Рекомендации родителям по развитию детей

Расти вместе

Рекомендации родителям по развитию детей

 Как воспитывать самостоятельность? Нужно ли целенаправленно заниматься развитием этой черты личности ребенка? Какие рекомендации по развитию самостоятельности у ребенка можно  дать родителям? 

Существуют разные мнения в отношении  воспитания самостоятельности у ребенка. 

Одни считают, что это очень важно, мотивируя это тем, что чем самостоятельней ребенок, тем более подготовлен он к существованию в окружающем мире, тем легче ему обойтись без родительской опеки. Ведь не всегда близкие люди смогут находиться рядом, смогут помочь, уберечь…

По мнению таких родителей, они проявляют свою любовь к ребенку, заботу о нем и  в том, что сознательно воспитывают в нем самостоятельность.

Некоторые родители, бабушки, дедушки, проявляют любовь свою по-другому: спешат наперегонки одеть, поднести, помочь доделать за ребенка и тому подобное. Иногда с их уст можно услышать такие высказывания: «Плохая мать, совсем не любит своего ребенка, заставляет его одеваться, убирать и т. д. Самой просто лень».

А ведь, если задуматься, иногда действительно легче самой побыстрее (особенно при нехватке времени) одеть, убрать, чем терпеливо объяснять, ждать, когда ребенок сделает это самостоятельно.

К чему может привести непомерная забота и чрезмерная опека – это тема для отдельного большого разговора. И все же, если родители разделяют мнение о важности воспитания самостоятельности у ребенка, на что им следует обратить внимание? Какие рекомендации можно дать родителям, что посоветовать?

Самостоятельность ребенка. Рекомендации родителям

• Вы, наверное, согласитесь со мной, уважаемые взрослые, что   требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту.

 То есть то, что будет достижением для ребенка в 3 или 4 года, и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на кофточке), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет.

В то же время, требовать от двухлетнего малыша  завязывания шнурков на ботинках, как вы сами понимаете, это абсолютно неразумно, ведь даже мелкая моторика его рук еще не готова к этому.

• Необходимо помнить, что самостоятельность ребенка – это не только умение что-то делать без помощи взрослого, это еще и способность находить свои новые решения поставленных задач, стремление сегодня сделать больше, научиться большему, чем вчера. И развитие этих способностей, умений,  стремлений ребенка  нужно поощрять нам, родителям.

• У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту.  То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность поупражняться. 

 Принцип от простого к сложному, а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.

 Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях. Что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.

 Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.

• Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием.

И каким бы ни был результат действий малыша, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность.

 Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы», на мой взгляд, гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»

 Не делайте за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка.

Пусть сделает, пока это для него представляет интерес (завязать шапочку, застегнуть пуговицу, отнести чашку и прочее), ведь его очень легко «отбить». А как говориться, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка – это возможность ненавязчиво его научить чему-то полезному.

А как часто у родителей не хватает времени и терпения ждать, когда малыш самостоятельно застегнет замочек или завяжет шапочку.

• Не забывайте хвалить ваших детей  за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в  том, что у ребенка все получиться: «Если ты поупражняешься, то все получиться.

У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты  старался. Ты очень способный».

 Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».

• Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.

• Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой».

• Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления.

Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность  выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости.

Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать младшей сестренке.

А ей будет интересно слушать и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».

Мнение психологов о разных подходах к воспитанию самостоятельности у ребенка

Очень важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители.

Одни родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля. Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала.

В другой семье отсутствие четких требований, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала.

В третьей семье разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Такие родители стараются учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым.

Так вот, по мнению психологов, результатом воспитания в первом случае вполне возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность.

Во втором – не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и неуверенный в себе человек. Третий же вариант воспитания психологи считают самым оптимальным.

Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия.

Вот такие советы, рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у ребенка хотелось бы дать.

Дальше выбор за вами, уважаемые взрослые. Вы сами должны для себя решить: хотите ли вы видеть своего ребенка в будущем самостоятельным и независимым или постоянно нуждающимся в вашей помощи, советах, а значит, вы всегда будете чувствовать свою важность, необходимость в жизни ребенка.

