Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Оценка физического развития ребенка

Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Педиатры, инструкторы, учителя физкультуры регулярно проводят диагностирование детей. Физическое развитие – основной критерий, по которому получают данные о состоянии здоровья, а также о самочувствии малыша.

Оно напрямую связано с психоэмоциональным развитием, поэтому с помощью диагностирования можно найти отклонения. Родителям важно до года регулярно посещать с крохами педиатра, чтобы своевременно обнаружить отклонения.

Оценка физического развития ребенка помогает с решением этой задачи.

Для чего нужна диагностика физического состояния?

Оценка проводится по централизованным показателям, принятыми специалистами мировой медицины.

У каждого врача для этого есть специальные таблицы, в которых приведены границы нормы основных измерений грудничка: роста, веса, окружностей головы, груди.

Исследования показали, что методы диагностики с каждым годом совершенствуются. Сейчас они основываются на отечественном опыте, результатах зарубежных наработок медицинских организаций.

Родители часто не понимают, почему нет четких цифр, которым должны соответствовать реальные параметры. Это связано с тем, что исследования далеки от реальности.

Врачи могут только предполагать, какими могут быть дети, исходя из наследственности, образа жизни семьи, среды ее обитания. Благодаря своевременной диагностике обнаруживаются дети с особенностями психофизического развития.

Для них составляется индивидуальная программа оздоровления. Рекомендации по укреплению здоровья получают все родители.

Многие мамы считают, что оценка физического состояния их малыша не нужна, так как он родился здоровым. Это совершенно напрасно, так как к нарушениям развития может привести:

  • несбалансированное питание;
  • плохая экология в районе проживания;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • гиподинамия.

Недостаток двигательной активности является большой проблемой, особенно для школьников.

Большую часть дня взрослые проводят на работе или за компьютером, пытаясь заработать на жизнь, а дети берут пример со своих родителей или начинают бродить по всемирной паутине от безысходности.

Врачи не первый год пытаются привлечь внимание к этой проблеме, так как проблемы со здоровьем в детстве чреваты большим количеством хронических заболеваний.

Родители часто перекладывают ответственность за физическое развитие на педагогов школы или детского сада. Это неправильный поход, чтобы ребенок был здоровым, необходимо начать с изменения образа жизни семьи.

Оценка развития грудничков

До года протекает стадия интенсивного роста, изменяется скелет младенца, его внутренние органы. Это время чаще всего помогает обнаружить отклонения развития. Для этого педиатры ежемесячно осматривают кроху, проводят измерения, тестирование.

Развитие ребенка до года можно разделить на этапы:

  1. За первые два месяца младенец учится держать голову, поворачивать ее. Он начинает отзываться на голоса родителей, следит взглядом за подвижными объектами.
  2. В три месяца он переворачивается на спину, если выложить его на живот. На руках младенец отлично удерживает голову и верхнюю часть туловища. Вы можете заметить, что у грудничка позвоночник стал менее подвижным. Диагностические процедуры обязательно включают поддержку малыша под мышками. По нормативам он должен отталкиваться ногами от горизонтальной поверхности. К этому времени снижается тонус рук, кулачки крохи разжимаются, он начинает поддерживать во время кормления бутылочку или грудь мамы. 
  3. К четвертому месяцу жизни малютка начинает подтягиваться, если его потянуть за ручки, когда он лежит на спине. К пяти месяцам он задерживается в положении сидя. Кроха начинает свободно поворачиваться на бок.
  4. Для периода с 6 по 8 месяц жизни характерен скачок физического развития. Дети начинают садиться, ползать или подтягиваться к интересным предметам, вставать у опоры или даже прогуливаться вдоль нее. Они держат в руках предметы, тянут их ко рту, пытаются кусать.
  5. До года малыш старательно обучается ходьбе. Он может лишь осторожно перемещаться у опоры или требовать, чтобы родители водили его за ручки. Некоторые малютки начинают делать первые шаги свободно.

