Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Содержание

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период.

И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо.

А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы.

Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо поддержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки.

Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса.

Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям.

Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки.

При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов.

Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости.

Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни.

Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев.

Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы).

А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше.

Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке.

Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал.

Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться.

И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты.

И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

  • запирать его одного в комнате;
  • пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);
  • бить (по лицу, рукам);
  • пугать волком, собакой и другими животными;
  • переставать разговаривать с ребенком;
  • заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов.

Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это, прежде всего, стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

  • не закрывать двери в детскую слишком плотно;
  • оставлять на ночь горящий ночник;
  • походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

Источник: http://www.vashevse.ru/

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/doshkolnoe-vospitanie-psixologiya-doshkolnika-osobennosti-vospriyatiya/

Дошкольное воспитание и образование

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Дошкольный возраст — период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями.

Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду.

Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр, прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

Обучение детей в детском саду — это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений.

Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков.

Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя.

Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним.

Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы.

Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников — это их тяга к знаниям и науке.

Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира, 
  • осознание своего имени, 
  • формирование самооценки, 
  • осознание своего пола и соответствующее поведение, 
  • осознание своих прав и обязанностей. 

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе. К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание — это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду.

Художественная деятельность — это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольников.

Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания — это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания — личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.

Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих.

Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей.

В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Занятия в детском саду

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

  1. Словесные методы — это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы — это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников. 
  3. Практические методы — это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций. 

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования.

Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач.

Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Работа с родителями

Семья для дошкольника — источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы — это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы — это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.

Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах.

Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы.

Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/doshkolnoe-vospitanie-i-obrazovanie.html

Развитие детей в детском саду

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Критерии, по которым мы с вами выбираем детский сад для собственного ребенка, как правило, включают место, где находится детское учреждение, качество интерьера, санитарные условия, наличие адекватного питания, доброжелательность персонала, ну и, конечно, цены.

Однако, уточняя второстепенные, хоть и важные детали, мало кто из нас интересуется, а собственно, чем конкретно будут заниматься наши дети.

По каким программам и методикам будет осуществляться физическое и речевое развитие в детском саду, и насколько используемые тем или иным дошкольным учреждением технологии обучения эффективны по отношению к каждому конкретному ребенку.

Поскольку полезная информация никогда не бывает лишней, а будущее наших детей — это то, что заботит нас в первую очередь, мы предлагаем вашему вниманию небольшой обзор наиболее используемых в детских дошкольных учреждениях программ, обеспечивающих познавательное развитие в детском саду.

Несколько вступительных слов

Прежде, чем перейти к описанию программ, следует несколько слов сказать о современном дошкольном образовании.

В отличие от времен уже канувших в лету, когда преподаватели детских дошкольных учреждений обязаны были придерживаться утвержденных Министерством образования стандартов, современное обучение предполагает вариативность.

Согласно новой образовательной политике, дошкольные учреждения вправе самостоятельно выбирать или разрабатывать собственные методики, с их точки зрения, наиболее удовлетворяющие запросам собственного учреждения и детей, которые его посещают.

Согласно новой образовательной политике, дошкольные учреждения вправе самостоятельно выбирать или разрабатывать собственные методики, с их точки зрения, наиболее удовлетворяющие запросам собственного учреждения и детей, которые его посещают
Существующие на сегодняшний момент инновационные педагогические технологии, разработанные отечественными специалистами и рекомендованные государством, отличаются различным подходом к способу организации учебного процесса. Как правило, они делятся на:

— комплексные (направленные на общее, всестороннее развитие ребенка, включающее речевое и физическое развитие в детском саду)

— парциальные (узкоспециализированные, учитывающие одно или несколько направлений развития, к примеру, музыкальное развитие в детском саду)

Педагоги детских садиков, как правило, пользуются одной из комплексных программ и несколькими парциальными, которые обеспечивают ту или иную специализацию детского дошкольного учреждения (музыкальный, художественный, природоведческий, спортивный и т. д.)

Методика обучения в детском саду

В настоящее время на вооружении у педагогов детских садиков около шести широко используемых комплексных программ:

— «Радуга»

— «Истоки»

— «Воспитание и обучение в детском саду»

— «Детство»

— «Кроха»

— «Развитие»

«Радуга»

В основу программы заложен принцип деятельности как основной движущей созидательной силы, способствующей всестороннему развитию ребенка. Согласно названию создатели выделили 7 видов деятельности, которые стимулируют любознательность и адекватное психическое, а также физическое развитие ребенка:

— математика

— изобразительное искусство

— движение

— музыка

— развитие речи

— конструирование

— окружающий мир

Методика обучения в детском саду включает ряд специально разработанных программ, направленных на развитие у детей самостоятельности, а также создание мотивации, побуждающей юное поколение не только стремиться к получению знаний, но и самостоятельно находить пути решения тех или иных проблем.

