Какова роль нашего мозга?

Содержание

Как развивать мозг?

Какова роль нашего мозга?

Самый важный орган человеческого тела – мозг. Он управляет практически всеми процессами в нашем организме, и постоянно поддерживает сверхсложную психофизическую систему в работоспособном состоянии. При этом, мозг работает без перерывов и выходных, независимо от того, что вы делаете: дышите, смотрите фильм, фантазируете или спите.

Логично предположить, что качество нашей жизни напрямую зависит от развития этого органа (во всех планах, пожалуй). Посему, спрос на развитие мозга и интеллекта был и будет во все времена.

Сегодня существует множество методов и подходов в развитии мозга, но, как я убедился на собственном опыте, мало какие концентрируются именно на мозге. Это – упущение. Поэтому, используя научные знания, я предлагаю исправить эту ошибку и излагаю свой, достаточно простой подход как развивать мозг.

В этой статье мы поговорим об общих моментах как развивать мозг (интеллект), которые можно использовать в повседневной жизни, не вдаваясь в детали и подробности; без специфических знаний, упражнений и тренировок.

Изложенные «фишки» подойдут всем тем, кто стремится увеличить качество своего серого вещества и жизни в целом.

Итак, поехали.

Главную роль в развитии мозга играют не гены, природные способности и потенциал, как многие считают.

Основную роль в развитии мозга играет:

ОБУЧЕНИЕ

И это — самый естественный способ развития мозга. Остальные модели и техники — лишь приятное дополнение.

Как развивать мозг обучением?

С момента рождения в головном мозге человека кол-во нейронов достигает около 86 миллиардов. Это количество не увеличивается (нейрогенез опустим). Напротив, с начала нашей жизни это количество постоянно уменьшается, а алкоголь, стрессы, инфекционные заболевания и прочие продукты нашей жизнедеятельности процесс ускоряют. Значительно.

Но, тем не менее, наш мозг продолжает интенсивно развиваться. Как это возможно?

Наш ум и интеллект зависит не от количества нейронов в голове, а от числа нейронных соединений в головном мозге (грубо: ум), и скорости передачи импульсов, которые генерируют нейроны (грубо: скорость мышления). Со старостью, скорость импульсов значительно падает, однако, многие люди при этом сохраняют интеллект.

Согласно последним научным данным, слабоумие, ограничение подвижности и другие проявления деградации наступают не из-за замедления передачи импульсов в головном мозге, а тогда, когда мозг человека потерял более 90% нейронов.

Отсюда можно сделать вывод, что главную роль в развитие мозга играют нейронные соединения, которые составляют нейронную сеть в наших головах, или, если хотите – наш ум. Соответственно, чем масштабнее сеть, тем человек умнее и его мозг более развит в интеллектуальном плане.
Примечание:

нейронные соединения отвечают не только за «количество знаний», которыми мы обладаем, но и за то, насколько наше мышление «качественно» и «креативно». Чем больше сеть, тем «качественней» мышление.

Подробно об этом можно прочитать в статье: «Как развить креативное мышление?»

Ответив на вопрос, как увеличить количество нейронных соединений, мы и ответим на вопрос как развивать мозг.

Новые нейронные соединения образуются всегда, когда мы что-то новое видим, узнаем,  или делаем. Однако, наиболее большое их количество образуется тогда, когда мы обучаемся.

А значит, обучение – это и есть то основное упражнение, отвечающее на вопрос как развивать мозг.

Что требуется знать, чтобы обучение стало эффективным для мозга?

1. Для хорошего состояния мозга (а это можно видеть по всем долгожителям) его необходимо ПОСТОЯННО обучать различным видам новой деятельности

Это могут быть:

  • танцы
  • боевое искусство
  • иностранные языки
  • новый вид спорта
  • музыка
  • творчество
  • чтение
  • путешествия
  • психотехники
  • и т.д.

2. Любое обучение должно проходить в течение длительного времени:

от месяца до года (в зависимости от сферы деятельности).

В противном случае, эффект обучения будет минимальным.

3. Обучение должно проходить в «правильных» для вашего мозга условиях

Разберем эти пункты подробнее.

Как развивать мозг питанием?

