Развитие художественных способностей детей

Развитие художественных способностей детей

Развитие художественных способностей детей

Многие родители ищут ответы на следующие вопросы: как привить ребёнку чувство прекрасного? Как научить его переносить чувства на бумагу, и с какого возраста стоит начинать его этому учить? Как сделать так, чтобы развитие в художественном направлении протекало гармонично и приносило ребёнку радость?

Поговорим в этой статье о развитии художественных способностей детей.

Как правило, художественные способности присутствуют у всех в той или иной мере. Важно только пробудить их. Дети, не достигшие трёхлетнего возраста имеют схожие способности к рисованию.

В этом возрасте нельзя определить, в какой степени ребёнок обладает талантом к рисованию и каким будет художественное развитие детей в дальнейшем. Необходимо помочь малышу в раскрытии его способностей, создать подобающие условия и поощрять интерес к рисованию.

Развитие художественных способностей – достаточно важный момент в воспитании малыша.

Развитие художественных способностей ребенка от 1 года до 2 лет

В этот период дети интересуются яркими предметами: фломастерами, карандашами и т.д. Если эти предметы попадутся малышу на глаза, он наверняка займётся ими: попробует на вкус, повертит в руках… Ребёнок ещё не знает, для чего используют фломастеры. Ему надо показать это, но лишь после того, как малыш сам перепробует все действия с этим предметом и интерес к нему станет уменьшаться.

Покажите, что при помощи карандаша и фломастера можно начертить линию или что-то нарисовать. Малыш начнёт повторять за вами и немало бумаги заполнит штрихами и точками. Не мешайте ему – со временем ребёнок станет рисовать уже более осознанно.

Развитие художественных способностей ребенка от 2 до 3 лет

В этом возрасте дети рисуют уже более предметно. Например, если он собирается нарисовать машинку, в получившемся рисунке он её точно узнает, даже если нарисованное мало напоминает автомобиль. Это говорит о повышении уровня изобразительной деятельности. Малыш при рисовании начинает ставить перед собой изобразительную цель.

1.

Вам необходимо знакомить ребёнка с окружающим миром. Во время прогулки обратите его внимание на кошек и собак, транспорт и растения.

2.

Рассматривайте книжки с картинками. Для развития художественных способностей малыш должен знать, что изображено на картинке. Пусть он попробует это нарисовать.

3.

Помогите ребёнку научиться пользоваться карандашом, кистью и красками. Проводите занятие лепкой.

Будьте начеку – малыш наверняка захочет попробовать краску или залезть в неё пальцем. Чтобы ребёнок не рисовал на стенах и мебели, отдайте ему на растерзание длинные полосы ненужных обоев – это наверняка понравится ребёнку.

4.

Если вы хотите, чтобы развитие художественных способностей ребенка было гармоничным, занимайтесь с ним лепкой, аппликацией и рисованием как можно чаще.

5.

Детям старшего возраста полезно будет посещать музеи, выставки и вернисажи. Изучая работы известных художников, малыш и сам сможет выражать свои чувства более точно.

Совместное творчество детей и родителей

Помните о том, что художественное развитие должно быть интересно детям. А наибольшую заинтересованность дети проявляют в совместных с родителями занятиях. Уделите таким занятиям 20 минут в день, и по окончании совместного творчества ребёнок сам продолжит рисование.

Пусть родители рисуют дом, а дети – трубу, двери, окошки. Во время занятий обсуждайте, какой краской нарисовать море, чего не хватает рисунку.

Что бы ни получилось в результате – не стоит ругать малыша – у всех художественное развитие происходит разными темпами. Хвалите ребёнка за успехи и старайтесь поддержать желание рисовать. Малышу важна ваша оценка и комментарии по поводу его работы.

Если вы не пожалеете хороших слов и проявите неподдельный интерес – малыш обретёт желание совершенствоваться в области рисования.

