Особенности мышечной системы у детей

Содержание

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений

Особенности мышечной системы у детей

Актуальность темы.

Высокие темпы роста и перестройки костной ткани у детей раннего возраста, которые происходят на фоне функциональной несовершенства многих органов и систем, могут приводить к высокой частоты поражений опорно-двигательного аппарата. Костные изменения, которые чаще всего развиваются в периоды интенсивного роста ребенка, могут негативно влиять на состояние ее здоровья в дальнейшем.

Цель занятия. Изучить особенности строения и функции костей и мышц у детей разного возраста, уметь оценить состояние данной системы, распознавать наиболее распространенные симптомы ее поражения и выявлять их причины.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1.

Особенности гистологического строения и химического состава костной ткани у детей разного возраста.

2.

Особенности строения черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей у детей.

3.

Семиотику частых поражений скелета.

4. Порядок прорезывания зубов.

5. Методы исследования костной системы.

6. Анатомо-физиологические особенности гистологического строения и тонуса мышц у детей разного возраста.

7. Семиотику поражений мышц у детей.

8. Методы исследования мышечной системы.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1.

Определить жалобы, характерные для поражения костно-мышечной системы, собрать семейный и индивидуальный анамнез.

2.

Провести объективное обследование костей и мышц у детей разного возраста.

3.

Оценить данные, полученные во время объективного обследования данной системы.

4. Составить план лабораторного и инструментального исследования костно-мышечной системы и оценить полученные данные.

Основная литература

Чеботарева В.Д., площадные В.Г. Пропедевтическая педиатрия. – М .: Б. и., 1999. – С. 139-144, 309-323.

Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб .: “ИздательствоФолиант”, 2001. – С. 265-316.

Дополнительная литература

Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. – М .: Здоровье, 1994. – Т. 1. – С. 215-216.

Детские болезни / Под ред. Л.А. Исаевой. – М .: Медицина, 1994. – С. 33-38.

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М. – Винница, 2002. – С. 169-174,176-178.

Вспомогательные материалы

1.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей.

2.

Методика исследования костно-мышечной системы у детей.

3.

Признаки гиперплазии остеоидного ткани.

4. Признаки остеомаляции.

5. Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови.

6. Симптомы артрита.

7. Виды нарушения тонуса мышц.

8. Виды нарушения трофики мышц.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Мышечные волокна у новорожденных тоньше, чем у взрослых. Они имеют хорошо развитую интерстициальную ткань, богатые саркоплазму, но содержат мало миофибрилл.

Мышечные волокна у детей короткие и нежные, бледные, имеют слабо выраженную исчерченность.

В них содержится меньше, чем у взрослых, сократительных белков – миозина и актина, они более эластичные, лучше растягиваются, увеличиваясь в 2 раза по сравнению со своей начальной длиной.

В мышцах детей содержится мало неорганических веществ и миоглобина, но много воды.

Для новорожденных и детей первых месяцев жизни характерен значительный гипертонус мышц. Это обусловлено преобладанием функциональной активности палидарнои системы над стриарного. Гипертонус мышц-сгибателей на верхних конечностях содержится до 2-3-месячного возраста, а на нижних – до 3-4-месячного.

Костная ткань содержит больше воды и значительно меньше минеральных веществ. Поэтому кости у детей раннего возраста эластичные и менее ломкие, чем у взрослых.

Благодаря этому дети первых лет жизни часто переносят травмы, а также значительные, без переломов костей.

Надкостницы толстое, функционально активное, поэтому переломы чаще бывают без разрыва надкостницы, то есть по типу зеленой ветки.

https://www.youtube.com/watch?v=76lFu5ctM8g

Кости черепа у новорожденных баллотирует, поскольку открытые сагиттальный, венечный и лямбдоподибний швы. Боковые роднички у доношенных новорожденных закрыты. Заднее темечко бывает открытым у 25% новорожденных и закрывается не позднее 2-го месяца жизни. Переднее темечко всегда открыто и закрывается до 1-1,5-летнего возраста.

Зубы у детей прорезываются, начиная с 6-месячного возраста, когда появляются два нижних центральных резца. В возрасте 8 мес – два верхних центральных резца, в 10 мес – два верхних латеральные резцы и на 12-м месяце жизни прорезываются два нижних латеральные резцы.

