Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

Шок у детей – симптомы и лечение шока

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

ОБЪЯВЛЕНИЯ

>> Педиатрия

Шок — это клиническое состояние, которое характеризуется нарушением кровообращения и перфузии тканей, приводя, таким образом, к нарушению доставки к ним кислорода и энергетических субстратов для обеспечения их метаболических потребностей.

Низкий сердечный выброс ведёт к снижению доставки кислорода и глюкозы тканям и к накоплению в них токсичных продуктов обмена, в особенности двуокиси углерода и ионов водорода.

Несмотря на низкий сердечный выброс, артериальное давление может поддерживаться на нормальном уровне на ранних стадиях шока в результате повышения системного сосудистой сопротивления.

Классификация шока

Гиповолемический шок. Гиповолемический шок у детей встречается наиболее часто. Он развивается в результате снижения внутрисосудистого объема крови, что приводит к снижению венозного возврата и преднагрузки. К гиповолемии может привести потеря крови, плазмы или воды (повторная рвота, диарея).

Объём циркулирующей крови (ОЦК) ребёнка можно рассчитать, если известна масса тела. У ново рожденных ОЦК составляет 85 мл/кг, у младенцев (до 1 года) — 80 мл/кг у детей — 75 мл/кг массы тела. Острая кровопотеря 5-10% ОЦК может быть существенной для ребенка.

При острой кровопотере более 25% ОЦК обычно развивается гипотензия — признак декомпенсированного шока. Например, потеря только 200 мл крови у ребенка с массой тела 10 кг (общий объем крови 800 мл) уменьшает общий объем крови на 25%.

Поэтому быстрая остановка любого кровотечения жизненно важна для успеха реанимации у младенцев и детей.

Кардиогенный шок. Кардиогенный шок развивается в результате нарушения сократительной способности миокарда и менее характерен для детей. Наиболее типично для них развитие сердечной недостаточности на фоне врожденного порока сердца или миокардита.

Поэтому клинические симптомы кардиогенного шока нередко сочетаются с симптомами сердечной правожелудочковой или левожелудочковой недостаточности. У детей с миокардитом или выраженной гипертрофией желудочков при врожденном пороке сердца на ЭКГ регистрируется снижение вольтажа, изменения интервала S — T и зубца Т.

На рентгенограмме грудной клетки обычно наблюдаются признаки кардиомегалии.

Перераспределительный шок.

Перераспределительный шок связан с нарушением сосудистого тонуса и развивается в результате вазодилатации, которая в результате перераспределения крови приводит к относительной гиповолемии, ее депонированию и появлению выраженного несоответствия объема кровеносного русла и объёма циркулирующей крови. Наиболее распространённой причиной развития этого вида шока является сепсис. Другими причинами могут быть: анафилаксия, травма спинного мозга и некоторые виды лекарственных отравлений (например, препаратами железа и трициклическими антидепрессантами).

Симптомы и диагностика шока

Ранняя диагностика шока у детей во многом зависит от способности медицинского персонала предвидеть вероятность его развития. Симптомами шока являются: тахикардия, тахипноэ, нарушение микроциркуляции, нарушение сознания, слабый пульс на периферических артериях.

Ранние признаки (компенсированный шок):Увеличение ЧСС.Нарушение микроциркуляции – бледность или «мраморность» кожи, симптом «белого пятна» более 2 секунд.Поздние признаки (декомпенснрованный шок):Слабый центральный пульс.Артериальная гипотензияСнижение диуреза.Нарушение сознания.

Диагностика ранних стадий шока у детей представляет некоторые трудности. Характерными симптомами шока у младенцев являются сонливость, снижение контактности, отказ от еды, бледность кожи, замедление наполнения капилляров, тахикардия и олигурия.

Ни один из отдельных клинических симптомов не важен так, как время наполнения капилляров.

У детей с гастроэнтеритом оценка потерь жидкости с рвотой и диареей может повышать или понижать информативность показателей, позволяющих распознать шок.

У детей с диабетическим кетоацидозом, при дефиците ОЦК 20% и более, нередко отмечается выраженная дегидратация.