Педиатры рекомендуют не торопить малышей, если у них наблюдается легкое отставание физического развития. Природой заложено так, чтобы первые шаги или попытки ползать дети делали только тогда, когда их скелет будет к этому готов.

Оценка физической формы состоит из проверки нормативных параметров, измерений. Показатели физического развития детей (рост, вес, окружность головы и груди) зависят от параметров, которые были при их рождении. Маловесные новорожденные развиваются по особому графику, тогда как родившиеся крупными могут расти медленнее.

Особенности периода от 1 до 2 лет

Рост ребенка замедляется, но формирование его костей продолжается. Диагностика физического развития этого периода состоит из стандартных измерений (рост, вес), осмотра. Особое внимание уделяется осанке, стопам, полученным навыкам. К двум годам кроха уже должен уметь:

  • подниматься на носочки;
  • невысоко подпрыгивать на одном месте;
  • выполнять разнообразные упражнения с мячом (катать, подбрасывать, пинать, поднимать);
  • передвигаться по лестнице вверх или вниз.

За заботу о физическом развитии ребенка на втором году жизни целиком ответственны его родители.

В качестве профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата, необходимо подбирать для малыша правильную обувь – изготовленную из натуральных материалов, с жестким задником, ортопедической стелькой со специальной подушечкой. Ее ношение станет лучше профилактикой плоскостопия. Дополнительно разрешается ходить по неровной поверхности босиком.

Особое внимание отдавайте закаливанию. Формирование иммунной системы происходит именно до двух лет.

Родители к двум годам начинают приучать кроху к туалету. Они делают в этом процессе серьезную ошибку, высаживая заснувшего малютку на горшок. Лучше всего включить эту процедуру в ритуал перед укладыванием. Малютка учится терпеть к трем годам, к этому момент ночи должны быть сухими.

Особенности развития на третьем году жизни

Физическое развитие детей раннего возраста к трем годам взаимосвязано с интеллектуальным. Большую часть времени родители занимаются интеллектуальным развитием, забывая о том, что нужно прививать малышам физические навыки. Малыш развивается правильно, если к трем годам он умеет:

  • уверенность стоять на носочках;
  • уверенно держаться на одной ноге;
  • совершать прыжки вперед;
  • ловить с двух метров мяч и бросать его обратно
  • перемещаться на велосипеде;
  • одновременно выполнять несколько действий, например, топать и хлопать.

Навыки самообслуживания не имеют таких четких границ. Если взрослые дают достаточную свободу ребенку он может в три года полностью одеваться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Другие же дети до 5-6 лет осваивают только простейшие навыки – вытирание рук, умывание, чистка зубов.

Родители часто неосознанно не дают ребёнку свободу, что напрасно. Чем раньше вы дадите ему возможность попробовать свои силы, тем быстрее он научится самостоятельности.

Не стоит бросать ребенка на произвол судьбы, найдите в процессе обучения золотую середину». Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Ведь умение застегнуть пуговицы или завязать шнурки важно не только для физического развития. Оно помогает совершенствовать мелкую моторику, а положительный результат повышает самооценку.

Старший дошкольный возраст

К четырем годам дети начинают посещать дошкольные учреждения. Там они будут получать гармоничное развитие. Диагностика физического развития будет проходить регулярно во время утренней гимнастики.

Если чадо не будет справляться с заданиями инструктора, маму или папу поставят в известность.

Также с этого возраста за детьми устанавливается наблюдение медицинских работников, помогающее выявить особенности физического развития детей, не замеченные ранее.

Если ранее вы не уделяли внимания физическому развитию или укреплению иммунитета, то эта ошибка будет замечена в первые месяцы. Для этого периода характерно увеличение количества заболеваний.

Многие родители сознательно решают не отдавать малыша в детский сад. Это неверное решение, так как организм не станет устойчивым к большинству распространенных вирусов.

Пик заболеваемости наступит в начальной школе, что помешает учебному процессу.

Чтобы развитие физических качеств было в пределах нормы, в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить закаливание. В него включаются:

  • солнечные и воздушные ванны;
  • обтирания и обливания прохладной водой;
  • проветривание помещений
  • регулярные длительные прогулки;
  • отсутствие переохлаждения и перегревания.

