Как развить у ребенка метапознание

Содержание

Метапознание в педагогике

Как развить у ребенка метапознание

Как добиться, чтобы обучающиеся получили более глубокое понимание того, как они думают, чувствуют и действуют, и чтобы при этом достигли успехов в обучении? С древности философы были заинтригованы тем, как люди развивают самосознание – способность изучать процесс своего мышления и окружающего мира. Сегодня исследования показывают, что самосознание тесно связано с метакогнитивными процессами мозга.

Метапознание (метакогнитивные процессы) – это способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание. Это навык высшего уровня,  признак высокоразвитой личности. Метапознание может принимать различные формы; оно в том числе включает знания о том, когда и как использовать определенные стратегии для обучения или решения проблем.

Три составляющие метапознания:

  • Знание: это то, что люди знают о себе и своем мышлении.
  • Регуляция: это регулирование познания, чтобы помочь себе контролировать свое обучение.
  • Опыт: это тот опыт, который имеет отношение к текущим когнитивным усилиям.

Словом, если человек овладевает метапознанием хотя бы на среднем уровне, он начинает осознавать свои ошибки (в том числе в мышлении), понимать, что нужно воспользоваться другой стратегией. А значит, он учится намного быстрее и эффективнее.

Метапознание позволяет людям брать на себя ответственность за свое обучение. Это включает в себя осознание того, как они учатся, оценку их потребностей в обучении, разработку стратегий для удовлетворения этих потребностей, а затем их реализацию.

Как можно использовать навык метапознания?

Успешные ученики обычно используют метакогнитивные стратегии. Вот некоторые из них:

  1. Знать пределы своей памяти для конкретной задачи и при этом создавать механизмы внешней поддержки (записи, напоминания).
  2. Наблюдать за своей стратегией обучения, а затем менять ее, если она окажется неэффективной.
  3. Осознавать, понимаете ли вы то, что только что прочитали. А затем изменить подход, если предыдущий оказался неудачным.
  4. Не читать основную массу информации, предварительно анализировать подзаголовки и ключевые слова.
  5. Регулярно тренировать осваиваемый навык.
  6. Периодически проверять себя при помощи тестов.

Стратегии метапознания в педагогике

Каждый педагог должен не только обладать метапознаниями, но и учить этому своих студентов и учеников. Это поможет им достичь больших успехов.

1

Один из способов помочь студентам контролировать и понимать собственное мышление – это использование личных дневников. Для начала пусть ведут их прямо во время уроков. Они должны подумать о том, как выучили то, что выучили. Или как узнали то, что узнали. Примеры вопросов:

  • Что было самым легким для меня на этой неделе? Почему?
  • Что было самым сложным в процессе обучения на этой неделе? Почему?
  • Какие стратегии обучения хорошо сработали?
  • Какие стратегии не сработали? Что я выберу на следующий раз?
  • Какие привычки в обучении работают лучше всего?
  • Какую привычку я буду развивать на следующей неделе?

2

  • Перед лекцией дайте обучающимся несколько советов о том, как активно слушать.
  • Во время лекции попросите учеников записать три ключевые идеи, которые они считают самыми важными в вашей речи.
  • В конце лекции скажите о том, какие идеи сами считаете ключевыми и расспросите их, почему они согласны или не согласны с вами.

3

Сложно найти более эффективный способ, чем задавание вопросов, когда речь идет о метапознании. Это позволяет ученикам задуматься о процессе своего мышления.

Причем вопросы ученики должны задавать себе сами, а вы – лишь предоставить им их.

  • Что я уже знаю об этой теме?
  • Как я могу лучше подготовиться в следующий раз?
  • Где я должен сидеть, чтобы лучше воспринять информацию преподавателя?
  • Какие у меня есть вопросы по теме, о которой я хочу узнать больше?
  • Какие озарения у меня сегодня случались во время урока? Что вызвало замешательство? Почему?
  • Какие вопросы у меня возникают во время урока? Я их записываю?
  • Я считаю эту тему интересной? Почему да? Почему нет? Я могу сделать ее для себя более интересной?
  • Могу ли я отделить важную информацию от не важной? Как я это делаю?
  • Что я сегодня услышал из того, что противоречит моему предыдущему пониманию?
  • Какие идеи из этого урока я могу применить в своей жизни?
  • Что мне нужно сделать прямо сейчас, чтобы путаница в голове исчезла?
  • Что для меня самое сложное в этой задаче?
  • Что я могу сделать иначе, чтобы учиться эффективнее?
  • Что я буду помнить через 5 лет об этом уроке или курсе?

