, формируя индивидуальную беседу. Например, ребенок младшего школьного возраста должен чувствовать себя защищенным.

Подростки хотят, чтобы их уважали, признавали их право на свое мнение, им хочется иметь определенный статус среди одноклассников и сверстников.

Юношескому возрасту присущи акценты на поиск смысла жизни. Если знать ведущие потребности детей, легче будет организовать индивидуальное общение, а ведь именно от этого зависит положительный результат.

Беседа проводится наедине с ребенком. 

Преподаватель и психолог должны быть максимально спокойными, чтобы их тревожность не передалось школьнику. Нужно научить ребенка адекватно воспринимать действительность, аргументировать отметки, оценки, нивелировать тревогу при тех событиях, которые еще не случились.

Попытайтесь объяснить ребенку, что, возможно, неприятности никогда не случатся, и то, что он сам провоцирует их появление.

Подростку необходимо выработать и укрепить уверенность в себе, собственных силах, научить его правильному поведению в трудных ситуациях, предотвратить формирование ситуации неуспеха.

Следует повысить уровень его самооценки, который поможет укрепить уверенность в себе, собственных силах.

Беседы с младшим школьником не должна напоминать лекцию, малыш все равно ничего не запомнит. Постарайтесь выявить проблемы, особенности воспитания в семье, состояние его здоровья. Можно попробовать внушить определенную модель поведения.

Важно поддерживать конструктивное поведение младшего школьника фиксировать внимание сверстников на его успехи, вовлекать его классовые и общешкольные мероприятия. При беседе с подростком необходимо понимать, что ребенок постоянно ощущает себя одиноким, ни к чему не пригодным, в некоторых ситуациях просто беспомощным.

Еще в начале разговора попробуйте снять барьер, установить доверительные отношения. При этом можно использовать следующие фразы:

  • Я прекрасно тебя понимаю и ты правильно сделал, что не промолчал, а сразу начал действовать, вероятно что в твоей ситуации я поступил(ла) бы аналогично.
  • Когда я был школьником, у меня была похожая ситуация.

Вы можете подобрать любые слова, но, главное, чтобы в них чувствовалось доверие к ученику. Подчеркните его благородные поступки, акцентируйте внимание на хорошем. Не критикуйте, а просто подчеркивайте негативные стороны его характера, поведения.

Ваша задача — на конкретных примерах (ваших, собственных ребенка или других людей, одноклассников, сверстников), попробовать объяснить, как возникает тревожность и что надо знать, чтобы его преодолеть.

Важно вместе с ребенком выработать модель поведения, которая поможет ему адекватно реагировать даже в самых критических ситуациях. Всегда помните, что один эмоциональный аргумент может переубедить, направить на верный путь.

Алгоритм индивидуальной беседы с подростками

Организуйте беседу с подростком вокруг полезного занятия. Это может быть изготовление плаката к Новому году, 8 Марта, поздравление именинника. Вы можете заранее акцентировать внимание в классе, что Матвей или Людмила умеет красиво рисовать, и поэтому помогут вам в оформлении плаката. Это уже будет хорошей возможностью подчеркнуть личные качества ребенка, создать ситуацию успеха.

Подготовьте все необходимое: карандаши, краски, бумагу, готовые рисунки, из которых можно взять идеи. Во время совместной работы проводите беседу, направленную на выход из состояния переживания и сомнений. Дайте ребенку выговориться. Этот способ снижения ситуативной тревожности называется вербализация переживаемой тревожности.

Умение слушать поможет ребенку укрепить его веру в собственную значимость. Для этого со стороны педагога, психолога, воспитателя не нужно даже дополнительных действий, так как ребенок сам, занимаясь полезным трудом, раскрывает ситуации, описывает тревожность и предлагает способы решения проблем.

Все что нужно — согласиться, что-то предложить, моделировать ситуацию на других, рассказать, как люди действовали бы при таких же обстоятельствах.