Оценивают развитие ребенка этого возраста по усредненным нормативам. Проверяют физическую форму при помощи бега, прыжков, бросания мяча.

Перед тем как провести диагностику, всегда проводится тщательное медицинское обследование.

Его цель – составить характеристику малыша, определить группу здоровья, обнаружить наличие хронических заболеваний. Обычно оно проводится перед поступлением в детский сад.

При посещении специалистов, обозначайте существующие проблемы развития, чтобы обследование было наиболее полным и точным.

Особенности развития школьников

Физическое развитие детей школьного возраста также оценивается постоянно. Делается это во время сдачи нормативов по физической культуре.

До 12 лет формируется скелет школьников, в связи с этим важно правильно организовать день ребенка, следить за его осанкой и весом. Эту задачу помогает решить школьное образование, получаемое очно.

Если нет показаний по здоровью, домашнее обучение выбирать не стоит, так как родители чаще всего не в силах отдавать полностью весь день на организацию правильного режима, занятия спортом.

Возраст с 9 до 14 лет наиболее сложен для оценки, так как для него нет норм по росту и весу ребенка. Медицинские показатели берутся усредненные. Это связано с тем, что в организме протекает гормональная перестройка.

У школьников скачок роста может проходить в разное время, это связано с индивидуальными особенностями у детей обоих полов. На рост влияет количество выбрасываемых в кровь гормонов. Наследственность в школьном возрасте становится все более заметной.

Если родители не отличаются высоким ростом, то их чадо вряд ли преодолеет средний показатель.

Основными проблемами младших и средних школьников являются:

  • гормональные перестройки;
  • непропорциональный рост частей тела;
  • увеличение секреции сальных желез;
  • повышенная утомляемость;
  • появление запаха от тела.

К подростковому периоду эти проблемы только усиливаются и осложняются началом полового созревания. Оно стартует с 12 лет, вместе с ним изменяется поведение наследника.

Родителям, начиная с первого класса, необходимо учитывать все перечисленные факторы. Если своевременно не были начаты процедуры по закаливанию, то осложняться это время будет многочисленными вирусными и инфекционными заболеваниями.

Чаще всего они встречаются у детей, ранее не посещавших детский коллектив.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста оценивается по особым нормативам, которые изменяются после перехода в 5 класс. Наибольшее внимание в начальной школе отдается гигиене.

Школьников регулярно проверяют на наличие вшей, родителям могут сделать замечание, если от них исходит неприятный запах. Научите своего наследника следить за своей гигиеной, приучите к принятию водных процедур каждый день.

Одной из распространенных проблем у младших школьников является запах изо рта и кариес. Раз в 6 месяцев необходимо посещать со своим чадом стоматолога, следить за тем, чтобы он чистил зубы.

Не стоит перекладывать ответственность за оценку физической формы ребенка на педагогов и врачей. Родители должны самостоятельно следить за режимом дня, весом, состоянием здоровья малютки в любом возрасте. Своевременно реагируйте на жалобы чада, посещайте с ним врачей.

Не занимайтесь самолечением. Именно в детском возрасте можно непоправимо навредить здоровью. Если наследник посещает образовательные учреждения, узнавайте о результатах оценки от педагогов, чтобы своевременно скорректировать режим дня или посетить необходимого врача.

Источник: https://pups.su/psihologiya/otsenka-fizicheskogo-razvitiya.html

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Физическое развитие ребенка является основой для психического и умственного развития, ведь только здоровому и сильному дошкольнику будет легко учиться в школе. Дети с раннего возраста должны гармонично развиваться, но, к сожалению, многие родители считают, что главное – это научить ребенка читать, считать и писать, тогда он будет полностью подготовлен к обучению в школе.

В связи с таким распространенным заблуждением многие первоклассники быстро устают на уроках, начинают чаще болеть, становятся вялыми и пассивными. Слабость мышц спины приводит к искривлению позвоночника, могут начаться головные боли, а это совсем не будет способствовать успешной учебе.