4

Научите учеников мыслить вслух при выполнении сложной задачи.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Вы можете затем указать на ошибки в мышлении, а другие ученики используют эти советы. Это полезная стратегия, потому что помогает понять:

  • Как последовательно мыслить.
  • В каких случаях неэффективно последовательно мыслить.

Если вы, как педагог, справитесь с этой сложной задачей и донесете до своих учеников важность метапознания, то можете быть уверены, что в дальнейшем многие задачи они смогут решать самостоятельно. А если не смогут, то хотя бы окажутся в состоянии сказать о том, что именно не понимают.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5/

Манифест метапознания: полный русский перевод канонического текста

Как развить у ребенка метапознание

От редактора

В 1976 году Джон Флейвел (Jоhn Flavеll) ввел термин «метапознание» (mеtacоgnitiоn) — способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью.

Этот термин также обозначает особенную форму образования, в процессе которого ученик не усваивает лишь сухие цифры и факты, а целостно развивается как личность в течение всего образовательного процесса.

Здесь мы представляем вам русский перевод канонического текста «Правил Стратегии Обучения», разработанный специалистами американского университета Св. Томаса (Univеrsity оf St. Thоmas (UST), St. Рaul, Minnеsоta). Его сокращенная версия давно гуляет по Интернету без какого-либо указания на авторство.

Этой публикацией полного текста методики с указанием источника и авторов мы выражаем свою признательность ее создателям и надеемся, что эта работа перестанет значится в Рунете под заголовком «Автор Неизвестен».

Использование современного расширенного варианта методики метапознания в наших учебных программах позволяет нашим ученикам достигать исключительно высоких результатов в профессиональной и личной жизни.

Правила метапознания

Для наиболее эффективного использования памяти обучающийся должен активно выделять смысловую сторону того материала, который он изучает. Обучающийся должен не только пассивно кодировать поступающую информацию, но и активно искать сложные связи в материале и переструктурировать его.

2. Используй стратегии минимизирующие объем запоминаемого материала

Повторное воспроизведение только того материала, который нужно запомнить (без избыточных данных по каналу приема информации). Укрупнение единиц информации.

3. Изучай, изучай, изучай

Нет предела глубине изучения информации.

4. Избегай отвлечения на посторонние детали

Если в материале есть сообщения подробностей не относящиеся прямо к делу, то трудно определить, что является главным, а что второстепенным. Очень эффективно анализировать краткое содержание темы.

5. Отводи время для свободного воспроизведения

Если произошёл сбой при вспоминании, следует просмотреть ассоциативные связи, мысленно проанализировав, какие факты могли иметь отношение к искомому следу в памяти (Где я был(а)? Какой это был день недели? Кто мне это сказал? и т.д.)

6. Используй краткое содержание

Когда вы анализируете краткое содержание, думайте, что в нем отражено и что опущено. На основе этого анализа попытайтесь сформулировать вопросы, которые помогут вам при чтении текста.

7. Используй метод повторного цитирования (для самопроверки)

Повторно цитируйте как можно большее число фактов из того материала, который вы только что прочитали.

8. Делай перерывы в тренировке

Если 14 часов тренировки растянуть на неделю (7 дней по 2 часа), то овладение навыком будет более глубоким, чем 14 часов тренировки в один день. В один день рекомендуется 2 часа тратить на один предмет, следующие 2 часа на другой и т.д.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура профессионального опыта

9. Начинай обучение по частям

Интенсивно изучать и повторять на практике один или два составляющие навыка, после чего еще 1 или 2 составляющие. Это лучше, чем сначала теоретически изучать все методы, потом практиковаться, а уж затем переходить к смешанному способу научения.

10. Тщательно изучи составляющие навыка

Тщательно отработать основы (освоение простейших приемов) и только потом пытаться, например, писать сложные программы со многими функциями. Полезно возвращаться к основам навыка даже профессионалам.

11. Ищи хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык

Например, изучение программ, написанных хорошими программистами, для освоения методики и стиля программирования.

