Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Специфика медицинских осмотров детей

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.

Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.

Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.

Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии.

Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования.

Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.

Также существуют предварительные осмотры.

 Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу.

Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.

Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические  осмотры детей.

Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Чем болеют дети?

На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.

Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.

У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.

Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.

У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.

Группы здоровья

Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V.

Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.

I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.

Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести.

Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела.

Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.

III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.

В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.

Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.

К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.

Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия.

В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений.

Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.

Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает.

Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.

Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.

Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.

В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.

Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.

Правовые аспекты медосмотров

Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.

Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.

Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.

Источник: http://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/zdorove_detey/spetsifika_meditsinskikh_osmotrov_detey/

Раздел 18. Уход за здоровьем ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Дошкольный период (3–7 лет)

Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной зрелости.

На данном этапе интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке, правильно употребляют склонения и спряжения. Улучшается память. Игры приобретают абстрактный характер.

Совершенствуются тонкие координационные движения. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек: у девочек в игре появляется заботливость, у мальчиков – подвижность и сила. Формируются индивидуальные интересы и увлечения, самолюбие.

Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми. Эмоциональные проявления становятся сдержаннее.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

В этом возрастном периоде происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Определяются четкие различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и телосложения. Развиваются сложные координационные движения мелких мышц. Улучшается память, повышается интеллект. Расширяется круг интересов, возникает и осознается коллективный интерес.

Формирование режима

Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стериотипа.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной), пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.

В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.

В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин.

При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Особое место занимает режим дня школьников. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

Решение данной задачи возможно достичь:

1) правильной организацией урока;

2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

3) регламентацией продолжительности уроков и перемен;

4) рациональным построением занятий;

5) использованием каникул;

6) организацией рационального питания в течение учебного дня.

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1–3-й класс – 24 ч; 4-й класс – 27 ч; 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года.

Заболеваемость и профилактика

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы).

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач: после перенесенных инфекционных заболеваний, при возникших признаках асимметрии тела и др.

Так, при возникновении асимметрии тела рекомендуют практиковать симметричные виды спорта, например плавание.

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают: постепенность увеличения закаливающих нагрузок; последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием; регулярность и систематичность; комплексность (сочетание различных природных факторов); учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах). Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Создан: 28.02.2001.
© 2001- aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/uhod/spravochnik_po_uxodu_za_bolny/page_18.htm

Медицинское обследование детей

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Профилактика — надежный и проверенный способ предупреждения болезней у взрослых, детей, пожилых людей. Поэтому медицинские осмотры помогают выявлять заболевания на ранних стадиях их развития. А это значит, что шансов их вылечить, побороть, забыть навсегда есть больше. Комплексные врачебные осмотры особенно важны для детей. Узнаем об их проведении для разных возрастных категорий.

Медобследование детей до года

После появления на свет крохи у папы с мамой возникает множество вопросов: когда кормить ребенка, как, чем обрабатывать пупок, в чем купать, сколько дитя должно спать, стоит ли его пеленать, почему болит животик? Все эти вопросы они адресуют педиатру. Но в возрасте до года родителям не обойтись и без помощи патронажной сестры, ортопеда, невропатолога, отоларинголога, окулиста, иногда и массажиста. Именно эти специалисты призваны помочь родителям вырастить здорового малыша.  

В чем же состоит медицинское наблюдение за крохой на первом году жизни?

Когда мама и дитя выписываются из родильного дома, у нее уточняют адрес фактического места жительства. Эта информация передается работниками роддома в детскую поликлинику по месту проживания.

Участковый педиатр после выписки приходит к новорожденному домой на следующий день. Врач осмотрит ребенка, а именно проверит рефлексы, состояние кожи, слизистых, тазобедренных суставов, условия проживания.

Доктор даст необходимые советы по уходу за крохой, ответит на все мамины вопросы. На протяжении первого месяца ваш участковый педиатр и патронажная медицинская сестра будут вас навещать регулярно.

Обычно они оставляют свои телефоны, чтобы в случае необходимости мамочка могла проконсультироваться по проблемным вопросам.

Когда ребеночку исполняется месяц, мама должна прийти с ним в детскую поликлинику. Там проводится контрольное взвешивание, измерение роста, контроль рефлексов и общего состояния малыша. Далее на осмотр к участковому педиатру родители должны привозить дитя один раз в месяц.

