Особенности кровообращения у детей

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Особенности кровообращения у детей

Поэтому для ранней диагностики заболеваний сердца и сосудов с правильной оценкой функциональных показателей и обоснования адекватной терапии заболевания необходимо знать возрастные особенности органов кровообращения в детском возрасте.

Внутриутробная закладка и дифференцировка сердца и сосудов плода
Эмбриональная закладка крупных сосудов и сердца происходит с 2-й недели внутриутробного развития плода из удвоенной складки мезодермы (первичная сердечная трубка) и скопления клеток, образующих кровяные островки (первичные сосуды) с активным ростом этих образований на 3-й неделе и дальнейшим формированием основных структурных отделов сердца.

При этом сердечно-сосудистая система считается самой пер­вой системой, начинающей функционировать в организме зародыша, а полное структурное формирование сердца заканчивается на 8-й неделе внутриутробного развития.

Поэтому первые три месяца внутриутробного развития плода считаются наиболее неблагоприятными для воздействия на зародыш различных патогенных факторов (физических, генетических, биологических или химических), которые могут нарушить сложный механизм закладки сердца и крупных сосудов. В результате этих влияний часто возникают врожденные пороки сердца.

Особенности внутриутробного кровообращения

Кровообращение у плода имеет ряд особенностей в сравнении с функционированием сердца и сосудов после рождения ребенка.
К ним относятся:

  • отсутствие функционирования легких, поэтому обогащение крови кислородом происходит в плаценте;
  • из плаценты кровь поступает к плоду через пупочную вену, а отток венозной крови с углекислым газом происходит через систему пупочных артерий к плаценте;
  • у плода отсутствует малый круг кровообращения, поэтому в легочные сосуды практически не поступает кровь, а ее основная масса из восходящей части легочной артерии сбрасывается в аорту через открытый артериальный проток, который после рождения закрывается;
  • овальное окно (отверстие между правым и левым предсердием) считается вторым эмбриональным шунтом для перераспределения артериальной крови по всем органам и системам плода.

Изменение кровообращения после рождения

Внутриутробное кровообращение резко меняется после рождения малыша:

  • перестают функционировать основные структуры, обеспечивавшие кровообращение плода (плацентарное): пупочная вена, пупочные артерии и венозный проток;
  • происходит постепенное закрытие овального окна и артериального протока (их полное закрытие наблюдается к 5-6 месяцу внеутробной жизни);
  • после рождения ребенка начинают полностью функционировать оба круга кровообращения.

Основные анатомо-функциональные особенности сердца у детей

Сердце новорожденного имеет сравнительно большие размеры, составляя около 0,8% (у взрослого – 0,4%) от массы тела с наиболее активным его развитием и совершенствованием структур с двух до шести лет и в подростковом возрасте.

Неравномерный рост отделов сердца отличается в разные возрастные периоды ребенка:

  • увеличение преимущественно предсердий (до двухлетнего возраста);
  • рост всего сердца в целом (до десяти лет);
  • интенсивное увеличение желудочков (старше десяти лет).

Также с возрастом изменяется форма и расположение сердца.

У детей с ростом происходит функциональное совершенствование сердца и сосудов:

  • качественная перестройка мышцы сердца – от малодифференцированной ткани до полноценного миокарда с активным развитием эластичной и соединительной ткани;
  • у детей до трехлетнего возраста отмечается учащенное сердцебиение (тахикардия), что объясняется активным влиянием на сердце симпатической нервной системы;
  • по мере роста малыша (с 3-4 лет) происходит дифференцирование проводящей системы сердца и блуждающего нерва с преимущественной активацией парасимпатической нервной системы. С этого возраста характерно постепенное урежение частоты сердечных сокращений, наблюдается дыхательная аритмия, а в подростковом возрасте – различные виды аритмий и блокад, которые исчезают по мере развития проводящей системы сердца;
  • изменяется внутреннее строение и кровоснабжение сердца (строение клапанов и оболочек сердца, тип расположения коронарных сосудов, увеличивается толщина и просвет стенок крупных сосудов). Активное кровоснабжение и большое количество рыхлой клетчатки, окружающей сосуды, создают условия для развития воспалительных и дистрофических изменений в миокарде у детей;
  • неравномерный рост крупных сосудов, сердца в целом, а также отдельных его частей в сочетании с особенностями нейрорегуляции миокарда и дисгормональными изменениями (в пубертатном периоде) является предрасположенностью к развитию, как патологических изменений, так и функциональных расстройств сердца и сосудов;
  • для детей характерно низкое артериальное давление, что связано с малым объемом крови, которая поступает с каждым сердечным сокращением, и большей шириной и эластичностью артерий.