Мозг — это самый энергопотребляемый орган. Имея массу всего в  1200-2000 граммов, он потребляет до 30% всей энергии организма. А значит, для того, чтобы он работал у вас  быстрее, чем у абсолютного большинства, его требуется постоянно подзаряжать.

Как это делать правильно?

1. Питание должно поступать равномерно в течение дня

Если вы едите много и «залпом», то ваш мозг будет работать со значительными перебоями, т.к. не будет получать энергию, когда это необходимо. При этом, вместо того, чтобы решать задачи, вы будете ходить «сонной мухой» с заторможенным мышлением.

Этот процесс можно сравнить с костром — либо вы поддерживаете огонь в костре  равномерным, понемногу подбрасывая дрова через определенные промежутки времени; либо ждете, когда все сгорит, а потом снова накидываете поверх кучу углей и разжигаете костер снова, при этом тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Поэтому, старайтесь питаться так, чтобы пища поступала равномерно, постоянно подпитывая ваш мозг. Подъедайте в течение всего дня

2. Питание должно обязательно содержать в себе белки, сложные углеводы, воду, жиры омега-три

Белки.  Лучше брать из рыбы и морепродуктов – он усваивается быстрее и лучше организмом.

Сложные углеводы. Это 55-60% всей поступающей энергии. Не экономим.

Жиры омега-три. Или всеми нелюбимый «рыбий жир», невероятно полезная для развития вашего мозга штука; увеличивает скорость передачи импульсов, генерирует больше связей и уменьшает расстояние между синапсами.

Вода. 2-3 литра ежедневно.

 3. Во время принятия пищи сконцентрируйтесь на еде и не занимайтесь посторонними вещами

– Если ты хочешь стать лучше – перестань есть у компьютера!

Работа мозга и питание непосредственно связаны между собой. Если во время процесса принятия пищи заниматься другими, посторонними делами, то еда не будет полноценно усвоена. Для ее полноценного усвоения требуется воспринимать пищу всеми органам чувств и сконцентрироваться, сосредоточив мозг на этом процессе.

Пользовательская психотехника от меня

Как говорили китайцы: мы то, что мы едим. Полностью поддерживаю. Потому как, правильная концентрация на этом повседневном процессе дает очень неплохой эффект – укрепляет «дух» и увеличивает внутреннюю «силу».

Суггестивная психтехника в помощь: перед каждым принятием пищи настройтесь на то, что еда сделает вас сильнее. Ощутите это. После чего, ешьте с удовольствием, полностью сконцентрировавшись на процессе (не упуская мысли, что «ЕДА ДЕЛАЕТ ТЕБЯ СИЛЬНЕЕ»)

Психотехника работает как «молитва перед едой». Только эффект на психику оказывает сильнее.

В вопросе, «как развить мозг» к питанию требуется относиться внимательно. Поэтому, оно должно быть здоровым, сбалансированным, иметь небольшой объем и одновременно насыщать вас энергией в течение всего дня.

Как развивать мозг при помощи окружающей обстановки?

Окружающая обстановка в той или иной степени влияет на наши интеллектуальные способности. Например, воздух обедненный кислородом, негативно влияет на состояние вашего мозга, шум мешает концентрации и т.д.  Поэтому, я выделю несколько элементов в окружающей обстановке, которые способствуют развитию вашего мозга.

1. Свежий воздух

Как говорилось, мозгу требуется кислород, и поэтому важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был им полон. Проветривайте помещение чаще, больше гуляйте на свежем воздухе, спите с открытыми окнами, если возможно, и периодически занимайтесь дыхательной гимнастикой.

 2. Порядок

Наш мозг имеет около 7 каналов восприятия информации (аналогия с 7-ми ядерным процессором) с которыми он может более менее работать одновременно. Часто эти наши каналы забиты всякой ересью: начиная тем, чтобы «не забыть поздравить дядю Васю с днем рождения», и заканчивая «не забыть обзвонить клиентов».

Все это растрачивает ваш мыслительный потенциал и концентрацию, в то время, когда его можно было запустить на решения действительно стоящих вопросов. Поэтому, для того, чтобы освободить свои каналы от «оперативных дел» и развивать свой мозг (а не засорять его), я рекомендую держать свои рабочее место и жилое пространство в порядке.

