Нарушение зрения у детей – причины и диагностика

Содержание

Дети с нарушениями зрения – классификация, причины и лечение

Нарушение зрения у детей - причины и диагностика

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушения зрительных функций относятся:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности, которые вызывают аномалии при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные после рождения (травма глаз, инфекция и т.д.);
  • плохая наследственность (глаукома, катаракта и другие проблемы со зрением, которые диагностировали у родственников).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания.

Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка.

Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/organy-zreniya/deti-s-narusheniyami-zreniya.html

Нарушение зрения у детей – причины и диагностика

Нарушение зрения у детей - причины и диагностика

Нарушения связанные со зрением выражаются как в полной (слепота), так и в неполной (слабовидение) потере видения, причем количество слабовидящих значительно больше, чем слепых.

Основными причинами являются поражения зрительного нерва или соответствующих структур головного мозга.

Из этой статьи вы узнаете, какими могут быть причины болезней, а также о том, какая существует профилактика заболеваний.

Нарушение осложнено плохо сформированными понятиями об основных движениях, это снижает двигательную активность детей, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентирование в пространстве детей с нарушением зрения

Умение хорошо ориентироваться в пространстве играет важную роль. Развитие малышей предусматривает ориентацию в пространстве с помощью формирования специальных заданий и упражнений. Важная роль отводится строевым упражнениям, перестроениям и построениям.

Строевые упражнения помогают научиться ориентироваться в пространстве, формируют правильную осанку, воспитывают организованность.

Необходимо добиваться, чтобы команды и замечания поступали из разных углов зала, площадки, а упражнения нужно выполнять в специальных условиях, формируя у ребенка необходимые умения и навыки.

Координация движений ребенка с нарушением зрения

Многие специалисты указывают, что проблемы со зрением часто приводит к существенному ухудшению скорости, точности, ритма и координации движений. Это проявляется тогда, когда дети выполняют плохо знакомые упражнения или выполняют их в непривычных условиях. Опыт работы доказывает, то выполняя специальные упражнения и задания можно развить у детей ритм, координацию и точность движений.

Развитие детей с нарушением зрения

Главные задачи воспитания:

  • улучшение состояния здоровья;
  • физическое развитие;
  • формирование интереса к разным двигательным действиям;
  • воспитание личностных качеств;
  • обеспечение подготовки к школе.

Развитие такого ребенка помимо общих задач физического воспитания предусматривает выполнение специальных задач с учетом их познавательной деятельности и предыдущего опыта движений:

  • увеличение активности с помощью создания условий, позволяющих преодолеть скованность движений;
  • формирование двигательных умений на основе деятельности сохранных анализаторов;
  • корректировка недостатков в физическом развитии;
  • воспитание позитивной мотивации и двигательной деятельности, преодоление неуверенности.

Работа по воспитанию детей с нарушениями зрения предусматривает:

Развитие навыков ориентации в пространстве:

  • ориентировка на себя (знание частей тела);
  • ориентировка в спортзале (знакомство с залом, требованиями безопасного передвижения);
  • определение направления (перемещения, повороты);
  • ориентирование с помощью слухового и тактильного анализаторов.

Корректировка вторичных дефектов:

  • исправление плоскостопия, осанки;
  • корректировка скованности движений;
  • формирование позитивного интереса к двигательной деятельности.

Развитие зрительных функций:

  • прослеживающие функции глаза;
  • глазомера;
  • гимнастика для глаз с целью снятия утомления.

Организация двигательной активности должна учитывать рекомендации офтальмолога о зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативные последствия для зрения с помощью неправильно подобранных упражнений.

Что нужно о причинах нарушения зрения?

  • Основные причины могут быть наследственными.
  • Способность видеть может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.
  • Ухудшение видимости может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.

Главное, вовремя провести медицинское обследование.

По итогам обследования малышу, у которого диагностированы проблемы со зрением, может быть назначено медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки глаза.

При недоразвитии зрительных центров головного мозга или сбоя проводимости зрительных нервов в ряде случаев, для предотвращения развития тяжелых дефектов зрения, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.

Чем вызвано нарушение детского зрения?

Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому когда у маленьких мальчиков и девочек закладываются основы психики (социальной, общественной), сбой зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.

