Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

Содержание

Гнев у ребенка – проявление, причины, как справиться с гневом

Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

Дети кажутся милыми и славными, пока не начинают подрастать и проявлять свои эмоции. Чем старше становится ребенок, тем ярче его эмоции и причины их проявления. Особенно это касается гнева. Многие родители удивляются тому, что их ребенок может гневаться. Однако психологи часто сталкиваются с данными проблемами в семье. Статья расскажет о том, как справиться с гневом ребенка.

Кажется, что только в подростковом возрасте у родителей начинаются проблемы с детьми. На самом деле по мере всей жизни чада родители вынуждены решать те или иные проблемы.

Гнев может проявляться уже в 3-4-летнем возрасте, выражаясь в криках, истериках, агрессии по отношению к живым и неодушевленным предметам.

Нередко гнев проявляется за пределами семьи, что становится новостью для родителей, когда на их сыновей и дочек жалуются другие взрослые.

Почему возникает гнев у детей? На данный вопрос желают ответить многие родители, потому что понимают, что устранение причин приведет к устранению гнева. Однако следует сразу обозначить, что гнев является природной эмоцией, которая присуща всем живым существам. Если ребенок его проявляет, это не делает его плохим. Просто в семье имеются проблемы, которые раздражают ребенка.

Что такое гнев у ребенка?

Гнев проявляется по-разному детьми и взрослыми. Что такое гнев у ребенка? Это незапланированное и спонтанное активное действие со вспышками гнева. Ребенок обычно плачет, кричит, вытягивает ноги и руки. Длиться это может от 30 секунд до 2 минут. Иногда и дольше. При этом ребенок щипается, кусается, бьется.

Многим кажется, что детский гнев является способом привлечения внимания. Данные вспышки возникают быстро и внезапно, а заканчиваются очень медленно. Если приступы агрессии войдут в привычку, тогда они могут спровоцировать развитие психических расстройств.

Для появления гневного состояния не требуется много времени. Некоторые люди проявляют свою агрессию практически мгновенно.

В психологии это называется синдромом эпизодического нарушения контроля – расстройство, возникающее вследствие эпизодического события и проявляющееся в импульсивном и агрессивном поведении.

Вспышки гнева возникают при неадекватной реакции на происходящее. В этом случае ярость накапливается и вырывается наружу.

Многие могут сказать, что это вполне нормальное явление. На самом деле это является психологическим отклонением, которое возникает по причине автоматической реакции организма на происходящее. Первые вспышки гнева у детей возникают в возрасте 1-4 года.

У всех возникают вспышки гнева. Но не все проявляют их в бурной агрессии и импульсивных поступках. Здесь важную роль играет строение нервной системы, которое и определяет, насколько вспыльчивым будет человек. Есть люди, которые разгораются постепенно и медленно стихают, если провоцирующие события перестают беспокоить. Другие же люди как быстро вспыхивают, так же быстро и стихают.

Вспышки гнева опасны тем, что человек не желает контролировать свои порывы. Он сначала действует, потом думает. А пока он действует, успевает совершить поступки, которые причиняют боль и вред окружающим.

перейти наверх

Причины гнева у детей

Когда родители не могут справиться со вспышками гнева у детей, они обращаются за помощью специалистов. Это можно сделать на сайте психологической помощи psymedcare.ru, если нужна предварительная консультация и есть желание быстро решить проблему. Какие причины провоцируют гнев у детей?

Гнев является следствием недовольства человека некой ситуацией. Как взрослые, так и дети начинают раздражаться, когда у них что-то не получается, события разворачиваются не так, как хотелось бы, люди ведут себя иным образом. Через гнев ребенок старается добиться своего. Иногда к такому способу прибегают и взрослые, что говорит о том, что только через гнев они могли достичь желаемого.

Если у ребенка ломаются игрушки, он не может застегнуть пуговицу, у него что-то отбирают, это вызывает гнев. Часто можно наблюдать вспышки агрессии, когда родители заставляют детей пойти спать, а малышам этого не хочется.

Причиной гнева является недовольство ребенка той ситуацией, которая с ним происходит. Другими причинами могут стать:

  1. Усталость.
  2. Чувство дискомфорта.
  3. Страх.

Дети могут задерживать дыхание. Однако через несколько секунд оно возобновляется.

Патологическим гневом становится ситуация, когда ребенок по 3 и более раз на день больше, чем 15 минут, совершает различные агрессивные поступки. К ним можно отнести:

  • Битье.
  • Щипание людей.
  • Царапанье.
  • Удары головой.
  • Толкание.
  • Поломка вещей.
  • Нанесение повреждений себе.

