Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Содержание

Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность?

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.

В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.

Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.

Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит: самостоятельный и ответственный?

Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.

В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.

Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?

Самостоятельность

В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.

Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.

Признаки самостоятельности:

  • способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
  • способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
  • способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
  • умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
  • способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
  • способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.

Ответственность

Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.

Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.

К компонентам ответственности относятся:

  • понимание поставленной задачи;
  • согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
  • способность самостоятельно мотивировать свои действия.

Как узнать о готовности?

Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?

Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.

А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.

Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.

Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.

Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».

Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:

  • заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
  • уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
  • аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
  • ответственность за данные обещания.

Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.

Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.

В каком возрасте можно развивать эти качества?

Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.

Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.

Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.

Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:

Первый этап

Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.

Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.

Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.

Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».

Второй

Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».

Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.

Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.

А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.

Третий

На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.

Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.

Как это поможет ребенку в жизни?

Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.

Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.

Преимущества самостоятельного принятия решений:

  • ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
  • высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
  • мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
  • развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
  • здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).

Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.

Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.

Советы психологов и практические рекомендации

Как воспитать в ребенке самостоятельность:

  1. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
  2. Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
  3. Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
  4. Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».

    Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.

Как воспитать в ребенке ответственность:

  1. Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
  2. Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
  3. Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
  4. Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.

Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!

Ошибки родителей

Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:

Повелительный тон

Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.

https://www.youtube.com/watch?v=tflwbHpGB70

Но делает он это не из-за того, что чувствует ответственность.

Причина кроется во властных родителях, которые постоянно приказывают малышу и не оставляют права выбора (не предлагают альтернативных вариантов).

Подмена понятий

Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :

  • «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
  • «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»

Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.

Помощь из сострадания

Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.

Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.

Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.

Насмешка

Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.

У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.

Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).

Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.

Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.

Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.

О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost.html

Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия.

Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны.

Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения.

Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои.

Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

  • До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.
  • К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать. Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад. Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
  • Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».
  • Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».

Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник.

Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  •   Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/otvetstvennost_i_samostoyatelnost_rebenka

Как воспитать самостоятельность в ребенке? Методика М. Монтессори

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка увлеченным, радостным, активным, самостоятельным. Но всё чаще слышны жалобы родителей, что «ребенку ничего не интересно, всё из-под палки, хотя у него и репетиторы, и кружки».

В чем же дело? Регламентируемые «строгие» занятия, жесткий контроль, как показывает практика, учат «верным» действиям и увеличивают объем теоретических знаний.

Но не побуждают ребенка к исследованию и активным самостоятельным действиям.

Почему так происходит  и что делать?

Свободное воспитание – путь к самостоятельности

Малыш делает первые шаги. Родители с  замиранием сердца смотрят,  радуются и … боятся. Что «шаги» не получатся сразу уверенными, что малыш упадет, что ему будет больно.

  Поэтому ребенка сразу поддерживают, предостерегают, предлагают помощь, упрощают задачи, показывают как «надо». Желание помочь, научить «как»  и  обезопасить собственного ребенка  – логично.

  Но на деле, зачастую,  получается, что малыша с самого раннего возраста уберегают от собственного опыта. От проб и ошибок, от боли, и решения первых простых задач и трудностей.

 – Не ходи туда – упадешь! – Снеговика лепят так! – Не бывает круглых домиков! – Давай застегну/одену/помогу!
Знакомые фразы? Самостоятельная деятельность ребенка сильно ограничивается. Взрослый вмешивается в процесс  познания мира и приобретения навыков самообслуживания, самостоятельного мышления  ещё до запроса.

Падения (ситуация, когда жизни ребенка ничего не угрожает) учат что такое боль, учат быть осторожным, учат координации тела при движении, учат думать о последствиях. В процессе действия со снегом ребенок постигает свойства снега, ему интереснее сам процесс, чем правильность лепки снеговика.

Для ребенка не существует эталонов «домиков»: они могут быть любыми. «Укрощение» пуговиц многим детям дается с трудом, но это необходимый навык. Взрослому проще дать шаблон действия или сделать за ребенка. Это экономит время и  нервы. Но мешает ребенку стать самостоятельным и независимым.

Похожая ситуация повторяется в дошкольных и школьных учреждениях. Воспитание и формирование желаемого путем ограничений и запретов.

“Наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно – что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность” – писала известный педагог Мария Монтессори.

«ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ»

По вопросам  формирования  независимости и самостоятельности наиболее «идеальна» педагогическая методика Марии Монтессори.  Девиз  системы прост и ясен: «помоги мне это сделать самому». Как? Система Марии Монтессори  состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Причем, ребенок – в центре.

А уже вокруг него – развивающая среда, в которой он учится самостоятельно, совершенствуется физически, приобретает сенсорные навыки, приобретает  собственный жизненный опыт. Главный постулат этой системы: не мешать ребенку в его исследовательской деятельности (с опорой на внутренний потенциал самого ребенка).

  Направлять, поощрять, но – не мешать!

Например, ребенок увидел игрушку на верхней полке стеллажа. Тянется, не может достать, расстраивается, снова тянется, плачет. Ему очень нужна именно эта игрушка! Взрослый может сам достать её и вручить ребенку. И проблема будет решена. А можно вызвать ребенка на диалог: спросить, почему он расстраивается, что он хочет, что он может сделать в этой ситуации, как он сам способен решить проблему.

Подвести к тому, что можно подставить стул и достать самому. Или попросить о помощи – привлечь второго человека к решению проблемы. Так формируются алгоритмы планирования действия, навыки самостоятельного мышления. Когда проблемная ситуация или собственное желание ребенка решаются им же самим. Причем, у ребенка появляется несколько вариантов  решения и необходимость выбора способа решения.