Автор — врач-педиатр Сазонова Ольга

Источник: http://www.e-motherhood.ru/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-serdechno-sosudistoj-sistemy-u-detej/

Особенности кровообращения у новорожденного

Особенности кровообращения у детей

Особенностью кровообращения плода является наличие одного круга кровообращения, а кислород развивающийся организм получает через плаценту.

Для того чтобы обойти нефункционирующие легкие, работает овальное окно и артериальный проток. После рождения происходит структурная перестройка для перехода легочному дыханию.

При наличии пороков сердца кровоток в сердце, легких, головном мозге и внутренних органах нарушается.

Кровообращение плода

Основные отличия гемодинамики у плода заключаются в том, что у него функционирует:

  • кровообращение через плаценту;
  • низкоинтенсивный легочной кровоток;
  • дополнительное движение крови через овальное окно и артериальный проток.

Плацента является основным источником питательных веществ, в ее крови содержится около 70% кислорода. В норме, по мере развития плода, плацента увеличивает свою дыхательную поверхность, а гемоглобин приобретает большую способность связывать кислород.

Овальное окно располагается в межпредсердной части перегородки, сквозь него часть крови из плаценты идет в левые камеры сердца в обход легких, которые не функционируют. Этот кровеносный поток питает шею, головной и спинной мозг. После родов надобность в шунтировании отпадает, и отверстие вначале закрывается, а потом и полностью зарастает к концу года.

Боталлов проток соединяет главную артерию легких и аорту. Основная нагрузка у плода приходится на правый желудочек (в него приходит плацентарная и собственная кровь), поэтому легочная артерия принимает большое количество крови и сбрасывает ее сквозь проток в аорту. В норме он закрывается на первые сутки.

Рекомендуем прочитать статью об ишемии мозга у новорожденных. Из нее вы узнаете о том, как возникает ишемия головного мозга у новорожденных, причинах патологии, факторах риска, а также о методах диагностики и лечении.

А здесь подробнее о транспозиции магистральных сосудов у малышей.

Особенности кровообращения новорожденного

Главные гемодинамические отличия после рождения младенца связаны с началом легочного дыхания и перераспределением нагрузки в сердце – с правых на левые отделы.

Изменения кругов кровообращения

После первого вдоха кровоток в сосудах легких увеличивается в 5 — 7 раз и примерно во столько же понижается сопротивление артерий и вен в них.

Так как объем кровотока в левом предсердии нарастает, а в нижней полой вене снижается, то давление между предсердиями меняется – в левом становится выше.

Под влиянием этих факторов заслонка овального окна прикрывает отверстие и останавливает перемещение крови.

У большинства детей в дальнейшем происходит полное зарастание окна соединительной тканью, что ведет к его полному исчезновению, но иногда это бывает только частично, или отверстие не перекрывается. Тогда при сильном натуживании (плач, крик, кашель) возобновляется сброс крови.

Спазм аортального протока возникает в первые часы после рождения под влиянием нарастания давления кислорода в крови. Если дыхание новорожденного по каким-то причинам слабеет, то стенки сосуда вновь расправляются. Полное зарастание его происходит к окончании 2 месяца жизни.

Таким образом, система кровообращения младенца приобретает черты взрослого человека благодаря следующим изменениям:

  • прекращение плацентарного кровотока после пережатия пуповины;
  • отключение главных сообщений – Боталлова протока, овального окна;
  • желудочки направляют кровь в разные круги кровообращения;
  • включение дыхания через легкие и расширение сосудов в них;
  • повышение потребности в кислороде;
  • усиление выброса крови;
  • увеличение артериального давления.

Фетальное транзиторное кровообращение

Гемодинамический тип движения крови, который был у плода, называется фетальным. Он функционирует на протяжении нескольких часов после рождения. В это время сохраняется незначительный кровоток через овальное окно и артериальный проток. Интересной особенностью является двустороннее прохождение крови, синхронизированное с фазами сердечного цикла.