Источник: https://rastivmeste.ru/samostojatelnost-rebenka-rekomendacii-roditeliam-po-vospitaniju/

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Рекомендации родителям по развитию детей

Расширение словарного запаса дошкольников 3 – 4-х лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и др.

В таких играх ребенок употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время игры. При этом он копирует взрослых, подражает их интонации. Желанная игрушка в этом возрасте – телефон, с помощью которой можно развивать диалог.

Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых – «Зоологическое лото». 

Усвоение слов – названий частей предметов

Усвоение слов – названий частей предметов происходит в процессе совместного со взрослыми рассматривания предмета и выделения его характерных признаков, частей из которых состоит этот предмет.

Такое аналитическое восприятие предмета очень важно, т.к. ребенок учится обращать внимание на существенные части целого.

Основные признаки являются опознавательными знаками данного предмета, его самыми яркими деталями (например: хобот у слона, панцирь у черепахи, длинная шея у жирафа).

Нужно привлекать внимание детей и к более мелким опознавательным признакам, учить всматриваться, проводить сравнение двух похожих предметов, (например: отличительными признаками ромашки будут белые лепестки и желтый кружок по середине, а розы – шипы на стебле, розовый или красный бутон).

Для усвоения названий частей, из которых состоят сложные предметы, можно изготовить разрезные картинки. Разрезать картинку нужно так, чтобы каждая часть была на отдельном фрагменте. Дети собирают разрезную картинку, называя каждую деталь.

Ввести в активную речь слова – названия частей предметов помогают загадки, в содержание текстов которых входят слова – названия деталей, а при разгадывании – называется целый предмет. Чтобы облегчить детям отгадывание, применяются картинки, изображающие эти предметы.

Пополнение словарного запаса с помощью загадок

В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки), а также загадками – описаниями качеств предмета и с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета.

В словообразовании 4-х летнего ребенка легче всего усваиваются  суффиксы уменьшительно-ласкательные и увеличительные. Таких суффиксов много в текстах потешек и детских стихах.

Например:

Три очень милых феечки        

Сидели на скамеечке.                                       

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы. Чтобы обратить внимание детей на возможность применения данных конструкций, полезно рассматривание парных картинок, на которых один и тот же предмет будет изображен разным по размеру.

Дети 3-х лет усваивают суффиксы, с помощью которых образовываются слова – названия детенышей животных. Лучше всего для этого использовать игры с игрушками – образами животных. Есть специальные книги-альбомы с изображением животных и их детенышей, можно использовать иллюстрации к сказкам или другим книгам.

Пространственные предлоги и наречия

Закрепление в речи пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книгу в шкаф», «Подними куклу с пола и положи ее на кресло», «Достань мяч из-под стола» и  т.д.

В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку?», «Где стоит твоя обувь?», «Куда убрал книжки?» и т.д.

Для закрепления звуков надо пользоваться умением 4-х летних детей легко запоминать стихи.

  • Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера, и др. детских авторов.
  • Просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.
  • Не перебивайте ребенка, когда он будет декламировать стихи.
  • После детского рассказывания наизусть обязательно повторите текст, чтобы образцовое произнесение заканчивало процесс восприятия текста.

На 4-м году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить по заданию тихо, громко, шепотом), высоту голоса (говорить тоненьким голоском, «толстым» голосом), уметь передавать голосом чувства (радость, печаль, жалость, недовольство), правильно передавать вопросительную интонацию.

Упражняться лучше всего на материале народных сказок («Волк и козлята», «Снегурушка и лиса», «Кот петух и лиса», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц», «Коза дереза», «2 жадных медвеженка», «Пых», «У солнышка в гостях», «Колобок», «Гуси лебеди»).

Научить детей говорить то тихо, то громко можно в играх: «Испорченный телефон» (когда какое-нибудь слово передается шепотом друг другу на ухо), «Эхо» (когда ребенка просят повторить слова то громко, то тихо, как будто он то ближнее, то дельнее эхо).

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/rekomendacii_roditelyam_po_razvitiyu_rechi_detey_chetvertogo_goda_zhizni.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.