Обычно проблемы со зрением обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если их сын или дочка испытывают следующие нарушения зрения:

  • не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;
  • подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;
  • не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;
  • длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;
  • повредил глаз острым предметом;
  • сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.

Как предотвратить проблемы со зрением?

Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.

Причины быть сокрыты в ослаблении здоровья. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов – эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.

А пока способность видеть не восстановилась, вы должны предпринять следующее для устранения нарушения:

  1. Обеспечьте нормальное освещение “игрового поля”.
  2. Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.
  3. Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).
  4. В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)
  5. По рекомендации окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.

Все эти мероприятия при временных ухудшениях не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию малыша.

Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием глаз со стороны окулиста. Специалист, оценив опасность предложит программу лечения.

Воспитание детей с нарушениями зрения

В воспитательной работе старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации.

При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Как известно, основными компенсаторами недостатков зрения, являются слух, осязание и мышечное чувство.

  1. Прежде всего, учите своего ребенка слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте малыша с их названиями. Чаще, чем с обычными малышами, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков (“громче – значит ближе”) и их источников (“слышишь, это едет машина”). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг (“прилетела синичка”), комментируйте его и свои действия (“мама моет тарелку”), вместе слушайте и обсуждайте музыку (“как громко играет труба!”) При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им “осязательную” характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением (“это мишка, он мягкий”). Обогащайте осязательный опыт малыша, у которого выявлены нарушения, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.
  2. Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего мальчика или девочки сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме (“два притопа, три прихлопа”). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями (“подними руку еще выше”). Каждое упражнение должно иметь звуковое (“Молодец!”) или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.
  3. У малыша, у которого диагностировано нарушение зрения, формируйте представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их (“это ножка”). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас (“это мамина голова”). Чтобы научить его есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.

Причины потери зрения

Как правило, резкая полная потеря способности видеть в раннем возрасте происходит в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.

Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).

Как проводится диагностика нарушения зрения у ребенка?

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/narushenije_zrenija_u_detei.html

Нарушение бинокулярного зрения у взрослых и детей: причины, симптомы, диагностика и методы лечения

Нарушение зрения у детей - причины и диагностика

Бинокулярное (стереоскопическое) зрение позволяет нам видеть окружающие предметы объемно. Благодаря этой функции человек способен правильно оценивать расстояние между объектами.

При различных патологиях глаз и центральной нервной системы могут возникать нарушения бинокулярного зрения.

Как проявляются такие заболевания? И можно ли вылечить расстройства бинокулярности? На эти вопросы мы ответим в статье.

Общая характеристика

Что такое бинокулярное зрение? В норме человек воспринимает все окружающие предметы и объекты двумя глазами. Но при этом он видит не две зрительных картинки, а одну. Информация, поступающая в головной мозг из двух органов зрения, сливается в единый объемный (стереоскопический) образ. Такую способность человеческого глаза врачи-офтальмологи и называют бинокулярным зрением.

Сначала каждый глаз по отдельности распознает объекты окружающего мира с помощью фоторецепторов сетчатки (колбочек и палочек). Затем сигналы передаются в зрительный центр головного мозга, где происходит их обработка. Информация, поступившая из сетчаток одного и другого глаза, сливается в единое изображение. Это процесс объединения двух зрительных картинок врачи называют фузией.

Для нормальной работы бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • острота зрения каждым глазом не менее 0,3 диоптрий;
  • способность зрительного анализатора к фузии;
  • скоординированная работа мышечного и связочного аппарата глазных яблок;
  • отсутствие отклонения зрительных осей от точки фиксации взгляда;
  • отсутствие патологий сетчатки.

Нарушение любого из этих условий приводит к расстройствам бинокулярного зрения. При таких патологиях восприятие окружающего мира становится монокулярным. Нарушается согласованная работа двух органов зрения.

Человек воспринимает все объекты попеременно: то одним, то другим глазом. Такой пациент может правильно воспринимать форму и размер предметов, но ему очень сложно определить их расположение в пространстве.

Возникают большие сложности с оценкой расстояний между объектами.

Рассмотрим наиболее распространенные причины нарушения бинокулярного зрения. К такому расстройству могут привести следующие патологии глаз и центральной нервной системы:

  • болезни и травмы сетчатки;
  • катаракта;
  • ожоги роговицы;
  • дефекты строения глазной мускулатуры;
  • интоксикация организма различными ядами;
  • хромосомные аномалии;
  • неврологические заболевания.