Развитие творческих способностей детей

Что же необходимо делать взрослым для того, чтобы богатый творческий потенциал, который дарит каждому здоровому ребенку детство, мог воплотиться? Как помочь задаткам стать способностями?

Как связаны игра и творчество детей?

Для этого необходимо создать определенные условия, прежде всего ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из задатков рождаются и развиваются способности.

Но искусство (и это общеизвестная истина) – настолько сложный вид деятельности, что просто «поместить» туда маленького автора, сказав ему: «Сочиняй, ты к этому готов», – невозможно.

Нужны особые усилия взрослого, который, во-первых, должен показать ребенку его возможности и, во-вторых, раскрыть перед ним специфику художественной деятельности, ее суть и те средства, которыми пользуется художник, создавая художественные образы.

Такой ввод в художественную деятельность удобнее всего совершать через достаточно плавное изменение игры, трансформируя ее в тот или иной вид искусства или в некий курс овладения общими основами искусства.

В чем суть трансформации игры в искусство?

Важнейший ее момент – выход ребенка из игровой позиции в некую другую, в которой он не будет больше отождествлять себя только с одним игровым персонажем, с одним героем, с одним эпизодом, а попытается охватить все в целом, сочетая в себе позиции и автора, и участника игры, и возможного зрителя.

Чтобы ребенок мог совершить этот выход и необходима помощь взрослого, без которой лишь ничтожно малая часть детей обратится к искусству и найдет туда дорогу. Слишком уж велик зазор между общими предпосылками и теми специальными требованиями, которые предъявляет ребенку каждый конкретный вид искусства.

Слишком значимы, несмотря на явное сходство, различия между игрой и практикой художественного творчества.

Многие дети рождаются, имея то или иное дарование. Его, естественно, следует выявить и развивать художественные способности ребенка. Однако дарование будет реализовано в полной мере в том случае, если его развитию сопутствует полноценное формирование личности в целом.

Академик Б. М. Теплов отмечал, что художественно-изобразительные способности (как и все другие!) раскрываются максимально полно, если воспитание одновременно способствует развитию у ребенка его эмоциональности, эстетического восприятия им природы, мира в целом, развитию образного мышления, общей культуры и эрудиции.

И художественно одаренный ребенок может не стать выдающимся художником, если он не получил широкого образования.

Таким образом, воспитывая одаренного ребенка, родители с еще большим тщанием заботятся о его умственном развитии, о заботливом взращивании в нем нравственности, о том, чтобы он был не только музыкантом и художником, но в первую очередь личностью.

Таким образом, не следует воспитывать музыканта, художника, шахматиста, ученого или спортсмена, а следует прежде всего воспитывать человека, поскольку только гармонически развитая личность сможет в полной мере развить свои способности.

Все вышесказанное как будто банально, но в этой проблеме, кроме всего прочего, есть одно очень важное обстоятельство. Речь идет о том, что счастливый Божий дар может стать причиной неудавшейся судьбы, если человек не сложился как личность.

Как развивать художественные способности ребенка?

Что же делать, чтобы способности послужили во благо одаренному ими? Вспомним: какую бы военную специальность ни получал человек, он вначале проходит курс молодого солдата. Есть общие принципы воспитания.

Кем бы ни стал ребенок впоследствии, он должен быть подготовлен к жизни в целом, должен быть готов к преодолению трудностей, должен быть отважным, закаленным и трудолюбивым, получить общее развитие и воспитание. А с того, кому много дано, особый спрос.

И чем выше одаренность, способности, тем выше требования к воспитанию.

Одаренные дети нередко своеобразны в поведении. Иногда они выглядят «чокнутыми», «зачарованными», странными, «чудаками», удивляют некоей неадекватностью, своеобразны, эмоционально впечатлительны и ранимы. С ними, как говорят, не соскучишься.

Однако именно из-за своей нестандартности, подчеркнутой индивидуальности они смущают воспитателей, раздражают их своим необычным поведением. Такие дети для них «беспокойны, упрямы, странны, своевольны» и даже «плохо воспитаны».