Индивидуальное или совместное творчество также помогает справиться с ситуативной тревожности, это креатотерапия. Если изготовленный вами плакат займет свое место и его оценят педагоги и учащиеся, то это станет лучшим способом преодоления страха перед публичностью для вашего подопечного.

Упражнения, которые помогут вам провести беседу

Используйте упражнение «Приятные воспоминания». Пусть ребенок вспомнит приятные моменты: путешествия, общественные мероприятия, праздники, классное собрание, которые оставили приятный след в памяти школьника. Это позволит сформировать положительный эмоциональный фон. Ребенок будет естественным в своих высказываниях, поведении.

Упражнения «Дыхание». Научите ребенка правильно дышать, концентрируя внимание на внутреннем покое, для обучения быстрого успокоения. Можно привести примеры аутотренингов и прорепетировать их вместе с учеником. Обучите ребенка медитативной технике для релаксации, но предварительно изучите этот способ сами.

Предложите обсудить предстоящий праздник. Поговорите о конкурсах, выслушайте идеи ребенка. Для него это будет важно и поможет отвлечься, спланировать положительные ситуации и отвлечься от негативных мыслей.

Используйте и другие методы и приемы для психокоррекционных индивидуальных занятий. Это может быть, например: «Рисунок имени», беседа о конкретных примерах, рисование страха или другой ситуации, упражнение комплименты, «Неоконченные предложения» и т.д.

Во время беседы важно поднять вопрос, связанный с тревожным, боязливым возбуждением.

На этой стадии ребенок часто становится дезорганизованным и главная задача на этом этапе обучить ребенка, новым правилам, например, тайм-менеджменту.

Новое слово понравится подросткам, возможно, это их заинтересует на одном из воспитательных часов. В затруднительной ситуации ребенка будет чувствовать себя более уверенно, зная, что такое правильное распределение времени.

Как видно, при планировании беседы с детьми необходимо учитывать много факторов и в первую очередь личностных, определенным образом отражающихся на будущих отношениях классного руководителя и школьника.

Старайтесь не выпускать мелочей.

Именно они помогают понять суть происходящего. Уверены, что будут еще и другие индивидуальные беседы, во время которых вы попытайтесь укрепить у ребенка уверенность. Преодоление страхов это первое, что должен уметь ребенок, от этого зависит его социализация в обществе, а значит будущее.

Автор поста @oksi-m

Фото из личного архива

Источник: https://golos.io/vp-pedsovet/@vp-pedsovet/kak-pravilno-provodit-individualnuyu-besedu-s-rebenkom-napravlennuyu-na-snizhenie-situacionnoi-trevozhnosti

Как правильно общаться с детьми – ценные советы опытных педагогов

Как проводить беседы с ребенком?

Рано или поздно сын последует твоему примеру, а не твоим советам. Так сказал какой-то умный человек, и был, безусловно, прав. Характер ребенка формируется под влиянием не слов родителей, а скорее, их личного примера. Тем не менее, общаться с ребенком все-таки нужно. Но к сожалению, не все родители умеют это делать.

Когда разговор с сыном или дочерью ограничивается поучениями и лекциями по вопросам морали, необоснованными запретами и непонятными придирками, польза от такого воспитания не просто равна нулю, а стремится к отрицательному значению. Далеко не все родители умеют правильно беседовать с детьми и допускают множество ошибок в общении, сами того не осознавая.

Как общаться с ребенком правильно?

Правила и секреты общения с детьми

Ребенок с младенчества испытывает потребность в общении. Маленький человечек, прислушиваясь к разговорам в доме, запоминает слова, перенимает интонации, манеру выражения чувств. Именно так формируется культура речи.

Ребенок в будущем заговорит именно так, как обучили его родители. Обучили на личном примере. Второй аспект общения с ребенком – коммуникативный и воспитательный. Родители передают детям важную информацию, стремятся научить их чему-то, устанавливают душевный контакт.