Эти частичные коммуникации между отделами сердца предназначены для снижения нагрузки на миокард и сосуды легких, они дают возможность ребенку приспособиться к новому типу кровообращения. Особенностями переходного периода является возможность возникновения таких симптомов:

  • посинение кончиков пальцев, губ, носогубного треугольника, которые нарастают при плаче или физический активности младенца;
  • шум над областью сердца вначале систолы или перед окончанием сокращения желудочков.

Нарушение кровообращения у новорожденного

Из-за отягощенной наследственности, сахарного диабета, воздействия на беременную инфекций, радиации, интоксикаций, в том числе и никотином, алкоголем или медикаментами возникают аномалии строения сердца. Это может проявляться в виде:

  • несвоевременного закрытия отверстий и физиологических протоков;
  • неправильного формирования клапанов;
  • недоразвития частей сердца;
  • аномального расположения главных сосудов.

Из-за того, что кровообращение плода и новорожденного имеют принципиальные отличия, в период вынашивания развитие ребенка может не вызывать опасений, но после родов отклонения возникают сразу либо через время. На выраженность и скорость появления нарушений кровообращения оказывают влияние:

  • сроки закрытия овального окна и Боталлова протока;
  • выраженность легочной гипертензии;
  • направление и количество сброса крови сквозь клапаны;
  • состояние младенца (доношенность, вес, наличие кислородного голодания, сопутствующих болезней, инфекций).

Основной признак порока сердца – неестественная бледность кожных покровов или их посинение (цианоз). Поэтому все пороки разделены на «белые» и «синие».

Первые характеризуются сбросом крови из артериальной сети в венозную – из левых в правые отделы сердца.

Легочной круг кровообращения переполняется кровью, в нем нарастает гипертензия, а артерии большого круга наполнены слабо, что вызывает понижение питания внутренних органов и головного мозга.

Нарастающая сердечная недостаточность приводит к гибели без операции почти половины детей на первом году жизни.

Смотрите на видео о кровообращении у новорожденных:

При «синих» пороках сброс крови отмечается в противоположном направлении, в легких снижается кровообращение и, соответственно, насыщение кислородом крови. Из-за кислородного дефицита и появляется синюшный оттенок кожных покровов и слизистых оболочек. Для улучшения газообмена и питания тканей достаточно быстро формируется дополнительная сеть сосудов.

Поэтому при таких аномалиях строения сердца, несмотря на то, что имеется существенное изменение внутрисердечной и системной гемодинамики, состояние ребенка может быть удовлетворительным до тех пор, пока миокард справляется с повышенной нагрузкой.

Диагностика кровообращения плода и новорожденного ребенка

Определить нарушение кровотока у младенца можно по процессу кормления.

Такие дети быстро утомляются, плачут и отказываются от груди, при сосании у них выступают вены на шее, появляется потливость, одышка, цианоз или бледность кожи, похолодание конечностей.

При врачебном обследовании нередко можно прослушать шум в сердце, ослабление тонов или акценты над сосудами. Для подтверждения или исключения порока сердца требуется инструментальная диагностика:

Лечение пороков у детей осуществляется преимущественно хирургическим путем. Консервативная терапия назначается при невозможности проведения операции или при подготовке к ней.

Рекомендуем прочитать статью о врожденных пороках сердца. Из нее вы узнаете о причинах появления и механизме развития, о классификации и признаках порока сердца, вариантах лечения и прогнозе для больных.

А здесь подробнее о шумах в сердце у ребенка.

Кровообращение плода и новорожденного различаются, так как при внутриутробном развитии получение кислорода происходит через плаценту, а после родов при помощи дыхания легкими. В первые дни возможен возврат к фетальному кровотоку или чередование двух видов гемодинамики.

После закрытия овального окна и Боталлова протока венозная и артериальная кровь разделяются. Если этого не произошло, или имеются другие аномалии развития, то возникает нарушение кровообращения, что проявляется бледностью или синюшностью кожи, одышкой и затруднениями при кормлении младенца. Для коррекции пороков нужна операция.

