Как проявляется самостоятельность ребенка в 2 года?

Содержание

Развитие ребенка 2 лет

Как проявляется самостоятельность ребенка в 2 года?

Физическое развитие ребенка 2 лет

Интеллектуальное развитие детей в 2 года

Развитие памяти ребенка 2 лет

Развитие самостоятельности у ребенка двух лет

Наказания для детей 2 лет

Развитие речи ребенка 2 лет

Как развивать у ребенка 2 лет мышление

Игры с 2-летним ребенком

На втором году жизни продолжается интенсивное развитие ребенка, хотя и несколько более медленными темпами, чем на первом году жизни. Малыш дольше бодрствует, очень подвижен, без умолку лепечет, радуется общению со взрослыми. И самое время задаться вопросом о том, как развивать ребенка в 2 года.

Физическое развитие ребенка 2 лет

Умения ребенка в 2 года расширяются стремительными темпами. Совершенствуется ходьба ребенка и другие двигательные действия. Малыш все более ловок и координирован в своих действиях с мячом, кубиком, вкладными игрушками. Ему нравится подражать взрослым.

Среди игрушек детей 2 лет жизни непременно должны быть мячи, матрешки, кубики разного размера, доски с вкладышами различной геометрической формы.

Малышу постоянно нужно показывать, как действовать с теми или иными предметами: пирамидкой, совочком, ведёрком и т.д. В противном случае у него надолго могут сохраниться примитивные однообразные действия: ребенок может долго перекладывать игрушки из одной руки в другую, катать машинку, брать игрушки в рот и т.д.

Чаще показывайте малышу, какие действия можно производить с имеющимися у него игрушками.

Интеллектуальное развитие детей в 2 года

Учите ребенка различать и сравнивать предметы по их признаку: цвету, размеру, форме. Вскоре по образцу, а потом и просто по слову ваш малыш сможет из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую, из двух-трех кубиков показать кубик требуемого цвета.

Развитие памяти ребенка 2 лет

Развивается память ребенка. Он вспоминает о предметах и действиях с ними, совершенных ранее. Например, увидев чашку с отколотой ручкой, может вспомнить и сказать, кто ее разбил. Позже воспоминания малыша возникают уже и по слову. Например, на призыв пойти гулять, ребенок может начать искать одежду для прогулок или пойти к двери.

Развитие самостоятельности у ребенка двух лет

Развитие ребенка к 2 годам предполагает формирование у него некоторых бытовых навыков. Приучайте его к самостоятельности, не следует делать за него то, что он может сделать сам: снять колготки, убрать свои игрушки, умыться.

Уже сейчас необходимо воспитывать любовь к порядку и аккуратности. Правда, необходимо помнить, что ребёнок подражает взрослым, поэтому если в вас нет стремления к порядку и дисциплине, то трудно будет воспитать эти качества у малыша.

Еще раз проверьте свои комнаты, уберите все, что может навредить малышу. Не стоит целыми днями не спускать глаз с малыша, постоянно останавливая: «Не трогай, не бери, не ходи…» – это приведет к нервозности малыша, а ваша жизнь превратится в ад.

Наказания для детей 2 лет

Ребенка этого возраста по-прежнему легко переключить с одного вида деятельности на другой, например, показав ему собачку – и вот он уже забыл, чем так увлеченно занимался до этого. Но иногда уже можно наказывать малыша, если он нарушил ваш запрет. Только наказание должно следовать сразу же после того, как малыш провинился.

Не упускайте времени, если хотите, чтобы ваш малыш слушался вас, со временем это будет сделать все труднее.

Развитие речи ребенка 2 лет

Второй год жизни – сенситивный (наиболее значимый) период для развития речи. Если до полутора лет малыш только познает функцию, значение речи, то к двум годам он уже активно пополняет свой словарный запас.

В присутствии незнакомых людей ребенок этого возраста, как правило, молчит, будто ощущая, что понять его может только мама. Мама знает, что «ка» – это машинка, «зи-зи» – муха и т.д. Но после полутора лет родители должны стимулировать малыша к произношению слова целиком, точному выражению желаний.

Догадливость и понимание ребенка с полуслова тормозят развитие его речи.