Со второго месяца малышу проводят вакцинацию против гепатита В, столбняка, коклюша, дифтерии и полиомиелита. Когда ребенку исполнится годик, то наступает очередь прививок от краснухи, кори, эпидемического паротита.

Вакцинируют только абсолютно здоровых детей, переболевшим простудами или другими недугами дают отсрочку от прививок.

Любой здоровый малыш в возрасте до одного годика должен проходить осмотры узкопрофильных специалистов. Так, невропатологу нужно показывать дитя в месяц, три, шесть и год. Заключение о состоянии крохи должен дать и хирург-ортопед. Дважды в год дитя осматривают окулист и отоларинголог. Глазной врач это делает в два месяца и год, ЛОР — в шесть месяцев и в год.

В три месяца и в год деткам выполняют ультразвуковые исследования тазобедренных суставов, головного мозга, брюшной полости, чтобы не пропустить возможных отклонений в развитии.

На первый взгляд такое медицинское обследование у детей до года является насыщенным. Однако именно в этот период дитя очень быстро растет, а в периоды интенсивного роста отклонения в развитии могут иметь серьезные последствия. Да и у молодых мамочек возникает множество вопросов, которые они задают врачам. Поэтому визиты в поликлинику необходимы и важны.

Следует признать, что в условиях районной детской поликлиники не всегда есть возможность обеспечить маленького пациента нужной ему врачебной помощью. Особенно если речь идет о проблемных детях.

Сегодня у родителей есть возможность обращаться в коммерческие медицинские центры. Там осуществляется комплексное медицинское обследование детей: наблюдение новорожденных с момента их появления на свет, предоставляются дополнительные услуги по проведению анализов, массажа, коррекционной работы с проблемными малышами.

Полное медицинское обследование школьников и детей перед школой

Итак, ребенка выпустили из дошкольного учреждения, и ему пора в школу. Летом родители в обязательном порядке проходят с ним комплексное медицинское обследование для получения медкарты формы 026У. Это регламентируется приказом Министерства Здравоохранения №1346н РФ.

Такой медосмотр перед школой включает:

  1. Консультативный прием узкопрофильных специалистов: педиатра, невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога, стоматолога, хирурга, ортопеда, психиатра, для девочек — гинеколога, для мальчиков — уролога-андролога. 
  2. Лабораторная диагностика предусматривает анализ крови из пальца, общий анализ мочи, кала, плантографию, соскоб на энтеробиоз. 
  3. Функциональная диагностика включает ЭКГ, УЗИ гинекологическое для девочек, органов мошонки для мальчиков, щитовидной железы. 

На основе заключений всех специалистов, результатов анализов и исследований родители получают медицинский документ о разрешении посещения ребенком общеобразовательной школы.

В ней юные ученики будут проходить регулярные медицинские обследования. Это обязательная процедура для учащихся начальной школы и старшеклассников. Врачебные осмотры в школах проводятся с целью выявления болезней на ранних этапах их развития, профилактики заболеваний, снижения их в целом.

Профилактическое медицинское обследование школьников включает два этапа. Первый — доврачебный осмотр. Он предусматривает сдачу анализов и выполнение тестов, которые разработаны на основе специальной программы развития детей. Следующий этап — врачебно-педиатрический. Он предполагает осмотр школьников врачами по списку, утвержденному Министерством Здравоохранения страны.

Школьные медицинские осмотры — это возможность контролировать общее состояние здоровья учеников, следить за детьми, которые находятся на диспансерном учете.

Медицинское обследование детей с нарушением речи

Для изучения детей-дошкольников, постановки речевого диагноза и определения плана коррекционного воздействия проводят развернутое обследование ребенка с нарушениями речи. Обычно таких деток родители сначала показывают педиатрам.

Они осматривают ой аппарат малыша, особенно уздечку языка. Часто детские врачи рекомендуют родителям сделать ее подрезание в случаях, если ребенок не выговаривает звук ”р”. Эту манипуляцию выполняет хирург.

 Далее диагностикой речи проблемного малыша занимается логопед.

Логопедическое медицинское обследование предусматривает три этапа:

  1. Внимательное изучение условий воспитания, динамики речевого развития. Этап включает в себя беседу с родителями, анализ медицинских документов о малыше. 
  2. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это подробная регистрация вербальной деятельности ребенка. 
  3. Анализ и оценка полученных данных. 

