Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Содержание

Борьба с агрессией и гневом: техника 5 шагов

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Приветствую вас, дорогие читатели!

С этой статьи я начинаю цикл публикаций,

посвященных регуляции таких эмоций, как гнев и агрессия.

В них я представлю несколько психологических техник, позволяющих смягчить негативные эффекты

присутствия этих эмоций в нашей жизни. 

Борьба с агрессией, гневом, раздражительностью, злостью и прочими отрицательными эмоциями 

– это неотъемлемый элемент регуляции психологического здоровья человека.

О природе агрессивности и основных причинах враждебного поведения человека я рассказывал в статье:

 “Не ори на меня!”: приступы агрессии в повседневной жизни

А об ее проявлениях в отношениях между мужчиной и женщиной вы можете прочитать в заметках о мужчине-тиране и домашнем деспоте.  

этой статьи:

Формы проявления агрессии

Регуляция агрессии

Техника «5 шагов»

Для того чтобы враждебность и другие отрицательные эмоции оказались под вашим контролем и даже пошли вам на пользу

(как бы это глупо не звучало, но такое возможно),

следует знать, что они есть мощная эмоциональная энергия.  

Она направлена на изменение окружающего мира и адаптацию к нему.   

При этом существуют две…

Формы проявления агрессии

Неконструктивная (или примитивная) и конструктивная (или цивилизованная).

Неконструктивная агрессия – это энергия враждебности. Он нацелена на разрушение и уничтожение.

Может быть полезной в качестве защитной реакции при нападении.

Но, как правило, в человеческих взаимоотношениях она лишь разрушает.

Вспомните, например, раздражительного и злого человека, стремящегося во что бы то ни стало отстоять свои интересы или просто досадить окружающим.

Конструктивная агрессия направлена на творческое преобразование мира.

В цивилизованных формах она проявляется в виде инициативности, решительности, предприимчивости, в виде творческих порывов.

К примеру, раздражительный и сердитый человек, вместо того, чтобы выплеснуть свою злость на других людей, направляет ее на создание какого-то социально значимого продукта. 

В данном случае, примитивная враждебность преобразуется в конструктивную энергию и начинает служить человеку и окружающим его людям.

Что нужно, для того, чтобы такое происходило как можно чаще? Для этого необходима …

Регуляция агрессии

Она заключается в проработке негативных эмоциональных состояний. Их следует осознать, проговорить и выразить посредством социально приемлемых способов.

Например, это можно сделать, применив так называемые замещающие действия.

Так, злость на человека может быть проработана путем активных физических действий (бой с тенью, с боксерской грушей, занятия подвижными играми и т.п.).

А поскольку гнев и агрессия практически всегда связаны с высоким уровнем стресса, то его снижение, как правило, уменьшает и кипение и этих эмоций.

Об этом можно прочесть в статьях:

Мини-программа «Борьба со стрессом»

Как победить стресс и избавиться от вечного напряжения

Когнитивной проработке враждебности, вербальной разрядке гнева, осознанию конфликтной ситуации и изменению отношения к ней хорошо способствует…

Техника 5 шагов

Она позволяет позитивно переструктурировать проблему, выразить гнев и враждебность, проработать незавершенный конфликт.

Этот способ регуляции гнева походит на технику «4 стадии преодоления конфликта».

Что для этого нужно?  

Допустим, в результате конфликта со своим руководителем или коллегой, вы кипите от злости и с трудом справляетесь с агрессией.

Возьмите лист А4. Нарисуйте таблицу, состоящую из 5 колонок. Оформите ее так, как указано в примере ниже.    

ЭмоцииМыслиПотребностиНегативная сторона проблемыПозитивная сторона проблемы
Наиболее вероятные действия, направленные на конструктивное решение данной проблемы

Затем приступайте к проработке гнева и враждебности.

Для этого вам необходимо осознать и описать в соответствующих колонках свои внутренние состояния и переживания.    

Шаг 1. Осознание эмоций.

Осознайте и выпишите все ваши эмоции и чувства, с которыми вы столкнулись в данной конфликтной ситуации.

В процессе осознания задавайте себе вопросы:

«Что я чувствовал?»

«Что со мной происходило?»

«Какими были мои реакции?»

«Как реагировало мое тело?»

и т.п.  

Шаг 2. Осознание мыслей.

Осознайте и выпишите все ваши мысли, с которыми вы столкнулись в данной ситуации. Важно найти и прописать мысли по отношению к самому себе, к другим участникам конфликта и к ситуации в целом.  