Родители, дети которых не посещают дошкольные учреждения, должны знать, что именно физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет главенствующее значение. Ведь в этот период формируются такие полезные качества как работоспособность, выносливость, сила мышц. В процессе занятий разными видами деятельности ребенок приобретает необходимые двигательные умения.

В статье рассмотрим особенности физического развития детей, в чем заключается главная цель воспитания как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях. То, что вложено в ребенка в дошкольном возрасте, поможет ему в будущем обучении в школе, а также быстрее остальных адаптироваться к новым условиям.

Физиологические особенности детей данного возраста

В возрасте от 4 до 7 лет происходит интенсивное физическое развитие. К старшему дошкольному возрасту более чем в два раза увеличивается масса тела, в сравнении с весом годовалого малыша. В возрасте от 5 до 7 лет резко увеличивается рост.

Не зря ученые назвали это время “периодом первого вытяжения”. Усиленно происходит и рост костей скелета. К четырем годам все кости черепа сращиваются окончательно.

Меняется и форма грудной клетки, однако ребра еще приподняты и конусообразность остается.

Строение тела еще отличается от взрослого человека, однако мышцы уже окрепшие, повышается выносливость организма, дети меньше болеют, больше времени могут заниматься разными видами деятельности.

Активно нарастает мышечная масса, которая при правильном физическом развитии ребенка хорошо удерживает позвоночник.

Это способствует правильной осанке, однако нужно постоянно следить за этим во время сидячих занятий, приема пищи, за положением тела во время сна, так как окончательно формируется конфигурация положения позвоночника, головы, плечевого пояса, тазовых костей только к 14 годам.

Если родители с раннего возраста обратят усиленное внимание на физическое развитие, то улучшатся показатели сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Во время частых прогулок, подвижных игр и занятий физкультурой укрепится дыхательная функция дошкольников.

Связь физического и психического развития детей

Активность и подвижность детей способствует не только познанию окружающего мира, но и психическому развитию. Ведь любое исследование связано с движением. Малыш с рождения рассматривает предметы, дотрагиваясь до них руками, ощупывает их пальцами, берет игрушки в рот.

Движения глаз, языка, перемещение предметов в пространстве – все это формирует первые представления ребенка о мире вокруг него.

Информация о передвижениях малыша попадает по нервным волокнам в мозг, где происходит ее обработка. Чем более развиты движения ребенка, тем выше показатели его психического развития.

Ребенок воспринимает последовательность и скорость перемещения объектов, запоминает и старается воспроизвести знакомые операции.

Во время занятий физкультурой у детей происходит интеллектуальное развитие: дети начинают ориентироваться в пространстве, развивается память (нужно запомнить виды движений, их последовательность, правильность выполнения), мышление и даже речь. Если у детей не развиты мышцы ротовой полости, то он плохо говорит, не четко выговаривает звуки.

Задачи физического воспитания

Физическое развитие детей дошкольного возраста включает несколько важных задач. Рассмотрим их подробнее.

  • Соблюдение всех режимных моментов, чередование активности и отдыха, чтобы избежать утомляемости.
  • Правильное питание. Это важная составляющая, так как здоровье и физическое развитие ребенка нуждается в витаминах и минеральных веществах.
  • Чистота и соблюдение гигиенических норм как помещения, так и самого ребенка.
  • Закаливание организма, используя силы природы.
  • Физические упражнения, развивающие мышцы ребенка.

Режим дня

Все родители знают, что в дошкольных учреждениях соблюдается строгий режим дня. Напомним приблизительный распорядок дня.

  • 7.00-8.30 – подъем, приход в д/с, спокойные игры с игрушками;
  • 8.30 – зарядка;
  • 8.40 – 9.00 – мытье рук, завтрак;
  • 9.00 – 9.20 – первое занятие;
  • 9.20 – 9.40 – подвижная игра, активный отдых, посещение санузла;
  • 9.40 – 10.00 – второе занятие (это может быть музыкальная деятельность или физкультура);
  • 10.00 – 10.20 – одевание на прогулку;
  • 10.20 – 11.30 – прогулка, подвижные игры, пеший переход, экскурсии;
  • 12.00 – 12.30 – обед;
  • 12.40 – 15.20 – дневной сон, закаливающие процедуры;
  • 15.30 – 16.00 – полдник;
  • 16.00 – 18.00 – вечерняя прогулка, уход домой.