Два аспекта общения неотделимы друг от друга.

Не стоит забывать, что наряду со словами и фразами, которые родители используют в речи, большое значение имеют тон и интонация. Необходимо учитывать и возраст ребенка и его индивидуальные особенности, специфику конкретного разговора.

к оглавлению ↑

Понимание – цель разговора с ребенком

Конечно же, ваша цель – не слепое повиновение, а взаимопонимание. Чтоб установить эмоциональный контакт с ребенком, возьмите на вооружение два простых принципа общения.

Ни в коем случае не делайте из ребенка безропотного исполнителя всех ваших требований. Помните: беседа должна протекать на равных.

Даже новорожденный – это уже личность, а трех-четырехлетний карапуз тем более! Вам, как взрослому и более опытному человеку, конечно, придется направлять диалог в нужное русло. Обратите внимание: только диалог.

Ребенок должен отвечать вам, высказывать свою точку зрения, и она не обязана совпадать с вашей. Многие родители не дают ребенку слово против молвить. «Нельзя переговариваться со взрослыми!» — увещевают они. Но только уважая ребенка можно рассчитывать на уважение с его стороны.

Следите за тем, как реагирует ребенок на ваши слова, меняйте свою речь в зависимости от ситуации. Если вы не будете говорить с ребенком на равных, рискуете сделать разговор бесплодным, вызвать досаду у ребенка и гнев у себя лично.

  • Подкрепление слов личным примером

Дети улавливают несоответствие между словом и делом очень быстро. Если маме, скажем, звонят с работы, а она просит бабушку сказать, что её нет дома, какие выводы сделает ребенок? Правильно, что обманывать нехорошо, но иногда можно.

А если родители говорят, что любят ребенка, но при этом постоянно кричат на него? Когда слова взрослого расходятся с делом, ребенок может посчитать это руководством к своим дальнейшим действиям. Из любых двух вариантов он выберет не правильный, а тот, который посчитает выгодным для себя.

Дисгармония может привести к душевному конфликту.

Поэтому все, что вы говорите, подтверждайте делом. А если что-то пообещали ребенку, сдержите слово, чего бы вам это ни стоило.

к оглавлению ↑

Эмоции при общении с подрастающим поколением

Любовь родителей жизненно необходима каждому ребенку. Слова, сказанные без любви, конечно, заставят ребенка повиноваться, но могут навсегда поселить в его душе отчуждение, враждебность по отношению к отцу или матери, желание во что бы то ни стало противостоять их запретам.

Если не хотите разрушить близкие отношения между вами и ребенком, никогда не начинайте разговор, когда вы раздражены, даже если причины вашего раздражения серьезны и малыш сыграл в этом не последнюю роль. Старайтесь избегать и равнодушного тона.

Ребенок может воспринять его как безразличие к его желаниям, потребностям, чувствам. У малыша может возникнуть мысль, что он не нужен. Поэтому берите себя в руки и начинайте разговор с ласкового обращения.

«Я тебе сейчас устрою!» — эту фразу часто можно услышать от раздраженных родителей, и она самая неправильная.

к оглавлению ↑

Невербальные элементы общения

Положительные эмоции при общении помогут установить хорошие отношения с ребенком. Тактильные ощущения не менее важны. Многие родители подростков не знают, как общаться со своим ребенком, говорят, что не находят с ним общего языка. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений.

Дотроньтесь до руки ребенка, а своему лицу при этом придайте спокойное выражение и постарайтесь улыбнуться, даже если вы раздражены. Но все это должно идти от чистого сердца. Дети тонко чувствуют наигранность и фальшь.

Если вам предстоит серьезный и долгий разговор с ребенком, сначала нужно устранить все, что может отвлечь вас. Закончите все свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Так вы оба сможете сконцентрироваться на предмете беседы, и ваш диалог будет продуктивным.

