Какие бывают страхи у ребенка в 2 года?

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Какие бывают страхи у ребенка в 2 года?

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства.

Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря – рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).

Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.

Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.

Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.

Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.

Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.

Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия. А иногда – и серьезной помощи психолога.

Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи

К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:

  • Страх темноты
  • Страх оставаться в одиночестве (или просто “без мамы”)
  • Боязнь собак
  • Боязнь выдуманных существ
  • Боязнь насекомых и мелких грызунов

Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.

Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!

В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.

Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д. 

В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок – монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.

Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.

У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.

Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…

Как помочь ребенку «победить» его детский страх

Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.

Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.

Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.

Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».

Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.

Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?

На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:

  • 1 Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
  • 2 Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.

Вы удивитесь, как быстро будет “уменьшаться” детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные “ноты” и максимальное душевное участие…

  • 3 Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
  • 4 Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком  в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!

Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.

  • 5 В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам…. 

Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.

Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.

Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи – ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла… 

Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать – мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции – никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/80911/

Страхи у детей

Какие бывают страхи у ребенка в 2 года?

Темнота, бабайка, волки

Откуда у крох берутся страхи

Тревога, беспокойство и страх – такие же важные проявления нашей психики, как например гнев, удивление или радость. Не будь у нас этой широкой и яркой палитры эмоций, как бы скучна была бы жизнь.

Но одно дело временное ощущение страха и другое – постоянное пребывание в нем.

Ребенок, да и взрослый, долго испытывающий страх, становится неуверенным в себе и подавленным, а в крайних случаях впадает в невроз.

Детские базовые страхи

Что же такое страх вообще? Это эмоциональная реакция на реальную или вымышленную опасность — сильная степень тревоги.

Большинство наших страхов носят временный характер, потому что вызваны конкретной ситуацией. Что же касается детей, то у них многое зависит еще и от возраста.

Психологи выделяют так называемые базовые страхи, которые в той или иной степени испытывают все малыши в определенном возрасте.

Для младенцев с рождения до 6 месяцев характерны страхи:

  • неожиданного громкого звука,
  • быстрого и резкого движения в сторону ребенка,
  • потери физической и эмоциональной поддержки взрослых (мамы прежде всего).

В 7-12 месяцев:

  • незнакомых людей,
  • высоты,
  • резкой смены обстановки,
  • одевания-раздевания,
  • отверстия стока в ванной,
  • и по-прежнему – громких звуков (пылесос, фен, миксер и т. д.).

С 1 года до 2 лет к предыдущим прибавляются страхи:

  • ночных кошмаров и, соответственно, засыпания,
  • ушибов и травм.
  • В 2-2,5 года актуальны «старые» страхи резкой смены обстановки и ночных кошмаров и «новые»:

    • расставания с родителями и отвержения с их стороны,
    • незнакомых ровесников,
    • природных стихий (молния, гром и т. д.).

    В 2,5-3 года появляются страхи:

    • изменений в обычной жизни семьи (переезд, прием гостей и др.),
    • больших, непонятных, угрожающих объектов (деда Мороза, ростовых кукол и пр.).

    В 3-5 лет:

    • ядовитых змей и насекомых,
    • огня и пожара,
    • воров и бандитов,
    • болезни и операций,
    • смерти близких людей (ребенок уже понимает, что жизнь заканчивается).

    В 6-7 лет:

    • темноты,
    • вымышленных злых существ (баба Яга, черт, леший),
    • потеряться и не найти свой дом, потерять родителей,
    • физического насилия и наказания,
    • одиночества,
    • у школьников — плохих оценок (боязнь не оправдать ожидания родителей).

    Все эти возрастные страхи, если взрослые к ним правильно относятся, со временем бесследно проходят — малыш их «перерастает». Если же вы заметили, что у ребенка зафиксировался один из базовых страхов или набирает обороты какой-то нестандартный, и это уже мешает карапузу нормально воспринимать окружающую действительность, надо задуматься, из-за чего это могло произойти.

    Типичные причины возникновения и фиксации страхов

    Травматичная ситуация. Укусила собака, чуть не попали с мамой под машину, захлебнулся, купаясь в море… Некоторые дети подобные эпизоды быстро забывают. Другие же могут панически бояться их повторения. Причем иногда страх «нарастает».

