Работа акушерского стационара
Структура акушерского стационара
Высокое качество работы акушерского стационара может быть достигнуто лишь при условии тщательно продуманной организации и хорошо слаженной работы всех составных звеньев акушерского стационара (или акушерского отделения больницы).
Правильная организация дела в родовспомогательном учреждении&
в подавляющем большинстве случаев может предупредить многие тяжелые осложнения родов и послеродового периода у матери, а также устранить многие причины заболеваемости и смертности новорожденных.
СТРУКТУРА АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА
В акушерском стационаре (или акушерском отделении больницы) должны быть:
В физиологическое акушерское отделение направляют всех здоровых рожениц, не имевших дома контакта с инфекционными больными.
Контингент больных, подлежащих направлению в обсервационное отделение и в изолятор, будет указан ниже.
Физиологическое акушерское отделение
Физиологическое акушерское отделение должно иметь: а) санитарный пропускник; б) родовой блок; в) послеродовые палаты; г) перевязочную (вернее, смотровую), в которой производят также снятие швов; д) отделение или палаты новорожденных; е) комнату для выписывающихся.
Родовой блок
Родовой блок в свою очередь включает: а) предродовую, б) родовую, в) малую операционную для внутреннего исследования рожениц, наложения швов на промежность или шейку матки, наложения акушерских щипцов, ручного обследования полости матки, г) большую операционную для кесарева сечения и других операций.
Весьма желательно иметь 2 родовые комнаты, которые поочередно занимают, а также поочередно освобождают и подвергают тщательной уборке, дезинфекции и проветриванию. Желательно также иметь 2 предродовые палаты с той целью, чтобы была возможность раздельно помещать беременных, прошедших и не прошедших психопрофилактическую подготовку. Совместное нахождение их на протяжении длительного первого периода родов обычно оказывает весьма неблагоприятное воздействие на женщин, которые предварительно прошли психопрофилактическую подготовку.
В небольших акушерских стационарах трудно выделить комнату для малой операционной. Поэтому внутреннее исследование рожениц, наложение швов на промежность и другие небольшие операции производят в родовой комнате на рахмановской кровати, отгораживая ее от других ширмой, обтянутой белой клеенкой, которую ежедневно дезинфицируют.
В небольших акушерских стационарах обычно имеется только одна родовая комната. В этих случаях необходимо часто производить тщательную уборку и дезинфекцию ее.
При малейшей возможности следует организовать вторую, хотя бы маленькую, родовую комнату.В составе родильного блока желательно также иметь теплую, затененную и, по возможности, изолированную от шума небольшую комнату для рожениц, страдающих эклампсией.
Обсервационное (второе) акушерское отделение
Обсервационное (второе) акушерское отделение представляет собой в миниатюре копию физиологического акушерского отделения и должно иметь ту же структуру.
Но в родовом блоке, помимо предродовой на 1 – 2 койки, достаточно наличие лишь 1 родовой комнаты и 1 операционной. Однако отдельный пропускник, а также отдельные послеродовые палаты и палаты для новорожденных здесь обязательны.
Количество коек во втором отделении должно составлять 20% от общего числа их в данном акушерском учреждении.
Изолятор
Изолятор предусмотрен лишь в крупных акушерских учреждениях (100 и более коек).
В малые акушерские стационары (на 15–35 коек) не должны принимать рожениц с признаками инфекции, их направляют в стационары, имеющие изолятор; сюда же переводят заболевших в акушерском стационаре родильниц.
Однако и в малых акушерских стационарах должны все же быть изоляторы на 1–3 койки (с отдельным ходом) на тот случай, если необходимо принять быстрые роды у инфицированной роженицы или временно, до перевода в другое учреждение, изолировать заболевшую родильницу.
Число коек в изоляторе составляет примерно 5% общего числа коек акушерского стационара. В условиях больницы изолятор можно организовать в гинекологическом отделении. Новорожденные, матери которых переведены в изолятор, остаются в физиологическом отделении (палате) для новорожденных и получают сцеженное молоко от здоровых родильниц.
Отделение патологии беременности
Число коек отделения для случаев патологической беременности должно составлять 30% от общего числа их в акушерском стационаре (см. ниже). Для этого отделения следует отвести помещение с достаточно большой кубатурой.
В акушерских стационарах, где не представляется возможным выделить самостоятельные отделения патологии беременности, отводят для этой цели необходимое число коек в физиологическом послеродовом отделении, сосредоточив их в 1–2 палатах. Эти палаты, по возможности, должны быть удалены от палат новорожденных и от родового блока, чтобы обеспечить беременным условия для спокойного пребывания в акушерском стационаре в течение продолжительного времени.
Лаборатория
Желательно иметь в акушерском стационаре лабораторию, в которой производят основные клинические и биохимические анализы (акушерские отделения больниц обслуживаются общебольничными лабораториями).
Подсобные помещения
Из подсобных помещений при родильном стационаре должны быть: а) автоклавная и материальная комнаты для заготовки и стерилизации белья и перевязочного материала; б) моечная – отдельно для клеенок и подкладных индивидуальных суден; в) туалетные – отдельно для рожениц и персонала; г) кухня, прачечная, дезинфекционная, кладовая для чистого белья, душевая для персонала и пр. При планировании помещений акушерского стационара следует выделить комнату для отдыха, которая одновременно может служить столовой для ходячих беременных и родильниц. Необходимо также предоставить комнату дежурному персоналу – ординаторскую и кабинет главному врачу.