Это освободит вашу голову от ненужных мыслей и здорово упорядочит поступающую информацию.

– Ведь каждая бумажка – это незаконченное дело!

Примечание

Помните то, что новое знание, не внедренное в жизнь в течение 48 часов, имеет 95%-ую вероятность быть забытым и не внедренным никогда!

Поэтому, если вы прочитали предыдущий абзац и задумались, что за своим компьютерным столом пора бы и прибраться – ПРИСТУПАЙТЕ НЕМЕДЛЕНО!

Не отлаживайте на потом: «на выходные», «на завтра», «на конец статьи» — приступайте ПРЯМО СЕЙЧАС!

3. Комфорт

Ваша обстановка должна быть комфортной для работы и для жизни. Без шума, вибраций, яркого света, неудобных стульев – и всего того, что раздражает вас и ваш мозг, мешая сосредоточению. Поэтому, стремитесь создавать такую обстановку, какая способствовала бы вашей продуктивности и не мешала концентрации.

Как развивать мозг при помощи сна?

Сон — это один из важнейших факторов бесперебойной и здоровой работы нашего мозга. Это известно, пожалуй, каждому, и на этом я не буду останавливаться. Однако, выделим основные моменты:

1. Время сна

Для оптимальной работы мозга требуется 6-9 часов сна. Для каждого индивидуально. Однако я рекомендую спать 8-9 часов – это время хорошо подходит для оптимального развития вашего мозга, т.к. во сне мозг продолжает работать и, что намного важнее, обучается тому, чем вы занимались днем ранее. Образуя новые нейронные соединения.

Полезная фишка

Для того, чтобы выявить время собственного «минимума» разбивайте сон на отрезки 1,5 часа начиная с 6-ти. И выделите то время, которого хватает для восстановления сил и ресурсов именно вам.

2. Оптимальный отход ко сну

Он должен быть таким, чтобы за 15 минут, после того как вы легли в кровать – вы отключились.

Все мы имеем пики и спады мозговой активности, поэтому ваша задача выявить такое время отхода, чтобы вы ложились спать как раз на спаде психической активности. Так вы уснете довольно быстро, без посторонних мыслей и бессонницы.

Обычно это время до 12  ночи. И да, для мозга вставать лучше рано утром, а не спать до обеда.

3. Спокойная обстановка

Свежий воздух. Тишина. Темнота.

Вывод

Итак, в этой статье мы разобрали вопрос: как развивать мозг. Для чего это делать – каждый выбирает сам: некоторые, например, хотят прожить здоровую, яркую и долгую жизнь; некоторые – достичь успеха; некоторые – просто хотят стать более умными.

Описанные в статье способы позволяют развить ваш мозг без специфических знаний, упражнений и тренировок. Это те фишки, которые позволяют увеличивать качество вашего серого вещества, так сказать, в повседневной жизни.

3. Правильный сон для вашего мозга

Но, конечно, самым главным способом развития – остается обучение. Именно непрерывное обучение и самосовершенствование не только разовьет мозг, но и выделит вас из серой толпы, позволит стать успешным. Знания – это сила! Не переставайте познавать новое. Помните – это развивает вас и ваш мозг.

Еще одна полезная фишка

И напоследок, полезная фишка о физических упражнениях в развитии вашего мозга.

Во-первых, физическая активность поднимает температуру тела, а значит, мозг работает лучше.

А во-вторых – она снимает психофизические зажимы и освобождает каналы вашего восприятия.

 А для тех, кто хочет больше информации по поводу прокачки своего мозга, рекомендую познакомиться со стороной фармакологии в статье: «Препараты для улучшения мозга»

С уважением Вадим Берлин

Источник: http://free-psycho.ru/kak-razvivat-mozg/

Роль мозга в жизни человека

Какова роль нашего мозга?

Мозг является невероятно сложным и для нас исключительно ценным механизмом. Ему мы обязаны нашим биологическим превосходством над другими животными. Говоря биологически, мы достигли высшей ступени эволюционного развития потому, что специализировались в развитии своего мозга и превзошли своих сородичей, у которых мозг оказался не таким развитым как у нас.