    Сначала малыш категорически не хочет идти мимо подъезда, где живет злая собака, потом начинает напрягаться, услышав на улице лай, затем старается обходить стороной даже маленьких такс на поводке.

    После неприятности на море оставшиеся дни отпуска провел на берегу, а когда вернулись домой, наотрез отказался принимать ванную (только душ), вырос и не научился плавать, потому что в воду всегда заходил исключительно по пояс. Разумеется, для подобного развития событий нужны дополнительные провокаторы, о которых речь пойдет ниже.

    Внушение. Некоторые родители и особенно бабушки слишком часто предупреждают ребенка о возможных опасностях, которые подстерегают его на каждом шагу. Не трогай – разобьешь, не прыгай – упадешь, не лезь – ударишься и т. д. В итоге у карапуза появляется ощущение, что мир опасен: всё и все настроены против него.

    Особенно плохо, если при этом взрослые еще и слишком бурно реагируют на реальную или предполагаемую опасность. Часто бывает, что сам малыш и не очень-то испугался (того же укуса собаки или неудачного купания в море), но мамин крик, охи-ахи и излишне эмоциональные комментарии «благополучно» зафиксировали страх у крохи.

    Вообще детям вредно постоянно находиться рядом с тревожными взрослыми — вечное беспокойство заразно. Конечно, мама не может не бояться за своего ребенка, но надо различать ситуативный страх и фоновую тревожность. У страха всегда есть какой-то конкретный объект и временные рамки (вот сейчас малыш неудачно едет в горки — вдруг расшибется).

    А тревожность — это не проходящее ощущение беспокойства «на пустом месте», этакое «предчувствие», что может/должно случится нечто плохое.

    Запугивание. Взрослые часто даже не замечают, что сами порождают в детях страхи. Многие родители в “воспитательных” целях любят пускать в ход небылицы о бабайке, Бабе Яге, страшном волке, лешем, а также жестоких врачах и злых милиционерах. Чего удивляться, что потом малыш боится заходить в темную комнату (там бабайка прячется) или истошно истерит перед кабинетом педиатра.

    Фантазия. Дети по природе своей очень эмоциональны, а справиться с эмоциями им зачастую бывает совсем не просто. Поэтому крохи нередко сами себе придумывают страхи.

    В этом подвале живут монстры, инопланетяне или еще кто-то — о подобном фантазируют почти все в детстве. Однако реагирует на такого рода фантазии каждый по-своему.

    Кто-то через пять минут забудет и успокоится, а кто-то со временем будет бояться даже подумать о страшном подвале, доводя себя таким образом до невроза.

    Фильмы и истории. Насмотревших ужастиков или наслушавшись страшных сказок, малыш рискует безмятежным сном, да и спокойным бодрствованием тоже. Неустойчивая детская психика часто не в состоянии переварить обилие страшилок и отделить вымысел от реальности — жуткие герои и сюжеты начинают преследовать кроху и днем, и ночью.

    Семейные проблемы. Страх ребенка нередко бывает отражением того, что сейчас происходит в доме. Постоянные скандалы родителей, или эмоциональная дистанция между ними (каждый занят только самим собой), или алкогольная/наркотическая зависимость у кого-то в семье — все это крайне негативно влияет на нервную систему и эмоциональное состояние детей.

    Весьма вероятны появление и фиксация страхов у малыша и в тех случаях, когда он испытывает дефицит внимания со стороны мамы и/или папы, либо чадо угнетают, держат «в ежовых руковицах», наказывают физически, унижают словесно — постоянная боязнь наказания провоцирует и другие страхи.

    В таких ситуациях специалисты рассматривают детские страхи как системный феномен, ведь семья — это система, и каждый ее участник непосредственно на себе ощущает абсолютно все, что в ней происходит.

    Постепенное эмоциональное отделение ребенка от семьи начинается примерно с 12 лет, а до тех пор он в полной мере переживает все психологические проблемы у родителей, все напряжение, все скандалы и всю агрессию в доме. Даже если мама и папа стараются при детях создавать иллюзию идеальных семейных взаимоотношений.