Ведь многие представляют себе хорошо воспитанного ребенка в образе послушного пай-мальчика. Одаренный же ребенок нередко выглядит белой вороной.

Родители должны своевременно разобраться в особенностях психического развития своего ребенка. Кто же, как не они, поймут его, поверят в него, ободрят?

Непременный компонент творческого начала – оригинальность мышления. Если ребенок высказал нечто интересное, оригинальное, следует выказать свое одобрение, даже восхищение, чтобы он понял: это интересно, именно это дорого ценится.

И он отличится вновь, поскольку поймет разницу между оригинальным, свежим, ярким и банальным. Выработке такого неожиданного, оригинального взгляда способствует воспитание наблюдательности, проницательности, особого угла зрения. Учат же этому мастеров фотографии и живописи.

Стало быть, и родители могут выпестовать в ребенке умение увидеть необычные грани в природе, в людях, в обыденной жизни.

Художественное творчество детей дошкольного возраста

«Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит, знает. Творчество – тот канал, по которому может выявиться и реализоваться в материале внутренняя жизнь детской души.

Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, пластилином, звуком, камешками, щепками, бумагой…

Что из этого получится, зависит не только от врожденных особенностей ребенка, его психофизики, но и от взрослого, который находится рядом, помогая ему ориентироваться в огромном шквале информации, а порой направляя его внимание на явления, скрытые от глаз». 0. А. Суслова

Если бы мы заговорили о художественном творчестве «всего лишь» 150 лет назад, едва ли кто-нибудь понял бы, о чем идет речь. Правда, и тогда обращали внимание на детей, которые рано и успешно начинали осваивать способы работы мастеров искусств. Это считалось (и не без оснований) признаком одаренности ребенка и зачастую предопределяло его профессиональную судьбу.

Открытие художественного таланта у ребенка

Итак, в конце XIX века в ребенке стали замечать и признавать художника. Уже Поль Гоген призывал рисовать как дети, понимая под этим упрощение ради большей выразительности.

В XX веке заговорили вполне серьезно о влиянии детей на выдающихся мастеров современной живописи, таких как А. Матисс, П. Клее, П. Пикассо, М. Шагал, Ж. Брак, X. Миро, Р. Дюфи, Ф. Леже.

В наше время мысль о том, что ребенок по своему психологическому складу прирожденный художник (а с другой стороны, большой художник – в чем-то ребенок), стала уже привычной. И приучили нас к этому Ф. Г. Лорка и М. М. Пришвин, Я. Корчак и К. С. Станиславский.

В чем же состоит эта общность? Как сохранять и развивать в ребенке именно то, что роднит его с художником?

Понятно, что имеется в виду не профессиональная сноровка в изобразительном или другом искусстве. В этом отношении дети как раз предельно далеки от художников (нет необходимых навыков), а то, что их роднит, проявляется то ли вопреки, то ли благодаря детской неумелости.

Речь идет также не о врожденных задатках ребенка, как ни велико их значение в том или ином виде искусства. И даже не о таком необходимом качестве, как воображение, хотя принято считать, что у детей оно развито сильнее (о воображении мы подробно поговорим ниже). Речь об отношении к жизни, которое отличает художников, благодаря которому они хотят и могут создавать произведения искусства.

В чем же суть этого отношения? Человек искусства – во всяком случае, в периоды творчества, в моменты зарождения художественных замыслов – не чувствует себя ограниченным существом, отделенным от внешнего окружения, от других людей, от природы, от мира в целом.

Наоборот, он чувствует, что глубочайшим образом сопричастен всему в мире.

А предметы и явления воспринимает не как «безгласные вещи», не как объекты, из которых можно извлечь какую-то пользу, – во всем он открывает (не выдумывает, а именно открывает!) самоценную внутреннюю жизнь.

Что объединяет художника и ребенка?