Нарушения бинокулярности очень редко являются отдельной патологией. Чаще всего это лишь один из симптомов офтальмологических и неврологических болезней.

Наиболее распространены следующие формы нарушения бинокулярного зрения:

  • косоглазие;
  • амблиопия;
  • анизометропия.

Далее мы рассмотрим вышеперечисленные виды расстройств более подробно.

Косоглазие: общее описание

При косоглазии (страбизме) происходит отклонение зрительной оси одного или двух глаз от рассматриваемого объекта. Оно возникает вследствие несогласованной работы мышц органа зрения. При этом один глаз человека фиксирует взгляд на определенном объекте, а другой – отклоняется в какую-либо сторону и воспринимает совсем иные предметы. В результате единый зрительный образ не складывается.

Выделяют следующие типы косоглазия:

  • содружественное;
  • паралитическое.

Эти виды страбизма имеют разную этиологию и симптоматику.

Содружественная форма страбизма

Содружественное косоглазие – это наиболее распространенная разновидность нарушения бинокулярного зрения у детей. Оно возникает вследствие следующих причин:

  • неврологических нарушений;
  • неблагоприятных воздействий на плод во внутриутробный период;
  • хромосомных аномалий;
  • приобретенной дальнозоркости или близорукости;
  • снижения остроты зрения одного глаза;
  • гетерофории (разной силы мышц левого и правого глаза);
  • осложнений после инфекционных патологий.

При содружественной форме страбизма у пациента имеются изменения только в одном из органов зрения. При этом движения глазных мышц не нарушены, а углы отклонения от зрительной оси одинаковы. Это означает, что если один глаз косит на 5 градусов, то и другой отклоняется на такую же величину.

Содружественное косоглазие нередко выглядит как чисто внешний дефект и не причиняет пациенту особых неудобств. Эта форма страбизма не сопровождается двоением в глазах. Однако со временем косоглазие может привести к снижению остроты зрения.

Чтобы разглядеть какой-либо предмет, человеку приходится прищуриваться и напрягать глаза. Это приводит к утомлению органа зрения и головным болям. Поэтому содружественное косоглазие необходимо лечить в детском возрасте.

Нарушения бинокулярного зрения у взрослых гораздо хуже поддаются коррекции.

Паралитическое косоглазие

Паралитическая форма косоглазия встречается довольно редко. Эта патология чаще возникает у взрослых людей. Его причиной становятся травмы глаз, офтальмологические операции, интоксикации. Косоглазие развивается вследствие паралича мускулатуры, отвечающей за движение глазного яблока.

Такой вид нарушения бинокулярного зрения характеризуется полной невозможностью движения глазного яблока в сторону парализованной мышцы. У пациентов часто возникает двоение в глазах.

При паралитической форме косоглазия резко снижается острота зрения. Быстро развивается близорукость или дальнозоркость. Человеку становится очень трудно фиксировать свой взгляд на каком-либо предмете.

Эта форма косоглазия довольно сложно поддается терапии.

Амблиопия

При данном расстройстве у пациента резко нарушается бинокулярное зрение. Что такое амблиопия? Пациенты часто путают это заболевание с косоглазием. Однако это разные патологии.

Амблиопия развивается как осложнение косоглазия. Со временем в косящем глазе происходят функциональные изменения. Он перестает полноценно участвовать в зрительном восприятии. Это заболевание также называют “синдромом ленивого глаза”.

При этом в пораженном органе зрения отсутствуют анатомические изменения. Все нарушения носят функциональный характер. Однако больной глаз очень мало задействован в процессе зрительного восприятия, что приводит к одностороннему снижению остроты зрения.

При амблиопии человек по-разному видит здоровым и больным глазом. Поэтому единый зрительный образ в головном мозге не складывается. Пораженный орган зрения хорошо различает цвета и объем предметов, но очень плохо распознает детали.

Анизометропия

Глаз человека работает как линза, преломляющая лучи света. Такую функцию органа зрения врачи называют рефракцией. В норме преломляющая сила левого и правого глаза одинакова.