Теперь мы боремся за возможность прожить наш полный биологический срок свободными от дряхлости и унижения старости. И, как это было во времена более ранних битв, мы продолжаем во многом зависеть от содружества с нашим мозгом.

Мозг управляет всеми нашими действиями. Другие органы как-бы обеспечивают мозг “горючим” для его деятельности. Но он в той же мере зависит от своих “слуг”, в какой они зависят от его указаний. Если “слуги” бастуют, то управляющий лишается подвижности, если управляющий выходит из строя, то “слуги” тоже пострадают.

Точно так же, как человек достиг превосходства путём приспособления, так и мозг взял на себя управление другими клетками путём того же процесса. Каждое скопление клеток специализируется на какой нибудь деятельности. Клетки мозга в процессе естественного отбора научились приспосабливаться и управлять окружающей средой.

Они пришли к этому, совершенствуя способность запоминать, учится, координировать мысли, решать проблемы. На ранних этапах развития наши органы были весьма примитивны. Например, такой исключительно сложный механизм, как глаз, образовался из спициализированного участка на коже.

Современная биологическая химия выявила параллель между основными функциями головного мозга: запоминать, обучаться, координироваться и поведением некоторых жирных веществ, таких, например, как льняное масло.

Это масло похоже на те жирные вещества, которыми мозг весьма богат,- на фосфолипиды. Полагают, что химические реакции фосфолипидов ( “запоминание”, “учёба”, “координирование”) могли быть началом развития человеческого мозга.

Питание головного мозга

Для того чтобы мозг хорошо функционировал все 180 лет, пишет Гласс (Дж.Гласс учёный-геронтолог), его нужно хорошо питать и за ним следует ухаживать. Как и все другие органы тела, он имеет свою особую потребность в пище. Какие продукты способствуют улучшению памяти и благотворно влияют на мозг я писал в этой статье.

Как говориться: «Не пищей единой…», мозг нужно не только питать, но и другое обязательное условие сохранение мозга в рабочем состояние – это обязательно тренировать его. Даже если Вы будете просто читать книги, Вы существенно поможете мозгу.

Читать нужно осознанно, чтобы всё что Вы прочитали оставалось в голове и потом Вы могли это рассказать. Хорошая тренировка мозга – это решение кроссвордов, собирание пазлов.

Одним из главных условий является обеспечение его достаточным количеством ненасыщенных жирных кислот, учитывая преобладание в них фосфолипидов и возможную связь этих веществ с мозговой деятельностью, о чём говорилось выше. Кроме своей питательной ценности ненасыщенные жирные кислоты хорошо защищают нас от тромбоза и артериальных нарушений вообще.

Льняное, оливковое, подсолнечное масло и масло проростков пшеницы – отличные источники ненасыщенных жирных кислот. Почаще осуществляйте питаниеголовного мозга этой пищей, употребляя растительные масла с салатами.

Как известно, в мозговых клетках находятся фосфорные соединения. Фосфор содержится главным образом:

  • в цельной пшенице,
  • огурцах,
  • сое,
  • горохе,
  • цветной капусте,
  • сельдерее,
  • латуке,
  • грибах,
  • яичном желтке.

Для поддержания нормальной деятельности мозга важна и сера. Она необходима для насыщения кислородом клеток мозга в процессе дыхания.

Поэтому для улучшения памяти и работы мозга надо регулярно включать в свой рацион:

  • инжир,
  • лук,
  • чеснок,
  • морковь,
  • цветную капусту,
  • картофель,
  • землянику,
  • клубнику,
  • водяной кресс,
  • зелень,
  • брюссельскую капусту,
  • огурцы,
  • латук,

богатые серой.

Следующими нужными для деятельности головного мозга веществами являются медь и цинк. Цельная пшеница- лучший источник цинка, а орехи – меди. Для нормальной деятельности управляющего органа нужен также кальций.  

Установлено, что дефицит кальция приводит к истерии. Кальций содержится в зелёных листьях овощей, абрикосах, яблоках, винограде, вишнях, апельсинах, смородине, спарже, землянике, клубнике, крыжовнике, парном молоке.