Данные поступки в частом проявлении указывают на имеющиеся у ребенка социальные или психологические проблемы. Обращение к психологу в данном случае является обязательным.

У всех детей можно наблюдать гнев. Однако одни крохи являются более агрессивными, нежели другие. Это связано с такими факторами:

  1. Возраст.
  2. Напряжение в окружении малыша.
  3. Усталость.
  4. Проблемы с развитием.
  5. Уровень развития.
  6. Проблемы с поведением.
  7. Воспитание в семье.
  8. Состояние здоровья (СДВГ, аутизм).

Еще дети становятся агрессивными, когда родители выдвигают в их адрес завышенные требования, при этом жестко и беспощадно наказывают за неповиновение или неудовлетворение данным желаниям.

перейти наверх

Воспитание ребенка является главной задачей каждого родителя. Однако многие ошибочно полагают, что воспитывать – значит бить и наказывать чадо за любую провинность. Поскольку гнев – это отрицательная эмоция, то наказывать ребенка за проявление агрессивного чувства до добра не доводит. Как справиться с гневом ребенка, если не наказанием?

Здесь существует множество рекомендаций. Во-первых, следует понимать, что ребенок не осознает своих чувств и еще не контролирует их. Более того, он еще не приучен к тому, как правильно выражать свои эмоции, чтобы они были социально приемлемыми. Следует общаться и на собственном примере показывать, как следует выражать гнев.

Кстати, если бить ребенка и другими способами наказывать только из-за проявления гнева, то вы на собственном примере демонстрируете, что он все делает правильно. Если не дома, то в другом месте ребенок будет бить и делать все то, что делают с ним родители, но уже с другими людьми.

В 2-летнем возрасте ребенок еще не понимает, что гнев – неприемлемая эмоция. Он выражает все, что испытывает, таким образом познавая мир.

Приходя в детский садик, он может через агрессивные поступки разграничивать личное пространство. Он смотрит, за что его накажут, а где он останется безнаказанным.

Таким образом он понимает, что можно делать и чего нельзя, куда можно идти, а куда лучше не ходить.

3-летний возраст является самым критичным. В этом возрасте дети начинают самоутверждаться и отделяться от родителей. Они все хотят делать так, как нужно им. Более того, они желают, чтобы все происходило так, как хочется им. Вспышки гнева в данном возрасте являются частыми и вполне нормальными, поскольку не все желания детей осуществляются.

При этом немало неудобства гнев доставляет родителям, особенно в общественных местах. Чтобы избежать неудобных ситуаций, следует заранее думать, куда с крохой идти, а от чего лучше отказаться.

перейти наверх

Короткие рекомендации для родителей:

  • Следует не пропускать время приема пищи и отхождения ко сну, чтобы ребенок не утомлялся и не был голодным.
  • Следует уделять малышу больше внимания и нежности, если он ревнует родителей к брату/сестричке.
  • Переключите внимание ребенка на что-то интересное.
  • Сохраняйте спокойствие в ситуации плача и крика.
  • Не обращайте внимания на реплики окружающих. Некоторые из них просто сами забыли или не сталкивались с гневом детей.
  • Следует ребенка крепко обнять, чтобы показать, что его понимаете.
  • Отодвиньте подальше предметы, если он имеет привычку их ломать или ими бросаться.
  • Продолжайте те дела, которыми вы занимались. Если вы возвращались домой, то продолжайте идти. Дети обычно идут и плачут за уходящими родителями.
  • Хвалите ребенка, когда он сам успокаивается.
  • Игнорируйте его гнев.
  • Не наказывайте и не высмеивайте его агрессию.
  • Признайте наличие огорчения у ребенка, а когда он успокоится, сказать, что вы понимаете его чувства.
  • Поощряйте попытки малыша словами выразить свои чувства.
  • Учите ребенка выражать корректно свои чувства.
  • Отвлекайте ребенка от раздражающей ситуации.
  • Будьте примером того, как себя вести в состоянии гнева и справляться с проблемами.

задача родителей – не дать ребенку победить, иначе он поймет, что своими слезами и криками может добиваться своего.

Проявление вспышек гнева после 5-7 лет уже требует консультаций у психолога, который разберет личностные проблемы ребенка, а затем научит его справляться с собственным гневом. Нередко имеющиеся проблемы в школе или с ровесниками провоцируют агрессию.

Родители должны помнить, что агрессия в адрес ребенка на его вспышки гнева лишь провоцируют их большие проявления. Здесь взрослым следует сохранять спокойствие и отвечать за свои действия, которые либо помогают, либо ухудшают поведение их ребенка.

Медицинская помощь нужна детям, которые:

  1. Часто и продолжительно агрессируют.
  2. Ранят себя в порыве сильной злости.
  3. Регулярно гневаются после 4-летнего возраста.