Не стоит говорить о серьезных вещах как бы «между прочим». Заметив ваши приготовления, подросток проникнется вашим настроением и ответственно отнесется к предстоящему разговору.

загрузка…

к оглавлению ↑

Просьбы и приказы в разговоре с ребенком

В общении с любым человеком всегда предпочтительнее не приказы, а просьбы, а если речь идет о разговоре с ребенком, тем более. Приказания подчеркивают неравенство двух собеседников, а мы ведь помним правило номер один: общайся с ребенком на равных.

Кроме того, приказы подразумевают беспрекословное подчинение.

А главная задача воспитания заключается не в том, чтобы ребенок подчинился вашей воле, а в том, чтобы он сам понял и осмыслил необходимость данной меры, принял на себя ответственность за выполнение поставленной задачи.

Совет родителям: просьбы и приказы формулируйте в позитивной форме, старайтесь не использовать частицу НЕ. Часто можно услышать: «Пока НЕ сделаешь уроки/НЕ уберешь в комнате/НЕ помоешь посуду, гулять НЕ пойдешь». Гораздо лучше сказать так: «Как только сделаешь уроки, можешь пойти гулять». Требовать нужно так, чтобы у ребенка возникло чувство ответственности.

к оглавлению ↑

Что действительно поможет убедить

  • Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, совершенно не воспринимают скучных увещеваний. Но в некоторых ситуациях без них не обойтись. Как быть? Нужно постараться изложить «занудные» доводы в более «живой» форме. Постарайтесь интересно излагать свои мысли. На помощь приходят игры или притчи, а может быть, рассказ о вашем собственном детстве, когда с вами произошла аналогичная ситуация.
  • Всегда будьте искренни, общаясь с ребенком. Он должен чувствовать: то, что вы говорите, важно для вас обоих.
  • Старайтесь быть немногословными. Внимание ребенка переключается на другие вещи уже через несколько минут.
  • Говорите убедительно и ясно, без подтекстов и намеков. Не используйте в своей речи слова, значения которых ребенок может не знать. Абстрактное мышление ещё недостаточно развито у детей, и если уж вы предоставляете ребенку какие-либо отвлеченные идеи, проиллюстрируйте их на конкретных примерах.

к оглавлению ↑

Рекомендации и ответы на вопросы

Многие родители считают своим долгом советовать детям что-либо. Ведь они старше, опытнее, умнее, да и вообще, советы даются исключительно с благими намерениями. Мы хотим уберечь детей от возможных ошибок, тех, которые сами делали в детстве и в молодости.

Психологи не советуют спешить с советами по любому поводу, а уж тем более, без повода. В этом случае полезные советы могут затеряться в общей массе нравоучений. Следует ограничиваться только актуальными в данный момент советами. При этом прямолинейные наставления и готовые решения не давайте.

Идеальный совет – когда ребенок сам придет к нужному выводу, оттолкнувшись от ваших слов.

Что касается вопросов, ни в коем случае не игнорируйте их, какими бы нелепыми и ненужными они вам ни казались. Если ребенок задает вопрос, значит, это для него важно.

Даже если детские «почему» да «как» раздражают усталых родителей, отнекиваться от детских вопросов нельзя. Не молчите и не отвечайте вопросом на вопрос, а уж тем более не выдумывайте на ходу небылицы.

Отвечайте четко и однозначно, без намеков.

к оглавлению ↑

Унижать нельзя — лучше хвалить

Некоторые родители, к сожалению, ставят запятую после слова унижать. За любой успех, даже незначительный ребенка нужно хвалить. Но внимание: речь идет о заслуженной похвале. Не стоит хвалить ребенка, если он того не заслужил.

Что касается наказаний, без них в воспитательном процессе, к сожалению, не обойтись. Но не высказывайте в грубой форме предупреждения и угрозы, делайте замечания сдержанным и ровным тоном, старайтесь подавить в себе гнев и раздражение.