12. Ищи способы узнать результаты

Обратная связь должна обеспечивать обучающемуся немедленную информацию о результатах, пока еще свежи в памяти контекст и подход к решению данной задачи.

13. Концентрируй внимание на изучаемом материале

Избегайте помех процессам научения (радио, телевидение).

14. Расслабься и создай хорошее настроение

Поддерживайте хорошее настроение с помощью вызова представлений, имеющих положительную окраску.

Научение по текстам

По краткому содержанию и проверочным заданиям.

18. Обеспечь стратегию заучивания

В начале курса лучше потратить 2 дня на изучение различных методик запоминания (мнемонические приемы, способ SQ3R (подробнее см. в конце текста — ред.), методика составления сеток и т. д.)

Решение задач и овладение сложными навыками

Заблаговременное рассмотрение имеющихся противоречий может служить средством преодоления нежелания отыскивать и принимать к сведению те данные, которые противоречат рабочей гипотезе.

20. Определи структуру целей для данной задачи

Заблаговременное рассмотрение имеющихся противоречий может служить средством преодоления нежелания отыскивать и принимать к сведению те данные, которые противоречат рабочей гипотезе.

21. Сформируй последовательные приближения к достижению целей деятельности:

  • Преподаватель должен распознать и принять частично правильные решения.
  • На ранней стадии решения трудной задачи или при овладении навыком требуется помощь и советы обучающемуся, но по мере того, как он приобретает опыт, советов требуется все меньше и меньше.

22. Минимизируй нагрузку рабочей памяти

  • Использование стратегии решения задач, требующие минимального объема рабочей памяти.

Источник: http://www.elitarium.ru/metapoznanie-navyk-obuchenie-zadacha-reshenie-pamyat-cel-material-informaciya-trenirovka-sq3r-kontekst-rezultat-metodika/

Как развить таланты ребенка

Как развить у ребенка метапознание

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру.

Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу.

В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.
  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-razvit-talanty-rebenka/

Как развить способности у ребенка?

Как развить у ребенка метапознание

Вы, вероятно, задумывались о том, что помогает человеку стать настоящей личностью, какие увлечения и занятия в детстве впоследствии открывают способности вместе с необъятными горизонтами возможностей. Как развить способности у ребенка?

Сегодня  вам об этом расскажет женский сайт sympaty.net.

Почему нужно развивать способности у ребенка?

Ребенок начинает познавать мир. Шаг за шагом, звук за звуком, слово за словом. Он начинает задавать множество вопросов «зачем» и «почему», интересоваться всем, что его окружает.

И тут у родителей возникает вопрос: «Как развить способности у ребенка?». Вопрос очень важный, ведь способный ребенок – успешный человек в будущем с развитым творческим потенциалом.

И что же обычно делают родители для развития способностей у ребенка?

Ну конечно, чуть ли не с первых дней приобретают развивающие игрушки, устраивают в школы раннего развития, записывают во всевозможные кружки и секции. Иногда это дает положительный результат, но чаще всего у ребенка возникает апатия к занятиям, а родители устают и разочаровываются.

И все-таки, как развить способности у ребенка?

Бытует мнение, что способности даются ребенку Богом, то есть ребенок способным рождается.

Другая точка зрения гласит: «Гениями не рождаются – гениями становятся».

А истина, как всегда, посередине. Многое зависит и от того, что ребенок унаследовал от своих родителей, и от того, какие грани его натуры развивали после рождения.

Известно, что если ребенок здоров, то ему под силу овладеть любым ремеслом до среднего уровня. Но в наше время необходимы люди творческие, креативные и отнюдь не среднестатистические. Да и во все времена ценились способные, талантливые личности с неординарными взглядами и повадками.

Родители пытаются научить ребенка считать, читать, учат с ним  множество разных стишков и песенок еще с пеленок, но, к сожалению, совсем забывают о воображении, фантазии, творчестве.

Фантазия, умение творить – это не менее важные аспекты в развитии ребенка по сравнению с тем, о чем мы говорили выше. И чтобы ребенок вырос  творческой личностью с особым складом ума, непревзойденной логикой – стоит задуматься, как развить способности у ребенка, его таланты, его собственную гениальность в чем-то.

Способность творить – ключик к успеху во взрослой жизни, вот только развитием у ребенка именно творческих способностей стоит заниматься с раннего детства.