Следует отметить, что важным условием оценки речевого развития служит достижение контакта с малышом. Ведь каждый ребенок с нарушениями речи имеет индивидуальный путь речевого развития. Необходимо, чтобы изучение его было доскональным. Для этого логопед использует разные методы, объединенные в систему.

Это поручения ребенку, наблюдение за его игровой деятельностью, беседы, диалоги. Они даются для того, чтобы правильно оценить состояние речевого развития мальчика или девочки; четко разграничивать, что в речи уже сформировано, а что только начинает складываться; спрогнозировать, какие фонетические проявления следует ожидать в ближайшей перспективе.

То есть логопед выявляет, что ребенок не умеет, нарушает, не различает, какими речевыми навыками он владеет.

Для эффективного воздействия на речевое недоразвитие логопед выявляет характер, структуру дефекта, планирует потенциальные возможности речевого развития малыша, на которые надо опираться в первую очередь.

Логопедическое обследование — это выявление сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения. Последняя задача включает обследование произношения отдельных звуков, слогов, уровня фонематического восприятия.

Учитывая возрастные особенности, обследование ребенка с нарушениями речи целесообразно проводить с использованием наглядности, в игровой форме. Например, предлагать ему рассказать сказку, фиксируя при этом дикцию, звукопроизношение, умение использовать свой ой аппарат и формировать предложения.

Данные, полученные логопедом в результате обследования конкретного ребенка, обобщаются, анализируются, вносятся в его речевую карту.

На их основе разрабатывается план коррекционной работы с малышом. К нему в обязательном порядке подключаются родители. Чем раньше провести медицинское обследование ребенка с проблемами речи, тем эффективнее будет ее исправление.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/meditsinskoe-obsledovanie-detej.html

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Общие принципы медицинского обследования и ухода за ребенком в разном возрасте:

Анамнез заболевания ребенка

По словам крупнейшего отечественного терапевта проф. Г. А. Захарьина, правильно собранный анамнез – есть половина диагноза.

Анамнез больного ребенка

Научиться собирать и правильно оценивать анамнез больного ребенка – это большое врачебное искусство. Обычно анамнез ребенка собирается у родителей, желательно у матери.

Наблюдательная мать при умелом расспросе врача может сообщить много ценных сведений о развитии заболевания у ребенка. Однако нередко мать навязывает врачу свое субъективное мнение о причине и даже диагнозе заболевания.

Поэтому от врача требуется немало терпения и такта, чтобы, выслушав спокойно рассказ матери, заставить ее затем точно и кратко ответить на конкретные вопросы.

Необходимо побеседовать и с больным ребенком, особенно старшего возраста, но при этом следует помнить, что он не всегда может четко определить свои ощущения, очень внушаем. Кроме того, дети могут умышленно ввести врача в заблуждение.

Сбор анамнеза у детей

Возраст ребенка определяет некоторую специфику собирания анамнеза.

Так, для детей первых лет, особенно первого года жизни, важнейшее значение приобретают подробные данные о возрасте и здоровье родителей, их привычках и профессиональных вредностях, а также акушерский анамнез матери: сведения о течении беременности, питании во время беременности, продолжительности родового акта, осложнениях в родах.

Подробно выясняются течение периода новорожденности, характер вскармливания (когда введен прикорм, когда отнят ребенок от груди), показатели физического и психического развития, особенности поведения, перенесенные заболевания, бытовые условия, уход, контакты с инфекционными больными и т. д.

Для детей более старшего возраста особое значение приобретают данные о всех ранее перенесенных заболеваниях, в том числе о всех острых инфекционных болезнях с указанием возраста, тяжести заболевания и имевших место осложнений. Обращается внимание на проводимые ранее профилактические прививки и наличие патологических реакций на них.

Как собрать анамнез ребенка?

Учитывая возрастающую роль аллергии в развитии заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста, необходимо выявить склонность ребенка к аллергическим реакциям на различные факторы внешней и внутренней среды, продукты питания, лекарственные препараты, частоту острых респираторных заболеваний и связь их с аллергией.

В анамнезе настоящего заболевания необходимо отразить начало болезни, его первые и последующие симптомы, развитие болезни до настоящего момента.

Оценка этих данных имеет свои особенности, определяющиеся возрастом ребенка.

Так, диагностическое значение одного и того же симптома резко меняется в разные возрастные периоды (например, сыпь, судороги, желтуха могут иметь различную диагностическую значимость в раннем и старшем возрасте).