Этому помогают вопросы:

«Какие мысли мелькали в моей голове во время конфликта?»

«О чем я думал?»

«Какие образы были в сознании?»

Шаг 3. Осознание потребностей.

Осознайте и выпишите интересы и потребности, которые оказались затронутыми и ущемленными в результате состоявшегося конфликта.

В процессе осознания задавайте себе вопросы:

«Какую часть моей личности мешает реализовать данная ситуация?»

«Какие мои стремления и интересы были затронуты и ущемлены?»

«Достижению каких моих целей препятствует этот конфликт?»

Шаг 4. Осознание негативной стороны проблемы.

Осознайте и выпишите все негативное, что связано с данной ситуацией.

В особенности ваши неправильные действия, отрицательные мысли и чувства (например, излишние гнев и агрессия), которые привели к ухудшению ситуации (неконструктивные способы поведения).   

Шаг 5. Осознание позитивной стороны проблемы.

Осознайте и выпишите все позитивное, что связано с данной ситуацией.

В особенности ваши конструктивные действия, мысли и чувства, которые могли бы исправить ситуацию или, действительно, положительно повлияли на нее и не дали ей ухудшиться (конструктивные способы поведения).   

 На этом шаге вам помогут психологические методы, представленные в статье

«Креативные техники решения проблем».

Далее, опираясь на полученный материал, сформулируйте основные действия, которые вы можете предпринять для решения конфликта и его перевода в конструктивное русло.  

Как можно видеть, данная техника довольно проста. Но проводимая с ее помощью борьба с агрессией очень эффективна.

Она позволяет изменить отношение к ситуации, осознать и вербализовать ищущие выхода злость, раздражение и неудовлетворенность.

При этом гнев, страх и агрессия переводятся в конструктивное русло, направляются на активное преодоление конфликта.  

Я рекомендую применять эту технику в сочетании с активными физическими действиями, поскольку часть негативной энергии должна быть реализована через движения тела. А есть и специальные упражнения против негативных эмоций. Узнать о них можно Здесь

Кроме этого, техника 5 шагов может быть дополнена и методом фрирайтинга. Он представлен в статье «Психологическая саморегуляция или помоги мне…».

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации.

В ней я продолжу рассказывать о техниках и методиках борьбы с агрессией и раздражительностью.  

© Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте: 

Вам понравилась статья?

Источник: https://formaetsensum.ru/borba-s-agressiey-i-gnevom-tekhnika-5-shagov.html

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов.

Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный.

Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания.

    Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.

  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым.

    Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.

  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой.

    Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.

  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.

  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

Агрессия бывает:

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Психические расстройства и расстройства поведения

Это открытые проявления агрессивности у детей.

Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс.

Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять.

Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.

Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости.

У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет.

Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-spravitsya-s-detskoj-agressiej.html

Мой ребенок – забияка?.. Причины детской агрессии

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Не так давно пришли ко мне на консультацию молодые встревоженные родители с шестилетним сыном. Папа был мрачным, мама выглядела очень расстроенной, а мальчик держался в стороне от них, сдерживаясь изо всех сил, чтоб не заплакать.

— Мой сын – настоящий тиран, — с ходу заявил папа.

— Нет, он не тиран, — возразила мама, — он не обижает слабых, а просто дерется в детском саду. Воспитатель говорит, что он очень агрессивен. Мы не знаем, что делать. Потому что с нами он спокоен, а в детском саду – драки. И все на него жалуются. А если у него агрессия, то воспитатель сказала, что это надо лечить…

И мы решили разобраться в ситуации с родителями ВМЕСТЕ.

Давайте сначала попробуем понять причины детской агрессивности.

Что такое агрессия?

 Агрессией у людей  часто называют действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Агрессия может проявляться как фи­зически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, пресле­дования и др.).

Для чего людям нужна агрессия?  Иногда это  сред­ство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить что то выполнить). А иногда она используется как способ самоутверждения или как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью часто вызывает у взрослых недоумение и растерянность. И часто первое, что делают родители, — это наказывают ребенка. Если случаи проявления агрессии стано­вятся постоянными, они могут обратиться к психологу или невропатологу.

Но про­явления жестокости и непослушания у детей не всегда говорит о том, что у ребенка есть какие то отклонения в психическом или физическом здоровье. Часто бывают ситуации, в которых ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести, и начинает проявлять злобу или агрессию.

Чтобы помочь в таких случаях вашему ребенку, важно выяснить возможные причины его агрессивного поведения.