«ВПИТЫВАЮЩИЙ УМ» И ЖИЗНЬ В МОМЕНТЕ

Мы, взрослые, постоянно куда-то спешим. У нас нет времени на «остановки». А для ребенка, неторопливая пешая прогулка, например,  в магазин может дать больше, чем любое «специальное» занятие.

(о том как влияет современный ритм жизни на детей можно почитать здесь) Именно неторопливая прогулка, а не бег туда-сюда за продуктами. Это нам, взрослым, – некогда.

А ребенку – интересно: перепрыгивать через лужи, измерять их, рассматривать и сравнивать листья разных деревьев, собирать желуди и шишки, удивляться стрекозе или бабочке, кошке, спящей на подоконнике, человеку на велосипеде, прислушиваться к пению птиц или далеко идущему поезду.

  Ребенок – никуда не торопится. Он живет в моменте, в процессе, впитывает новые образы, звуки, ощущения. Делает, замечает то, что ему интересно, важно именно в эту минуту. Именно самостоятельное освоение окружающего, накопление собственного опыта дает толчок к развитию.

Этот механизм открыла Мария Монтессори. Она назвала его «впитывающим умом». Ребенок с раннего возраста бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие.

«Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение», – писала Мария Монтессори в своей работе «21 постулат о детях, семье и воспитании»

Поэтому как раз наполнение этой самой среды, из которой ребенок впитывает информацию – чрезвычайно важно. Как и доступность этой среды для ребенка.

Доступна ли развивающая среда?

В традиционно организованных детских учреждениях  – с наличием соответствующей развивающей среды –  существует строго регламентированный режим, способ хранения и использования пособий (чаще закрытый), а воспитатель находится  в позиции «сверху».

  Научение, ограничения, строгое расписание занятий, программа, требования. Такое положение вещей закономерно для традиционных систем воспитания и –  результативно. Нужные знания и навыки – получены.

Но ведет ли такой подход к самостоятельному мышлению и независимости ребенка? В традиционном походе есть свои плюсы и минусы, и однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.

Как эти вопросы решаются в детских учреждениях, работающих по методике Марии Монтессори?
Именно доступная развивающая среда дает детям возможность  действовать, оценить результат своих действий, оценить и устранить последствия.

Испачкав салфетку или платок, ребенок может постирать их в настоящем тазу, настоящей мокрой воде, настоящим мылом, развесить, погладить. Рассыпав какие-то мелкие предметы, ребенок может попросить о помощи или сам собрать, подмести, воспользовавшись настоящим веником и совком.

Закончив игру, ребенок складывает предметы на место, чтобы следующему играющему было удобно их взять. Эти, простые на первый взгляд, навыки постигаются именно в доступной свободной среде. Учитель (воспитатель) направляет, подсказывает, поощряет.

Так происходит формирование мотивов к деятельности, творчеству, планированию действий.

Ситуаций для проявления самостоятельности ребенка каждый день возникает множество. Например, ребенок горячо желает помочь вам помыть посуду после ужина. Вы понимаете, что при вашем согласии шкаф и мойка будут залиты водой, ребенок тоже будет сырой, на полу возникнут лужи, чашка может быть разбита. И другие, вполне понятные, последствия.

Вы понимаете, что последствия убирать вам, и внутренне устало вздыхаете. Но именно в этот момент,  момент вашего согласия,  и происходит поощрение детской самостоятельности, поддержки инициативы, чувства взрослости, чувства «я могу» у ребенка. Ребенок осваивает новые действия, получает новые ощущения, новый опыт, испытывает неизвестные ему чувства.

И, как вариант, после сделанного,  можно не убирать за ребенком, а предложить это сделать ему самому. Сделал дело – оценил – навел порядок.

Такой подход доставляет взрослому больше хлопот, требует усилий, времени, но именно так в ребенке формируются и поддерживаются самостоятельные решения, оттачиваются навыки действий, происходит воспитание самостоятельной личности.

“НЕОКОНЧЕННЫЙ ПАЗЛ”

Словесной иллюстрацией и информацией к размышлению  о самостоятельности, может послужить  короткий рассказ-притча  «Неоконченный пазл» из книги Э.М. Стендинго «Жизнь и творчество Марии Монтессори».

Малышка долго собирала пазл и почти закончила, остался один фрагмент.

Её тётя, стоящая рядом, с самыми лучшими намерениями взяла последний фрагмент и вставила его на нужное место, завершая картинку. К её великому удивлению, малышка не только не поблагодарила, но налетела на неё со смесью сожаления и злости, восклицая: «О, тётя, ты всё испортила!»

Тётушка сочла свою племянницу неблагодарной и неуравновешенной.

И только много лет спустя, когда она сама стала студенткой у Монтессори, тётя поняла, что она нарушила одно из величайших прав ребенка, а именно делать всё самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Очень жаль, что многие взрослые так и не поняли, насколько силен у детей инстинкт делать всё самостоятельно, или как сильно они радуются, достигая внутреннего прогресса своими собственными усилиями.

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.

Источник: https://psychologymam.ru/kak-vospitat-samostoyatelnost-v-rebenke/

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст развития самостоятельности у детей

Как воспитывать самостоятельность у ребенка?

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

статьи:

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года.

    Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.

  • 4 года.

    Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.

  • 5 лет.

    Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.

  • 6 лет.

    В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.

  • 7 лет.

    Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.

  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность.

    Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.

    Как оставлять ребенка одного дома?

  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты.

    Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.

  • 11-15 лет.

    Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра.

    Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.

  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.

  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.

  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности.

    Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.

  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора.

    Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.

  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».

  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.

  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново.

    Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  (2 3,00 из 5)
Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://www.colady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka-vozrast-metody-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.