задача – обнаружить, какие именно задатки и способности к чему есть у вашего чада.

У каждого малыша есть возможность стать успешным, если родители вовремя смогут определить его способности и помогут реализовать их, воплощая в жизнь все самое безумное. Многие гении, кстати, были безумцами.

Как определить способности ребенка?

Внимательно присматривайтесь, к чему есть способности у ребенка, даже если он совсем еще кроха.

Загрузка…

Ваш малыш засыпает под красивую музыку, а услышав  фальшь в музыкальной композиции, начинает нервничать? Специалисты рекомендуют классические композиции Бетховена, Вивальди, Моцарта.

Замечено, что такая музыка успокаивает и способствует уникальному и быстрому развитию, даже в некоторых школах во время перемен включали такую музыку для детей.

У вашего малыша наверняка музыкальный слух, если ему нравится, если он внимательно вслушивается в то, что играет.

Маленькая дочурка любит рисовать и пачкать красками все вокруг? Скорее всего у нее есть способности к рисованию. Подарите ей набор для юного художника, фломастеры, карандаши, мелки на выбор — пусть проявит фантазию, а вы одобряйте и поддерживайте ребенка в этом направлении.

Придя домой, вы увидели крепость из подушек и сына с кастрюлей на голове, который вообразил себя рыцарем? Не ругайте его, он умеет видеть в простых вещах то, чего вы уже представить не сможете.

Не надо лишать его этой способности и стандартизировать под общество.

Пусть фантазирует и действует, не во вред вашему имуществу, конечно. Возможно, ваш ребенок – будущий актер, и если вы действительно замечаете склонность к этому, своевременно отдайте его в школу актерского мастерства.

Попробуйте направить способности ваших детей в мирное русло и придумайте, как развить способности у ребенка, не нанося ущерба окружающей среде и людям. Во взрослой жизни дети будут благодарны вам за то, что вы вовремя наставили их на нужный путь, помогли в нужное время открыть, развить и реализовать дар.

Главный вопрос: как развить способности у ребенка?

С чего начать открывать и развивать необычные способности у вашего ребенка? Попробуйте хоть на миг стать ребенком, посмотрите на мир его глазами, попробуйте увидеть рыцаря в мальчике с кастрюлей, сказочный замок в куче подушек и все вопросы решатся сами.

А если серьезно, то можно выделить несколько пунктов, которые помогут вам в этом непростом деле.

Разговаривайте со своим ребенком, вместе придумывайте сказки и смешные истории, играйте в рифму, когда один придумывает самое сложное слово, а другой — рифму к нему, что прекрасно развивает память и мыслительные способности, интеллект, смекалку. Старайтесь поддерживать  творческую инициативу малыша.

А главное, чем бы ни занимался ваш ребенок, создайте дома атмосферу любви и понимания, хвалите его за каждое достижение, ведь нет большего стимула к действию, чем похвала близкого человека.

Что полезно для развития малыша?

Игры и игрушки, которые развивают воображение и способности ребенка, слушание приятной музыки, поделки своими руками, рисование, чтение любимых сказок – все это будет положительно влиять на вашего ребенка и поможет ему развиваться.

Предложите ребенку несложные игры, которые заставят его думать.

  • Например, «плюсы-минусы» — предложите ребенку слово, а он пусть назовет его плюсы и минусы. К примеру, слово «электропечь»:  плюс — печет пироги, минус – горячая.
  • «А что здесь видишь ты?» — нарисуйте на двух листах по одинаковой фигурке, дайте один листик ребенку, второй оставьте себе. Предложите ребенку дорисовать, то, что он видит, а вы рисуйте ваш вариант, потом сравните. Например, нарисовали кружочек. Вы увидели в нем солнышко, а малыш –  цветок.
  • «А что если…» — попросите ребенка представить, что случится, если вдруг животные начнут разговаривать или кошки научатся летать.

Теперь вопрос: «Как развить способности у ребенка?» не стоит настолько остро и воспитание творческой личности не является невыполнимым заданием.

Главное, будьте терпимы к проявлениям интереса ребенка, отвечайте на все «почему» и «зачем», поддерживайте его и всегда находите слова похвалы. Ваш ребенок уникальный, он такой один, и вы увидите, что ваши совместные старания не окажутся напрасными.