В течение 2-го года жизни появляются еще 12 молочных зубов. Последовательно прорезываются первые молочные моляры (в возрасте 12-16 мес), за ними клыки (в возрасте 17-20 мес) и последними – вторые молочные моляры (в возрасте 21-24 мес).

Таким образом, в 2-летнем возрасте заканчивается процесс прорезывания молочных зубов; в настоящее время дети имеют по 20 зубов.

Позвоночник у новорожденных и детей первых месяцев жизни прямой и не имеет физиологических изгибов. В возрасте 2-3 мес формируется шейный лордоз, поскольку ребенок начинает держать голову. В возрасте 6-7 мес образуется грудной кифоз и ребенок начинает сидеть. Образование поясничного лордоза совпадает по времени с началом хождения ребенка (в возрасте 10-12 мес).

1.

При обследовании детей необходимо изучить данные анамнеза, имеющие значение для развития костно-мышечной системы, статики и моторики (состояние здоровья матери во время беременности, характер ее питания, состояние здоровья ребенка, его вскармливания и режим воспитания); а также характерные жалобы (боль в костях, мышцах и суставах, изменение конфигурации, ограничение подвижности суставов и т.д.).

2.

При осмотре обратить внимание на следующие моменты: изменение размеров и формы головы (микро- и макроцефалия, башнеобразный, сидницеподибний, седловидный череп, скафоцефалия, оксицефалия, уплощение затылка) развитие верхней и нижней челюсти, особенности прикуса, количество зубов, их характер (молочные, постоянные); форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, плоская) и изменения ее (гаррисонова борозда, килевидным, воронкообразная, бочкообразному грудная клетка, сердечный горб, уплощение одной половины или одностороннее выпячивание грудной клетки); форма позвоночника (наличие патологического кифоза, лордоза, сколиотических искажений) и таза ребенка (плоскорахитичний таз); конфигурация конечностей (акромегалия, брахидактилия, адактилия, афалангия и др.); форма суставов (отек, деформация), подвижность в них и состояние кожи и прилегающих тканей (наличие высыпаний, узловых образований и т.п.); трофика мышц (слабый, средний и хороший степень их развития; атрофия, гипотрофия, гипертрофия), состояние тонуса мышц (гипотонусе, гипертонус).

3.

С помощью пальпации костно-мышечной системы определяют плотность костей черепа, состояние швов и родничков (краниотабес, податливость краев родничка, размеры родничков) наличие переломов и деформаций; признаки гиперплазии остеоидного ткани (рахитические “четки”, “браслеты”, “нити жемчуга”) температуру кожи над суставами, боль в костях, мышцах и суставах; силу и тонус мышц, наличие уплотнений в них.

4. Определение трофики и силы мышц. Трофику мышц, которая характеризует уровень обменных процессов, оценивают по степени и симметричностью развития отдельных групп мышц. Оценку проводят в состоянии покоя и при напряжении мышц.

Различают три степени развития мышц: слабый, средний и хороший.

При слабой степени развития мышцы туловища и конечностей в состоянии покоя оказываются недостаточно, при напряжении их объем изменяется достаточно мало, нижняя часть живота свисает, нижние углы лопаток отстают от грудной клетки.

При средней степени развития масса мышц туловища в состоянии покоя выражена умеренно, а конечностей – хорошо, при напряжении мышц изменяется их форма и объем. При хорошем степени развития г. мышцы туловища и конечностей развиты хорошо, а при напряжении наблюдается отчетливое увеличение рельефа мышц.

Оценку силы мышц у детей проводят по специальной шкале по пятибалльной системе: 0 баллов – отсутствие движений; 1 – активные движения отсутствуют, но пальпаторно определяется напряжение мышц; 2 – пассивные движения возможны при преодолении незначительного сопротивления; 4 – пассивные движения возможны при преодолении умеренного сопротивления; 5 – сила мышц в пределах нормы.

5. Дополнительные методы исследования: а) определение содержания кальция, фосфора, щелочной фосфатазы в сыворотке крови; б) рентгенологическое исследование костей; в) электромиография; г) хронаксиметрия; д) динамометрия у детей старшего возраста; е) биопсия мышц; ж) денситометрия.

Признаки гиперплазии остеоидного ткани

К признакам гиперплазии остеоидного ткани принадлежат реберные “четки”, “браслеты”, “нити жемчуга”, увеличение лобных, теменных, затылочных бугров, “куриная грудь”, квадратная голова.