Словарный запас малыша к концу второго года жизни возрастает до 300 слов. В нем появляются не только названия предметов, но и их признаки, далее появляется и фразовая речь. Своевременное и качественное развитие речевых возможностей ребенка сильно влияет на его интеллектуальное развитие, развитие мыслительных функций.

Как развивать у ребенка 2 лет мышление

Мышление в этом возрасте развивается в процессе предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер.

Ребенок учится действовать с предметами и благодаря этому знакомится с их скрытыми свойствами. Только в процессе выполнения действий с предметами формируются мыслительные процессы.

Ребенок учится соотносить предмет с действием (лопаткой копает песок, снег, ведёрком набирает воду и т.д.).

Игры с 2-летним ребенком

Игровая деятельность ребенка 2 лет значительно обогащается. Развивается подражательная игра. Ребенок начинает «читать» книги, «причесываться», «наряжаться» и т. д. Появляется интерес к действиям других детей и при некотором руководстве взрослых возможно взаимодействие детей этого возраста. Но потребность в общении со взрослым по-прежнему велика.

Активность и развитие ребенка напрямую зависят от того как часто с ним общаются и играют взрослые.

Чем заняться дома с ребенком? Игры для детей 1,5 – 2,5 лет

Зная, как развивать ребенка в 2 года, родители могут добиться потрясающих результатов. Но не следует перебарщивать и добиваться от ребенка выполнения заданий силой. Развивая насильно, можно добиться лишь отвращения к обучению.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/82-razvitie-rebenka-2-let.html

Психология и воспитание ребенка 2–3 года — советы родителям

Как проявляется самостоятельность ребенка в 2 года?

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности.

Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте.

Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния.

Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость.

Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками.

Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей.

Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст).

Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака.

В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры.

Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации.

Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка.

Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию.

Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/psihologiya-i-vospitanie-rebenka-2-3-goda-sovety-roditelyam/

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Как проявляется самостоятельность ребенка в 2 года?

Родители начинают задумываться о воспитании самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс.

На самом деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы жизни.

О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.

Ключевые составляющие детской самостоятельности

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых составляющих:

  • инициативность
  • целеустремленность
  • самоконтроль

Именно в такой последовательности должна формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в школу.

Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2 года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол.

Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и их инициатива не несет никакого положительного результата.

Только когда ребенок начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.

Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы выполняете те или иные действия.

Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь развитию целеустремленности — умения сосредоточиться на выполнении задачи до достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и наказывать его не стоит.

Похвалите его за настойчивость и целеустремленность и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и кроху.

Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда — ошибся. Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости наказания со стороны родителей.

Именно это умение является завершающим на первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника.

Со временем ему придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему независимым человеком.

Этапы развития самостоятельности дошколят

Первые признаки самостоятельности проявляются у детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет, независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.

С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.

В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте, чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.

При всем желании мамы проводить со своим чадом как можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.

Советы по воспитанию самостоятельности малыша

Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за тем, как родители выполняют какое-то дело.

Затем работа выполняется совместными усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но под неусыпным контролем взрослых.

Завершающая стадия позволяет малышу самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.

Для освоения и закрепления навыков обязательно выполнение трех условий.

  1. ребенок должен проявить инициативу и захотеть выполнить работу самостоятельно.
  2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха сможет преодолеть.
  3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
  • Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог смело демонстрировать свои достижения.

В такой перечень можно со временем добавлять мелкие хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не противился своим обязанностям, став постарше.

  • Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае ребенку предоставляется две альтернативы.

Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а в качестве пункта назначения прогулки — детскую площадку или парк. Возможность делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать свои решения.

  • В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить ему понять последствия своих поступков.

Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское желание пробовать делать что-либо своими силами.

  • Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности песня про необитаемый остров.

Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.

  • Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему ложиться и вставать по организованному вами режиму.
  • Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами творчества.
  • Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
  • Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы, необходимые для наведения красоты.
  • Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
  • Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не соответствуют сезону, тогда малыш не попытается одеть футболку зимой, а свитер — летом.
  • Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам складывал в нее вещи по мере загрязнения.

Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.

  • Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до крана, мыла, зубной щетки и пасты.
  • Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легко доступны.
  • На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха будет самостоятельно сервировать стол.
  • Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
  • Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и привлекайте его к приготовлению любимых блюд.

Ошибки родителей: инфантильность и синдром беспомощности

Две самых грубых ошибки родителей при воспитании самостоятельной личности — это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.

В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором — развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти независимой и самодостаточной личностью.

Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно знакомые действия, он постепенно теряет инициативность.

Жажда независимости ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не может занять себя самостоятельно.

При попустительстве со стороны взрослых такой ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него придется делать маме.

Другая сторона медали — это полное отсутствие поддержки со стороны родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни малейшего интереса.

Об этих двух ошибках рассказывает Людмила Петрановская на вебинаре “Точка кипения. Конфликты в семье”, “Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста”

Вырастить ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.

Получите простые и понятные рекомендации по воспитанию здорового и счастливого человека прям сейчас! Запись вебинара «Цикл он-лайн лекций “Сбой связи. Травмы привязанности. Причины. Выходы.”»

Источник: https://viline.tv/deti/article/razvitie-samostoatelnosti-u-detej-doskolnogo-vozrasta

Возраст от года до двух – очень интересный и важный в развитии малыша. Именно в этот период взросления кроха обучается первым самостоятельным навыкам и пробует проявлять независимость от родителей. Что ждать взрослым от ребенка в это время и как правильно реагировать на все чаще звучащее «я сам!»? Разберем подробно.

Базовые потребности ребенка в возрасте от 1 до 2 лет

Дабы лучше понимать границы возможностей самостоятельных действий малыша, важно вспомнить те базовые потребности, которые необходимы крохе в рассматриваемом нами возрастном промежутке.

Итак, в плане физиологических потребностей – все ясно, они с рождения неизменны: крохе необходимо есть, пить, высыпаться – в общем, физически ощущать комфорт.

А вот психологические потребности несколько изменились, точнее их стало больше: теперь помимо ощущений безопасности и эмоционально-близкого общения со значимыми взрослыми у ребенка выражено проявляется потребность в изучении окружающего мира. Что характерно – самостоятельного изучения.

Этап, когда вы стремились показать и рассказать малышу все самое интересное («Смотри, какой красивый цветочек, называется – ро-за», «А давай ножкой толкнем этот зеленый мячик!» и т.д.) практически остался позади, теперь ребенок сам активно включается в изучение окружающего.

Нет, конечно, вы по-прежнему остаетесь для крохи главным проводником в мир новых знаний, но теперь инициативу познать что-то необычное ребенок будет стремиться взять на себя.

То есть отныне все чаще наследник будет бить по мячу без вашего приглашения к действию и сам притащит вам на ознакомление роскошный цветок с ближайшей клумбы.

Напомним, потребность в безопасности и общении с вами никуда не делись, так что поддерживайте кроху в его исследованиях, поощряйте инициативу, будьте рядом и ограничивайте независимость лишь в случае острой необходимости («Молодец, что ты шагаешь по дороге сам, но выходить на проезжую часть без мамы нельзя»). Важно понимать, что самостоятельность – неизбежный этап развития малыша. И насколько легко ребенок его пройдет, не в последнюю очередь зависит именно от взрослых. Продолжайте учиться говорить правильно слово “нельзя!”крохе. 

Что самостоятельно умеет делать ребенок 1-2 лет?

Безусловно, все детки разные, развиваются индивидуально, так что безапелляционно требовать выполнения всех ниже перечисленных пунктов от вашего крохи не стоит.

Давайте сразу оговорим: приведенный список относится к «среднестатистическому ребенку» (а не конкретным Ванечке, Никите, Сонечке), который, согласно наблюдениям педиатров, психологов и неврологов в возрасте от 1 года до 2 лет может делать следующее:

  • Самостоятельно передвигаться по квартире и определять интересные объекты для исследования. О, это чудное время многократного складывания мамой самых разных вещей, которые кроха вынимает из шкафов, ящиков, комодов, снимает с доступных его росту полок!
  • Проявлять первые навыки самоорганизации. Ребеночек уже понимает значение фразы «немного подождать» и может ненадолго занять себя сам.
  • Проявлять волю посредством «хочу» – «не хочу». И это тоже свидетельствует о развивающейся в нем самостоятельности. Да, не всегда в удобной для других членов семьи форме: «Все хотят спать, а я не хочу, я хочу играть». Как нивелировать подобные демарши – тема отдельной статьи, но сам факт того, что кроха заявляет о собственных интересах – это хорошо.
  • Приобретать опыт первых видов самостоятельной деятельности «как взрослый». Под вашим руководством ребенок может собрать игрушки, принести ту или иную вещь по просьбе мамы.