Мы не думаем, конечно, будто отношение к жизни, свойственное большим художникам, присуще и маленьким детям, даже весьма одаренным. Но предпосылками такого отношения дошкольники и младшие школьники в самом деле щедро одарены.

Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между своим Я и окружающим безбрежным не-Я. Для него нет во всем мире вещей столь чуждых друг другу, чтобы между ними нельзя было заметить какое-то родство.

Он готов отнестись ко всему как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление, поведение – все, что свойственно и ему самому.

Разве это не похоже на то, как воспринимает мир настоящий художник? И разве не отличает это их обоих от среднестатистического взрослого рационалиста?

Объединяет художника и ребенка также острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать.

Как, например, привлекателен и значим для ребенка многообразный мир цвета! Он содержит в себе нечто гораздо большее, чем визуальную информацию о внешних объектах. Прислушаемся, как говорят дети о цветах. О темно-фиолетовом: «Когда такие занавески ночные, сразу грустно становится.

И когда хоронят кого-нибудь, всюду кажется такой цвет…» О красном: «Это цвет боевой! А когда страдают, он жгет прямо!» О черном: «Когда едешь ночью в лесу, сзади ветки ломаются… Он цвет бед, злой и беспощадный». О желтом, теплого оттенка: «Похож на солнце и похож на золото. Это как счастье людей».

Цвет бывает и «ехидным», и «буйным», и «чуть-чуть жалетельным».

Обратим внимание, во-первых, на то, что в некоторых высказываниях детей ощутимо проступают контуры художественного замысла, который профессиональный живописец мог бы конкретизировать и воплотить во впечатляющих картинах.

Во-вторых, цвет явно выступает для детей не просто как один из признаков объекта, а как живая сущность особого рода, со своим ярко очерченным эмоциональным миром, а значит, и со своими особыми выразительными возможностями. И такое отношение к цвету, как и к видимому миру в целом, – залог успешного развития художественного воображения.

(Сказанное относится и к чувственному пласту всех других искусств: к тембру музыкального инструмента, к звукоритмической стороне художественного текста).

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/hudozhestvennoe_razvitie_detei.html

Общие способности и художественные таланты дошкольников

Развитие художественных способностей детей

Внимательные родители рано замечают особую склонность своих детей к определенному виду деятельности. Они радуются развитию ребенка и пытаются понять, наблюдают ли они обычный путь созревания детской личности, или их кроха обладает выраженными способностями.

Чтобы утвердиться в своем мнении, важно разобраться, как происходит развитие способностей в дошкольном возрасте, и какие особенные умения могут демонстрировать дети. 

Особенности формирования способностей в дошкольном возрасте

Способности – это качества, особая предрасположенность к определенному виду занятий, обеспечивающая успешность в деятельности. Они развиваются на основе задатков, которые передаются по наследству.

Генетический код малыша может включать задатки, доставшиеся ему от родителей, бабушек и дедушек, а также более ранних поколений. Распределяются эти природные ресурсы неравномерно. Щедрая природа может наградить ребенка многочисленными задатками, но может распорядиться и по-другому, не передав по наследству ни одного таланта от предков.

Однако мало иметь в наличии задатки. Они могут развиваться и превращаться в способности. В этом случае ребенок опережает в некоторых видах деятельности своих сверстников, демонстрируя заметные результаты. Но также много шансов, что задатки останутся в дремлющем состоянии и при отсутствии стимулов никак не проявятся.

Поэтому так важно, чтобы взрослые, не ссылаясь на естественный ход детского развития, окружали ребенка полезными игрушками, много общались с ним, помогали ему познавать мир предметов и явлений, предоставляли условия для различных действий и творчества.

Какие способности проявляются у дошкольников

Способности ребенка заявляют о себе после трех лет. Как раз начинается тот возрастной этап, на протяжении которого происходят самые значительные сдвиги в развитии познавательных процессов дошкольника.