Предъявляя своему ребенку обвинение, не констатируйте факт, а подробно объясните ребенку, почему он виноват. Важно, чтобы ребенок понял, что ваше осуждение относится к его поступку, а не к нему самому.

Он должен знать, что, несмотря на недовольство, вы продолжаете любить и ценить его. Только в таком случае наказание будет воспитательной, а не карательной мерой. И наказывать ребенка лучше, не делая ему плохое, а лишая чего-нибудь хорошего. Например, похода в кафе с семьей в выходной.

Или ограничив просмотр мультиков и игру на компьютере на определенное время.

к оглавлению ↑

Культура спора и культура речи в разговоре с ребенком

Споры, как известно, бывают разные. Если это совместный поиск оптимального решения, то такие споры только приветствуются. Но если спор – это маниакальное стремление кого-либо из участников во что бы то ни стало настоять на своем, их следует избегать.

Бывает, что взрослые «зацикливаются» на каком-либо пункте, не имея на то оснований. Это, как правило, приказы: «Ты туда не пойдешь!» или «Ты не сделаешь этого, потому что я так сказала!». И никаких объяснений. Это самодурство либо каприз взрослого человека.

А дети знают, что капризам потакать нельзя (вы ведь не потакали их капризам!), а потому все равно сделают так, как посчитают нужным. А разве это цель воспитания?

Культура речи – тоже немаловажный момент. Ведь ребенок, когда повзрослеет, будет говорить так же, как вы говорили с ним. Безусловно, его речь обогатится новыми словами, но основа не поменяется. Это разговор родом из детства. Конечно, вы хотите, чтобы речь сына или дочки была грамотной, выразительной, образной.

Поэтому следите за своей речью и делайте все возможное, чтобы изолировать малыша от неблагоприятной языковой среды.

Конечно, полная изоляция в нашем обществе невозможна, поэтому нужно выработать у ребенка своеобразный иммунитет: да, эти слова ты слышишь, но это не значит, что их нужно повторять, поскольку это нехорошие, некультурные слова.

Книги – незаменимый ваш союзник в развитии культуры речи вашего чада. Читайте их ребенку с раннего возраста, благо хорошей детской литературы у нас предостаточно. И конечно, читайте с выражением. Даже если вы устали. Пусть чтение станет для вас ежевечерним ритуалом.

Не отказывайтесь, если малыш просит почитать, старайтесь находить время. Ведь он вырастет. Сносит свою детскую пижамку и уличные кроссовки. И став взрослым, уж точно не попросит почитать или спеть. Ребенок – это праздник, который пока что с вами.

Удачи вам в общении с сыном или дочерью.

к оглавлению ↑

-советы: как донести мысль до детского сознания

Елена Каспиркевич

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/kak-pravilno-obshhatsya-s-detmi.html

Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию (стр. 1 из 5)

Как проводить беседы с ребенком?

РЕФЕРАТ

Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию

Введение

Практика детской и подростковой психотерапии строится на том, что работу с ребенком обязательно должна сопровождать работа с родителями. Результаты и эффективность такой работы зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.

В данной статье разбираются правила проведения беседы с родителями для сбора анамнеза, для проведения консультаций, а также разбираются правила заключения договора с родителями о прохождении их ребенком психотерапии.

Представленные теоретические знания о методике проведения таких бесед обязательно требуют последующего практического прорабатывания на обучающих семинарах, где есть возможность потренироваться в проведении таких бесед в ходе специальных упражнений.

Участие в таких семинарах особенно важно для прорабатывания своего переноса и контрпереноса, что возможно только в ходе индивидуальных занятий.

Итак, беседа с родителями ребенка, которого предполагается взять на психотерапию, включает следующие отдельные составляющие:

Первая ознакомительная беседа, предъявление запроса на оказание психологической помощи.

Общая воспитательно-консультативная беседа.

Сбор анамнеза.

Подготовительная беседа с родителями, предшествующая проведению психотерапии с ребенком.

Встречи с родителями, сопровождающие проведение психотерапии с ребенком.