Консультация у детского психоневролога необходима, когда:

  1. Вспышки гнева длятся по 15 минут минимум 3 раза в день.
  2. Поведение не изменилось после достижения 4 лет, а также ребенок причиняет вред себе или окружающим.
  3. Родители не могут помочь своему ребенку и желают узнать, как это можно сделать.

Задача родителей на каждом этапе жизни ребенка помочь ему понять самого себя и научиться справляться с собственными эмоциями. Если взрослые не умеют этого делать, тогда помогут психологи, которые занимаются проблемами в семье.

перейти наверх

Итог

Гнев у ребенка является естественным чувством, которое проявляется и в последующие годы.

Однако есть возрастные периоды, когда вспышки гнева являются нормальными, и времена, когда их частое появление является патологией.

Итог событий будет во многом зависеть от решений и поступков родителей, которые и являются теми учителями, которые развивают в ребенке те или иные качества и модели поведения.

Гнев не влияет на продолжительность жизни, если только человек не начинает причинять вреда себе или другим людям. Если родители не будут решать проблему гнева у ребенка либо поддадутся его эмоциям, то они могут развить в нем привычку по любому поводу агрессировать. Это во взрослом возрасте может привести либо к психическим расстройствам, либо к проблемам с законом.

Прогноз неумения справляться с собственным гневом является неутешительным. А ведь именно родители должны научить малыша понять и проконтролировать собственные вспышки. Это трудно сделать, если сами родители являются агрессивными и не умеют контролировать личные эмоции. Тогда решение данной проблемы лучше передать специалистам.

Источник: http://PsyMedCare.ru/gnev-rebenka

Агрессия на ребенка

Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

 Ольга Коляда, практический психолог, преподаватель тренингового центра «Ладья»:Меня попросили высказаться на тему проявления агрессии со стороны родителей по отношению к собственным детям. Я согласилась, а потом поняла, что нужно начинать с уточнения понятия «агрессия» — с предмета, о котором идет разговор.

Причем уточнить понятие хочу не по словарю, в словарь мы по жизни заглядываем не часто, а слово это употребляем уверенно, значит, есть уже «бытовое» его определение. С «агрессией», как внутренним своим чувством – наш язык не знаком, испытывать «чувство агрессии» — звучит очень странно.

Испытываем мы злость, гнев, раздражение, досаду, возмущение, обиду. И все эти, и им подобные, неприятные чувства могут рождать «агрессию», как проявление — некий сильный и злобный эмоциональный выплеск, нарочно совершаемое разрушительное, подавляющее действие.

Совершаемое нами или по отношению к нам.

Причем – несправедливое хотя бы отчасти. Если я защищаюсь и не превышаю меру – какая ж это агрессия?

И если понимать «агрессию» так, то ответ на вопрос «а хорошо это или плохо?» оказывается не так-то прост. Я бы вообще его не обсуждала.

Потому что общественное мнение и так известно (агрессия – плохо, особенно по отношению к ребенку) и тут не о чем говорить.

Мне бы хотелось рассмотреть вопрос с другой точки зрения «полезно — не полезно». И здесь не все оказывается очевидным и однозначным.

Я сейчас начну писать довольно не радостные для некоторых людей мысли, а для кого-то, возможно, вообще неприемлемые. Поэтому сперва хочу оговорить свою позицию более четко, чтобы не быть обвиненной в садизме, пропаганде агрессии и насилия и т. п.

Вообще-то я – за мир во всем мире. За жизнь в любви и согласии, добре и взаимопомощи. Без разрушений, нападений, давления на других людей, и лучше вообще без зла – внутреннего и внешнего.

Я за это, я стремлюсь к этому, я стараюсь жить, исходя из этого – когда вокруг меня и во мне – мир. Но это бывает не всегда.

Первая печальная новость, которую можно не принимать и возмущаться, а можно принять и учиться с ней жить – большинство родителей (исключение – некоторые святые, допускаю) периодически испытывает прилив сильных злобных чувств по отношению к ребенку. В том числе – несоответствующих ситуации злобных чувств. И большинство из тех, кто эти чувства испытывает – с разной периодичностью и силой начинает их проявлять.

Вольно или не вольно. Формы проявления у разных людей в разных жизненных случаях могут быть разные – кто-то орет, кто-то сдержанно шипит, кто-то холодно давит на психику, кто-то занимается рукоприкладством с разной силой, кто-то замыкается в себе, чтобы отгородить ребенка от своих чувств. И так далее.