При тяжелом состоянии ребенка и необходимости срочных медицинских мероприятий целесообразно сначала расспросить мать о причине и развитии настоящего заболевания, осмотреть ребенка и оказать необходимую помощь, а затем уже собрать общий анамнез и все дополнительные сведения. Если ребенок находится на поликлиническом приеме или поступает в стационар в удовлетворительном состоянии, собирание анамнеза может идти в обычной последовательности.

Подробный анамнез занимает большое место в исследовании больного ребенка и позволяет сделать заключение (с учетом индивидуальной оценки полученных данных) о предполагаемом заболевании, характере течения патологического процесса, а также об отрицательных факторах в жизни ребенка и семейно-бытовых условиях, которые могли способствовать развитию настоящего заболевания.

Во время беседы с матерью и ребенком необходимо наблюдать за поведением больного, координированностью его движений, особенностями мышления и речи, т. е. начинать объективный медицинский осмотр.

В педиатрии используются такие же методы исследования, как и у взрослых, но для того, чтобы результаты получились правильными, надо уметь подойти к ребенку, знать некоторые специальные правила исследования.

Нередко врач, умеющий прекрасно провести обследование взрослого человека, теряется когда предстоит обследование и уход за ребенком.

Медицинский осмотр детей

Важное место в обследовании ребенка занимает осмотр.

Как проводится осмотр детей врачом?

Если ребенок спит, то чтобы провести медицинский осмотр будить его не рекомендуется. Наоборот, в этом состоянии наиболее точными будут данные подсчета частоты пульса, дыхания. Постепенно осторожными движениями и обязательно теплыми руками ребенка необходимо полностью раздеть. Только в пубертатном возрасте, щадя психику ребенка, следует проводить частичный осмотр.

Если ребенок относится к медицинскому осмотру негативно, нужно преодолеть его страх и сопротивление, переключив его внимание на игрушки, приласкать, рассказать сказку.

Многие дети быстро привыкают к врачу, процесс обследования, если он не причиняет болевых ощущений, привлекает их внимание, ребенок охотно дает себя осмотреть и даже подражает приемам врача. Но бывают дети избалованные, чрезмерно возбудимые, на которых не действуют обычные приемы.

В этих случаях иногда помогает строгий приказ врача, и лишь в исключительных случаях может быть применен насильственный осмотр.

Медицинский осмотр желательно проводить при дневном свете и как исключение при ярком электрическом освещении. Детей раннего возраста располагают на пеленальном или обычном столе, более старших детей можно осматривать на руках матери или в кроватке.

Последовательность медицинского осмотра детей

Существует определенное медицинское обследование и уход за ребенком. Прежде всего необходимо оценить положение ребенка (активное, пассивное, вынужденное), его осанку, походку, выражение лица, глаз, окраску кожных покровов, наличие и характер сыпи, выраженность катарального синдрома.

ребенок должен быть осмотрен полностью, даже если диагноз относительно ясен, так как могут быть неожиданные находки или сопутствующего заболевания, или аномалий развития.

Оценивается состояние питания, физическое развитие, определяется пульс, частота дыхания, а затем обследуются органы и системы по общепринятой схеме.

Медицинский осмотр ротоглотки и болезненных участков тела (например, суставов при полиартрите) следует проводить в последнюю очередь, так как это исследование обязательно причинит неприятные ощущения и вызовет сопротивление ребенка, после чего дальнейший осмотр может оказаться невозможным. При обследовании ротоглотки ребенка нужно фиксировать так, чтобы врач мог внимательно при ярком освещении осмотреть слизистую оболочку полости рта и глотки, миндалины. Осмотр проводится только с помощью шпателя или ложки.

Спокойное, доброжелательное, уверенное поведение врача и медицинского персонала, гуманное отношение к больному и его родственникам являются залогом успешного лечения и последующей профилактики заболеваний в детском возрасте. Врач должен всегда поддерживать с матерью ребенка тесный контакт, быть постоянным советчиком в воспитании ребенка и проводником необходимых медицинских знаний среди окружающих его людей.

Особенности ухода за детьми

Уход за новорожденным

Комната, в которой находится новорожденный ребенок, должна содержаться в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должна стоять ближе к окну. Матрац жесткий, покрытый клеенкой и затем простынкой. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую).

Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом; детское белье после стирки и кипячения обязательно проглаживают горячим утюгом с двух сторон. Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде (температуры 37 °С), затем обливают водой, температура которой на 1°С ниже. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22 – 23 °С.