Беседа в случае обострения состояния, помощь в кризисных ситуациях.

Беседа в ходе посещения психотерапевтом ребенка дома.

Беседа с учителями и воспитателями.

Беседа с сотрудниками службы социальной опеки.

Беседа с врачом.

Беседа со всей семьей.

Заключительная беседа.

1. Первая ознакомительная беседа, предъявление запроса на оказание психологической помощи

Во многих детских учреждениях первая встреча со специалистом заключается в предъявлении запроса на оказание психотерапевтической помощи. Как известно, первое впечатление имеет особое значение для всех последующих консультаций. Поэтому могут возникнуть дополнительные проблемы, если такую беседу будут проводить сотрудники, не прошедшие специальную подготовку.

Даже когда психотерапевт задает в ходе первой ознакомительной беседы всего лишь несколько вопросов и только поддерживает разговор отдельными репликами-обращениями, родители очень часто спонтанно сообщают крайне важную информацию. Нужно это поддерживать и, несмотря на ограниченное время ознакомительной беседы, психологически правильно реагировать на эту информацию.

Многие родители приходят уже на первую формальную встречу с колоссальным грузом проблем, болью страданий, с надеждами и ожиданиями. Поэтому для первой ознакомительной беседы необходимо выделить полчаса времени. Учитывая приведенные причины, было бы весьма нежелательно перепоручать проведение такой первой ознакомительной беседы секретарю.

Нежелательно также проводить беседу в приемной секретаря среди бланков, бумаг и телефонов.

В любом случае, для психолога важно учитывать при проведении первой ознакомительной беседы следующие моменты: возраст ребенка; причину обращения; кто направил ребенка; адреса учреждений и лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка; результаты других обследований, если такие проводились в других учреждениях.

Не следует забывать, что в самом начале встречи нужно сообщить родителям, сколько времени есть для проведения беседы и – в зависимости от принятых правил – сколько денег нужно будет заплатить.

Рекомендуется заранее проинформировать родителей как об этих правилах, так и об ответственности сторон при помощи специальной памятки, которую лучше вывесить в коридоре.

Уже в ходе первой беседы нужно выяснить, есть ли подозрение о каком-либо заболевании, при котором может оказаться необходимо – в дополнение к проводимой психотерапии – направление (часто немедленное) к соответствующему врачу-специалисту.

Возможно, для уточнения психологического диагноза нужно будет принять ребенка как можно скорее вне очереди.

Следует также спросить, хотели бы родители встретиться для обсуждения имеющихся в их семье проблем с соответствующим консультантом, причем можно предложить выбрать, к какому специалисту обратиться: к более молодому или к более старому, к мужчине или к женщине.

Если родители это хотят и могут, то следует договориться об удобном времени для консультации. Нужно расспросить также о других проведенных ранее медицинских и психологических обследованиях и попросить принести соответствующие документы или выписки из карты ребенка.

Иногда один из родителей хочет получить консультацию один или в тайне от членов семьи. Это бывает чаще уже позднее, по мере проведения с ребенком психотерапии.

Необходимо с вниманием отнестись к такому желанию и психологически корректно на него ответить.

В таких случаях важно обсудить, может ли психотерапевт при необходимости звонить по телефону и присылать почтовые отправления на домашний адрес или “выходить” на психотерапевта будет, как и прежде, сам ищущий психологической помощи родитель.

2. Общая воспитательно-консультативная беседа

Сегодня многие родители уже знают, что различные нарушения в развитии их детей вызваны ошибками в воспитании. Некоторые родители не уверены, правильно ли они воспитывают детей, и приходят к психологу для профилактики. При этом о существовании каких бы то ни было серьезных проблем они не заявляют.

Таким образом уже на первой встрече часто становится ясно, что не имеет смысла проводить занимающий много времени сбор анамнеза или другие диагностические обследования ребенка. Вместо этого в большинстве случаев бывает достаточно провести одну или несколько воспитательно-консультативных бесед.