«Истоки»

Программа с гуманитарным уклоном, разработанная с учетом особенностей возрастных характеристик и различного темпа развития малышей.

Спектр существующих методик позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуя максимальной реализации заложенных в нем природой возможностей.

В программе не предусмотрено искусственное ускорение развития, методика обучения в детском саду способствует обогащению его внутреннего мира, укреплению психического здоровья, развитию самооценки и построена на тесном сотрудничестве образовательного учреждения и семьи. 

«Развитие»

Основной целью программы является развитие умственных способностей дошкольников.

Разработанная для каждой из возрастных категорий малышей программа направлена на эффективное усвоение способов и средств для решения творческих или познавательных задач.

Согласно методикам обучение предполагает наличие небольших подгрупп не более 8 человек, что делает образовательный процесс более индивидуальным.

«Детство»

В программе предусмотрено тесное взаимодействие с миром природы, а социальная адаптация ребенка происходит за счет тесного соприкосновения с различными сферами бытия (миром изобразительного искусства, народного творчества, родного языка, математики или миром людей). Образовательный комплекс предполагает ступенчатость в усвоении материала и рассчитан последовательно на три этапа дошкольного возраста.

Методика воспитания в детском саду

Представленные нами сегодня программы лишь малая часть того, что используют педагоги детских дошкольных учреждений. Главное даже не в количестве, а в качестве образовательного процесса, который должен быть подкреплен качественной методикой воспитания.

В отличие от школьников, которых готовят к выбору будущей профессии, методика воспитания в детском саду призвана обеспечить высокий уровень последующей социальной адаптации.

Даже самый внушительный багаж знаний не поможет ребенку научиться сдерживать эмоции в споре, находить компромисс, уметь четко определять границы между главным и второстепенным, прислушиваться к мнению старшим и уметь использовать полученный опыт на практике.

Умение жить и ориентироваться в социуме — задача воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях, которая, как правило, выстроена в виде игр, имитирующих настоящие жизненные ситуации.

А поскольку мы, мамы, заинтересованы в полноценном развитии своих детей, имеет смысл интересоваться методиками, принятыми в дошкольных учреждениях, и ориентироваться при выборе детского сада не столько на красоту помещения, сколько на эффективность образовательных программ по отношению к собственному ребенку.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/article/post/prazvitie-detejj-vnbspdetskom-sadup

Развитие ребенка в саду – все об адаптации и общении детей в саду

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Все мамы и папы хотят, чтобы жизнь их детей была интересной и наполненной приятными событиями.

С самого детства родители пытаются дать своему ребенку максимально возможный объем знаний и опыта, сформировать его умственно и физически, сделать его отзывчивым и добрым, веселым и любознательным, научить его без проблем находить общий язык с другими людьми, не забывая о собственном «Я», а также всегда оставаться целостной и глубокой личностью. И в этом нелегком, но крайне важном деле родителям помогает детский сад.

Ошибочно полагать, что отдавать ребенка в садик стоит лишь из соображений занятости родителей в рабочее время. Дошкольные учреждения не только обеспечивают присмотр за детьми, они развивают их комплексно и гармонично, порой раскрывая самые яркие таланты и помогая реализовать самые необычные фантазии.

Общение детей в детском саду носит особый характер. Маленькие дети помогают друг другу в учебе, делятся идеями, привыкают работать в команде.

Да, да, все это делают 3-хлетние малыши! Родители, которые только отвели ребенка в сад, замечают, как расширяется его кругозор и сколько новых идей возникает в его голове, сколько новых рисунков появляется в его альбоме, и сколько новых движений он делает, танцуя дома под музыку.

Его личность формируют уже не два человека, мама и папа, а 30 детей, каждый из которых также имеет свою семью, свои увлечения. И все это контролирует воспитатель, который направляет общение детей только в позитивное русло обучения и творчества.

Кроме того, в садике опытные педагоги на ежедневных занятиях дают ребенку те знания, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, развивают его физическое здоровье на спортивных тренировках или в бассейне, учат его общению со сверстниками и позволяют раскрыть свои таланты на музыкальных занятиях и в театральных постановках.

И это далеко неполный список преимуществ детского сада. Не забывайте о рациональном питании и режиме дня, которых так трудно придерживаться в домашних условиях, выполнению несложной работы и ответственности, к которой заботливые родители порой совершенно не приучают своих детей, а также играх и веселых детских праздниках, которые трудно организовать дома.

Все это ребенок получает, посещая детский сад.

Готовность ребенка к детскому саду

У многих родителей возникает вопрос, когда лучше всего отдавать кроху в садик. На этот вопрос детские психологи и педагоги отвечают неоднозначно. Хорошо, если в 3-5 лет ребенок уже посещает садик.

Немного труднее психологически, но все равно полезно для малыша прийти в садик за год-два до школы.

В таком случае адаптация ребенка в детском саду, знакомство со сверстниками и взрослым воспитателем, привыкание к режиму дня и процессу обучения помогут ему легко справиться с будущими нагрузками в школе.