    Словом, иногда нужно бороться не с какими-то конкретными страхами у малыша, а решать глобальные проблемы в семье. Потому что в некоторых случаях детские страхи — это лишь следствие: на смену одним быстро придут другие. Убирать симптомы болезни, не разобравшись в причинах недуга — бесполезно.

    Как НЕ следует “лечить” страхи

    • Никогда не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится, и не кричите на кроху.
    • Ни в коем случае нельзя обесценивать детский страх и относится к нему как к капризу. Не смейтесь над испуганным малышом. Иначе вы рискуете зафиксировать и развить эту негативную эмоцию.
    • Не стоит “побеждать” страх намеренным погружением в него (например, чадо боится спать в темноте, а родители не разрешают включать ночник — мол, учись быть смелым). Вариант клин клином вышибают здесь не уместен. Таким образом вы, как минимум, «подкормите» страх карапуза. Как максимум – получите невроз, заикание, энурез и отклонение в развитии.
    • Не идите на поводу у страхов ребенка. Вместо погружения некоторые родители выбирают тактику вытеснения – максимально исключают из жизни малыша ситуации, которые провоцируют панику. Мир не заканчивается границами вашей квартиры – везде и всегда вы не сможете спасать кроху от встречи с его страхом.

    Что делать в момент паники у малыша

    1. Для начала важно внимательно послушать, понять и принять чувства ребенка, потому как он в данный момент ощущает реальную угрозой для своей жизни. Если мама или папа хотя бы выслушает карапуза – это уже половина дела. Выплеснув свои эмоции, малыш избавиться от накопившегося напряжения, а вы получите более-менее внятную картину происходящего.

    2. Дайте крохе понять, что вы его очень любите и обязательно защитите от любой «опасности».
    3. Попытайтесь сразу развеять фантазии ребенка реальностью. Найдите простые объяснения для его страхов.

      Если не получается — постарайтесь переключать внимание малыша в тот момент, когда он только начинает паниковать: предложите поиграть или понаблюдать за чем-нибудь.

    Как бороться со страхами на досуге

    • Когда чадо спокойно, поговорите с ним обстоятельно. Ваша задача — выявить, какие именно страхи есть у малыша. Для этого не торопясь и в непринужденной обстановке можно порассуждать на тему «какие вообще бывают страхи у людей». Можно использовать предложенный нами выше список базовых страхов. В каком бы страхе ни признался вам ребенок, реагируйте абсолютно нейтрально — иначе есть риск его зафиксировать. Попробуйте обсудить с крохой его страх, разложить его по полочкам: пусть карапуз максимально подробно опишет вам чего, когда и почему боится и какие конкретно чувства он испытывает в эти моменты. Чем больше дети говорят о своих страхах, тем быстрее от них избавляются. Когда малыш выговориться, поделитесь с ним историей из своего детства, ведь вы наверняка тоже чего-то боялись. Возможно, тот способ борьбы со страхом, который сработал тогда, поможет сейчас и вашему ребенку.
    • Попробуйте метод арт-терапии. Предложите малышу нарисовать то, что его тревожит. Во время обсуждения рисунка обязательно поддержите кроху, подчеркните, что гордитесь им, потому что, изобразив, «оживив» свой страх, он его победил. Потом картину стоит уничтожить (например, сжечь), пояснив, что теперь страха нет — он «умер», а значит, больше не побеспокоит карапуза. Пепел можно ритуально развеять или выкинуть в присутствии ребенка. Если малыш не очень любит рисовать, пусть вылепит страх из пластилина или глины. Далее действуем по аналогии с рисунком (фигурку можно утопить или раздавить). После торжественных «похорон» страха полезно нарисовать, вылепить, смастерить «защитников» – тех, кто будет оберегать чадо от любых страхов в будущем.
    • Хорош и метод сказкотерапии. Сочините вместе с крохой сказку, главный герой которой боится того же, что и ваш ребенок. Только обязательно в процессе повествования придумайте, как этот герой сможет победить свои страхи (кто придет ему на помощь или же, что лучше, какие его личные качества помогут перестать бояться). Потом эти качества переносите на своего малыша и уверяете, что раз он тоже «смелый/храбрый/находчивый/уже большой», то никакой страх ему не опасен.
    • И, наконец, самый веселый вариант борьбы. Попробуйте пофантазировать и представить страх ребенка в какой-нибудь комичной ситуации (например, бабайку без штанов — который сам от всех прячется и потому безвреден). Юмор и смех помогают не только посмотреть на ситуацию под другим углом, но и эмоционально разгрузиться. В этом методе дети обычно выступают активными генераторами идей — потоку воображения иногда нет предела.