Давайте подытожим все, о чем мы говорили в этой статье:

  • Ÿ Определите талант ребенка. Присмотритесь и определите, к чему именно есть склонность у вашего ребенка, его хобби и любимые занятия. Если ваш малыш еще не раскрылся, помогите ему, предлагая всевозможные варианты. Если ему что-то действительно придется по душе, вы это сразу поймете, что позволит двигаться в нужном русле и развивать именно эту область.
  • Ÿ Развивайте у ребенка память и интеллект. Как можно больше общайтесь с ребенком, читайте, учите стихи, играйте в интеллектуальные и развивающие игры, решайте ребусы и задачи.
  • Ÿ Социально адаптируйте малыша. Пусть ваш ребенок как можно больше общается с другими детьми. Это позволит выработать общительность и избежать замкнутости.
  • Ÿ Будьте примером. Дети, как правило, учатся у родителей. Поэтому будьте такими, какими вы хотите видеть ваших чад в будущем. Фундамент характера закладывается, как и дом, с самого начала, а именно с детских лет.
  • Ÿ Запишите ребенка в кружок, секцию, отдайте его на занятия танцами или каким-либо другим видом спорта, например, легкой атлетикой. Как только вы увидите, к чему есть способности у малыша, сразу же принимайтесь за их полноценное раскрытие и развитие личности.

——Автор – nastyafrau, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20130331/razvit-sposobnosti/

5 советов, которые помогут научить ребёнка нестандартно мыслить

Как развить у ребенка метапознание

Люди, умеющие творчески подойти к любой задаче и найти нестандартное решение, всегда двигали вперед науку, совершали открытия, создавали новые технологии. В современном мире это умение ценится ещё больше. Как развить у ребёнка способность нестандартно мыслить? Несколько советов от автора курса «Воспитание креативности в семье» на «Универсариуме» Анатолия Гина.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Помогите ребёнку установить связи в окружающем мире

Способность связывать между собой различную информацию называется синкретическим мышлением. В школе ребёнок изучает предметы по отдельности, без связи друг с другом и с окружающим миром.

Чтобы научить ребёнка видеть связи между предметами и явлениями, поиграйте с ним в игру.

Например, надуйте несколько воздушных шариков и спросите: «Что изменилось в комнате из-за того, что я надул шарики?» Когда версии закончатся, задайте следующий вопрос: «Из-за того, что я надул шарики, орёл сегодня съест на одну птичку больше.

Почему?» И попробуйте вместе с ребёнком найти как можно больше ответов. Ещё один каверзный вопрос для подобной игры: «Какая связь между авторучкой и Альфой Центавра?» Задавая ребёнку подобные загадки в соответствии с его возрастом, вы удивитесь тому, какие нетипичные решения он сможет придумать.

2. Используйте его природную любознательность

Обращайте внимание на самые обыденные предметы и явления окружающего мира, будь то растения, камни, дома, дождь и так далее. Помогите ребёнку увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Используйте развивающие фразы: «Ух ты! Это похоже на… Почему?», «Смотри, как удивительно!», «Это такое, потому что…» и так далее.

Всегда следуйте за интересом ребёнка, а когда интерес проявится — подхватывайте и поддерживайте с помощью новой информации и развивающих фраз.

3. Научите ребёнка замечать детали

Поиграйте с любым предметом: предложите ребёнку назвать как можно больше его свойств. Предмет может быть любой, например, кружка, тарелка, какая-нибудь игрушка. Хорошо играть в такие игры в компании нескольких детей и взрослых, это включает азарт и помогает находить все новые детали, мелочи, нюансы, не замеченные другими игроками.

Предложите ребёнку рассказать, что он видит на картине. Разумеется, сюжет картины должен соответствовать возрасту. Называя все новые и новые детали, ребёнок учится их замечать, понимать замысел художника, выражать свои мысли и объяснять те или иные явления, опираясь на интуицию и фантазию.

4. Решайте с ребёнком открытые задачи

Открытые задачи — это задачи, у которых всегда больше одного решения. Например, зачем ежу яблоки, которые он несёт на спине? Как Персею победить Медузу Горгону без зеркального щита? Как извлечь из реки твёрдые деревянные сваи, мешающие судоходству?

Упражняясь в решении открытых задач, дети учатся уходить от стереотипных решений, тренируют логику и стратегическое мышление, начинают видеть, какое решение наиболее легкое и менее затратное, а какое решение самое продуктивное.