Вообще знакомство детей с детским садом лучше всего начинать в возрасте 2-3 года.

В это время дети воспринимают перемены очень естественно, они быстро привыкают к новому коллективу и необычному для себя образу жизни.

Современные дети взрослеют рано, буквально, как губка, впитывая всю окружающую их информацию, они быстро обучаются и крайне нуждаются в общении. Поэтому не бойтесь отдавать малыша в детсад пораньше.

Готовность ребенка к детскому саду у каждого своя.

Единственный совет, который хочется дать родителям: учитывайте, что поведение детей в детском саду – вещь абсолютно индивидуальная, и один ребенок может с легкостью адаптироваться в незнакомой обстановке, в то время как другой может абсолютно не воспринять новые условия.

Поэтому не торопитесь занимать свое свободное время работой или другими делами. В первые 2-3 месяца будьте готовы забирать малыша пораньше, иногда оставаться с ним дома, обменяйтесь с воспитателем номерами телефонов и поддерживайте связь.

Если такие серьезные перемены в жизни ребенка пройдут плавно и спокойно, если он будет уверен в Вашей постоянной близости, то он будет чувствовать себя комфортно и защищенно даже на расстоянии от Вас. А значит, он обязательно полюбит свой новый дом и свою новую семью в детском саду.

Развитие ребенка в детском саду

Всем родителям будет интересно узнать, как же происходит развитие ребенка в детском саду. Нужно отметить, что в каждом дошкольном учреждении существует свой план занятий. Это связано с различными возможностями, которые имеет каждый детский сад.

Где-то есть хороший спортивный зал или бассейн, и детей учат плавать, где-то акцент делают на ранее закаливание, а где-то на высококлассные музыкальные или театральные занятия.

Вы можете оценить потенциал детского сада, почитав информацию о нем в интернете или лично встретившись с заведующей.

Но существует обязательный объем знаний, которые должны иметь все дошкольники. В любом детском саду детей обучают основам языка и развитию речи. В некоторых садах, кроме русского, изучают также иностранный язык.

В ходе занятий дети учат названия месяцев, дней недели, говорят о временах года и погоде, обсуждают различные особенности природы, описывают животных.

Также дети с воспитателем учат множество стихов и песен, что улучшает их память и расширяет словарный запас.

Еще один обязательный предмет – математика. Малыши считают, осваивают основные понятия пространства и времени, учат названия геометрических фигур. Кроме этого, дети выполняют задания на логику.

Не забывают в детском саду и о творчестве. Малыши обязательно рисуют, лепят, делают аппликации. Все это позволяет развить детскую фантазию и сформировать у детей чувство красоты и эстетики. Не на последнем месте находится и нравственное воспитание детей.

И, наконец, еще один очень важный момент в воспитании детей – физкультура и спорт. Детей приучают к здоровому образу жизни, ежедневной зарядке, прививают любовь к спорту.

В детском саду малыши ежедневно гуляют на свежем воздухе. В хорошую погоду воспитатель организовывает для детей спортивные соревнования и игры. Сон детей в детском саду позволяет малышам отдохнуть и набраться сил.

В результате дети растут активными и здоровыми.

Раннее развитие – очень важно для становления личности и раскрытия всех способностей ребенка. Детский сад не только подготавливает детей к школе, но и развивает в них коммуникабельность, любознательность, целеустремленность и все самые важные качества, которые пригодятся им не только во время обучения в школе, но и на протяжении всей жизни.

Источник: https://bambinostory.com/razvitie-rebenka-v-sadu/

Социальное развитие дошкольников в детском саду

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения.

В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники.

К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.

Дети получают основы общения в детском саду

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника

К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.

Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

Социальное развитие — определение

Реализуется через задачи:

  1. Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
  2. Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  3. Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
  4. Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

Поставленные задачи выполняются следующим образом:

  1. Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
  2. Применяются специальные методы и приемы работы:
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа, разъяснение;
  • приучение, тренировка;
  • индивидуальная коррекционная работа;
  • создание воспитывающих ситуаций;
  • эмоциональное воздействие, поощрение.

Совместные занятия родителей и детей помогают социализации

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

  • Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
  • Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
  • Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
  • Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
  • Сюжетно-ролевые игры.

Утренник в саду — один из видов арт-терапии

Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки.

  Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции.

Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.

На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

Работа педагога заключается в следующем:

  • Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
  • Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной  форме).
  • Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
  • Организация выставок детских работ в саду.

К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

Основные понятия социального развития

Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.

Сказкотерапия — любимые занятия детей

Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.

Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.

По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.

Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.

Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Играя, дошкольник:

  • Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
  • Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
  • Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
  • Повышает уровень самооценки.

Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.

Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка

Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

Совместная работа родителей и детей — хороший метод социального воспитания

В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

  • Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
  • Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
  • В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
  • Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
  • Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
  • Организация получения активной обратной связи.

Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников.

Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада.

Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/sotsialnoe-razvitie-i-adaptatsiya-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.