А еще малыш вовсю подражает старшим: стремится помочь разобрать пакеты из магазина, хватает веник и изображает подметание, берется за шланг пылесоса и пытается «убрать комнату». Что крайне важно сделать родителям в этот момент, так это не обрубить инициативу на корню.

Понятно, что маленький человек еще весьма неловок – купленный пакет муки может быть развеян по кухне, а веник превращается в палку, сбивающей дорогие сердцу мамы вазы.

Но не спешите ругать помощника! В конце концов, муку вы могли предусмотрительно вынуть из пакета сами, а ребенку следовало бы доверить нести хлеб. Да и вазы в доме, где растет малыш, логичнее убирать в труднодоступные места.

Лучше терпеливо объясните и покажите, как правильно выполнять то или иное действие, похвалите кроху за стремление облегчить ваши хозяйственные хлопоты.

Отличным дополнением к развитию самостоятельности для крохи будут новые развивающие игрушки. Купите в Мамином Магазине:

Самостоятельные навыки, которым может начать обучаться ребенок в возрасте 1-2 года

А теперь несколько слов о навыках, которые в возрасте от 1 года до 2 лет стремятся привить ребенку многие родители – освоение горшка, сон в своей комнате, самостоятельная игра с игрушками, владение столовыми приборами.

Безусловно, все это нужные и важные навыки, предмет гордости любящих родителей («А наш-то уже сам ложкой ест!»). Однако подчеркнем, что все они относятся к категории «ребенок может начать им обучаться».

А ведь может и не начать! Расстраиваться по этому поводу не стоит, равно как и поглядывать на сверстников крохи, которые этими навыками уже овладели.

Поверьте, у вас все впереди, оглянуться не успеете, как малыш не то, что на горшок сам пойдет – побежит подавать заявление в ЗАГС (шутим, конечно, до женитьбы еще далеко). В общем, вы поняли: не паникуйте, не сравнивайте вашего ребенка с кем-либо и радуйтесь пока другим его достижениям.

Тем более, если хорошенечко проанализировать, ваш малыш уже, наверняка, делает маленькие, возможно не очевидные на первый взгляд, успехи и в столь ожидаемых вами навыках. Например:

Да, ребенок может и ходит в подгузниках, но промежутки между мочеиспусканиями становятся все реже, а свои «большие дела» малыш совершает примерно в одно и то же время.

Все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка взрослеет, подготавливает тело к самоконтролю.

А еще, если, конечно, вы купили горшок и держите его на видном месте, малыш уже хорошо знает этот предмет и даже пробует иногда присаживаться на него прямо в трусиках.

Если вы с самого рождения крохи укладывали его спать вместе с вами, то, конечно, одномоментного и спокойного переезда в отдельную комнату не ждите. Начните с укладывания малыша спать отдельно на время дневного сна. Ну и следите за тем, как малыш спит ночью. Если крепко и без пробуждений, то и на ночь он скоро сможет ложиться без вас.

Конечно, «переезд» не означает отмены привычных ритуалов: теплой вечерней ванны, доброй сказки перед сном, маминой колыбельной.

Продолжайте делать все, что и раньше, возможно, добавьте новую стимулирующую традицию – вместе расстилайте постельку малыша, говорите о том, насколько она удобная, как уютно в его комнате, включайте красивый ночник.

  • Самостоятельная игра с игрушками.

Даже если вам кажется, что малыш без вас совсем-совсем не играет, это не так.

Вспомните, стоит вам отлучиться буквально на мгновение, в комнате обязательно что-то происходит: теряется пульт, рвется газета, открываются ящики, разбирается на мелкие запчасти все, что можно разобрать.