    Внимание. Если несмотря на все усилия у вас не получается справится со страхом, подумайте о посещении детского психолога. К сожалению, бывают крайне запущенные случаи, когда без помощи специалиста проблема не решается.

    Елена Шамова – детский, перинатальный психолог, семейный психотерапевт.
    Журнал Супер-Мама, Сентябрь – Октябрь 2015 г.

    Источник: http://www.elena-psyholog.ru/articles/63-strakhi-u-detej

    Страхи у детей школьного и дошкольного возраста, методы борьбы с фобиями

    Какие бывают страхи у ребенка в 2 года?

    Каждый человек хоть раз боялся чего-то, испытывал чувство тревоги, волновался. Страх – это защитный механизм нашего организма. Если бы люди ничего не боялись, они не смогли бы выжить.

    Если взрослый имеет фобии, при этом осознает состояние, пытается с ним справиться – это нормальная реакция.

    Если же страх овладевает человеком, случаются панические атаки, «замутненное» сознание, то необходимо обратится к психологу.

    Фобия – это чувство повышений тревоги, он является реакцией на реальную либо воображаемую угрозу.

    Правда, взрослому человеку легче обуздать свою боязнь. У него есть жизненный опыт, рациональное мышление и логика. Дети намного сложнее справляются со своими страхами, особенно в период активного развития фантазии и воображения. Кажется, его игрушки оживают, а под кроватью живет монстр или в темной комнате его ждет бандит.

    Понятие страха у детей

    Боязнь включается, когда малыш чувствует угрозу. В корне любой тревоги заложен базовый инстинкт самосохранения. Существует две основные угрозы:

    • угроза жизни и целостности организма;
    • угроза ценностям.

    У младенцев срабатывает только угроза жизни. И чем старше ребенок, тем больше ценностей у него формируется и со временем он боится потерять близкого человека, обидеть Бога, отойти от своих принципов и т.д.

    Боязнь у детей формируется на базе той информации, которую они получают о внешнем мире от близких людей – родителей, бабушек и дедушек, воспитателей в саду, учителей. Немалую роль играет качество этой информации – изобилие телевидения, компьютерные игры, мультики с элементами насилия повышают уровень тревожности у детей.

    Основные виды детских страхов

    В возрастной психологии описаны три вида детских фобий:

    1. Бредовые страхи – свидетельствуют о серьезных нарушениях в работе психики ребенка. Очень сложно найти первопричину либо объяснить его логическим путем. Например, ребенок боится игрушки зеленого цвета, не одевает какую-то одежду. Не стоит сразу паниковать, если страх малыша сложно объяснить. Возможно, некоторые вещи ассоциируются с болью или травмой. Необходимо всегда выяснять причину тревоги.
    2. Навязчивые – малыш чего-то боится в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь воды, высоты, боязнь замкнутого пространства и т.д.
    3. Сверхценные страхи – продукт детской фантазии. Этот вид фобий встречаются в 90% случаев при психологическом обследовании детей. Сначала такие страхи связываются с конкретным жизненным происшествием, а потом сильно завладевают мыслями ребенка и он больше ни о чем не думает, только про монстра под кроватью.

    Причины появления страхов у детей

    причина страхов детей – это пережитая травмирующая ситуация. Например, укус собаки, соседка громко накричала, травма на детской площадке.

    Вторая причина – запугивание ребенка взрослыми. Всем известные «бабай», «баба Яга», «чужая тетя» травмируют слабую психику детей. На формирование фобий влияют повышенная тревожность взрослых, которые все время угрожают маленькому человеку – «упадешь», «украдут», «не лезь – голову оторвет» и т.д.