Если же рефракционная способность одного глаза снижена, то офтальмологи называют такую патологию анизометропией. Это заболевание всегда сопровождается нарушениями бинокулярного зрения. Если разница в преломляющей силе между двумя глазами составляет более 2 диоптрий, то это сопровождается выраженным дискомфортом.

Причиной анизометропии чаще всего является изменения формы хрусталика или роговицы (астигматизм). Патология может также развиться у больных с катарактой и после офтальмологических операций.

При анизометропии человек видит здоровым глазом четкую и яркую картинку, а больным – расплывчатую. Поэтому в головном мозге не формируется единый зрительный образ. Возникает двоение в глазах, пациенты жалуются на нечеткость зрения. Если человек прикрывает ладонью больной глаз, то все симптомы исчезают.

Диагностика

Существует несколько домашних тестов, с помощью которых можно самостоятельно проверить бинокулярное зрение:

  1. Метод Соколова. Нужно свернуть трубку из бумаги (наподобие бинокля) и приложить к одному из глаз. Напротив другого глаза нужно поместить ладонь и держать ее на уровне конца трубы. Если бинокулярное зрение в норме, то человек увидит отверстие в ладони.
  2. Метод с книгой. На расстоянии 2 – 3 см от кончика носа нужно поместить карандаш и попытаться прочитать текст книги. При нормальном бинокулярном зрении человек сможет это сделать без труда.
  3. Метод Кальфа. Нужно держать перед собой два карандаша, один в вертикальном положении, а другой – в горизонтальном. Затем надо попробовать соединить их концы между собой. Если у человека имеются проблемы с бинокулярностью, то ему будет сложно выполнить этот тест.

Эти тесты помогут лишь предварительно оценить качество стереоскопического зрения. Точно выявить нарушения бинокулярности может только специалист. Если у пациента повышена утомляемость органа зрения, отмечается двоение в глазах или видимое косоглазие, то необходимо срочно посетить офтальмолога.

Врачи назначают следующие диагностические процедуры для проверки бинокулярности:

  1. Обследование на аппаратах “Монобиноскоп” и “Синоптофор”. Эти приборы не только помогают с высокой точностью диагностировать косоглазие и амблиопию, но и нередко применяются в лечебных целях.
  2. Рефрактометрию. С помощью специального прибора оценивается и сравнивается преломляющая сила обоих глаз.

Кроме этого, проводят офтальмоскопию и биомикроскопию. Это позволяет оценить состояние тканей роговицы, хрусталика и глазного дна.

Методы терапии

Лечение нарушений бинокулярного зрения на раннем этапе проводят консервативными методами. Используют следующие способы терапии:

  1. Окклюзию. Пациент носит специальные очки, у которых одно из стекол заклеено пластырем. Наклейку наносят на здоровую сторону. Это заставляет пациента напрягать косящий глаз. Такой метод лечения предотвращает развитие амблиопии на фоне косоглазия.
  2. Аппаратные методики. Для лечения используют приборы “Монобиноскоп” или “Синоптофор”. С их помощью проводят упражнения для глаз по совмещению нескольких картинок в одно целое. Также эти аппараты позволяют стимулировать глазные мышцы световыми сигналами.

Медикаментозное лечение при расстройствах бинокулярности носит вспомогательный характер. Назначают комплексы с бета-каротином, витаминами А и С. Это способствует сохранению остроты зрения. При паралитической форме косоглазия показан прием ноотропов, антиоксидантов и нейропротекторов.

Если на протяжении 1,5-2 лет эффект от консервативной терапии отсутствует, то это считается показанием к операции. Во время хирургического вмешательства врач ослабляет глазную мышцу.

Это приводит к нормализации движений глаз и устранению внешних признаков косоглазия. Однако расстройства бинокулярности могут сохраняться.

Поэтому после операции проводят повторный курс аппаратного лечения с помощью прибора “Синоптофор”.

Важно помнить, что лечение косоглазия и амблиопии лучше всего проводить в детском возрасте. У взрослых такие расстройства зрения требуют длительной и упорной терапии, а иногда и хирургического вмешательства.