Из этой новости следует еще одна, не менее печальная (я вас предупреждала) – будучи такими, как мы есть, не святыми, мы иначе не можем. И это бывает очень тяжело принять. Есть уйма прекрасных книг и статей о том, как вредна агрессия и как здорово ее не проявлять по отношению к детям. Неужели, если бы я могла, я бы не последовала изложенным там советам?

Я же люблю своего ребенка и хочу жить с ним в мире, без нападений… Можно себя раз за разом оправдывать – «да, я тут повела себя, как злобная тварь, но у меня особые обстоятельства, они меня вынудили, я не нарочно…» и т. п. Оправдания отнимают много душевных и умственных сил, и на факты никак не влияют.

Так что лучше уж принять. Что в определенных обстоятельствах во мне возникает злоба на ребенка, возмущение, желание сделать ему больно (физически или душевно), сломать, заставить что-то понять\сделать\согласиться.

И это желание бывает настолько сильным, что я его в какой-то форме проявляю.

Если принять это в себе не получается или если вы вполне способны удерживаться от проявлений агрессии к ребенку – читать это материал дальше не стоит, вряд ли он будет вам полезен.

Если наличие агрессии в своих проявлениях, хоть и со вздохом, но принимается. Возникает следующий естественный вопрос – а как обезопасить от них своего ребенка? И менее логичные, но тоже полезные вопросы – а что вообще стоит делать? Стоит ли всегда защищать ребенка от своих нападений, или есть разные случаи? Давайте подумаем.

Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:

  • сдержаться,
  • научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
  • изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.

Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные.

И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.

Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.

А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке.

Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете.

И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.

Могут быть и другие способы объяснения.

Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять.

Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.

Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями.

Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности.

Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).

Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо.

То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них.

(Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)

Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.

Путь внутренних изменений – самый сложный, но и самый действенный

Пропадают поводы для возникновения агрессии. Пропадает задача изменения своего поведения, наработки новых привычек. Потому что по мере внутреннего изменения происходит естественное изменение поведения.

Но этот путь требует наибольших начальных вложений.

Нужно будет учиться наблюдать за собой и исследовать основания для возникновения возмущения, злости, чувства несправедливости, обиды – всего того, что выливается потом в агрессию.

И среди этих оснований обязательно найдется часть, идущая от неверных представлений о способностях и возможностях ребенка. Это всякие мысли типа – «он, что, не понимает?!» или «он, что, не может…?!». Прежде чем возмущаться – тщательнейшим образом проверьте – а вдруг и правда не понимает чего-то для вас очевидного и не может чего-то, на ваш взгляд, простого?

Можете обратиться к нормам возрастной психологии – многолетние наблюдения ученых всего мира за развитием детей выявили среднюю норму из способностей и возможностей в разном возрасте.

И к пониманию, и к сосредоточению, и к осознаванию себя и разных областей существования. Множество случаев возмущения действиями ребенка происходит от неверной оценки его возможностей.

Начиная лучше их понимать – вы перестаете воспринимать эти случаи, как повод для агрессии. Правда, не все случаи таковы, но об этом немного позже.

Другая часть случаев, вызывающих повод для агрессии – это случаи, когда ребенок вольно или невольно наступает на вашу «больную мозоль», задевает своим поведением или словами больную для вас тему. Один из заметных примеров – почти все дети в дошкольном возрасте однажды заявляют – «мама, ты меня не любишь!».

Для тех мам, которые не ощущают тянущуюся из собственного детства болезненную нехватку любви, такое заявление – повод для спокойного обсуждения темы и выяснения «почему?», либо для игры – «да, я тебя не люблю, и поэтому хочу поймать и запихнуть вот в тот ящик в углу и накрыть подушкой» (и начинается веселая возня).

Те же, для кого эта тема – «больная» — либо начинают защищаться и оправдываться, доказывать, что любят, либо – защищаться и нападать – «да как ты смеешь такое матери говорить, и даже думать!!!». Больные темы у каждого свои – и тут ребенок только «работает диагностом» душевных травм.

Можно, конечно, обижаться на него за жесткие методы диагностики, но лучше находить способ лечить душевные травмы, благо сейчас для этого существует уже достаточно методик.

А вот третья часть случаев – очень интересная и неоднозначная.

(Боюсь, сейчас полетят тапки и гнилые помидоры…) Третья часть случаев, вызывающих возмущение, злость и желание «дать сдачи с довеском» относится к тем ситуациям, когда ребенок учится управлять окружающими, проверяет границы своей силы и умений «на прочность».

И вот в этом варианте случаев бывают такие, когда ответная агрессия – полезна. Но только в том случае, когда ее проявление вами полностью контролируется! Это то, что существует в способах воспитания детенышей у животных, где родители заботятся о потомстве. При случае – понаблюдайте за кошками или собаками.