Источник: http://CardioBook.ru/krovoobrashheniye-novorozhdennogo/

Типологические особенности кровообращения у детей (стр. 1 из 3)

Особенности кровообращения у детей

Министерство образования РФ

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра Теории и методики ФК и С

Реферат

По дисциплине: Основа медицинских знаний

На тему: Типологические особенности кровообращения у детей 8-16 лет

Челябинск 2008

ВВЕДЕНИЕ

4. Типологические особенности реакции сердечнососудистой системы у детей на физическую нагрузку

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В ряде исследований последних лет было установлено, что дети с разными типами кровообращения различаются по показателям физического развития.

Несмотря на несомненные успехи, достигнутые в последние годы в области изучения типов кровообращения, многие вопросы, касающиеся определения типологических особенностей гемодинамики при физической нагрузке, требуют уточнения.

Исследователи расходятся в оценке типов кровообращения у подростков и взрослых при срочной адаптации сердечнососудистой системы к различным нагрузкам, отмечая преимущества того или иного типа кровообращения (Ю.Г. Малюга, 1988; Ю.Н. Зияев с соавт., 1991; А.А. Бова с соавт., 1993).

Недостаточная разработанность данного вопроса обусловила необходимость изучения типологических особенностей системной гемодинамики во время физической нагрузки у детей 8-16 лет с учетом возрастно-половых отличий.

Цель исследования: Изучить типологические особенности центральной гемодинамики в условиях относительного покоя и во время ступенчато возрастающей непрерывной физической нагрузки с учетом возрастно-половых различий у школьников 8-16 лет. Для детей 8-16 лет с гипокинетическим типом кровообращения (ГТК) характерны высокие значения физического развития и физической работоспособности.

Впервые замечено, что для школьников с ГТК свойственна относительная брахиморфность и избыточная масса тела, обуславливающие наибольшие значения артериального давления и общего периферического сопротивления сосудов в условиях покоя. Дети с ГТК обладают наибольшей физической работоспособностью по сравнению с другими типами гемодинамики.

У школьников с ГТК в условиях покоя наблюдается пониженная, относительно других типов гемодинамики, мощность сердечного сокращения, скорость опорожнения желудочков и показатель напряжения миокарда, что в совокупности с более низкими значениями частоты сердечных сокращений приводит к уменьшению минутного объема крови и сердечного индекса.

В состоянии покоя для школьников 8-16 лет с ГТК характерны более высокие значения индекса эффективности работы сердца.

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ

Физическое развитие является одним из важных критериев контроля оздоровления детей и подростков (В.А. Доскин с соавт., 1997).

Для определения физического развития применяют морфологические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), функциональные показатели (жизненная емкость легких, физическая работоспособность) (Е.П. Стромская, 1983; В.А. Доскин с соавт., 1997).

В свете данных, представленных в таблице 4 можно констатировать, что в период 8-16 лет у школьников длина тела (Н) увеличивается с наибольшим темпом роста у девочек в 10 лет и 13 лет, а у мальчиков – в 10 и 15 лет.

Масса тела (m) от 8 до 16 лет также увеличивается, причем у девочек прирост массы тела имеет высокие значения в возрасте 10, 13, 16 лет, а у мальчиков – в 16 лет (рис. 3, 4).

Различия по полу в значениях массы тела обнаружены в 9 и 11 лет, причем в 9 лет девочки уступают мальчикам по массе, а в 11 лет – наоборот. Это подтверждается исследованиями, сообщающими, что мальчики растут интенсивнее, а девочки быстрее набирают массу тела (А.И. Клиорин, 1989; С.И. Русинова, 1989). Увеличение окружности грудной клетки (ОГК) наиболее интенсивно у девочек в 10 и 13 лет, у мальчиков же в 13 и 16 лет. Половые различия в окружности.

Таблица 1. Значения сердечного индекса в зависимости от пола, возраста и типа кровообращения у школьников 8-16 лет (л/мин*м2)

Примечание. ГрТК – гиперкинетический тип кровообращения; ГТК – гипокинетический тип кровообращения; ЭТК – эукинетический тип кровообращения грудной клетки обнаружены в 8-, 9-, 16-летнем возрасте, причем для лиц мужского пола характерны более высокие значения окружности грудной клетки.

Возрастная прогрессия значений жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в периоде 8-16 лет установлена в многочисленных исследованиях (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989; А.И. Бурханов с соавт., 1991; А.И. Киеня с соавт., 1997) что связывают с общими ростовыми процессами и анатомическим увеличением размера легких (И.И. Шмыков с соавт.