Не надо забывать о железе и о марганце. Много железа:

  • в зелёных овощах,
  • горчице,
  • мяте,
  • крессе,
  • ботве репы,
  • водяном крессе,
  • смородине, малине,
  • во всех сухофруктах,
  • в чёрной патоке,
  • листьях одуванчика,
  • яйцах.

Марганец можно получать из:

  • петрушки,
  • мяты,
  • цикория,
  • водяного кресса,
  • слив,
  • тыкквы,
  • сырого яичного желтка

(никогда не употребляйте в пищу сырой яичный белок: он нейтрализует биотин один из витаминов группы В).

Витамины для работы мозга

Витамин Е необходим для нормальной деятельности мозжечка. Другой причиной важности этого витамина для работы мозга, очевидно, является его способность «экономить» кислород, ибо мозг поглощает очень много кислорода.

Основными источниками витамина Е являются цельная пшеница, неполированный рис. Мозг нуждается и в большом количестве витаминов группы В. Витамин, называемый рибофлавином (В2),является основным витамином этого комплекса, но сюда входят также и тиамин(В1),и тиацин(В2 или РР), и пиридоксин(В6),которые тоже способствуют нормальной работе мозга.

Эти витамины применяются при лечении пелагры – болезни как мозга, так и кожи. Причина этого заболевания – недостаток витаминов группы В. Тяжёлая её форма встречается в восточном Египте и Индии, но в своей ранней стадии она, очевидно, встречается и на Западе. В последней стадии эта болезнь переходит в умопомешательство.

Подробности о пелагре здесь приводятся для того,чтобы продемонстрировать тесную связь между кожей и нервными тканями (в данном случае мозгом). Тот факт, что для нормального функционирования как мозг, так и кожа требуют сходных веществ указывает на их близкое родство.

Это хорошо подтверждает также мысль о том, что определенные ткани организма требуют определённых веществ для своей нормальной работы. Если в организме не будет какого-либо нужного им вещества, то на этих тканях скажется это быстрее, чем на каком либо другом органе тела.

Надо иметь в виду также,что нельзя употреблять из всей группы витаминов В только один, ибо при этом потребность организма в остальных витаминах этой группы увеличивается и отсутствие их может ощущаться человеком более остро. Поэтому необходимо иметь в пище всю группу витамина В. Пивные дрожжи являются одним из лучших источников этих витаминов.

Чтобы обеспечить организм необходимым количеством рибофлавина, употребляйте в пищу:

  • капусту,
  • свежий горох,
  • зелёную фасоль,
  • яблоки,
  • картофель,
  • помидоры,
  • пшеницу(цельную),
  • миндаль,
  • репу.

Рибофлавин содержится также в сыре, яйцах, молоке и в некоторых других продуктах. Он чувствителен к свету и потому в прозрачной посуде молоко через несколько часов перестаёт быть свежим и около половины рибофлавина уничтожается.

Некоторые продукты питания вырабатывают кислород, среди них:

  • картофель,
  • петрушка,
  • мята,
  • хрен,
  • редис,
  • лук,
  • помидоры.

Кислород используется мозгом для сжигания молочной кислоты, которая образуется в результате жизнедеятельности организма.

При активном состоянии мозга кислорода сгорает больше, чем при его «холостом ходе», температура мозга при активном состоянии выше, чем в покое. Когда мы спим, температура нашего мозга заметно ниже той температуры, которую он имеет, когда мы просыпаемся. Сознание также генерирует ощутимое тепло.

Было принято считать, что мозг теряет свою силу к сорока пяти годам и что человек в семьдесят пять лет едва ли может обладать созидательным умом. Однако сущестует очень много фактов, свидетельствующих об обратном.

Мозг пожилого человека

Тициану было девяносто восемь лет, когда он создал одно из своих лучших полотен «Битва при Лепанте». Бенджамин Франклин написал свою знаменитую автобиографию после того, как ему исполнилось восемьдесят. Дарвину было за шестьдесят, когда он написал книгу «Происхождение человека и половой отбор», потрясшую весь мир.

Кларе Бартен,основательнице Красного Креста, было восемьдесят четыре года, когда она торжественно провозгласила «Американскую национальную ассоциацию первой помощи». В возрасте 89 лет она научилась печатать на пишущей машинке. Эти примеры при желании можно было продолжить, однако и сказанного вполне достаточно.