Пока детеныш совсем мелкий и слепой – мать позволяет ему все, либо же убирает его из неудобного ей либо опасного для детеныша места

Как только у детеныша развивается понимание (уж не знаю, но родители это как-то чувствуют) – при недопустимых действиях родитель сперва издает предупредительный сигнал недовольства (звуком или мимикой), если действия детеныша продолжаются – он «чувствительно огребает».

Его треплют за шкирку, или кусают за что-нибудь чувствительное (больно, но без вреда здоровью), или на него шипят (если это котенок).

Как только детеныш нежелательное действие прекратил (а что ему еще остается делать) – «агрессивное поведение» родителя тут же прекращается, его вылизывают и всячески заботятся о нем дальше. Детеныш доволен, родитель доволен.

Такая «контролируемая агрессия», например, бывает незаменимой в случае, когда ребенок норовит сделать что-то опасное для жизни, а объяснить ему опасность или дать попробовать ее в ограниченном объеме (как, например, с горячим), невозможно.

Я также применяла этот же прием в менее экстремальных случаях – когда мне было нужно быстро и сразу объяснить недопустимость какого-то поведения ребенка. Например, ребенок начинает во время капризов нарочно орать во всю глотку мне в ухо.

Я предупреждаю, что это мне очень неприятно и прошу прекратить. Не помогает.

Тогда я начинаю так же громко (но не в ухо, конечно) орать и при этом еще и чувствительно стучать его по спине. Ребенок прекращает – я тоже. Начинает – я опять. Понадобилось 3 минуты. Больше кричать мне в ухо он никогда не пробовал.

Страхов по поводу такого моего поведения не осталось – потому что было понятно, что вызывает такое мое поведение, и как ребенок может его прекратить.

Способ, еще раз уточню, хорош не на все случаи жизни и подходит скорее для младшего дошкольного возраста, когда способности и возможности разума ребенка еще близки к разуму звериных детенышей.

Что можно сказать в итоге. Наши неприятные чувства и переживания, вызывающие проявление агрессии, если от них не шарахаться, а принять наличие и позволить себе чувствовать – могут быть прекрасными советчиками.

Они могут указывать на места, где я не понимаю своего ребенка, на места, где у меня душевные травмы, с которыми имеет смысл разобраться.

И они показывают (через непосредственное чувство, а не сомнительные рассуждения) места, где ребенок выходит за границы дозволенного или безопасного и его срочно нужно остановить. Принимая существование чувств злости, гнева, ненависти, раздражения, обиды и т. п.

в себе, нарабатывая навык осознавать причины своих проявлений, а в неуправляемых случаях – перенаправлять проявления так, чтобы они были наименее разрушительны для меня и окружающих, я невольно обучаю тому же и ребенка, который воспринимает мое поведение. Так что польза оказывается многогранной!

Источник: https://soznatelno.ru/agressiya-na-rebenka/

Родительский гнев: 5 способов справиться с раздражением

Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

Еще в ХIХ веке французская графиня и «по совместительству» неплохая писательница Софи Сегюр тонко заметила: «Гнев – это оружие бессилия».

Признайтесь, кто из вас готов демонстрировать перед другими (а тем более перед собственными детьми) свое бессилие? Думается, что практически никто не даст положительный ответ на этот вопрос! Но ведь мало «не расписываться в собственном бессилии», надо еще и что-то делать для укрепления своей нервной системы.

Родительский гнев: почва для срыва

Случается, что пусковым моментом родительского гнева становится не невинная шалость их малыша, а проблемы, скопившиеся у родителей (и в первую очередь у матерей, особенно у тех, которые «сидят дома»), нехватка заботы о себе или даже просто отсутствие личного пространства. 

В чем еще таятся истоки раздражения и родительского гнева?

  • Авторитарный тип воспитания, проявляющийся в нежелании считаться с мнением ребенка, в общении с ним преимущественно угрозами или путем постановки условий (ведь он «еще мал или глуп»). Подобный стиль воспитания чаще всего вызывает у детей чувство своей незначительности и нежелательности в семье и нередко ведет к отчуждению от родителей. Кажущиеся необоснованными требования родителей вызывают в детях или протест и агрессию, или же апатию и пассивность.
  • Модель собственного воспитания в семье, где родители отличались авторитарностью, и так же «нормой» в ней было «вымещение злости» на детях.
  • Личное тщеславие, «питающее» завышенные требования к своим отпрыскам («мой ребенок должен быть самым умным, заметным, веселым и т.д.»). Непонимание истинных потребностей детей и неумение найти с ними общий язык. 
  • Взрослые проблемы: недовольство семейными отношениями, нехватка денег и др.
  • Хроническая усталость. Это вечная спутница молодых матерей. Недосып, необходимость бросать начатые дела, как только ребенок потребовал внимания, постоянные попытки угадать, что нужно сейчас крохе, – все это способствует снижению выносливости нервной системы. И только присядешь дух перевести, как «маленький деспот» снова требует чего-то. Как тут сдержаться!