В зависимости от возраста дошкольника могут добавляться занятия, а в зависимости от времени года или погодных условий может изменяться расписание прогулок. Для домашних детей режим дня должен быть аналогичным.

Ребенок должен менять виды деятельности в течение дня, чередовать часы бодрствования и сна. Вовремя вечером ложиться спать.

Постоянно повторяющиеся режимные моменты стабилизируют психику ребенка, вырабатывают ритмичность деятельности всего организма.

“Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

Закаливающие процедуры помогают быстро приспосабливаться организму к изменениям погодных условий, смене температуры окружающего воздуха, к влиянию солнечных лучей и т. д.

Во время закаливания организм вырабатывает иммунитет к простудным заболеваниям, а если ребенок и заболевает, то болезнь проходит намного легче.

Поэтому физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – важные задачи, стоящие перед родителями и работниками дошкольных заведений.

Основные требования к проведению закаливания детей:

  • Процедуры должны проводиться постоянно, однако необходимо учитывать погодные условия и время года.
  • Начинают с небольших и непродолжительных воздействий, со временем увеличивая длительность пребывания на солнце или на прогулке, снижая температуру воды при обливаниях.
  • Обязательно необходимо учитывать состояние ребенка – как физическое, так и эмоциональное. Только если ребенок воспринимает процедуры положительно, можно добиться хороших результатов.
  • Нужно сочетать данные процедуры с физическими упражнениями и правильным распорядком дня.

Правильное питание малыша

Правильное физическое развитие ребенка зависит и от рационального составления меню. Питание обеспечивает нормальное развитие всех систем организма, подготавливая ребенка к обучению в школе. Поэтому нужно обязательно соблюдать следующие правила:

  • Питание должно полностью обеспечивать организм необходимой для различных видов деятельности энергией.
  • Пища должна быть сбалансированной, включать как жиры, так и белки, и углеводы, удовлетворять потребности организма в витаминах и минеральных веществах.
  • Нужно обязательно учитывать предпочтения вашего ребенка, ведь на определенные продукты у ребенка может быть аллергия, или он их просто не очень любит.
  • Обязательно нужно правильно обрабатывать пищевые продукты, соблюдать технологию приготовления еды, контролировать сроки ее хранения, чтобы избежать отравления.
  • Соблюдать питьевой режим.

Гигиена и здоровье детей

Физическое воспитание и развитие детей тесно взаимосвязаны с развитием гигиенических навыков и привычек. С раннего возраста ежедневно в одно и то же время дети умываются, чистят зубы, одеваются, раздеваются, складывают вещи, игрушки.

Частое повторение позволяет памяти ребенка запечатлеть порядок действий, их продолжительность.

Нервная система детей очень восприимчива и пластична в этом возрасте, поэтому взрослым людям легко привить необходимые навыки гигиены, которые постепенно становятся автоматическими.

Однако если упустить нужный момент, то происходит обратное. Ребенок, который с раннего детства не привык к чистоте и гигиене, вырастает неряшливым, относится небрежно к гигиене тела и полости рта, а это в конечном итоге может привести к болезненности.

Пребывание на свежем воздухе

Как видно из описанного выше распорядка дня, ребенок дошкольного возраста должен много времени проводить на свежем воздухе. Летом, во время каникул, когда проводится всего одно занятие, и то на улице, дети почти целый день пребывают на свежем воздухе. Конечно, всегда нужно учитывать погодные условия и состояние здоровья ребенка.

Даже если родители очень заняты, необходимо выделить время для ежедневного пребывания детей на свежем воздухе. Одевать детей нужно соответственно погоде, не надевать лишние вещи, чтобы ребенок не перемерзал, и не потел.