Конечно, не каждый в состоянии создать бессмертные произведения литературы или написать шедевр живописи, но уделяя должное внимание работе мозга и обеспечивая его всем необходимым, мы сможем помочь ему функционировать в преклонном возрасте также эффективно как и в молодые годы.

Мы не станем слабоумными или дряхлыми, если будем действовать в согласии с законами природы, а не против них. Какими бы сложными и загадочными ни представлялись нам некоторые функции мозга, он является единственным органом разума, который управляет организмом.

Что Влияет на функции мозга

Чем в лучшем состоянии находится мозг, тем лучше деятельность разума. Для того чтобы разум работал бесперебойно, не только физическое состояние мозга, но и физическое состояние всего организма должно быть нормальным.

Советую почитать:

Восстановление кровоснабжения мозгаФитотерапия, народные рецепты и целебные травы помогут восстановить кровоснабжение мозга. Для перехода жмите на картинку слева.

Источник: https://samsebedocktor.ru/page7.html

Мозг человека – главная тайна, пока не разгаданная учеными

Какова роль нашего мозга?

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль.

В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим.

Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов).

Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем.

Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Интересно!

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания.

Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи.

Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи.

Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга.

Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа.

Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей.

Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов.

В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография.

В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах.

Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ.

Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга.

Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые.

В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева.

В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской.

Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна…

Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.

Источник: https://nmedik.org/mozg-cheloveka.html

Как и почему наш мозг обманывает нас

Какова роль нашего мозга?

Величие человека – исторический миф или непреложная истина?

«Самая главная вещь, которую мы должны для себя понять, – наша невероятная ограниченность.  Мы живем, руководствуясь мифом о человеке, согласно которому мы – венец творения и чудо мироздания.

Если посмотреть правде в глаза, этой вселенной 13,8 миллиардов лет, нам как виду от силы 200 тысяч лет, письменность вообще возникла меньше 10 тысяч лет назад. И вообще, все это очень скоро закончится.

Учитывая все катастрофы, которые возможны (технологические, глобальное потепление и т.д.), с вероятностью в 99% мы не протянем и 500 лет», – поделился врач.

Парадокс нейрофизиологии, или почему у нас нет собственного «Я»

Известно, что наука буквально «кишит» парадоксами. В физике, в частности квантовой механике, существуют противоречия, которые поражают любое рациональное мышление, например, частицы (твердые тела), которые  «волнятся».

  Когда мы проходим все эти парадоксы в школе или университете, нам, прежде всего, предлагают освоить некоторые константы, принимая очевидные противоречия как данность, которую можно объяснить.

И это, по словам Андрея Курпатова, самая большая ошибка, которую мы можем допустить, – пытаться приписать понятность тому, чего мы на самом деле не понимаем.

«Почему же мы не понимаем квантовую механику? Мы познаем ее интуитивно, потому что привыкли мыслить так, как нас создала эволюция. А эволюция нас создала для утилитарных целей: выжить в лесу, саванне и т.д.

Все, чем мы отличаемся от обезьяны, это язык, который мы чудесным образом освоили и сформировали у себя в мозгу. А язык был создан для коммуникативных целей, для того, чтобы люди коллективно могли о чем-то договориться.

Язык вовсе не создавался для того, чтобы постигать квантовую механику. И наш язык в этом смысле ужасен, он обманывает», – рассказывает Андрей Курпатов

Причины нашего поведения, оказывается, вовсе неподвластны нашему пониманию. Нам лишь кажется, что мы можем объяснить, почему мы выбрали ту или иную профессию или встречаемся с тем или иным человеком. Современная нейрофизиология говорит нам об обратном.

Все началось с революции Бенджамина Либета в начале 1970-х, который одним из первых продемонстрировал, что у человека нет свободы воли. Точнее, тогда выяснилось, что наш мозг принимает решение за полсекунды до того, как мы это решение осознаем. Либет для своего эксперимента использовал аппарат с множеством проводов – неточный метод.

Сегодня в Институте Макса Планка в Лейпциге с помощью специального аппарата, куда помещается человек, специалисты могут за 10 секунд предсказать, какое решение вы примете.