    Самые распространенные причины появления страхов у дошкольников и младших школьников:

    • Гиперопека со стороны родителей. Большой процент современных детей проживает в мегаполисе. Малыши все время слышат, что на каждом углу их подстерегает опасность. Такие условия жизни делают детей боязливыми, тревожными и несамостоятельными. Сама жизнь в городе, даже без паникующих взрослых, наполнена стрессовыми факторами – высокий уровнем шума, скопления людей, плохая экология.
    • Недостаток физической активности. Слабая активность ребенка и сидение дома также провоцируют страхи.
    • Нехватка родительского внимания. Если значимые взрослые слишком загружены и общение ограничивается во времени, он не чувствует себя под защитой. Он или уходит «в свои фантазии», в том числе к монстрам и оборотням. Или малыш начинает привлекать внимание взрослых к себе, создавая «чудищ» в своем воображении, даже не осознавая этого.
    • Конфликты, ссоры и драки в семье. Неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье является причиной повышенной тревоги. Проживание малыша в таких условиях, могут спровоцировать не только страхи, но и неврозы, нервные тики, задержку развития.
    • Психические и психологические расстройства. Порой страх является симптомом какого-то заболевания – невроза, олигофрении, опухоли головного мозга и т.д. Чаще всего это аномальные проявления страхов, которые либо не соответствуют возрасту, либо слишком интенсивно проявляются и сопровождаются физическими проявлениями – повышенным сердцебиением, паникой, обмороками, ребенок начинает задыхаться и т.д.
    • Агрессия и раздражение матери по отношению к сыну или дочке. Если мама малыша имеет проблемы с контролем эмоций, то может провоцировать проявление боязни детей. Особенно, если это маленький ребенок и практически всегда остается с матерью. Часто мама, которая агрессивно реагирует на поведение малыша, не воспринимается как взрослый, способный защитить. И ребенок чувствует тревогу и отголоски инстинкта самосохранения.

    Проявление фобий согласно возрасту

    В определенный период развития у детей проявляются страхи. Некоторые уходят, другие – остаются. Как малыш справляется со своими «монстрами», зависит от его психики и окружения.

    Существует примерная возрастная шкала, которая помогает родителям и психологам определить норму.

    • От рождения до 6-ти месяцев – младенец боится громких звуков, резких движений, отсутствие мамы, эмоциональные проявления мамы и чувства голода;
    • 6-12 месяцев – ребенка пугают громкие звуки, новые люди, переодевание, новая обстановка, вода, перемена погоды – сильный дождь, снег;
    • 1-2 года – пугают шумные люди и громкая музыка, разлука с близкими (особенно, с мамой), резкое пробуждение, плохой сон, новые люди и поездки в гости, отсутствие контроля над своим телом и эмоциями. Например, запрет на выражение эмоций родителями – «не плач», «мальчики не плачут», «хорошие девочки не кричат» и т.д. Либо игры, где удерживают против воли, связывают в шутку и т.д.
    • 2-2,5 года – боязнь потерять родителей, любовь с «условием» от них – «если что-то сделаешь, я тебе буду любить», бытовая техника (шумная и большая). В этом возрасте дети боятся смены обстановки, ночных кошмаров, погодных явлений – сильного ветра, грозы, шторма и т.д.
    • 3-4 года – бурное развитие фантазии и воображение, ребенок придумывает чудовищ или переносит их из сказок и мультиков в реальность. Появляется боязнь темноты, высоты, людей (особенно, с физическими нарушениями или тех, кто имеет нестандартный внешний вид).
    • 4-5 лет – боязнь смерти, именно в этом возрасте дети осознают, что жизнь всех существ рано или поздно заканчивается. Мучаются часто ночными кошмарами. Малыши боятся вымышленных и реальных злодеев, стихий, несчастных случаев.
    • 5-7 лет – формируется страх потери близких. Дети по-прежнему боятся воображаемых существ (ведьм, вампиров, зомби). Добавляется боязнь одиночества, страх конфликта, социальные страхи (исключение из школы или садика, страх наказания учителем).
    • 7-9 лет – страх быть «лузером», непринятие и боязнь «быть застуканным», страшно потерять родителей;
    • 9-12 лет – боязнь негативной роли в социальной группе (в школьном классе, в группе спортсменов и т.д.), страх людей (школьников, которые задирают, боязнь наркоманов, воров), могут проявиться навязчивые страхи – боязнь высоты, замкнутого пространства, воды.