Как управлять гневом и справиться со злостью на ребенка?

Что же делать в тех случаях, когда чувствуешь, что вот-вот «взорвешься», а тем более если этот взрыв все-таки произошел?

1. Покинуть «поле боя». Если эмоции зашкаливают, то стоит выйти из комнаты, не закрывая дверь и сказав малышу: «Я буду в другой комнате (или на кухне), скоро вернусь». Короткий тайм-аут поможет вам успокоиться и немного подумать.

В сущности, иногда мы переоцениваем возможности детей до 3–4 лет – хорошо себя вести, представлять последствия, не разбрасывать вещи и др. Надо постараться понять, что стало причиной «срыва».

Обычно буквально 3–5 минут вполне хватает на то, чтобы перевести дух, успокоиться и вспомнить о необходимости быть терпимой к детям, большинству из которых природой предназначено шалить.

2. Переключите свое внимание. По возможности стоит уйти туда, где вам никто не будет мешать (к примеру, закрывшись в спальне), нужно сесть или лечь, приняв максимально удобную позу и закрыв глаза. Ваше дыхание должно быть спокойным, причем дышать следует через нос.

Полежав так в течение 2–3 минут, надо представлять себе помещение, в котором вы находитесь. Мысленным взором рассматривайте (как бы всматриваясь во все) мебель, ее детали, обводите тем же внутренним взором стены, фиксируя им детали картин, люстры, портьер и т.д., встречающихся на вашем пути.

Закончив этот осмотр, вы должны открыть глаза, подышать (теперь уже более глубоко и даже интенсивно) в течение еще 1–2 минут, после чего можете подняться, не забывая сделать после подъема еще несколько легких разминочных упражнений руками и ногами.

Если у вас нет возможности выйти в другое, свободное от людей, помещение и лечь там, то можно ограничиться «рассматриванием внутренним взором» деталей своей одежды, в полурасслабленном положении сидя на стуле или в кресле.

3. Поменяйтесь местами с ребенком. Еще один неплохой прием – постараться представить себя на месте собственного малыша. Проанализировав произошедшую неприятность с позиции ребенка, вам будет легче удержаться от криков и агрессии.

4. Вспомните хорошее. Также в момент сильной злости на ребенка взрослым следует вспомнить все самое лучшее, что связано с ним. Воскрешая в памяти светлые воспоминания из семейной жизни, вы сможете избавляться от негатива в душе, удерживаясь и от ненужных скандалов.

5. Обыграйте ситуацию. И еще вспомните о том, что юмор, смех – это лучшее лекарство, в том числе и от внутрисемейных стрессов. А потому постарайтесь по возможности перевести конфликтную ситуацию в иной эмоциональный регистр.

В ответ, к примеру, на вопли и рыдания малыша (при условии, что это просто детский каприз, а не призыв о помощи крохи, не умеющего говорить) начните подражать ему так, как это делают клоуны: стройте рожицы, принимайте смешные позы, прыгайте на одной ножке, а то и вовсе начинайте вместе с ним деланно горестно рыдать и просить его о помощи.

Все это будет уменьшать не только ваше напряжение и желание «хорошенько отшлепать» или как-то еще наказать ребенка, но и переключит внимание малыша.

Родительский гнев: как предупредить «пожар»?

Конечно же, нередко бывает проще предупреждать такие срывы, чем потом бороться с их негативными последствиями. И потому старайтесь планировать все свое время так, чтобы его хватало не только на домашние дела, но и на общение с ребенком.

И здесь главное – это не забывать обращать внимание на тон своего голоса и на слова, которые вы используете при этом общении. Ну, а если у вас появляется такая возможность, то попробуйте немного поспать.

Иногда для того, чтобы восстановить моральные и физические силы, бывает достаточно всего 15–20 минут сна. 

Мы все живые люди и испытываем целый спектр эмоций, в том числе гнев. Неприятно, конечно, осознавать, что сердишься на самого дорогого в мире человека – своего ребенка, однако взрослым вполне под силу обуздать свои чувства. Даже испытывая гнев, мы способны его контролировать, чтобы не нанести малышу психологическую травму. 

Совет психолога

Многим людям стыдно признаться в том, что они злятся на собственных детей. Они скрывают свои эмоции максимально глубоко, поэтому раздражение только копится. Чтобы потом вырваться вспышкой гнева… И что с этим делать? Для начала надо признаться себе в том, что вы рассердились.