«Наш мозг обманывает нас фундаментальным образом. Нам кажется, что наши объяснения, наши решения есть продукт нашей сознательной деятельности, на самом деле это не так. И причина как раз в самом языке», – поделился врач.

В чем виноват язык, кроме того, что ограничивает нас в возможности выражения пока что невыразимых материй? Майкл Газзаниг, известный ученый, открыл феномен расщепленного мозга. Все мы слышали о том, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое – за аналитический ум.

На самом деле, по словам Андрея Курпатова, все проще. Правое полушарие в меньшей степени справилось с осваиванием языка, в то время как левое полушарие пользуется языком виртуозно.

Поэтому мы имеем в голове двух субъектов, один – правдивый, потому что не умеет врать, так как языком пользуется плохо, а второй – умник, который способен объяснить все, что нам угодно.

«Вы берете любой факт и тут же находите ему объяснение – левое полушарие очень говорливое. Так работает огромная зона центра интерпретации, который был открыт Уайлдером Пенфилдом.

Дальше вы фиксируете факты и складываете из них ту картину мира, которая вам комфортна. Вам достаточно любого количества фактов для того, чтобы все, объяснив себе, сделать понятным, ясным и очевидным.

И это чудовищная драматургия», – поделился врач-психотерапевт.

В чем же заключается нейрофизиологический парадокс? Эволюционно мы предназначены к познанию только очень примитивного количества вещей. Ни квантовая физика недоступна нашему познанию, ни наш собственный мозг.

Все наши объяснения различных явлений – попытка мозга, нащупав достаточное количество фактов, объяснить нам природу этих явлений в соответствии с нашей картиной мира для наиболее комфортного восприятия реальности. Кроме того, у нас нет собственного «Я», мы и наш мозг не всегда союзники.

Все решения, которые мы принимаем и считаем «сознательными», в действительности принимает наш мозг заранее. Мы просто подгоняем мысли к тому, что наш мозг уже придумал без нашего участия.

Еще на блоге:   Нейробиолог Бахрах о тайнах подсознания и озарения

Парадокс социальной психологии, или какова сила роли в жизни человека

«Мы привыкли думать, что мы хорошие люди, что мы движимы нашими внутренними установками в духе “я хочу самореализовываться” или “я хочу быть собой”. В социальной психологии исследования показали, что все, что мы про себя думаем, все нарративы и установки, которые мы создаем, ничего не стоят», – поделился Андрей Курпатов.

Филип Зимбардо, известный экспериментатор, организовал в подвале Стенфордского университета тюрьму, куда набрал молодых студентов, чтобы они приняли участие в ролевой игре (эксперимент описан в книге «Эффект Люцифера» Ф. Зимбардо). Вскоре после начала эксперимента то, что стало происходить в тюрьме, переросло в реальную катастрофу.

Степень унижения и страданий, которые доставляли «надсмотрщики» «заключенным», заставила готовить последних реальный побег. Зимбардо позже признался, что чувствовал себя «на вершине мира», когда был хозяином тюрьмы. Эксперимент должен был продлиться две недели.

На пятый день эксперимента Зимбардо пригласил свою невесту, которая тоже работала психологом в Стенфордском университете, чтобы она высказала профессиональное мнение об эксперименте. В результате этого визита и общения девушки с «надсмотрщиками» помолвка со стороны невесты была расторгнута. Через два дня Зимбардо прервал эксперимент.

Выяснилось, что под влиянием ситуации и социального давления у заключенных не было внутри никаких личностей и никаких внутренних установок. Ужас состоял в том, что никто не верил, что эксперимент закончился.

«Мы так вживаемся в свои роли, мы так подвержены влиянию ситуации, социальному давлению, что все, что мы считаем своей личностью, внутренним миром, может вмиг рассыпаться, и Зимбардо – это только один из великих экспериментаторов, которые это понимание нам дали», – поделился ученый.

Можем ли мы, осознав роль, поменять ее? Уильям Джеймс, который стоит у истоков всей психологии, говорил, что у нас столько же социальных ролей, с каким количеством людей мы знакомы. С каждым человеком, с которым мы взаимодействуем, мы ведем себя по-разному. И это происходит абсолютно автоматически.