Источник: https://FB.ru/article/465363/narushenie-binokulyarnogo-zreniya-u-vzroslyih-i-detey-prichinyi-simptomyi-diagnostika-i-metodyi-lecheniya

28 введение

Нарушение зрения у детей - причины и диагностика

Проблема исследованияи компенсации нарушений зрительноговосприятия у детей с нарушениями зренияявляется чрезвычайно актуальной изанимает особое место в психолого-педагогическойнауке. Компенсация нарушений зрительноговосприятия у таких детей может облегчитьориентировку в пространстве,учебно-воспитательный процесс, физическуютрудовую подготовку и интеграцию вобщество зрячих.

Вопросом о необходимостикоррекционной работы с детьми снарушениями зрения занималисьофтальмологи, нейрофизиологи,психофизиологии, тифлопедагоги итифлопсихологи такие как: Земцова М.И.,Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., СолнцеваЛ.И., Куман И.Г., Плаксина Л.И., ЛитвакА.Г., Гигорьева Л.П., Федоров С.Н., КапланА.И. и другие.

В настоящеевремя в России недостаточно реализуютсявозможности предупреждения зрительнойдепривации в дошкольном возрасте. Этообусловлено отсутствием методик,аппаратуры, специалистов и центровреабилитации. В результате чего вспециальные школы приходят дети сгрубыми нарушениями зрительноговосприятия и вторичными отклонениямив психическом развитии.

Многие дети с нарушением зрения имеютнизкий уровень развития осязательнойчувствительности, моторики пальцев икистей рук, общей моторики.

Происходитэто потому, что дети с частичной потерейзрения полностью полагаются на визуальнуюориентировку и не осознают роли осязаниякак средства замещения недостаточностизрительной информации.

Из-за отсутствияили резкого снижения зрения дети немогут спонтанно по подражанию окружающимовладеть различными предметно-практическимидействиями, как это происходит у нормальновидящих детей.

Вследствие малой двигательной активностимышц детей с нарушением зрения движенияу них оказываются вялыми или слишкомнапряженными. Всё это сдерживает развитиетактильной чувствительности, моторикирук и и общей моторики отрицательносказывается на формированиипредметно-практической деятельностидетей, на их интеллектуальном и физическомразвитии.

Цель работы: изучить особенностиразвития, обучения и физическоговоспитания детей с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Провести обзор литературы по проблеме нарушения зрения (понятие, причины возникновения, виды, психические и физические особенности).

  2. Раскрыть особенности обучения и физического воспитания детей с нарушением зрения.

1.1 Понятие нарушения зрения, причины возникновения, классификация

К детям с нарушением зрения относятся:

– слепые с полным отсутствием зрения идети с остаточным зрением, при которомего острота равна 0,05 и ниже на лучшевидящем глазу;

– слабовидящие со снижением зрения от0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковойкоррекцией;

– дети с косоглазием и амблиопией [31, с.7].

Слепота – наиболее резко выраженнаястепень утраты зрения, когда невозможноили сильно ограничено зрительноевосприятие окружающего мира вследствиеглубокой потери остроты центральногозрения или сужения поля зрения, илинарушения других зрительных функций.Раннее наступление слепоты особеннонеблагоприятно сказывается напсихо­физическом развитии детей.

По степени сохранности остаточногозрения различают абсолютную (тотальную)и практическую слепоту. При абсолютнойслепоте на оба глаза полностью выключенызрительные ощущения. При практическойслепоте наблюдается остаточное зрение,при котором сохраняется светоощущениеили форменное видение. Светоощущениепозволяет отличать свет от тьмы.

При остаточном форменном зрении имеетсявозможность фиксировать пальцы вблизилица, воспринимать свет, цвет, контуры,силуэты предметов на близком расстоянии.Остаточное зрение характеризуется:

– неравнозначностью взаимодействияразличных зрительных функций инесоответствием их параметров;

– неустойчивостью зрительных возможностейи снижением скорости и качествапереработки информации;

– наступлением быстрого утомления из-заснижения функциональных возможностейзрения [20, с. 16].

Слепота у детей бывает врожденной иприобретенной. Врожденная слепота чащевсего является следствием поврежденийили заболеваний плода в периодвнутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающейпричиной возникновения глазныхзаболеваний является врожденнаяпатология глаз, недоразвитие зрительнойсистемы на фоне общего соматическогоослабления здоровья.

Причиной врожденнойпатологии зрения может быть наследственныйфактор, обусловливающий появлениекатаракты, глаукомы, патологии сетчатки,атрофии зрительного нерва, близорукостии др.