Так эмоция уже не прячется в закоулках сознания, и вы можете влиять на нее. Далее надо понять, что возможность испытывать отрицательные эмоции – обязательная часть работы здоровой психики. Возникновение эмоций нельзя оценивать с точки зрения морали. Мы имеем право на все чувства, которые у нас возникают.

Это уже немного успокаивает.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/mama/psiologiya/2188/roditelskiy-gnev-5-sposobov-spravitsya-s-razdrazheniem

Как научиться не срываться на ребенка

Насколько сильно влияние гнева на воспитание ребенка?

/ Наши дети

Все дети временами не слушаются и капризничают, многие родители оказываются не в силах сдержать эмоции и прибегают к крику или рукоприкладству, как к единственному действенному способу усмирить непокорное дитя. Тяжелая артиллерия как метод воспитания неизбежно ведет к детской обиде и угрызениям совести взрослых. Но как не срываться на ребенка, если эмоции берут верх над разумом?

Чтобы не корить себя после вспышки гнева, необходимо научиться контролировать эмоции и найти более мягкие методы воздействия. Страх перед родителями и скопившиеся обиды – не лучшие чувства, которые должен испытывать ребенок.

Зачастую дети всю жизнь не прощают взрослым жестокого отношения и непонимания.

Именно в детстве закладывается основа отношений, поэтому их изначально нужно строить в положительном направлении, иначе в старости маму и папу ожидает аналогичное отношение.

Жестокие методы воспитания оставляют неизгладимый след на психике малыша, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь, порождая комплексы, неуверенность в себе и раздражительность. Если родители не желают портить нервы себе и будущее младшему поколению, стоит найти истинные причины неконтролируемых порывов злости.

Почему родители срываются на детях?

Истинные причины родительского гнева чаще всего находятся в них самих, а не в детях, невыученных уроках, двойках и немытой посуде. Скопившаяся за день злость выплескивается на ребенка, оказавшегося рядом в неудачный момент. Каковы же истинные причины?

  1. Устоявшаяся модель поведения. Если родители воспитывались в семье, где крик и шлепки использовались как мера воздействия, они невольно перенимают эти методы и избавиться от них очень сложно.
  2. Усталость. Эта проблема чаще всего касается мамы меленького малыша: систематический недосып, нерегулярное питание, детский плач – истощают психику и, в конце концов, приводят к нервному срыву.
  3. Жизнь интересами ребенка. Мама, у которой малыш всегда на первом месте, начинает забывать об отдыхе, развлечениях, уходе за собственной внешностью, через некоторое время у нее возникнет желание уделить время себе, но она сознательно от этого откажется, чтобы не оставить ребенка без присмотра.
  4. Перфекционизм. Желание быть идеальной мамой во всем, успевать выполнить все намеченные планы приведет к постоянному нервному напряжению и страху сделать что-то не так, все это неизбежно выльется в раздражительность по любому поводу.
  5. Длительное сдерживание негативных эмоций. Если долго копить зло внутри, рано или поздно произойдет взрыв, поводом для которого может послужить какая-нибудь мелочь.
  6. Завышенные требования к ребенку. Ожидания вырастить научного гения, спортсмена или талантливого музыканта порой разбиваются об отсутствие у ребенка способностей и желания заниматься – это обязательно вызовет недовольство со стороны родителей, ведь они так хотели воплотить свои мечты, что забыли об интересах маленькой личности.
  7. Личные проблемы. Трудности на работе, в отношениях с противоположным полом или просто неудачный день могут стать причиной срыва на малыша.

Почему срывы происходят именно на детей? Потому что родители чувствуют свою безнаказанность и власть, ведь отпрыски не могут уволить их с работы, лишить премии, а зачастую даже просто ответить на негатив.

Как гнев родителей влияет на ребенка?

Когда родители кричат на ребенка, он тоже испытывает бурю эмоций и воспринимает происходящее серьезнее, чем кажется со стороны. Самое малое, что может повлечь за собой подобное унижение – это обида, которая пройдет через несколько часов или засядет в душу на долгие годы. Но возможны проблемы и более серьезные.

Систематические срывы приведут к тому, что малыш обретет комплекс неполноценности, потеряет уверенность в себе, любознательность и желание что-то делать, ведь страх ошибиться и снова вызвать гнев мамы будет его останавливать.

Появится недоверие к родителям и пропасть в отношениях между взрослым и ребенком, скорее всего он не станет делиться своими проблемами и переживаниями, опять же из-за страха попасть под горячую руку.

В подростковом возрасте выработается иммунитет к крику мамы, ребенок перестанет воспринимать эти методы и найдет понимание на стороне, возможно среди сверстников, которые могут оказаться не самыми лучшими советниками.