Вы полагаете, ребенок шалит? Нет! Он играет! Причем, согласно его возрасту, то есть исследуя окружающий мир. А как иначе его познавать, если не щупать, не заглядывать внутрь, не испытывать на прочность?

Важно понять, что ребеночек еще мал для игр в традиционном представлении взрослых, но вы можете его научить играть, учитывая его потребность к самостоятельности и стремление подражать старшим.

Научите его кормить плюшевого мишку или укладывать спать куколку.

В этих процессах малыш ежедневно участвует лично, так что возможность самому, «как взрослый» кого-то накормить или убаюкать воспримет с радостью!

Заметить, что ребенок совсем скоро начнет есть самостоятельно, несложно. Во-первых, кухня после кормления остается все более чистой. Значительно аккуратнее выглядит и сам кроха. А во-вторых, малыш тянется взять ложку, зажимает ее в кулачке, плюхает ее в суп, ковыряет ею кашу.

Так ребенок осваивает новый для себя предмет и его назначение. Следующий этап – попытка донести ложку ко рту. Потом с ложкой во рту нужно немного посидеть, так сказать, попривыкнуть к ощущению. Затем попробовать донести в ложке ко рту еды.

Наберитесь терпения: однажды из 10 ложек за обедом 6 сделает сам малыш, а в один прекрасный день он опустошит тарелочку и вовсе без вашей помощи.

У каждого малыша должна быть возможность развивать свои самостоятельные навыки с удобными, практичными и качественными предметами для маленького человечка. В Мамином Магазине можно выбрать и купить:

Конечно, радоваться! Чадо взрослеет, этот процесс неизбежен, и замечательно, что развитие ребенка происходит правильно – проявление самостоятельности тому свидетельство.

Если же говорить о ежедневных реакциях взрослых на поступки малыша, крайне важно постараться избежать двух крайностей: гиперопеки и отстраненности.

Чрезмерная опека или гиперопека в будущем может аукнуться подросшему ребенку не самыми лучшими вещами – инфантилизмом, страхом перед трудностями. Да, опекайте малыша, ограждайте его от очевидно опасных для здоровья и жизни ситуаций, но не запрещайте знакомство с миром в целом.

То есть, исследовать мамину заколку для волос или папину газету вполне можно самому – садись и разбирайся. А вот о розетке и ее устройстве лучше узнать на словах – совать в нее пальчики нельзя.

Позволяйте крохе самостоятельно решать посильные для его возраста задачи, хвалите за успехи, подбадривайте в случае неудачи и помогайте ставить новые цели.

Что такое отстраненность родителей? Для начала, она вовсе не означает, что ребенок не любим.

Однако либо под воздействием обстоятельств (взрослые много и тяжело работают), либо, исходя из личных убеждений («Меня растили так, и смотрите – вырос благополучно, добился кое-чего в жизни»), родители уделяют малышу минимальное количество времени.

С одной стороны, отстраненность старших, действительно, быстро учит ребенка самостоятельности: условно, сам ложку не возьмешь – никто с тобой возиться-кормить не будет. Но, увы, такое взросление вряд ли можно назвать счастливым…

Нужна золотая середина: поддерживайте ребенка, но не ограничивайте без нужды, поощряйте самостоятельность, но не превращайте ее в условие выживания. В общем, действуйте без перегибов, цените новый этап в жизни малыша, любите кроху, и, уверены, у вас все получится!

Мы гарантируем приятное обслуживание и радость от покупок. 

Благодарим за подготовку материала Антонину Гриценко.

Источник: https://mammyclub.com/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F/%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

Воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года

Как проявляется самостоятельность ребенка в 2 года?

«Я сам! Не хочу! Не буду!»… Слыша эти слова от трёхлетнего малыша, многие родители приходят в замешательство, не зная, как правильно себя вести. Позволить крохе делать всё, что он хочет? Или подобное поведение у детей означает, что пора приступать к «серьёзному» воспитанию и доставать ремень?

Нужно понимать, «кризис трёх лет» – неизбежный этап в жизни любого ребёнка. Именно в это время он начинает осознавать себя полноценной личностью, стремиться к самостоятельности. А поэтому задача любящих родителей – не погасить искру инициативы, не забить детский энтузиазм и уже тем более не прибегать к телесным наказаниям.