Дело в том, что наш мозг специально для каждого человека создает определенную роль. Можно ли это осознать? Да, но только как парадокс, потому что, даже если мы осознаем роли, мы не перестанем их играть.

Однако если вы знаете, что есть такой психологическо-квантовый парадокс, то это знание дает вам большую степень свободы.

Вы можете понять, что во взаимодействии с близким человеком вы стали заложником действующих стереотипов, что ваши конфликты, ссоры и непонимания являются лишь следствием тех ролей, которые вы натренировали.

Еще на блоге:   Мышление против Понимания

Мозг, оказывается, не только лжет нам, но еще и ленится: однажды выработав модель поведения под конкретного человека, он постоянно ее повторяет. В процентном соотношении мозг составляет от всего тела человека лишь 2%, а поглощает у взрослого человека 20% энергии.

У детей эта цифра достигает 60 %, потому что они растут и со многим сталкиваются впервые. С точки зрения энергии тратить столько сил для регулярного изменения роли нерационально, но что еще важнее – мозг постоянно стремится все превратить в шаблоны, формы, стереотипы, привычки.

Нужен мощный внутренний вызов для того, чтобы говорить себе «мне непонятно», «я буду разбираться» и т.д. Мозг сопротивляется такому вызову, поэтому повторяет снова и снова однажды выработанную модель, а мы оказываемся заложниками этих ролей.

Для того, что принудить мозг выработать новую модель поведения, нужно осознать свою вариативность в огромном поле ролей и понять, что вы на самом деле не знаете человека.

Если мы осознаем иллюзорность тех образов, которые мы уже скроили под людей (а нейрофизиология уже обнаружила в мозгу человека зоны, где живут эти образы), и их истинную непонятность для нас, то мы готовы к настоящему человеческому общению, что, в свою очередь, понудит наш мозг создать другие роли.

«Все хорошее сложно.  Чем сложнее, тем, как правило, точнее и лучше. Но мозг хочет простенько и пошленько. Раньше книги читали, а сейчас можно просто картинки посмотреть. Мозг стремится к простоте и примитивности, к очень быстрому восприятию образов, и наша задача – видеть сложное», – поделился врач-психотерапевт.

Когнитивистика

Когнитивистика, по мнению Андрея Курпатова, выгодно отличается от нейрофизиологии и социальной психологии тем, что она оперирует гораздо меньшим количеством морали и нравственности и напрямую обращается к сознанию. Существует масса мифов о том, как работает сознание, однако главное заключается в следующем.

Сознание немногозадачно. В единицу времени оно способно решать только одну задачу. Если вы водите автомобиль и разговариваете при этом по телефону, вы делаете в это время только что-то одно. Мозг при этом быстро переключается и самое главное – врет, убеждая вас, что вы делаете и то, и другое.

Только три интеллектуальных объекта. Когда вы оперируете внутри сознания некоторыми интеллектуальными объектами, например, понятиями, то их может быть только три.

То есть, если вы думаете про теорию эволюции, вы можете думать еще про естественный отбор и про гены.

Но если в этот момент вам начнут напоминать про отсутствие промежуточных форм, что традиционно считают главным слабым местом теории эволюции, то один из терминов выпадет.

Длина мысли ограничивается тремя секундами. Затем сознание переключится на другую мысль и слепит воедино несколько мысленных актов. Так создается впечатление длительного мыслительного процесса. Однако думаете над одной мыслью вы всего три секунды.

«Понимать собственную ограниченность – это начало всякого понимания. Понимание, что вы чего-то не понимаете, делает вас на порядок умнее.

Это рождает в вас поисковую активность, и вы начинаете видеть факты, грубо говоря, включаете правое полушарие, которое пытается соотносить все, что вы думаете, с реальностью.

И вот эта поисковая активность, ощущение того, что вы чего-то не понимаете, не знаете, но вам продолжает быть интересно, самая важная вещь», – заключает Андрей Курпатов.

Дарья Софина / источник

Читайте нас в: Telegram, Instagram, Viber

Источник: https://ezopage.com/kak-i-pochemu-nash-mozg-obmanyvaet-nas/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.