В практической психологии способности детей дошкольного возраста разделяют на две группы:

Общие способности имеют боле широкое поле проявления и разностороннюю направленность. Считается, что в данном случае имеет место общая умственная одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности. К ним же причисляют легкость в установлении контактов с окружающими и коммуникативно-речевые умения.

К специальным способностям относят предрасположенность к художественным видам деятельности. Одни дети, едва взяв в руки карандаш, рисуют уже вполне узнаваемые образы.

Другие приплясывают в ритм, заслышав задорную мелодию. Третьи сосредоточенно мастерят из пластилина зоопарк, и поражает сходство их поделок с реальными образами.

В каждом из этих случаев проявляются специальные (художественные) способности.

Как формируются общие способности в дошкольном возрасте

Определение «общие» подсказывает, что нужно обязательно уточнять, к чему именно способен ребенок. Что он умеет делать лучше других? Какие действия даются ему легко и приводят к значимым результатам?

Конкретизируя, общие способности разделили на познавательные и практические.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей

Познавательные обеспечивают успешность деятельности, связанной с изучением окружающего мира, с пониманием общего строения предметов, с выявлением существенных признаков, с созданием образов.

У способных дошкольников успешно развиваются мыслительные операции. Они анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и самостоятельно делают логические выводы. Умения самостоятельно мыслить, выявлять причинно-следственные зависимости, познавать сложные связи говорят о наличии умственных или интеллектуальных способностей.

Если ребенок с легкостью разбирается в количественных и качественных отношениях (оперирует категориями «больше-меньше», «выше-ниже», воспринимает цветовые полутона и пр.), значит, у него развиваются сенсорные способности.

На развитие мышления и сенсорных эталонов опирается еще один вид познавательных способностей – творческие. Предрасположенность к творчеству помогает ребенку воображать и представлять новые образы, наделять необычными качествами обыденные предметы, придумывать нестандартные сюжеты и оригинальных персонажей.

Развитию творческих способностей дошкольника способствует усложнение задачи и выбор иных средств ее решения. Например, можно сочинить свою историю, но не менее интересно рассказать сказку «Репка» от имени репки.

Формирование практических способностей

Разберемся, как проявляются общие практические способности дошкольника. К ним относят конструктивные и организаторские склонности.

Конструктивные способности позволяют ребенку строить различные башни и замки, разбираться с устройством технических игрушек. При наличии данных склонностей дети умеют представлять предмет в целом, разбираться с чертежами, поначалу простыми, но в 6-7 лет и довольно детальными. В конструкторской деятельности развивается пространственное воображение и ориентирование.

Казалось бы, о каких организаторских способностях может идти речь в дошкольном возрасте. Однако, если понаблюдать за общением детей, то становится очевидным, как некоторые из них первыми устанавливают контакты и являются инициаторами игр.

С их подачи принимаются правила в игре, они распределяют роли. По их желанию может прекратиться игра, так как некому подхватить роль заводилы. Если же выбывает из игры второстепенный участник, организатор способен найти ему замену или изменить сюжет.

Организаторские способности проявляются в детстве только в том случае, если есть задатки к такой деятельности. Научить ребенка быть организатором невозможно.

Развитие художественных способностей дошкольника

Предрасположенность к художественным видам деятельности потому и называют специальными способностями, что некоторые дети и взрослые выдают удивительные результаты в определенных творческих направлениях.

Виды художественных способностей:

  • изобразительные
  • декоративно-прикладные
  • музыкальные
  • театрально-речевые

В основе таких способностей лежит сенсорное развитие. Только тот ребенок, который особенно чувствителен к звукам и ритму, к восприятию цвета и гармонии линий, к пропорциям и завершенности композиций, способен сам воспроизвести или создать художественный продукт.

Дошкольники с художественными способностями отличаются образным видением и умением найти подходящие средства, чтобы им удалось реализовать свою задумку. У таких детей активно развивается восприятие и творческое воображение.