При этом речь, прежде всего, идет о тех вопросах, которые возникают у родителей в связи с воспитанием ребенка.

Иногда психолог дает некоторые практические рекомендации (например, о планировании распорядка дня в семье), помогает организовать дополнительные занятия с ребенком в школе или рекомендует родителям записаться на специальные курсы для родителей.

3. Сбор анамнеза

За психологической помощью обращаются в основном люди, у которых есть для этого серьезные основания. Чтобы правильно работать с обычными для таких случаев тяжелыми проблемами, нужен специалист, обладающий высокой квалификацией, так как сбор анамнеза и проведение консультаций с родителями значительно отличаются от обычной психологической работы со взрослыми пациентами.

Родители нередко переносят на своих детей как собственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы, словно нагружая их своеобразным “приданым” на всю последующую жизнь. Родителям кажется, что дети добьются тех целей, которых не добились они.

Поэтому нередко за просьбой родителей разобраться в проблемах ребенка стоит подлинная – часто не до конца осознаваемая – потребность получить консультацию по поводу своих проблем.

Однако в действительности складывается впечатление, что родители стремятся только передать детей психотерапевту, чтобы тот их “исправил”, а им самим разговаривать с ним не о чем.

В отличие от “обычного” консультирования взрослых в центре внимания при консультировании родителей всегда находится развитие ребенка.

Это означает, что родителям самим нужна психологическая помощь, чтобы синхронно с развитием ребенка они могли также параллельно развиваться и сами.

Например, маме необходима поддержка, чтобы из “матери маленького ребенка” она смогла развиться в “мать ребенка школьного возраста”.

Особенно важно при консультировании родителей обращать внимание на чувство ревности, которое иногда возникает у них к психотерапевту.

В то же время на такой основе не следует строить отношения между родителями и психотерапевтом, потому что это пагубно скажется на его взаимоотношениях с ребенком.

Тем самым перед нами встает очень важный вопрос: должен ли один и тот же психотерапевт консультировать родителей и работать с ребенком? Возможны оба варианта. И то и другое имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

При этом необходимо учитывать не только теоретические соображения, но и особенности собственной личности и своего предшествующего опыта. Так как собственные установки психотерапевта определяются независимо от теоретических знаний также и его предшествующим субъективным опытом, мне хотелось бы вначале рассказать о том, что я делаю в таких ситуациях.

В большинстве случаев я не только провожу психотерапию с ребенком, но и одновременно приглашаю для консультаций родителей. Наилучших результатов я добиваюсь (это видно, когда я потом анализирую свою работу), если родители приходят на консультации все же не слишком часто.

Так, практически на протяжении всего времени моей работы я еженедельно веду группы для матерей, куда по возможности приходят матери, дети которых проходят у меня индивидуальную психотерапию.

Когда спустя уже достаточно долгое время я сравниваю развитие детей, проходивших у меня психотерапию, я прихожу к выводу, что меня больше радуют результаты психотерапевтической работы с детьми, с матерями (или с родителями) которых я встречался только с большими промежутками времени.

При этом матери были и по большей мере до сих пор остаются мне благодарны за ту поддержку, которую они получали от меня во время этих встреч. Однако в развитии детей, которые параллельно с этим проходили у меня психотерапию, не вижу тех позитивных результатов, которых я ожидал.

В целом я не могу отметить столь позитивного развития у детей, матерям которых было настолько плохо, что они искали более частых встреч (например, одна консультация в две недели), по сравнению с другими детьми, с матерями которых я проводил консультации реже. Это не результат анализа лишь отдельных случаев. К этим выводам я пришел на основании обобщения всего опыта моей работы как психотерапевта и консультанта.

Источник: https://mirznanii.com/a/197642/kak-provodit-besedu-s-roditelyami-detey-kotorye-dolzhny-prokhodit-psikhoterapiyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.