Круг замкнется, когда сын или дочь примут эту модель поведения и начнут срываться на своих детях. Чтобы избавится от привычки «брать голосом» нужна огромная сила воли и терпение.

Как сохранять самообладание?

Справиться с проблемой можно собственными силами, используя упражнения и советы, рекомендованные психологами. Их эффективность доказана многочисленными примерами, родителей, научившихся контролировать гнев, не срываться по пустякам и подходить к ситуации конструктивно.

  • Родители пример для ребенка

Когда эмоции накатывают и хочется повысить голос или ударить, родителям следует подумать о том, что их отпрыск берет с них пример. Он воспримет это как норму жизни и начнет использовать в дальнейшем. Вряд ли мама и папа хотят видеть своего ребенка нервным родителем, применяющим жестокие методы воспитания.

Если вспышки гнева приобрели систематический характер пора найти их причину, возможно, стоит просто отдохнуть, выспаться или уделить время себе. Если чувствуется приближение очередного срыва, можно использовать упражнение, которое позволит оказаться на месте ребенка.

Нужно просто представить, что на вас кричит человек, ростом больше в два – три раза, от которого вы зависите во всех отношениях, в материальном и психологическом плане. Ощущения не из приятных, то же самое чувствует и ребенок, когда на него повышает голос взрослый.

Если взрыв эмоций произойдет здесь и сейчас, то лучше всего резко остановиться и замереть на несколько секунд, желательно сразу же покинуть место происшествия и остаться наедине с самим собой. Повлиять на непослушное дитя, возможно, не получится, главная цель успокоится взрослому и, взяв себя в руки, решить проблему.

В случае, если удалось быстро прийти в себя и не накричать на ребенка, нужно прижать к себе свое чадо. Таким способом можно устранить конфликт еще в самом начале и наладить конструктивный диалог. Успокоится не только родитель, но и малыш. Это упражнение подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подросток может не откликнуться на желание родителя заключить его в объятия.

Освобождение эмоций
Справится со вспышкой гнева порой очень сложно и выпустить пар просто необходимо. Можно уйти в другую комнату и выплеснуть эмоции с помощью жестов, это могут быть аплодисменты или «немое кино», когда все то, что хотелось произнести вслух, выражается движениями рук и мимикой без единого звука.

Как это ни банально звучит, но метод остановиться, и посчитать до 10 работает, вместо счета можно читать про себя стихотворение или произносить какую-то фразу, разглядывать картину или смотреть в окно. Всего через 5 – 10 минут наступит спокойствие и решить проблему с ребенком станет гораздо проще.

Если все же срыв уже произошел, и сил остановиться вовремя не хватило, нужно проанализировать ситуацию, выявить истинную причину, возможно, ребенок не виноват, просто его шалость стала последней каплей. Если родитель пришел к выводу, что перегнул палку необходимо попросить прощения у своего отпрыска и объяснить, почему произошло именно так.

Как управлять ребенком без криков?

Доверительные, близкие отношения между родителями и детьми станут залогом понимания. Ребенка можно научить видеть, что он переходит грани дозволенного и управлять его поведением всего лишь парой фраз.

Наладить контакт между членами семьи можно только когда все удовлетворены своим положением, знают свои права и обязанности, чувствуют настроение друг друга.

Как стать ближе к своим детям и научится воспитывать словом? Советы опытных родителей и психологов:

  1. Чаще обнимать и целовать своих детей. Сделать этот ритуал традицией.
  2. Установить правила, обязательные для исполнения всеми членами семьи, тогда ребенок будет точно знать, что можно делать, а за каким поступком последует наказание.
  3. Уделять время себе и собственным интересам, оставлять иногда малышей под присмотром других членов семьи и покидать территорию дома.
  4. Давать выход негативным эмоциям, возникающим по мелочам, например, скомкать лист бумаги или ударить подушку.
  5. Если на работе испортили настроение, принять контрастный душ или расслабляющую ванну, таким нехитрым способом смыть с себя все плохое.
  6. Ежедневно общаться с детьми, участвовать в их жизни, разделять проблемы и переживания.
  7. Читать больше книг о детской психологии, это обязательно поможет лучше понимать своих отпрысков. Если требуется, получить консультацию у специалиста.
  8. Принимать успокоительные средства.

Зло порождает зло – это правило стоит помнить всем родителям, когда их нервы оказываются на пределе. Ребенку сложнее контролировать свое поведение, его личность еще не сформировалась, поэтому ответственность за спокойное общение и мирный процесс воспитания полностью лежит на плечах взрослых.

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/kak-ne-sryvatsya-na-svoego-rebenka-istinnye-prichiny-gneva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.