Изобразительные и декоративно-прикладные склонности реализуются в рисовании, создании аппликаций, в лепке из глины и пластилина.

Для успешности в этой деятельности важно не только чутко воспринимать и фантазировать, но необходимы умелые действия, постановка руки. Соответствующие навыки формируются в систематических занятиях.

Поэтому развитие художественных способностей ярче проявляется у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные способности обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий. Младшие дошкольники показывают, что они чувствительны к данному направлению, выполняя танцевальные движения в такт музыки.

Или же они внимательно прислушиваются, когда звучит мелодия. В 5 лет способные дети уже довольно умело поют, подтверждая данный им от природы музыкальный слух.

Не проводя специальной диагностики, чуткие родители замечают склонности своего ребенка к музыкальной деятельности.

За проявлением театральных талантов можно понаблюдать в сюжетно-ролевых играх. Некоторые дети настолько умеют перевоплощаться в героя, роль которого они выбрали, что выдают все то типичное, чем характеризуется их персонаж.

Это могут быть элементы мимики, позы, характерная речь. Дошкольники, обладающие театрально-речевыми способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сцен из мультфильмов.

Их высказывания эмоциональны, а речь звучит связно и понятно.

Уникальные таланты детей

Перечисляя, к чему способен ребенок дошкольного возраста, нужно отметить, что некоторые умения детей могут быть крайне необычными и редко встречающимися.

Кажется, что такие умения появились ниоткуда. Они открываются внезапно, никто их специально не пытался развивать.

Природа одарила избранных детей задатками такой высокой степени развития, что они начинают проявляться в первые годы жизни.

В обществе известны композиторы и поэты, которые уже в пятилетнем возрасте написали свои первые произведения. Встречаются 3-летние малыши, так успешно играющие в шахматы, что им проигрывают взрослые.

Есть дети с необычными способностями, на лету запоминающие большие тексты или с легкостью оперирующие числами, проводя операции сложения, вычитания и умножения с многозначными числами в уме.

Важно, чтобы родители таких одаренных детей не вдавались в крайности – не воспринимали выдающиеся способности своих детей как забаву, или не стремились развивать исключительно эту сторону ребенка в ущерб другим.

Например, обладая феноменальными умениями счета не столь важно выполнять функции калькулятора.

Гораздо важнее развивать математические способности, которые гораздо многограннее арифметических действий, пусть и со сложными числами.

Условия для развития способностей дошкольника

Для того чтобы задатки, заложенные в детях от природы, развивались и превращались в способности, нужна располагающая атмосфера.

С раннего детства ребенок нуждается в познавательных игрушках, соответствующих его возрасту. Дошкольнику важно самостоятельно осваивать функции игрушек, окружающих предметов. Родителям лучше исключить чрезмерную опеку и просто быть рядом, предоставляя возможность ребенку постигать новые качества и характеристики предметов и явлений.

С развитием речевых умений дошкольники задают много вопросов, причем не разрозненных, а углубляющих или расширяющих ответ. Они нуждаются в доступных пояснениях и обращаются к взрослым, чтобы те помогли им выяснить суть.

Для развития художественных талантов следует окружить ребенка теми средствами, которые помогают раскрываться их задаткам.

Если дошкольнику нравится рисовать, то в его распоряжении должны быть и карандаши, и краски, и мелки.

А если замечена склонность к конструированию, то следует предоставить различные наборы деталей – сделанные из разных материалов, имеющие разнообразные формы и конфигурации.

Со стороны взрослых важны поощрения и подбадривания, чтобы стимулировать дальнейший интерес юного таланта. Особенно вдохновляют детей совместные с родителями творческие сеансы, когда все вместе создают картину или вылепливают набор сказочных героев, поют детские песенки или конструируют технические игрушки.

Способности детей развиваются, и этот процесс зависит не только от природных данных, но и от направленных усилий любящих родителей.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/obshhie-spetsialnye-sposobnosti-doshkolnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.