, 1989). Половые различия обнаруживаются уже с 4-5 лет (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989), когда жизненная емкость легких больше у мальчиков. На основании данных проведенного исследования мы можем констатировать, что ЖЕЛ увеличивается с возрастом и имеет большие значения у мальчиков, чем у девочек (табл.4).

Замечено стирание различий по данному показателю в возрасте 12-15 лет, что объясняется перестройкой нервной и гуморальной регуляции дыхания в период полового созревания и более быстрым ростом девочек в этом возрасте (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989).

Площадь поверхности тела (Sт) увеличивается в период от 8 до 16 лет, при опережении мальчиков по данному показателю в 8-9 лет, а девочек – в возрасте 11, 14 лет.

На основании данных возрастной динамики прироста показателей физического развития (рис. 3, 4) обнаружены возрастные группы с наибольшей интенсивностью увеличения размеров тела: для девочек это 10, 13 и 16 лет, для мальчиков – 10, 13 и 15-16 лет. При этом наибольшие скачки у девочек наблюдаются в 10, 13 лет, а у мальчиков в 15-16 лет.

Ранее в литературе было замечено, что максимальное удлинение тела у девочек наблюдалось в 10-12 лет, у мальчиков в 13-15 (Я.Г. Ковров с соавт., 1981; А.В. Крылова, 1990). Скачок роста в 10 лет обнаружен также у мальчиков и девочек в интервале 7-10 лет (С.И. Русинова, 1989).

Известно, что в период полового созревания отмечается скачок эстрогенизации, причем эстроген тормозит соматотропную функцию, снижая содержание соматотропного гормона в гипофизе (М.А. Жуковский с соавт., 1974; Внутренние болезни …, 1993). В наших исследованиях у 11-12летних девочек наблюдалось снижение темпов роста таких показателей как m, Н, Sт, ЖЕЛ, ОГК.

Выявленные различия соответствуют ранее опубликованным данным, где обнаружены резкие увеличения скорости роста в 10-12 лет и 13-16 лет. При этом задержка роста наблюдается у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков в 8-10 лет, что сочетается со стабилизацией основного обмена (И.А. Корниенко, 1983).

Половые различия четко выражены по всем показателям в 16-летнем возрасте и почти не проявляются в 10 и 13 лет. В 10 лет мальчики опережают девочек по показателю Sт (р £ 0,05), а в 16 лет – по Н, ОГК, ЖЕЛ.

По данным, не подтвержденным критерием достоверности различий Стъюдента, в период 11-14 лет девочки обгоняют мальчиков по длине (кроме 12 лет), массе тела, Sт и ОГК, что согласуется с результатами других авторов (В.А. Доскин с соавт., 1997). Возможно данный факт объясняется более ранними сроками начала полового созревания у девочек и влиянием половых гормонов (В мире подростка, 1980; С.В. Хрущев, 1980).

Согласно сообщениям многих исследователей каждый из возрастных периодов характеризуется присущими только ему особенностями физиологической деятельности организма (С.В. Хрущев, 1980; И.А. Аршавский, 1982).

Важной особенностью физического развития детей и подростков является неравномерность изменений скорости роста (В.А. Доскин с соавт., 1997). Согласно нашим исследованиям, для возрастных изменений показателей физического развития характерны увеличение абсолютных значений Н, m, ОГК, ЖЕЛ, Sт.

При этом зафиксирована фазность в приросте показателей физического развития, зависимость его от возраста и пола. Такими периодами наибольшего темпа роста для девочек являются 10, 13, 16 лет, а для мальчиков – 10, 13, 15-16 лет.

Причем, наибольший прирост показателей физического развития у лиц женского пола наблюдаются в 10, 13 лет, а у лиц мужского пола – в 15-16 лет.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ

Физическая работоспособность может выступить в качестве критерия адаптационных возможностей организма, так как отражает функциональные возможности организма в условиях активной деятельности, требующей мобилизации резервов организма (Г.Л. Апанасенко с соавт., 1980; С.И. Русинова, 1989). Физическая работоспособность школьников определялась по результатам велоэргометрического теста до ЧСС 170 уд/мин (PWC170). Полученные данные представлены в таблице 5 и на рисунке 5.