Лучше купать ребенка вечером перед кормлением; можно 1 раз в неделю пользоваться “детским” мылом. Ребенка следует подмывать каждый раз после опорожнения кишечника, лучше проточной водой температуры 36°С или слабым раствором перманганата калия (бледно-розового цвета); подмывают спереди назад от половых органов к заднему проходу, с тем чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы.

После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами один раз в 7-10 дней.

Учитывая большую восприимчивость новорожденного к инфекции, нужно оберегать его от контакта с чужими людьми. Ухаживающим за ребенком следует соблюдать строгие гигиенические правила.

Соски и пустышки необходимо перед употреблением кипятить. У новорожденного плохая терморегуляция, поэтому он может легко охладиться или перегреться, в связи с чем температура в комнате должна быть постоянной в пределах 20 – 22 °С.

Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Уход за грудным ребенком

Нормальное развитие ребенка может быть достигнуто при создании необходимых условий внешней среды и воспитательной работе. С первых же недель жизни ребенка должен соблюдаться строгий режим: правильное чередование сна, периодов бодрствования и еды.

Детский уголок – это самая светлая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими картинками на стенах, любимыми игрушками, специальной детской мебелью, манежем. Этот же принцип должен быть соблюден при организации детской палаты в больницах, яслях, детских садах.

Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Методы закаливания детей

1.

Закаливание грудного ребенка надо начинать с первых месяцев жизни. Это систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных, лучей.

Чтобы постепенно приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуются прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5°С на 5 -10 мин, в возрасте 2 – 6 мес – не ниже -10°С по 20 – 30 мин 1-2 раза в день.

К концу года дети могут гулять при температуре -15 °С до 2 – 3 ч в день (2 прогулки в защищенном от ветра месте). В летнее время дети первого года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня.

2.

Рекомендуются воздушные ванны, которые сначала должны проводиться под контролем врача начиная с 2-3 мес жизни. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии – с игрой в кроватке или манеже.

Температура воздуха при этом вначале должна быть не ниже 22 °С, а к концу года при соответствующей тренировке – 20 °С. Длительность процедуры вначале 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами, т. е. летом им лучше быть в тени деревьев.

3.

Водные процедуры для детей первого года жизни – это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равняется температуре тела (36-37 °С), во втором полугодии – 36 °С.

4.

Обтирание рекомендуется начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 °С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28 – 30 °С. Длительность процедуры – 3 – 5 мин. Обливание и душ обычно назначаются детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка первого года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней можно оставлять на некоторое время свободными руки, рекомендуется пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, что обеспечивает возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу, несомненно, обеспечит правильное, гармоничное развитие ребенка.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/deti3.html

Виды медицинских осмотров детей. Правила их проведения и процесс прохождения

Медицинский осмотр детей | Особенности ухода за детьми

Проведение медицинских осмотров несовершеннолетних регламентируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

1. Профилактические медицинские осмотры

Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.

Профилактические осмотры детей проводятся медицинскими организациями в возрастные периоды:

  • в течение первого года жизни — ежемесячно;
  • с 1 года до 2-х лет — каждые три месяца;
  • с 2-х до 3-х лет — каждые полгода;
  • с 3-х лет — ежегодно.

Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в следующих объемах:

 Возрастные периоды, в которые проводятся профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних Осмотры врачами-специалистами Лабораторные, функциональные и иные исследования
 НоворожденныйПедиатр Неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию логический скрининг  
1 месяц Педиатр Невролог Детский хирург Офтальмолог  Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца тазобедренных суставов Нейросонография логический скрининг  
2 месяца Педиатр 
3 месяца Педиатр Невролог Травматолог-ортопед  Общий анализ крови Общий анализ мочи логический скрининг  
4 месяца Педиатр 
5 месяцев Педиатр 
6 месяцев Педиатр Детский хирург Невролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи  
7 месяцев Педиатр 
8 месяцев Педиатр 
9 месяцев Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи  
10 месяцев Педиатр 
11 месяцев Педиатр 
12 месяцев Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Электрокардиография  
1 год 3 месяца Педиатр 
1 год 6 месяцев Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи  
1 год 9 месяцев Педиатр 
2 года Педиатр Детский стоматолог  Общий анализ крови Общий анализ мочи  
2 года 6 месяцев Педиатр 
3 года Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский Акушер-гинеколог Детский уролог-андролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
4 года Педиатр Детский хирург  Общий анализ крови Общий анализ мочи  
5 лет Педиатр Детский хирург  Общий анализ крови Общий анализ мочи  
6 лет Педиатр Невролог Офтальмолог Детский стоматолог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
7 лет Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский Акушер-гинеколог Детский уролог- андролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы Электрокардиография  
8 лет Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
9 лет Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
10 лет Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Детский эндокринолог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский  Общий анализ Общий анализ мочи Общий анализ кала Электрокардиография Исследование уровня глюкозы в крови  
11 лет Педиатр Детский хирург Офтальмолог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
12 лет Педиатр Акушер-гинеколог Детский уролог- андролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи  
13 лет Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови  
14 лет Педиатр Детский стоматолог Детский уролог- андролог Детский эндокринолог Невролог Офтальмолог Оториноларинголог Акушер-гинеколог Психиатр подростковый  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы Электрокардиография Исследования уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий подростковый гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон)  
15 лет Педиатр Детский хирург Детский стоматолог Детский уролог- андролог Детский эндокринолог Невролог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Акушер-гинеколог Психиатр подростковый  Общий анализ Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Электрокардиография Флюорография легких  
16 лет Педиатр Детский хирург Детский стоматолог Детский уролог- андролог Детский эндокринолог Невролог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Акушер-гинеколог Психиатр подростковый  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Электрокардиография Флюорография легких  
17 лет Педиатр Детский хирург Детский стоматолог Детский уролог- андролог Детский эндокринолог Невролог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Акушер-гинеколог Психиатр подростковый  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Электрокардиография Флюорография легких  

2. Предварительные медицинские осмотры

Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних (детей) проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению.

Предварительные осмотры проводятся медицинскими организациями в следующих объемах:

Перечень типов образовательных учреждений, при поступлении в которые проводятся предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних  Осмотры врачами- специалистами Лабораторные функциональные и иные исследования 
Дошкольные образовательные учреждения Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский Акушер-гинеколог Детский уролог- андролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Анализ кала на яйца глистов  
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) образовательные учреждения  Педиатр Невролог Детский хирург Детский стоматолог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Психиатр детский Акушер-гинеколог Детский уролог- андролог  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Анализ кала на яйца глистов Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы Электрокардиография  
Образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)  Педиатр Детский хирург Детский стоматолог Детский уролог- андролог Детский эндокринолог Невролог Травматолог-ортопед Офтальмолог Оториноларинголог Акушер-гинеколог Психиатр подростковый  Общий анализ крови Общий анализ мочи Исследование уровня глюкозы в крови Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы Электрокардиография Флюорография легких  

В день прохождения предварительного осмотра несовершеннолетний прибывает в медицинскую организацию и предъявляет:

  1. направление на предварительный осмотр, выданное медицинским работником образовательного учреждения
  2. полис обязательного медицинского страхования.

На основании результатов предварительного осмотра врач-педиатр определяет:

  1. группу состояния здоровья несовершеннолетнего;
  2. медицинскую группу для занятий физической культурой и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой (в отношении несовершеннолетних, поступающих в образовательные учреждения, в которых предусмотрены занятия физической культурой);
  3. оформляет медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов и (или) медицинскую справку на несовершеннолетних, поступающих в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых указываются сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и оценка соответствия несовершеннолетнего требованиям к обучению.
  4. Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений и (или) медицинская справка оформляются в одном экземпляре, который направляется (выдается) несовершеннолетнему (его законному представителю).

Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Проведение периодических осмотров организуется образовательными учреждениями ежегодно в отношении несовершеннолетних, обучающихся по очной форме обучения.

Периодические осмотры проводятся медицинскими организациями в следующих объемах:

Перечень типов образовательных учреждений, при поступлении в которые проводятся предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних  Осмотры врачами- специалистами Лабораторные функциональные и иные исследования 
Дошкольные образовательные учреждения Педиатр Общий анализ крови Общий анализ мочи  
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) образовательные учреждения  ПедиатрОбщий анализ крови Общий анализ мочи  Анализ окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина
Образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)  Педиатр  Общий анализ крови Общий анализ мочи Анализ окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина  

Результатом медицинских осмотров является реализация плана оздоровительных мероприятий в тех случаях, когда выявлены отклонения в состоянии здоровья ребенка.

Источник: http://telreg.ru/article-medosmotry-detei.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.