В крупных акушерских стационарах следует организовать бюро (или стол) справок, где посетители могли бы получать общие сведения о матери и новорожденном, как-то: время родов, пол, вес родившегося ребенка, температура и общее состояние матери и новорожденного, номер палаты, в которую помещена родильница.
В небольших акушерских стационарах (до 50 коек) подобные справки может давать одна из дежурных сестер. Желательно, чтобы сведения и справки о состоянии здоровья рожениц, родильниц и новорожденных выдавал врач. Впрочем, в физиологическом акушерском отделении это можно поручить опытной акушерке.
Справки об осложненной беременности и родах, а также о больных беременных, роженицах и родильницах обязан давать только врач.
Акушерский стационар или отделение больницы должен систематически посещать врач-терапевт, который консультирует всех беременных, находящихся в отделении патологии беременности, а также, при необходимости, рожениц и родильниц по назначению заведующего акушерским отделением.
Наблюдение за новорожденными осуществляет врач-микропедиатр.
Источник: http://ginekolog.my1.ru/publ/ginekolog/organizacija_ginekologicheskoj_pomoshhi/struktura_akusherskogo_stacionara/25-1-0-506
Организация работы акушерского стационара
1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА. СНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В АКУШЕРСКОМ СТАЦИОНАРЕ
2. ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: практическое занятие.
3. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ (актуальность изучаемой неприятности): Знание тактики ведения беременных в условиях ж/к и родильного дома разрешит студентам ориентироваться в экстренных акушерских обстановках с целью оказания квалифицированной помощи беременным и роженицам.
4. Цель занятия: ознакомить студентов со структурой акушерского стационара и организацией его работы, списком форм первичной медицинской документации, оснащением, задачами акушерских отделений, порядком приема в роддом беременных и рожениц, показателями деятельности акушерских стационаров
Студент должен знать:
правила организации работы и структуру акушерского стационара;
показания к приему беременных и рожениц в акушерский стационар;
показания к переводу беременных, рожениц и родильниц в обсервационное отделение стационара;
показания к переводу новорожденных детей из родильного дома в соответствующие отделения детских поликлиник;
инструкцию по проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в стационарах;
методы стерилизации инструментов, перевязочного материала, белья; обработка мебели, помещений;организационные мероприятия по выявлению заболевших и бактерионосителей среди персонала, беременных, рожениц и родильниц;
список первичной медицинской документации;
показатели деятельности акушерского стационара.
Студент должен мочь:
самостоятельно собрать анамнез у поступивших в стационар беременных и рожениц;
создавать общее и особое акушерское обследование;
выяснить показания для госпитализации в физиологическое и обсервационное отделения родильного дома;
создавать первичную санитарную обработку поступающих в стационар беременных и рожениц;
заполнять первичную медицинскую документацию.
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Особенности санитарно-эпидемиологического режима в послеродовом отделении
10. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Савельева Г.Н. Акушерство / Учебник для медицинских вузов, 2007г.
Абрамченко, В.В. Активное ведение родов: Управление для докторов.-2-е изд. испр./В.В. Абрамченко.-СПб.:Спец. лит. 2003.-664 с.
Акушерство и гинекология: Учебник/Ч. Бекманн, Ф. Линг, Б. Баржански и др./Пер. с англ.-М.:Мед. лит.,2004.-548 с.
Айламазян, Э.К. — Акушерство: Учебник для мед.вузов / авт.текста Э. К. Айламазян. — 5-е изд.,доп. — Петербург: Спец.лит. 2005. — 527 с. ил. жёсткий (Учебник для медицинских вузов)
Дуда В.И. Дуда В.И. Дражина О.Г. Акушерство: Учебник.-Минск: Высш. шк.; ООО Интерпрессервис,2002.- 463 с.
Жиляев, Н.И. Акушерство: Фантомный курс/Н.И. Жиляев, Н. Жиляев, В. Сопель.-Киев: Книга плюс, 2002.- 236 с.
Клинические лекции по акушерству и гинекологии: Учебное пособие / ред. А.И. Давыдов и Л. Д. Белоцерковцева ; Ред. А. Н. Стрижаков. — Москва. Медицина, 2004. — 621 с.
Справочник по акушерству, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие / Ред. Г.М. Савельева. — Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. — 720 с.
Трифонова, Е.В. Акушерство и гинекология: Учеб. пособ./Е.В. Трифонова.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.- 175 с.-(Конспекты лекции для мед. вузов)
Цхай, В.Б. Перинатальное акушерство: Учеб. пособ./В.Б. Цхай.-М. Мед. книга; Нижн. Новгород: НГМА, 2003.- 414 с.-(Учеб. лит. для мед. вузов. и последипломного образования)Управление к практическим занятиям по акушерству: Учеб. пособ. /Ред. В.Е. Радзинский.-М.:Мед. информ. агентство,2004.-576 с.-(Учеб. лит. для студ. мед. вузов)
Управление к практическим занятиям по акушерству и перинатологии/Ред. Ю.В. Цвелев, В.Г. Абашин.-СПб.:Фолиант, 2004.- 640 с.
Эталоны ответов на вопросы практических знаний и умений по акушерству и гинекологии: Учеб. пособ./ В.Б. Цхай и др.-Красноярск: КаСС, 2003.- 100 с.
Источник: http://citytile.ru/medicine/organizacija-raboty-akusherskogo-stacionara.html