Из таких детей вырастают специалисты, востребованные в любой сфере деятельности.

Кроме того, решение открытых задач готовит ребёнка к повседневной жизни, которая в каком-то смысле целиком состоит из таких задач и поисков ответов на них.

5. Создайте в семье среду для развития

Несмотря на то что современные дети всё больше времени проводят в детском саду и школе, семья по-прежнему остаётся главной питательной средой для развития интеллекта и креативности.

Создайте дома творческую атмосферу. Если вы не читаете книги и разговариваете только на бытовые темы, у ребёнка не будет примера для подражания и материала для развития. Читайте, рисуйте, играйте в настольные игры всей семьёй.

Пусть в доме будут картины, старинные предметы и произведения искусства. Обсуждайте прочитанные книги и фильмы, которые вы посмотрели вместе с ребёнком. Приглашайте в дом интересных людей из числа своих друзей и знакомых.

Пусть они расскажут, чем занимаются, ответят на вопросы ребёнка.

Занимайтесь ручным трудом и рукоделием и привлекайте к этому детей. В определённом возрасте умение обращаться с отцовскими инструментами или мамиными спицами — огромный стимул для развития интеллекта и креативности.

Планируйте свою жизнь и учите этому ребёнка. Три четверти жизненного успеха зависит от самоорганизации.

iStockphoto (KristinaKibler, petrenkod, Deklofenak, shironosov)

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

5 действенных советов, как не срываться на своих непослушных детей

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях

Источник: https://mel.fm/pedagogika/1609438-creative_brain

7 способов научить детей осознанности

Как развить у ребенка метапознание

Мы знаем, что осознанность полезна для нас. Это помогает нам при воспитании детей —  поступать разумно, а не поддаваться инстинктивной реакции.

Осознанность также полезна и для наших детей. Исследования показывают, что осознанность может помочь детям улучшить свои способности концентрации внимания, успокаиваться, когда они расстроены, и принимать более правильные решения.

Если коротко, это помогает регулировать эмоции и концентрироваться на развитии когнитивных навыков.

Не думаю, что нужно спрашивать, хотите ли Вы этого для своих детей?

Итак, с чего же начать? Как мы можем научить этим важным навыкам наших детей?

Потренируйтесь самостоятельно. Вам было бы трудно преподавать детям балет, если Вы сами никогда не танцевали. Чтобы по-настоящему научить своих детей осознанности, Вам нужно попрактиковаться самим.

Вы можете потихоньку начать с практики медитации, всего по 5-10 минут в день.

Найдите способы включить осознанность в свои ежедневные занятия. Не позволяйте этому шагу запугать Вас — у Вас, вероятно, уже выработано много осознанных привычек!

Будьте проще

Осознанность — довольно большое слово, чтобы маленькие дети так легко его поняли. Проще говоря, осознанность — это осознание. Это способность замечать наши мысли, чувства, телесные ощущения и все, что происходит вокруг нас и происходит прямо сейчас.

Проверьте свои ожидания

Ожидаете ли Вы, что осознанность устранит истерики? Успокоит Вашего непоседливого ребенка? Принесет в дом тишину? Если это так, Вы, скорее всего, будете разочарованы. Хотя ощущение тишины или спокойствия — это приятные побочные эффекты осознанности, они не являются конечной целью.

Цель обучения наших детей осознанности — дать им навыки, чтобы развить их осознание собственного внутреннего и внешнего опыта, научить определять, являются ли их мысли «справедливыми мыслями», понимать, как появляются эмоции, замечать, когда они теряют внимание и научить контролировать импульсы.

Это не панацея и это не поможет полностью избавиться от того, что является, честно говоря, нормальным детским поведением, вроде истерик и шума, нытья и споров…

Не делайте это через силу

Если Вашим детям не интересны Ваши уроки или занятия, не заставляйте их принимать в них участие. Привыкайте к тому, что Вы не всегда можете получить, что хотите.

1. Слушайте звуки

Легкий способ для детей практиковать осознанность — это сосредоточиться и прислушаться к посторонним звукам. Вы можете использовать поющую чашу, колокольчик или приложение телефона, в котором есть звуки. Скажите своим детям, что сейчас раздастся какой-то звук, и они должны внимательно слушать, пока звук не стихнет (издавайте звук от 30 секунд до минуты).