Каковы причины детской агрессии?

1. Первая причина, которую необходимо исключить сразу, это заболевание ребенка психологического или физиологического характера. Здесь важно проконсультироваться со специалистом и пройти курс лечения.

2. Другая причина детской агрессии – это средство психологической защиты. Многие взрослые в повседневной жизни пользуются нападением, как средством защиты их личных границ и интересов. Так и многие дети разного возраста точно так же используют этот способ.

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо чувство недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин. В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов.

Поэтому очень важно следить за своим эмоциональным состоянием маме, важно в семье иметь теплую и поддерживающую атмосферу общения между родными. Если этого нет, то поведение ребенка становится тревожным.

И со временем невысказанная внутренняя тревога по отношению к миру вокруг ребенка перерастает в его недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение.

Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. И агрессивные вспышки у таких детей очень неожиданны и непонятны.

Также на формирование отношения к миру оказывает и проявление родителями любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой.

Если ребенок понимает, что, не смотря ни на что, ни на какие его поступки, его родители любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может, и поэтому становится способным на все. Он может ожесточиться, может начать драться.

3. Еще одна причина детской агрессивности — это различные нарушения семейного воспитания.

Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или иные нарушения в воспитании детей или в семейных взаимодействиях.

Чаще всего агрессивное поведение – следствие чрезмерно строгого, запугивающего воспитания, вседозволенности или применение к ребенку разных стилей воспитания у разных членов семьи.

4. Очень часто агрессия у детей проявляется тогда, когда они не умеют выражать свои эмоции и чувства, особенно отрицательные.

 Как мальчикам, так и девочкам необходимо позволять выражать свои негативные эмоции, плакать.

Если такого выражения у детей не происходит, то у них накапливаются нереализованные гнев, презрение, недовольство и страхи, которые они могут выражать в виде насилия по отношению к другим или себе.

Плач в таких случаях является очень эффективным средством избавления от накопившейся злости и агрессивной энергии.

5. Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения взрослых в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга — все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Когда папа и мама каждый день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы.

Часто бывают ситуации, когда родители стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят «за закрытой дверью». Но и в этих случаях маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

6. Еще одна причина – это непоследовательность родителей в фор­мировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие.

Подросток видит не­честность, непорядочность, несправедливость в поведении родителей. И такие ситуации им переживаются болезненно.

Это приводит к озлоблению у ребенка, его агрессивности по отношению к взрослым.

7. И, наконец, нередкая причина обращений по поводу детской агрессивности – это те (довольно многочисленные) случаи, когда за агрессивность принимают что-то другое.

Например, часто за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет.

Какие внешние  признаки отличают ребенка агрессивного от просто часто обижающегося?

Часто такие малыши легко переносят боль. Такой ребенок не плачет, когда падает, спокойно и даже равнодушно переносит медицинские процедуры, увлекшись игрой, может не заметить достаточно серьезной царапины или ушиба. Такие дети чаше предпочитают шумные и грубые игры с потасовками.

Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (однако не злобны) в повседневном общении, с трудом усваивают правила вежливости.

Иногда у таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда они бросаются в драку с более сильным противником, часто они залезают туда, откуда не могут слезть, дразнят злую и опасную собаку.

Но бывает и наоборот. Агрессивность ребенка направлена на слабых, на животных, на тех, кто не может дать ему отпора. Такой ребенок вполне пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить ее по лицу лопаткой для песка. Никогда не тронет кошку, которая может оцарапать, но может пнуть в брюхо безобидную дворнягу.

Как вести себя, если ребенок проявляет агрессию, мы рассмотрим в следующей статье.

С уважением, Ольга Беляшова

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В нашей рубрике уже были сканворды, и надеюсь, ваш ребенок их уже все разгадал.

Потому что сегодня я решила опубликовать еще одну подборку сканвордов для детей, которые вы можете скачать одним архивом, естественно, без регистрации и бесплатно.

Красивые, яркие картинки безусловно привлекут внимание ребенка для начала разгадывания. А для вашего удобства каждый сканворд можно распечатать отдельно. Наслаждайтесь!