Признаки остеомаляции

К признакам остеомаляции остеоидного ткани относят краниотабес (смягчение височной, затылочной костей), уплощение затылка, Гаррисонова борозду, Х-образные и О-образные голени.

Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови (В. Доскин, 1997)

Кальций общий – 2,5-2,87 ммоль / л.

Кальций ионизированный – 1,25-1,37 ммоль / л.

Фосфор неорганический – 0,65-1,62 ммоль / л.

Симптомы артрита

К симптомов артрита относятся припухлость, болезненность, отек кожи и тканей, прилегающих к суставам, ограничение подвижности в суставах и объема активных движений.

Виды нарушения тонуса мышц

Гипотония – снижение тонуса мышц (при рахите, гипотрофии, хореи, болезни Дауна, гипотиреозе, спинальной мышечной атрофии, периферической форме паралича).

Гипертония – повышение тонуса мышц (у здорового ребенка первых 3-4 мес жизни, при центральной форме паралича, менингите, столбняка).

Виды нарушения трофики мышц

Атрофия – крайняя степень слабого развития и недоразвитие (простая форма) или перерождения (дегенеративное форма) мышц.

Простая форма имеет место при церебральном параличе, заболеваниях мышц (прогрессивная мышечная дистрофия, врожденная миодистрофия) и суставов (ювенильный ревматоидный артрит, туберкулезный коксит). Дегенеративное форма возникает при периферических параличах, полиомиелите и др.

Гипертрофия – это утолщение и увеличение массы мышц. Чаще определяется у детей, которые занимаются спортом, физическим трудом. При псевдогипертрофии отложения жира симулирует картину успешного развития мышц.

Тесты

1.

В каком возрасте происходит закрытие большого родничка у здорового ребенка?

A. 4-6 мес.

Б. 6-8 мес.

B. 9-11 мес.

Г. 1-1,5 года.

2.

Какую форму имеет грудная клетка новорожденного ребенка?

A. Цилиндрическую.

Б. бочкообразному.

B. воронкообразной.

Г. коническая.

3.

Какой из перечисленных симптомов является признаком рахита?

A. Щаблеподибни голени.

Б. Отсутствие физиологических изгибов позвоночника.

B. Закрытое малый родничок.

Г. Краниотабес.

4. Какой из признаков свидетельствует о наличии гиперплазии остеоидного ткани?

A. Краниотабес.

Б. Квадратная голова.

B. О-образные голени.

Г. Уплощение затылке.

5. Какой симптом является признаком остеомаляции?

A. “Четки”.

Б. “Браслеты”.

B. Гаррисонова борозда.

Г. Увеличение лобных бугров.

6. Для детей какого возраста плоскостопие является физиологическим состоянием?

A. К 6 мес.

Б. Первые 2-3 лет жизни.

B. К б лет.

Г. К 7 лет.

7. В каком возрасте формируется физиологический грудной кифоз у ребенка?

A. 2-3 мес.

Б. 6-7 мес.

B. 10-12 мес.

Г. 1,5-2 года.

8. До какого возраста у детей содержится гипертонус мышц – сгибателей верхних конечностей?

A. 1 мес.

Б. 2-3 мес.

B. 3-4 мес.

Г. 4-5 мес.

9. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей на нижних конечностях?

A. 1 мес.

Б. 2-3 мес.

B. 3-4 мес.

Г. 4-6 мес.

10. Какой из дополнительных методов используют для исследования мышечной системы?

A. Рентгенографию.

Б. спирометрии.

B. электроэнцефалографии.

Г. Электромиографию.

Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – Г; 4-Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – Б; 9 – В; 10 – Г.

Источник: https://studbooks.net/7617/meditsina/anatomo_fiziologicheskie_osobennosti_kostno_myshechnoy_sistemy_detey_metodika_issledovaniya_semiotika_po

Костно-мышечная система у детей

Особенности мышечной системы у детей

Скелет растущего ребенка подвергается массе изменений, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов. В течение внутриутробного периода жизни ребенка окостенение начинается достаточно поздно. Во время рождения в скелете ребенка очень много хрящевой ткани.

Когда ребенок достигает 2-х летнего возраста, то строение костей приближается к строению скелета взрослого, а в 12 лет вы не найдете отличий.