2. Тренировка дыхания с другом

Маленьким детям может быть сложно «следить за своим дыханием». В этом видео, Даниэл Голман описывает второй класс, который выполняет упражнение «дыхание с другом»: ученик берет мягкую игрушку, а затем ложится на спину и кладет игрушку себе на живот. Он наблюдает за тем, как игрушка медленно поднимается и опускается, пока он дышит.

3. Сделайте свои прогулки осознанными

Одна из любимых вещей моих детей летом — это «внимательная прогулка». Мы прогуливаемся по нашему району и замечаем вещи, которые мы раньше не видели. Мы засекаем одну минуту прогулки, во время которой мы молчим и просто обращаем внимание на звуки вокруг — лягушек, дятлов, газонокосилок. Мы даже не называем это «осознанностью», но это именно она и есть.

4. Пусть благодарность войдет в привычку

Я считаю, что благодарность является фундаментальной составляющей осознанности, она учит наших детей ценить изобилие в их жизни, вместо того, чтобы сосредотачиваться на всех игрушках и сладостях, которых они жаждут. Моя семья делает это за ужином, когда мы все делимся чем-то, за что мы благодарны. Это одна из моих любимых частей дня.

5. Проверьте свой личный прогноз погоды

В книге “Я спокоен и внимателен, как лягушонок”, Элин Снель призывает детей «составлять метеорологический отчет, который лучше всего описывает их чувства в данный момент».

Солнечный, дождливый, буйный, спокойный, ветреный, цунами? Эта деятельность позволяет детям наблюдать за их нынешним состоянием без излишней идентификации с их эмоциями. Они не могут изменить погоду на улице и мы также не можем изменить наши эмоции или чувства. Все, что мы можем изменить, это то, как мы относимся к ним.

«Я не ливень, но я заметил, что идет дождь. Я не трусишка, но я знаю, что иногда у меня появляется такое большое чувство страха где-то около горла».

6. Сделайте Банку Спокойствия

Банка Спокойствия похожа на сувенирный шар со снегом — встряхните её и наблюдайте за бурей! Вскоре, если мы сядем, подышим и просто понаблюдаем за волнением частиц в банке, мы увидим, как они успокаиваются. Так же работает и наше сознание.

7. Выработайте осознанное питание

Упражнение, во время которого Вы сознательно едите изюм или шоколад, является одним из основных элементов обучения осознанности и это отличное задание для детей. Вы можете найти сценарий для семиминутного осознанного приема пищи здесь.

Прежде всего, помните, что главное — получать удовольствие и ничего не усложнять. Вы можете предоставить своим детям множество возможностей, предложить полезные методики – некоторые из них для них сработают, а некоторые — нет.

Но экспериментировать интересно в любом случае!

Источник

Источник: https://www.fastfword.com/mindfulness

Как развить у ребенка метапознание

Как развить у ребенка метапознание

Значение метапознания

Метапознание – способность отрешиться от ситуации и взглянуть на себя со стороны, увидеть, как вы решаете проблемы. Оно также включает самоконтроль и самооценку – вопросы самому себе «Как я поступаю?» или «Как я поступил?».

Взрослые, обладающие этим навыком, могут оценить проблемную ситуацию, учесть разнообразную информацию и принять лучшее решение о дальнейших действиях, а впоследствии проанализировать свой поступок и найти другие варианты.

Взрослые, у которых он недостаточно развит, могут пропускать или игнорировать важную информацию (в частности, намеки) и, как правило, принимают решение исходя из того, что им «кажется правильным», а не на основе тщательного анализа фактов.

Если вы замечаете, что часто попадаете впросак, принимаете решения, о которых потом жалеете, и не всегда в состоянии разобраться, насколько успешны в своих начинаниях, вам не хватает именно этого навыка.

Как развить у ребенка метапознание?

Развитие метапознания у детей

Метапознание – сложный набор навыков, которые развиваются с первого года жизни, когда малыши пытаются организовать свой опыт, сортируя и классифицируя его, и начинают осознавать причинно-следственные связи.

Эти навыки развиваются и в более позднем возрасте, когда порядок и ритуалы – механизмы, с помощью которых можно контролировать свой опыт – становятся важными для детей. В дошкольном возрасте акцент смещается с проб на усвоение.