Известно, что физическая работоспособность зависит от возраста и пола (И.И. Алишин, 1989). Данные в таблице 5 позволяют сделать вывод о достоверном повышении с возрастом физической работоспособности.

Половые различия абсолютных показателей PWC170 проявляются в каждой из возрастных групп и демонстрируют более высокую работоспособность у лиц мужского пола. На рисунке 5 вскрыты возрастно-половые группы, для которых характерен наиболее значительный прирост физической работоспособности.

Прирост PWC170 у школьников наибольший в 10, 12 и 16 лет. Следовательно, наибольший прирост физической работоспособности соответствует таким выделенным периодам наибольшей интенсивности ростовых процессов как 10 и 16 лет. Лишь в 12-13 лет наблюдается гетерохронность роста работоспособности и массо-ростового скачка.

Таким образом, не вызывает сомнений рост физической работоспособности у детей в период от 8 до 16 лет. При этом подтверждена ее зависимость от пола и физического развития. Наибольшие значения прироста

скачать за 50 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/152363/tipologicheskie-osobennosti-krovoobrashcheniya-u-detey

Особенности органов кровообращения

Особенности кровообращения у детей

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца и его патологии.

Сердце. У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет — желудочки.

Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка.

У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2–3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова.

В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого.

У ребенка, особенно первых недель и месяцев жизни, сохраняются различного вида сообщения между кровеносными сосудами, левыми и правыми отделами сердца: овальное отверстие в межпредсердной перегородке, артериальный проток, артериоло-венулярные анастомозы в малом круге кровообращения и др.

В результате этих сообщений кровь из камеры с высоким давлением сбрасывается в камеру с низким давлением. В некоторых случаях, например при легочной гипертензии или развитии дыхательной недостаточности, давление в легочной артерии и правых отделах сердца начинает превышать давление в артериях большого круга кровообращения, что приводит к изменению направления сброса крови (шунт справа налево) и смешиванию артериальной крови с венозной.

Сосуды. У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15–16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол.

https://www.youtube.com/watch?v=m8_Zoj3eol8

Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых.

Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Скорость кровотока у детей высокая, с возрастом она замедляется, что обусловлено удлинением сосудистого русла по мере роста ребенка и урежением частоты сердечных сокращений.

Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более высоким уровнем обмена веществ.

Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Наибольшая частота сердечных сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120–140 в 1 мин).

С возрастом она постепенно уменьшается; к году ЧСС составляет 110–120 в 1 мин, к 5 годам — 100, к 10 годам — 90, к 12–13 годам — 80–70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью.

Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — урежается.

Артериальное давление (АД) у детей более низкое, чем у взрослых. Оно тем ниже, чем младше ребенок. Низкое АД обусловлено небольшим объемом левого желудочка, широким просветом сосудов и эластичностью артериальных стенок. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Границами нормальных показателей АД являются пределы от 10-й до 90-й цен гили.

Величины от 90-й до 95-й и от 10-й до 5-й центили считаются соответственно пограничной артериальной гипер- и гипотензией. Если показатели АД выше 95-й центили — это артериальная гипертензия, если ниже 5-й центили — артериальная гипотензия. У доношенного новорожденного систолическое АД составляет 65 85 мм рт. ст.

Примерный уровень максимального АД у детей 1-ю года жизни можно рассчитать по формуле:

76+2 п. где и — число месяцев, 76 – средний показатель систолического АД у новорожденного.

У детей более старшею возраста максимальное АД ориентировочно рассчитывается но формуле: 100 + п, где п * – число лет, при этом допускаются колебания ±15. Диастолическое давление составляет 2/3 — 1/2 систолического давления.

АД следует измерять не только на руках, но и на ногах. Для измерения АД у большинства детей обычно достаточно набора манжеток шириной 3, 5, 7, 12 и 18 ем. Манжетка должна захватывать примерно 2/3 предплечья или бедра.

Использование слишком узкой манжетки приводит к завышению измеряемых показателей, широкой – – к занижению. Для определения АД на ноге стетоскоп располагают над подколенной артерией.

Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт. ст.

Благодаря относительно большой массе сердца и широкому просвету сосудов кровообращение у детей находится в более благоприятных условиях, чем у взрослых. Относительно большое количество крови и особенности энергетическою обмена предъявляют сердцу ребенка значительные требования, в связи с этим работоспособность детского сердца более высокая по сравнению с сердцем взрослого.