После рождения ребенка вы можете заметить несоответствие пропорций тела. Голова составляет 25% длины всего тела. К двум годам уже 20%, а к 12 годам соотношение, как и у взрослого человека.

Швы черепа ребенка имеют вид прямых линий и срастаются к 2-3 месяцам, а по достижению 3-4 лет они срастаются окончательно.

Самой характерной особенностью, о которой знают все, это наличие на голове ребенка Родничков. Это образования в области соединения нескольких костей.

Родничок представляет собой соединительную мембрану.

Как правило, таких родничков вы можете обнаружить 4:

  • большой,
  • малый,
  • два боковых.

Очень малое количество деток рождается с открытыми боковыми родничками. А всего четверть рождается с открытым малым родничком, который расположен между темечком и затылочной костью. Он затягивается к 3-4 месяцу жизни.

А вот большой родничок расположен между темечком и лобной костью и хорошо прощупывается. Его размер примерно 2 на 2 см. закрывается родничок к 12-16 месяцам.

В период первого года жизни череп ребенка растет очень интенсивно.  Затем чуть медленнее до 4 лет. После 4 лет рост черепа замедляется.

Позвоночник ребенка

При рождении позвоночник ребёнка прямой и не имеет никаких изгибов. Появляются они уже в течение развития ребёнка и изучения им новых опорных функций.

Шейный изгиб появляется на втором месяце

Изгиб в области груди появляется, когда ребенок начинает сидеть.

Уже к 3-4 годам у ребенка появляется характерная для взрослого человека конфигурация позвоночника.

Когда позвоночник только формирует свою форму, он достаточно гибкий. Он может вращаться, наклонятся и изгибаться. Поэтому это следует учитывать.

Вы можете допустить ранние искривления позвоночника ребенка, если будете носить его постоянно на одной руке, задавать неправильное положение во время сна или кормления. К деформации позвоночника и грудной клетки ребенка может привести ранее сидение ребенка и слишком тугое пеленание.

В первые месяцы жизни туго пеленать ребенка не стоит, чтобы не сдавливать его грудную клетку и не мешать кровообращению.

Не стоить сажать ребенка, пока он сам этого не сделает, что будет означать, что его организм готов. Не садите ребенка в подушки, кенгурушки и т.д. Это может привести к искривлению позвонка.

Раннее искривление грудной клетки и позвонка

Могут оказать существенное влияние на осанку ребенка в будущем. В первые месяцы жизни ребенка рост легких опережает рост самой грудной клетки.  И она находится, как бы, в состоянии постоянного вдоха. Ребра малыша имеют почти горизонтальное положение.

Также в первые месяцы жизни у ребенка вы можете заметить искривление ножек.

Когда появляются зубы?

Малыш рождается с зачатками зубов, которые появляются группами и в определенное время.

Зубки прорезываются примерно в одно и то же время:

Молочные зубы:

  • Нижние и верхние резцы – от 6 до 9 месяцев.
  • Боковые нижние и верхние – от 9 до 12 месяцев.

Когда вы празднуете первый день рождения малыша, у него обычно 8 зубов.

Когда ребенок достигает 14-16 месяцев, начинают появляться малые коренные зубы, в 16-20 месяцев – клыки, в 20-24 месяца прорезываются задние малые коренные.

Т.е. когда вашему ребенку 2 полных годика, у него уже около 20 зубов.

Сроки появления зубов не всегда одинаковы у всех деток.

Все мы знаем, что когда зубки начинают резаться, ребенок чешет десна кулачками, тянет все в рот. Но появление зубов – процесс физиологический и безболезненный. Хотя многие дети нервничают, кричат и плохо спят.  Может повышаться температура, нарушается аппетит.  Так же сопровождается обильным слюноотделением.

Режим питания и дня ребенка во время периода, когда режутся зубки, остается неизменным.

Хорошим помощником может оказаться прорезыватель зубов – специальная игрушка, которую может грызть ребенок и она бережно массирует его десна, улучшает кровоснабжение.

Особенности развития мышечной ткани

Мышцы малыша развиты слабо и составляют около 25% процентов массы тела. В процессе набора веса, мышечная ткань растет за счет увеличения массы волокон, а не их количества, как у взрослого человека.

Когда центральная нервная система только формируется, а это происходит в первые месяцы жизни ребенка, у деток может наблюдаться повышенный мышечные тонус.