; иногда факторов, обуславливающихснижение зрения, может быть несколько.

Причинами врожденных заболеваний ианомалий развития органа зрения могутбыть различные заболевания матери вовремя беременности (грипп, другиевирусные заболевания, обострениехронических болезней).

Определенноеместо среди причин глубокого нарушениязрения занимают алкогольные и никотиновыеинтоксикации, авитаминозы.

Среди детейс нарушением зрения следует выделитьгруппу недоношенных детей с ретинопатией(снижение чувствительности сетчатки),при которой чаще всего наступаеттотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерванаблюдается как самостоятельноезаболевание, причина которогонаследственные или врожденные аномалии.Частичная атрофия зрительного нерваможет быть сопутствующим нарушениемпри других глазных заболеваниях.

Приатрофии зрительного нерва нарушенияпроизвольных и непроизвольных движенийглаз могут быть связаны с поражениемЦНС. Поражения зрительно-нервногоаппарата органа зрения, приводящие кслепоте, являются не только следствиемразличных заболеваний ЦНС, но и результатомтравм, инфекционных и других заболеваний.

При атрофии зрительного нерва на лучшевидящем глазу сохраняется форменноезрение [4, с. 22].

Слабовидение – это значительное снижениеостроты зрения, при котором центральноезрение на лучше видящем глазу находитсяв пределах 0,05-0,2 или выше – 0,3 прииспользовании оптической коррекции. Кслабовидящим относят и тех детей, остротазрения которых может быть и болеевысокой, если при этом-глазное заболеваниепрогрессирует.

Слабовидение возникает вследствиеглазных болезней на фоне общегозаболевания организма. Чаще всегопричиной слабовидения является аномалиярефракции. Наиболее распространеннаяее форма – миопия (близорукость),достаточно часы гиперметропия(дальнозоркость) и астигматизм.

При слабовидении так же, как при слепоте,дефекты зрения делятся на прогрессирующиеи стационарные.

К прогрессирующимотносятся случаи первичной и вторичнойглаукомы, атрофии зрительных нервов,пигментная дегенерация сетчатки,злокачественные формы близорукости,отслойка сетчатки и др.

К стационарным(пороки развития) – микрофтальм,альбинизм, дальнозоркость, астигматизмвысоких степеней, а также непрогрессирующиепоследствия заболеваний и операций(стойкие помутнения роговицы, катаракта),послеоперационная афакия и др.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопияпроявляются в нарушении бинокулярноговидения, в основе которого лежит поражениеразличных отделов зрительного анализатораи его сенсорно-двигательных связей.Косоглазие не только приводит красстройству бинокулярного видения,но и препятствует его формированию.

Косоглазие возникает вследствиепонижения остроты; зрения одного илиобоих глаз из-за нарушения рефракции(преломляющей способности глаза),расстройства аккомодации (приспособленияглаза к рассматриванию предметов наразных расстояниях) и конвергенции(сведение осей глаз для видения предметовна близком расстоянии) [31, с. 9].

Термин «косоглазие» объединяет различныепо происхождению и локализации поражениязрительной и глазодвигательной систем,вызывающие периодическое или постоянноеотклонение (девиацию) глазного яблока.

Косоглазие характеризуется постояннымили периодически отклонением одногоиз глаз от совместной точки фиксации ина рушением функции бинокулярногозрения.

В зависимости от того кудаотклонен глаз, наблюдается внутреннее,или сходящееся, и наружное, илирасходящееся, косоглазие, а такжекосоглазие кверху и книзу. В ряде случаевможет быть одновременно горизонтальноеи вертикальное отклонение глаз.

Термином «амблиопия» обозначают такиеформы поражения зрения, которые не имеютвидимой анатомической или рефракционнойосновы.

Наиболее частой причинойамблиопии у детей бывает косоглазие,или страбизм, – не параллельностьоптических осей глаза, при этом в 85-90%случаев косоглазия наблюдается разнаястепень снижения зрения, т.е. появлениеамблиопии.

Различают следующие видыамблиопии: дисбинокулярная, обскурационная,рефракционная, истерическая [17, с. 51].

Таким образом, понимание структурызрительного дефекта позволяет организоватьне только соответствующую медицинскуюпомощь, но правильно осуществлятьпсихолого-педагогическую коррекционнуюработу.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5898406/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.