Скачать сканворды (архивом, 12 штук) 

Лайк 44

Категориях: В родительскую копилку

Занимательные головоломки для детей 7-12 лет Автор Ольга Беляшова В Библиотека Продолжить чтение Подвижная игра «Плитка» на свежем воздухе, описание и правила Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Летние поделки с детьми Автор Ольга Беляшова В Творчество с мамой Продолжить чтение Мяч под водой Автор Ольга Беляшова В Игровая мастерская Продолжить чтение Если у Вас возникли сложности с регистрацией, получением рассылки и т.д., пишите сюда:скайп: barkinatn: https://.com/barkina_t e-mail: barkinatn@gmail.com

Источник: https://nashydety.com/prichiny-detskoj-agressii/

Агрессивное поведение ребенка — причины и коррекция

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый  ­и эффективный способ достижения цели.

Агрессивный ребенок, так могут быть охарактеризованы многие из ребят, причем такое их поведение ярко проявляется не только при взаимодействии со сверстниками, но и со взрослыми.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • Повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • Нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • Индивидуальные особенности человека (особенности темперамента, сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.)

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.

Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера. Агрессивность ребенка может быть физически и психически  обусловленной.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

ПричинаМетоды коррекции
1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузкиПодвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями»
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятииБеседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семьеБеседа с родителями, направление к психологу
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный  потенциал в положительное русло:  —  проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок — ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы    миролюбивых способов общения — обсуждать книги, предусмотренные программой — перевод драк в конструктивное     русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков— подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния    — психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение                      — обучение приемам саморасслабления         — разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Одной  из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  1. Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  2. Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  3. Организаторские способности;
  4. Широта кругозора;
  5. Позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности.Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

Психологическая помощь агрессивным детям

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин необходимо делать несколько акцентов:изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;изменение стиля взаимодействия с детьми;развитие коммуникативных умений взрослых, окружающих ребенка.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

  1.     Если это возможно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2.     Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3.    Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4.    Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5.     Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачи психокоррекционной работы агрессии детей

  • Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:
  • развитие умения понимать состояния другого человека;
  • развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • обучение ауто-релаксации;
  • обучение способам снятия напряжения;
  • развитие навыков общения;
  • формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
  • Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
  • использовать физические силовые упражнения;
  • рвать бумагу;
  • нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • использовать «мешочек для криков»;
  • поколотить стол надувным молотком и т.д.

Советы взрослым против агрессии ребенка

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми, показывает использование изотерапии (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)

С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми  спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.

) Можно использовать подвижные игры, способствующие  коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители и педагоги.

Взрослым, окружающим ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение.

Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включить в коллективную для того, чтобы ребенок получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Источник: https://allshans.ru/detskaya-psixologiya/agressivnoe-povedenie-prichiny-i-korrekciya/

Как бороться с детской агрессией: советы психолога

Работа с детьми агрессивного поведения | Как бороться с агрессией

Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют – рассказывает психолог Инга Войтко.

Детская агрессия – явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

Психолог Инга Войтко помогла разобраться с вопросом о детской агрессии и дала советы как с ней бороться.

Что такое детская агрессия, какие причины ее возникновения?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Следует обратить внимание на то, что агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний, тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. За агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так.

Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и, кстати, не только детской. Дети, которые испытывают недостаток родительской любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе.

Если кроха не чувствует никакого интереса со стороны взрослых к своей персоне, агрессия — самый очевидный способ обратить на себя внимание. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.

Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту.

Агрессивные реакции у детей могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, – в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке.

Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Одной из причин подавляемой до поры до времени детской агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых.

Если поведение ребенка жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались, и ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Еще одна причина агрессивности – недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе.

Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения.

Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично. Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией.

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то, так же может влиять действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

Наследственно-характерологические факторы:

  • Наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • Психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
  • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.   

Органические факторы:

  1. Травмы головного мозга,
  2. Особенности нервной системы,
  3. ММД (прим. ред.  Минимальная мозговая дисфункция) и т. п.                

Социально-бытовые:

  • Неблагоприятные условия воспитания;
  • Неадекватно-жестокий родительский контроль;
  • Враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  • Конфликт между супругами.

Ситуационные:                 

  • Реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • Введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
  • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • Нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

В каком возрасте чаще всего проявляется детская агрессия?

Чаще всего агрессия проявляется в возрасте от 3 лет до 7, и в подростковом возрасте. В раннем возрасте это связано с осознанием себя и мира, адаптацией в начальной школе. В подростковом возрасте (12-16) с осознанием своей личности.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить:

1.     Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь…

, то мама с папой тебя больше любить не будут!. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если следовать этим советам, можно бороться с детской агрессией.

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/kak-borotsya-s-detskoy-agressiey--sovety-psihologa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.