Сгибательные мышцы преобладают над разгибательными, что объясняет положение ребенка с согнутыми ручками и ножками в первые периоды жизни.

Постепенно, по мере взросления малютки это явление исчезает.

Сила мышц ребенка очень мала. Малыш не держит голову, не может изменить положение тела.

Двигательные способности появляются постепенно. Сначала шея, затем туловище, затем мышцы конечностей. Мышцы ног, затем мышцы рук.

Постепенно ребенок становится сильнее, активнее и т.д.

Вот вам и все особенности костно-мышечного развития ребенка в первые периоды жизни.

Источник: http://mi-la-ya.ru/kids/uhod/kostno-myshechnaya-sistema-u-detej.html

Анатомо физиологические особенности мышечной системы у детей

Особенности мышечной системы у детей

Морфологические особенности. К морфологическим особенностям мышечной системы у детей надо отнести меньшую толщину мышечных волокон, относительно большее количество интерстициальной ткани и большее количество округлой формы ядер как в клетках самых мышц, так и в межуточной соединительной ткани.

Во внеутробной жизни рост мышечной массы происходит не за счет нарастания числа мышечных волокон, а почти исключительно за счет их утолщения. Эти свойства выражены тем отчетливее, чем младше ребенок. Мускулатура у новорожденных развита сравнительно очень слабо и по своему общему весу составляет всего лишь 23% веса тела.

В течение всего дальнейшего детства вес мышц возрастает значительно сильнее, чем вес других органов; у здорового взрослого относительный вес мускулатуры достигает приблизительно 42% веса тела. Для детей периода новорожденности и первых месяцев грудного возраста характерна значительная гипертония мышц, наиболее резко выраженная со стороны сгибателей конечностей.

У нормальных детей гипертония мышц верхних конечностей обычно проходит к 2—2,5 месяцам, а мышц нижних конечностей — к 3—4 месяцам.

Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизни меньше, чем у детей более старших.

У детей первых недель жизни при токе силой меньше 5 миллиампер сокращение получается только при замыкании катода (КЗС), у более старших детей — при замыкании и катода (КЗС), и анода (АЗС).

Гальваническая возбудимость с 1,5—2-месячного возраста почти сравнивается с таковой у взрослых.

Абсолютные и средние величины хронаксии у детей значительно выше, чем у взрослых.

У детей в возрасте до 3 месяцев мышцы и нервы обнаруживают наиболее низкую возбудимость (большая реобаза), что, надо думать, объясняется незаконченностью морфологической структуры нервно-мышечного аппарата.

Величины хронаксии у детей в возрасте около 10 лет приближаются к показателям взрослых. Данные отдельных исследователей об особенностях хронаксии у детей сильно расходятся (Вул, Краснова).

Механическая мышечная возбудимость у детей периода новорожденности несколько повышена; в более поздних возрастах наличие карпопедального спазма (перемежающихся тонических судорог в кисти и стопе) и хоботкового феномена говорит о тетании.

Положительный лицевой феномен Хвостека в раннем детстве указывает на повышенную механическую возбудимость мышц (тетания), у более старших детей он не имеет столь специфического характера и чаще всего говорит о невропатии.
Мышечная сила у детей с возрастом отчетливо нарастает.

Как правило, правая рука у них сильнее левой, мышечная сила у мальчиков несколько больше, чем у девочек.

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений

Актуальность темы.

Высокие темпы роста и перестройки костной ткани у детей раннего возраста, которые происходят на фоне функциональной несовершенства многих органов и систем, могут приводить к высокой частоты поражений опорно-двигательного аппарата. Костные изменения, которые чаще всего развиваются в периоды интенсивного роста ребенка, могут негативно влиять на состояние ее здоровья в дальнейшем.

Цель занятия. Изучить особенности строения и функции костей и мышц у детей разного возраста, уметь оценить состояние данной системы, распознавать наиболее распространенные симптомы ее поражения и выявлять их причины.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Особенности гистологического строения и химического состава костной ткани у детей разного возраста.

2. Особенности строения черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей у детей.

3. Семиотику частых поражений скелета.

4. Порядок прорезывания зубов.

5. Методы исследования костной системы.

6. Анатомо-физиологические особенности гистологического строения и тонуса мышц у детей разного возраста.