Сердце взрослого человека по размерам примерно равняется сжатому кулаку. Но за 24 часа оно вырабатывает энергию, которой бы хватило, чтобы поднять 68 тысяч килограммов груза, или вес локомотива, на высоту 30 сантиметров от земли. За двадцать четыре часа оно перекачивает около 16 360 литров крови.

Этот удивительный орган, вес которого может составлять от 225 до 340 граммов, по строению напоминает двухэтажный дом. Каждая его часть имеет помещение сверху, ушко предсердия, а также помещение внизу, правый и левый желудочек.

С каждой стороны между ушком к желудочком есть дверь, которая называется клапаном, но между двумя половинами нет клапана. Из желудочков и артерий есть выходы, а от вен в ушки — входы. Все двери в здоровом сердце очень хорошо подогнаны, поскольку кровь, вытесненная сердцем, не должна попасть обратно через ту же самую дверь. Клапаны открываются и закрываются с каждым ударом сердца.

Практически сердце имеет два насоса, по одному с каждой стороны. Левая сторона поднимает от легких обогащенную кислородом кровь и гонит ее по телу. Правая сторона получает ее обратно с меньшим содержанием кислорода, но с большим содержанием двуокиси углерода и гонит ее в легкие.

Два верхних помещения, ушки предсердия, имеют более тонкие стенки, поскольку качают кровь лишь на небольшие расстояния в нижние помещения. Правый желудочек имеет стенки потолще, поскольку он гонит кровь в легкие. Наиболее важная часть сердца — левый желудочек с самыми толстыми стенками, поскольку ему приходится перекачивать кровь на самое большое расстояние.

Сердце сжимается и разжимается примерно 100 тысяч раз в сутки. В детском возрасте пульс составляет 90–100 ударов в минуту, а у взрослых — 70–80 ударов в минуту. Когда вы делаете какие-то усилия, например, бежите, частота ударов может увеличиться примерно в три с половиной раза.

Как тренировать сердце ребенка? Сердце – это первый орган, с которым знакомится ребенок, узнает его расположение и функции.

Он знает, что от сердца зависит жизнь, и должен знать (с помощью родителей), как можно улучшить работу сердца. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за нарушение ритма, запугивать смертью или больницами.

Наоборот, нужно настраивать его не против своего тела, а давать подсказки правильного и здорового образа жизни:

1. Рассказать о пользе утренней зарядки. Известно, что именно утренняя разминка идет на пользу сосудов и сердца.

2. Приучать ребенка есть вовремя и по распорядку, ложиться спать в положенные часы.

3. Поведать о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе, о том, как они оживляют сердце.

4. Защищать сосуды с детства. Не нужно кормить ребенка жирными и дорогими колбасами, жирными мясом. Лучше приучать его к легкому мясу (птицы), овощам и фруктам.

5. Не забывать о витаминах, которые надо покупать весной и осенью. Полезной для сердца окажется профилактика рыбьим жиром в удобных капсулах.

6. Рассказать ребенку о вреде курения и алкоголя. Ведь одна банка пива или сигарета для 14-летнего сердца – непомерная нагрузка.

7. Своевременно лечить другие болезни (простуды, грипп, ангину), посещать стоматолога, потому что кариозные инфекции опасны осложнениями, и даже на сердце. Проверить тренированность сердца можно простым способом: после десяти приседаний измерить пульс у ребенка. Если он повышен (до 130-150 ударов), то мышце нужна поддержка.

Page 3

Перейти к загрузке файла

1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце. К. Здоровье 1989.

2. Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. М. Медицина 1990.

3. Брехман Н.И. Валеология – наука о здоровье. М. ФИЗ 1990.

4. Брагинская В.П. Активная иммунизация детей. М. Медицина 1984.

5. Вайтенко В.П. Введение в саналогию. К. Здоровье 1991.

6. Георгиева Н.В. Физиология. М. Медицина 1981.

7. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. С-П. Акцидент 1998.

8. Кабанов А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1975.

9. Танкова-Ямкольская Р.В. Основы медицинских знаний. М. Просвещение 1981.

 

Источник: https://studbooks.net/2473767/meditsina/osobennosti_organov_krovoobrascheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.