    Выявить малыша, у которого процветают страхи, несложно. Это тревожный, напряженный маленький человек, которому трудно контролировать эмоции. Он имеет бледную кожу, его любопытство и природный интерес на низком уровне.

    Диагностировать детские страхи и определять их причину – это обязанность детского психолога либо психотерапевта.

    В своем работе специалисты используют разные приемы и тесты. Они наблюдают за детьми, разговаривают с ними, занимаются творчеством – рисуют, лепят. Есть метод игровой терапии, когда ребенку предлагают поиграть в свободную игру. И в процессе игры наружу появляются все фобии и их причины.

    Побороть страхи у детей можно разными способами.

    Во-первых, родители должны взаимодействовать с психологом и следовать его рекомендациям. Если психолог проводит терапию, а дома продолжаются скандалы, обесценивания ребенка и есть жестокий запрет на эмоции – толку не будет. Только комплексно можно справиться с фобиями.

    Во-вторых, следует учитывать причину страха, его возрастную особенность. Если маленький человек узнал, что он смертный и начал панически боятся умереть в 4-5 лет – это нормально. Родителям следует поддержать, «контейнировать» боязнь, помочь малышу с этим смирится и жить дальше.

    С маленькими детьми отлично работает арт-терапия. Представленная психологическая отрасль имеет несколько ключевых направлений – песочная терапия, изо-терапия, сказкотерапия, глинотерапия и т.д. Работа в песочнице либо рисование помогают малышам «увидеть» страх, выводят его наружу и «прогоняют». Некоторые детки «смывают в унитаз» своих монстров или рисуют им новый дом.

    Хорошо с детскими эмоциями работает глина. Она смягчает напряжение в теле, снижает тревожность ребенка и выводит фобию наружу, за пределы психики.

    Справиться со страхами помогают сказки и истории. Существуют разные варианты:

    • малыш сам придумывает историю или сказку, в которой он описывает свой страх, побеждает его;
    • терапевт вместе с ребенком сочиняет сказку;
    • ребенок рисует «историю»;
    • театральная постановка в мини-театре, где «добрый герой» побеждает страх.

    Дошкольнику избавиться от страха поможет недирективная игровая терапия. Его приглашают в специально оборудованную комнату и предлагают поиграть. Терапевт наблюдает за игрой и включается в нужный момент, чтобы получить результат.

    Источник: https://psiho.guru/fobii/strahi-u-detey-kakie-byvayut-i-kak-s-nimi-spravitsya.html

    Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru

    Какие бывают страхи у ребенка в 2 года?

    Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний.

    Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком.

    А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

    Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

    Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

    Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

    Что такое детские страхи?

    Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

    Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

    Причины возникновения детских страхов

    Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

    Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

    Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

    Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

    Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

    1. Гиперопека
      Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
    2. Недостаток внимания родителей
      Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
    3. Недостаток физической активности
      Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
    4. Агрессия матери по отношению к ребенку
      Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
    5. Нестабильная атмосфера в семье
      Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
    6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
      Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

    Виды детских страхов

    Принято выделять три вида страхов:

    1. Навязчивые страхи
      Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
    2. Бредовые страхи
      Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
    3. Сверхценные страхи
      Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

    Возрастные детские страхи

    Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

    • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
    • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
    • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
    • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
    • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
    • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
    • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
    • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
    • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
    • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
    • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

    Как работать с детскими страхами

    Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

    Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

    По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

    Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

    Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

    Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

    Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

    Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

    Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

    Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

    А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

    Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

    Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

    Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

    Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

    Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

    Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

    Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

    Мария Меролаева

    Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

    «Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

    Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

    Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

    И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

    Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

    Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

    Источник: https://www.ya-roditel.ru/detskie-strahi/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.