7. Семиотику поражений мышц у детей.

8. Методы исследования мышечной системы.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Определить жалобы, характерные для поражения костно-мышечной системы, собрать семейный и индивидуальный анамнез.

2. Провести объективное обследование костей и мышц у детей разного возраста.

3. Оценить данные, полученные во время объективного обследования данной системы.

4. Составить план лабораторного и инструментального исследования костно-мышечной системы и оценить полученные данные.

Чеботарева В.Д. площадные В.Г. Пропедевтическая педиатрия. – М. Б. и. 1999. – С. 139-144, 309-323.

Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб. ИздательствоФолиант , 2001. – С. 265-316.

Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. – М. Здоровье, 1994. – Т. 1. – С. 215-216.

Детские болезни / Под ред. Л.А. Исаевой. – М. Медицина, 1994. – С. 33-38.

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М. – Винница, 2002. – С. 169-174,176-178.

1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей.

2. Методика исследования костно-мышечной системы у детей.

3. Признаки гиперплазии остеоидного ткани.

4. Признаки остеомаляции.

5. Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови.

6. Симптомы артрита.

7. Виды нарушения тонуса мышц.

8. Виды нарушения трофики мышц.

Развитие мышц у детей на разных этапах

Особенности мышечной системы у детей

Развитие мышечной системы начинается ещё на этапе внутриутробного формирования организма ребёнка. По мере роста и взросления мышцы будут заметно изменяться и к окончанию определённого периода сформируются полностью.

В детском возрасте мышечная система имеет некоторые особенности, главная из которых — уменьшенная по сравнению со взрослыми толщина волокон. Кроме того, стоит отметить более активное кровоснабжение мышц с увеличенным количеством нервных волокон.

В каждом возрасте мышечная система ребёнка имеет свои особенности. От них и будут зависеть мышечные способности на том или ином этапе.

О развитии мышц в раннем возрасте

В течение первого года жизни мышечная система ребёнка достаточно слабо развита, равно как и отдельные нервные волокна, отвечающие за работу мышц. У малышей в этот период жизни отмечают повышенный тонус мышц конечностей, что выливается в активные, раскоординированные и хаотичные движения.

Развитие костной ткани в раннем возрасте будет способствовать формированию и развитию мышечной системы, росту мускулатуры. Уже спустя несколько месяцев после рождения малыш способен удерживать голову в любом положении, а спустя 3-4 месяца — делать это продолжительное время.

Также по истечении нескольких месяцев после рождения дети способны освоить навыки переворачивания в кроватке, хватательные движения. Примерно к концу первого полугодия ребёнок спокойно удерживает игрушку, перекладывая её из одной руки в другую.

В 6-7 месяцев развитие мышечной системы у детей достигает того уровня, когда они могут начинать пробовать удерживаться в положении сидя. Важно, чтобы родители не начинали сажать кроху раньше того времени, когда его мышцы будут к этому действительно готовы, потому что есть риск образования повышенной нагрузки и, как следствие, деформации неокрепших костных элементов.

Первые попытки удержаться на ногах без поддержки у малышей появляются не ранее 8 месяцев. Ходить, не нуждаясь в опоре, большая часть детей научится не ранее года.

Очень важно, чтобы в первый год жизни малыш имел достаточный уровень физической активности, влияющей на развитие мышечной системы. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы кроха, осваивая новые движения или будучи в процессе игры, находился на защищенной территории — например, в манеже.

Постоянное нахождение на руках, в кроватке или в коляске ограничивает двигательные способности крохи, что негативным образом повлияет на развитие мышечной системы и приведет к развитию вялых и дряблых мышц.

Что нужно знать о развитии мышц в дошкольном и школьном возрасте

На развитие мышечной системы в дошкольном и школьном возрасте огромное влияние оказывают физические нагрузки и спорт. В период переходного возраста, когда подростки выглядят угловатыми и не всегда способны контролировать действия из-за некоторого нарушения координации, физические упражнения для них должны быть подобраны и дозированы правильно.

Недостаток двигательной нагрузки может задержать развитие мышечной системы, привести к проявлению ожирения, нарушить естественный рост костей и вызвать вегетососудистую дистонию.

Важно понимать, что в каждом возрасте детям доступны разные виды спорта. Так, например, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте оптимальные виды спорта — это лыжи, фигурное катание, художественная гимнастика.