Дети начинают понимать, что у разных людей разный опыт восприятия, распознавать эмоции других людей и способны играть роль. Вскоре после этого, в 5-7 лет, дети осознают, что у разных людей разные мысли и чувства, могут давать элементарные толкования намерений (например, наказывают их за провинность или случайно).

С 6 до 12 лет возможности метапознания резко возрастают. Дети не только глубже понимают собственные мысли, чувства и намерения, но и осознают, как другие могут истолковать их действия, идеи и эмоции. Вот почему дети в средней школе смущаются собственных действий, и вот почему для них настолько важно не выделяться из толпы.

Подростки еще не знают, что если люди могут о них что-то подумать, то они не обязательно так подумают! К старшим классам, по мере накопления и систематизации ключевых блоков метапознания, дети научатся отстраняться и мыслить перспективно.

Наборы навыков метапознания

Существует два набора навыков метапознания, которые с вашей помощью может развить в себе ребенок. Один включает способность оценивать свою эффективность, например при выполнении домашних заданий или обязанностей по дому, и вносить коррективы. Второй – способность ребенка оценить социальные ситуации: как свое поведение, так и реакцию окружающих на него, а также поведение других.

Как ребенку развить навыки метапознания?

Чтобы помочь ребенку развить навыки, связанные с эффективностью при выполнении заданий, попробуйте следующие приемы:

1.

Хвалите за выполнение ключевых элементов задания. Например, если вы хотите научить ребенка четко решать задачи, хвалите его: «Мне понравилось, как ты положил кубики в коробку» или «Мне понравилось, что ты заглянула под кровать, чтобы проверить, нет ли там грязной одежды».

2.

Научите ребенка оценивать свою работу. Когда сын закончит домашнее задание по правописанию, вы можете спросить: «Как думаешь, ты хорошо справился? Тебе нравится, как выглядит задание в тетради?» Вы также можете дать небольшую подсказку о том, как улучшить задание.

При этом желательно начинать с хорошего: «Ты составил хорошие предложения, но в некоторых слова написаны слишком близко друг к другу. Ты можешь попробовать прикладывать палец после слова и только потом писать следующее».

Когда вы высказываете свое мнение или даете советы, повремените с осуждением: критика вызывает отторжение.

3.

Объясните ребенку, как должна выглядеть законченная работа. Если в обязанности сына входит выгрузка посуды из посудомоечной машины, опишите ему, что это значит (вся посуда расставлена на места). Вы даже можете записать это и повесить на видном месте, чтобы помочь ребенку запомнить процедуру.

4.

Научите ребенка задавать себе вопросы, сталкиваясь с проблемной ситуацией. Например: «Какую проблему мне надо решить?», «Каков мой план?», «Следую ли я плану?», «Как я справился?»

Чтобы помочь ребенку понимать социальные ситуации, примите следующие меры:

5.

Поиграйте в угадайку, чтобы научить ребенка разбираться в мимике. Многие дети, у которых не развит это навык, не умеют «читать» выражения лиц и понимать эмоции других.

Игра в угадайку – хороший способ научить ребенка этому: оба родителя и ребенок меняют выражения лиц, и каждый угадывает, какие чувства пытается передать другой.

Еще один способ – смотреть телевизионные передачи без звука и угадывать эмоции, глядя на мимику и язык тела (можно записать передачу, чтобы перематывать и просматривать фрагменты со звуком, проверяя свои предположения).

6.

Чтобы развить навыки метапознания, помогите детям понять, как изменение интонации меняет значение слов.

Говорят, что при разговоре 55% информации считывается с лица, 38% по интонации, и только 7% содержат сами слова.

Покажите ребенку варианты различных интонаций (подначивание, сарказм, нытье, злость), а затем попросите его определить интонации, которыми пользуются как он сам, так и другие люди.

7.

Расскажите о признаках, по которым можно выявить настоящие чувства человека, даже если он пытается скрыть их. Видны ли они (поджатые губы показывают злость; если человек вертит в руках какую-то вещь, вероятно, он волнуется)? Превратите обучение в детективную игру.

8.

Попросите ребенка определить, какие чувства у других людей могут вызвать его действия. Это научит его языку чувств и пониманию причинно-следственных связей.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/razvit_metapoznanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.