На выходных, особенно городским детям, желательно выбираться на природу – в парк, лес, на морское побережье, где воздух свежее и чище.

Физические занятия

В детском саду каждый день проводят утреннюю зарядку, гимнастику после сна. Два раза в неделю проводятся физкультурные занятия. Каждый день дети играют в разнообразные подвижные игры, эстафеты.

Дополнительно физическое развитие ребенка проводится во время пеших переходов, экскурсий, физкультурных развлечений. Посередине каждого занятия, которое имело малую подвижность, проводят физкультминутки.

Это небольшие разминки, которые снимают напряжение с мышц спины.

Упражнения подбираются в связи с возрастными особенностями детей, их физической подготовкой, постепенно комплекс расширяется, количество повторений увеличивается.

Из текста статьи понятно, что раннее физическое развитие ребенка способствует формированию необходимых для последующего обучения в школе двигательных навыков, адаптирует организм к новым условиям. Уделяйте должное внимание физическому развитию и в домашних условиях!

Источник: http://fb.ru/article/25422/fizicheskoe-razvitie-rebenka-v-mladshem-vozraste

Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Постоянный рост, увеличение массы тела и его параметров, а также развитие и дифференцировка органов и тканей – это основной физиологический процесс, происходящий внутриутробно, после рождения и весь период детства.

Особенности физического развития детей

До рождения ребенка, организм матери – это внешняя среда для плода, поэтому все отрицательные моменты, связанные со здоровьем беременной женщины, ее питанием, патологическим течением беременности, социально-бытовыми факторами, оказывают неблагоприятное влияние на правильное его развитие. В нормальных условиях доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3300 – 3500 г и длиной 51 – 53 см. Рождение детей с большей длиной и массой тела наблюдается у повторнородящих, с меньшими показателями – у очень юных и пожилых матерей.

Физиологическая потеря массы тела новорожденного

После рождения в течение первых дней жизни происходит незначительная, так называемая физиологическая, потеря массы тела в пределах 5 – 8% исходной, т. е. 150 – 300 г.

Основной причиной этого может быть недоедание в первые 2 дня, связанное с медленным нарастанием лактации, а также с поздним прикладыванием к груди и недостаточным поступлением жидкости в организм.

Обычно масса восстанавливается к 7 – 8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11 – 12-му дню.

Если же этот период становится еще более продолжительным, а потеря массы превышает указанные 5 – 8%, то так называемая физиологическая потеря становится патологической и требует соответствующей коррекции и даже лечебных мероприятий. Так бывает при инфицировании ребенка, травмировании его в родах или при врожденных отклонениях. Поэтому физиологическая потеря массы тела новорожденного всегда должна контролироваться врачом.

Прибавка массы тела новорожденного

Интенсивность прибавки массы и длины тела в последующем зависит от возраста ребенка, однако не всегда показатели массы и длины нарастают параллельно. Наиболее активно физическое развитие ребенка происходит на первом году жизни.

Так, к 4 – 5 мес удваивается, а к 10-11 мес утраивается масса тела новорожденного, при этом средняя прибавка в первое полугодие составляет 700, во второе – 400 – 500 г в месяц. Рост увеличивается за год на 25 см.

На втором году жизни темпы развития несколько снижаются, прибавка массы тела равняется приблизительно 3 кг, а длины – 7 – 8 см. В последующие годы средняя прибавка массы тела в год составляет 2 кг, а длины – 5 см.

Таким образом, к 4 -5 годам удваивается масса годовалого ребенка (достигая 20 – 22 кг) и длина тела новорожденного (100 см). К 12 годам утраивается длина тела новорожденного.

В период полового созревания вновь происходит значительная прибавка длины тела, в среднем на 8 -10 см и более в год. Рост прекращается к концу периода полового созревания (у девушек – к 18 годам, у юношей – к 25 годам).

Прибавка массы тела в этот период колеблется от 3 до 5 кг и более в год.