Дети постарше могут начинать заниматься прыжками с трамплина, лыжным двоеборьем, прыжками на батуте и биатлоном.

Начиная с 10 лет допустимы командные виды спорта, такие как волейбол, хоккей, футбол, а также академическая гребя, фехтование и борьба.

В 11-12 лет дети могут ускорить развитие мышечной системы занятиями конькобежным спортом, стрельбой из лука, греблей, а также лёгкой атлетикой. Ещё год спустя можно попробовать свои силы в велосипедном спорте и боксе, а начиная с 13 лет можно заниматься тяжёлой атлетикой и стендовой стрельбой.

Естественно, что осваивать новые виды спорта без травм можно и нужно только под контролем опытного тренера, досконально владеющего знаниями о детской физиологии на каждом этапе жизни ребёнка.

О врождённой мышечной аномалии

Процесс развития мышечной системы может протекать не так гладко, особенно когда имеет место такая проблема, как врождённая мышечная аномалия. Осматривая таких ребят, медики в первую очередь дают оценку степени развития мышечной системы, обращая особое внимание на следующие показатели мышц:

  • тонус;
  • активность;
  • сила;
  • уровень развития.

Здоровые дети имеют упругие, симметрично развитые мышцы, которые могут иметь несколько степеней развития.

Первая степень — с чётко обозначенными мышечными контурами, заметными даже в состоянии покоя, с подтянутыми лопатками, втянутым животом.

Вторая степень — характеризуется умеренным развитием мышц и конечностей с заметным изменением рисунка и объёма в процессе напряжения.

Третья степень — мышцы практически не поддаются контролю, и даже во время напряжения часть живота отвисает. Обычно третья степень развития мышц характерна для детей, которые имеют проблемы с питанием, страдают хроническими соматическими заболеваниями, ведут малоподвижный образ жизни.

Последняя степень развития мышц — это атрофия, характеризуемая уменьшенной массой мышечных тканей, ослаблением или даже полной утратой сократительной способности мышечных волокон.

Что такое асимметрия мышц

Когда речь идёт об асимметрии мышц, то подразумевается неравномерное развитие отдельных групп. Обнаружить асимметрию можно методом сравнения одинаковых мышц с обеих сторон тела, на конечностях или лице ребенка. Для получения максимально точных данных используют сантиметровую ленту.

На асимметричное развитие мышц может повлиять перенесенная в детстве травма, а также ревматические заболевания, патологии нервной системы.

Мышечный тонус: что нужно знать

Еще одно явление, связанное с развитием мышечной системы в детском возрасте, — это мышечный тонус. Под ним стоит понимать рефлекторное напряжение мышц, вызываемое центральной нервной системой и связанное с метаболическими процессами в организме.

Уменьшение или повышение уровня тонуса называют соответственно атонией или гипотонией мышц, тогда как природный тонус носит название нормотонии.

Оценить уровень тонуса можно по результатам визуального осмотра ребёнка, положения его конечностей. Если у младенца в первый месяц конечности полусогнуты и колени прижаты к животу, то стоит говорить о гипертонусе.

По мере роста уровень тонуса будет снижаться, и малыш в скором времени сможет лежать с вытянутыми руками и ногами.

Снижение уровня тонуса у детей в старшем возрасте может стать причиной нарушения осанки и привести к образованию поясничного лордоза, вздутию живота и пр.

Заключение

Обеспечить нормальное развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте помогут регулярные тренировки, вовлекающие в процесс разные группы мышц. Тренировки и отдельные движения в упражнениях не должны быть скучными и однообразными. Важно, чтобы детям был интересен процесс, так как только в этом случае получится избежать как физического, так и эмоционального утомления.

Занятия должны быть дозированными, лёгкими и приятными в раннем возрасте. По мере взросления детей нагрузки могут быть увеличены. Если подходить к процессу грамотно, то у здорового, в меру тренированного ребёнка или подростка они не будут вызывать сложностей.

Нагрузка на мышцы должна быть равномерной во избежание недоразвития отдельных групп и нарушения их функциональности. Только целенаправленные и регулярные физические упражнения обеспечат гармоничное развитие мышечной системы у детей и их физическое развитие в целом с совершенствованием органов и систем организма.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/osobennosti/razvitie-myshts-u-detej-na-raznyh-etapah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.