Как проявляется «кризис трёх лет»?

Часто даже самые спокойные детишки в этот период начинают вести себя агрессивно, закатывают истерики, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Если раньше карапуз спокойно давал себя кормить и одевать, то теперь всё пытается делать самостоятельно.

Трёхлетний малыш часто подходит к зеркалу, подолгу рассматривает себя в отражении и на фотографиях. Такое изучение – осознание себя полноценной и самостоятельной личностью. Любое вторжение в планы ребёнка вызывает отрицание.

А фразу «я сам!» родители слышат на протяжении всего дня.

Как помочь малышу справиться с взрослением?

Излишняя опека может лишь усугубить ситуацию. Если постоянно осаживать малыша, подавлять самостоятельность, он замкнётся в себе, перестанет проявлять инициативу, и, возможно, вырастит в инфантильного взрослого. Да-да, как раз сейчас очень важный этап формирования психики маленького человечка, и родителям крайне важно не сплоховать.

Так как правильно организовать воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года?

  1. Не подавляйте инициативу.

Любая инициатива малыша к самостоятельным действиям должна поощряться. Когда любимое чадо пытается натянуть носок на ножку, не нужно ему мешать. Даже если ничего не получается с первого раза, тактично помогите карапузу справиться с непосильной задачей, а не делайте всё за него – вы же не хотите опекать до его старости? Ваша задача как родителя воспитать самостоятельность у ребёнка.

Когда малыш пытается что-то сделать, важно хвалить его. «Какой ты у меня молодец!», «ты такой большой, мой помощник!», «как хорошо ты подмёл пол! Теперь дома чисто!» – подобные фразы мотивируют на новые поступки, повышают самооценку, формируют доверительные отношения.

Не нужно торопить малютку, когда он в очередной раз пытается неуклюже засунуть руку в рукав куртки. И уж тем более делать за него то, что он может сделать сам. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок учился? Возможно медленно, но он сам наденет куртку, пусть это будет его очередной победой, а вы немного поможете ему в этом.

Часто конфликт возникает из-за авторитарности родителей, которые не дают своему чаду выбрать тот вариант, который нравится больше именно ему. Пусть он сам решит, какая шапка красивее, решит, где сегодня лучше погулять: во дворе или в парке.

Даже пускай даст совет, яблоки какого цвета купить в магазине: красные или жёлтые? Предлагайте вашему сыну или дочери принимать решения в тех вопросах, где это возможно.

В семье, где уважают мнение каждого члена, растут счастливые самодостаточные дети.

Трёхлетнему ребёнку кажется, что для него нет непосильных задач. Но желание помыть посуду иногда оборачивается разбитой чашкой, а рисунок для мамы предательски отпечатывается на светлой скатерти.

Такие ситуации – не повод ругать малыша, а разбитая чашка – небольшая цена за обучение крохи новым навыкам, ведь он сделал это не нарочно. Лучше подбодрить его словами: «ничего, с каждым может случиться.

Просто в следующий раз будь аккуратнее».

Когда все способы испробованы, а ребёнок не соглашается убрать игрушки или выполнить другие действия, можно перевести всё в игру. «Давай поможем зайчику поставить машины в гараж» или «вместе с мишуткой соберём всех кукол», – и малыш уже занят полезным делом.

Для того чтобы малыш активно развивался, научился осознавать мир и себя в нём, стал самодостаточной личностью, родителям необходимо много трудиться, и в первую очередь над собой. Для этого нужно:

  • Быть честными и открытыми со своим ребёнком.
  • Объяснять каждый свой шаг.
  • Строить отношения на доверии.
  • Помнить, что дети берут пример со взрослых.
  • Придерживаться последовательности в принятии решений.
  • Искать компромиссы в любых сложных ситуациях.
  • Стать другом для своего ребёнка.

При должном внимании воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года пройдёт без особых эксцессов. Главное, чтобы родители нашли «золотую середину», которая поможет их маленькому сыну или дочери поверить в себя, и со временем стать по-настоящему успешной личностью.

Источник: https://bestkroha.ru/3-goda-rebenku/241-vospitanie-samostoyatelnosti-u-rebenka-v-3-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.