Указанные параметры физического развития ребенка могут иметь значительные индивидуальные колебания, что при отсутствии патологических отклонений оценивается как индивидуальные варианты нормы. Кроме массы и длины тела, учитываются соотношения размеров головы и грудной клетки. У здорового новорожденного окружность головы равна 34 – 35 см, а размер грудной клетки на 1-2 см меньше (32 – 34 см).

В возрасте 2 – 4 мес эти размеры сравниваются. За первый год объем грудной клетки увеличивается на 13 – 15 см. В последующем, до 7 лет, окружность груди превышает размер головы примерно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. В среднем размер головы к году увеличивается на 10-11 см, а затем за все последующие годы до окончания роста еще на 10-11 см.

Имеются особенности и в пропорциях тела ребенка, так как отдельные части тела растут неравномерно. Длина нижних конечностей увеличивается примерно в 5 раз, верхних – в 4 раза, туловища – в 3 раза, а длина головы – в 2 раза. Длина туловища у новорожденного занимает около 45 % длины тела, а в пубертатном периоде – 38%.

Конечности растут у детей быстрее туловища, но чем моложе ребенок, тем короче у него ноги в общей пропорции с длиной тела.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских чашечных весах, обычно в утренние часы перед кормлением, старших детей – на обычных медицинских весах.

Рост измеряют на первом году с помощью горизонтального ростомера, затем с помощью обычного вертикального, стоя и сидя.

Оценка физического развития детей

Как оценивается физическое развитие ребенка?

При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональный настрой ребенка. Нормальные показатели перечисленных параметров позволяют оценить физическое развитие ребенка как нормотрофическое (эйтрофия).

Физическое развитие ребенка зависит от многих факторов внешней и внутренней среды: режима дня, питания, пребывания на свежем воздухе, занятий физкультурой. Определенную роль играет сезонный фактор. Так, весной и летом активнее увеличивается рост, а в зимнее время – масса тела.

Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать заболевания ребенка, прежде всего:

  • врожденные пороки сердца,
  • врожденные и приобретенные поражения ЦНС,
  • эндокринные расстройства,
  • частые респираторные заболевания,
  • рахит и т. д.

Чтобы не допустить грубых отклонений в физическом развитии ребенка, необходимо систематически следить за его здоровьем, проводить антропометрические исследования, анализировать полученные данные и, своевременно установив причину нарушений, назначать соответствующее лечение.

Акселерация развития детей

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечены явления акселерации, т. е. ускорение роста и развития детей начиная с внутриутробного периода.

Акселерация роста и развития детей

Акселерация роста и развития детей первого года жизни выражается в больших показателях роста, более раннем зарастании родничка и прорезывании первых молочных зубов, удвоении массы тела к 4-4,5 мес (вместо 5 – 6 мес), утроении ее к 10-11 мес (вместо 11 – 12 мес).

Акселерация роста и развития детей от 3 до 6 -7 лет также проявляется в укрупнении размеров тела и более ранней смене молочных зубов на постоянные.

В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселерация проявляется в ускорении процессов оссификации скелета и определенном диссонансе между ранним половым и эмоциональным созреванием, с одной стороны, и умственным развитием и социальной зрелостью – с другой.

Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов, как наследственных, так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие.

Влиянии акселерации на состояние здоровья ребенка

Существуют природные, климатические, космические теории, которые ставят акселерацию в прямую зависимость от эпохи научно-технического прогресса, от изменившегося характера питания и адаптации организма к различным факторам среды, в том числе и вредным.

Если 10-15 лет тому назад процесс акселерации однозначно считался положительным, то сейчас накапливаются факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии акселерации на состояние здоровья ребенка.

Указывается на связь этого процесса с увеличением среди детей случаев заболеваемости гипертонией, нейро-сосудистой дистонией, язвенной болезнью желудка, аллергических реакций в результате относительной недостаточности глюкокортикоидной функции надпочечников.

Установлено, что только у половины обследованных уровень секреции коры надпочечников соответствует физическому развитию, у остальных он меньше. Акселерация детей порождает много вопросов об их психических и физических возможностях.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/deti5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.