Как правило, у них в анамнезе имеется указание на полидипсию и полиурию, а также отмечаются: сонливость, боль в животе, тахипноэ, тахикардия и характерный запах ацетона.

Компенсированный шок характеризуется поддержанием перфузии органов и тканей посредством усилия собственных компенсаторных механизмов.

Декомпенсированный шок характеризуется нарушением перфузии тканей, в то время как компенсаторные возможности исчерпаны либо недостаточны.

Необратимый шок характеризуется неотвратимостью летального исхода, даже несмотря на возможность восстановления показателей гемодинамики.

Длительность стадии компенсации зависит от причин возникновения шока и может быть очень короткой. Задержка начала проведения интенсивных лечебных мероприятий может привести к остановке сердечной деятельности или отсроченной смерти в результате полиорганной недостаточности.

Ранний диагноз компенсированного шока у детей зависит от своевременного распознавания симптомов нарушения перфузии кожи, центральной нервной системы и мышц.

Тахикардия представляет собой компенсаторную реакцию на снижение ударного объёма сердца в результате гиповолемии и снижения преднагрузки.

Другими показателями снижения ударного объема являются: холодные конечности, исчезновение периферического пульса, увеличение времени наполнения капилляров.

Артериальная гипотензия нередко является поздним и терминальным симптомом. Независимо от этиологии шока при гипотензивной стадии наблюдается сходная гемодинамика. Однако лечебные мероприятия, направленные на восстановление кровообращения, назначаются в зависимости от причин низкого сердечного выброса.

Лечение шока у детей

Своевременное начало проведения терапевтических мероприятий может предотвратить прогрессирование недостаточности кровообращения, развитие сердечно-лёгочной недостаточности у детей и способствовать быстрому выздоровлению.

Реанимационные мероприятия должны быть направлены на купирование циркуляторных нарушений и поддержку витальных функций организма.

Своевременно начатое лечение позволяет сократить период гипоперфузии и снизить риск возникновения полиорганной недостаточности.

Вне зависимости от вида шока, при появлении первых его симптомов всем детям показана оксигенотерапия. Выбор терапии определяется причиной развития шока.

Для осуществления лечебных мероприятий, будь то восполнение объёма циркулирующей крови или введение инотропных и вазоактивных средств, необходимо в первую очередь обеспечить доступ к венозному руслу.

Если удаётся быстро выполнить чрескожную катетеризацию вены, то альтернативными методами являются введение внутрикостной канюли, чрескожная катетеризация бедренной вены или венесекция на подкожной вене в области медиальной лодыжки.

При развитии абсолютной или относительной гиповолемии важно как можно скорее компенсировать дефицит ОЦК для восстановления преднагрузки и достаточного наполнения желудочков сердца.

При гиповолемическом шоке объём и сроки введения плазмозаменителей очень важны для восстановления перфузии и предотвращения ишемии тканей.

Первоначально вводят изотонический раствор натрия хлорида или раствор Рингера в объеме 20 мл/кг массы тела в течение 20 минут, после чего оценивают ответ на волемическую нагрузку. Улучшение ЧСС, АД и периферического пульса являются первыми положительными прогностическими признаками.

Восполнение объема жидкости проводят до восстановления признаков нормального кровоснабжения ЦНС, кожи и почек. Для этого может потребоваться введение жидкости в объеме 60-100 мл/кг за короткий период времени.

Риск развития перегрузки жидкостью должен соизмеряться с риском возникновения осложнений от гипоперфузии органов и тканей. Отёк легких, как правило, быстро купируется, в то время как полиорганная недостаточность, обусловленная длительной гипоперфузией тканей, обычно приводит к смерти. Важно отметить, что введение инотропных препаратов до устранения гиповолемии бесполезно и может лишь ухудшить состояние больного.

Кардиогенный шок, несмотря на то, что он редко наблюдается у детей, следует своевременно диагностировать и проводить принципиально иную терапию, направленную на ограничение введения жидкости и снижение преднагрузки. Параллельно с этим проводят мероприятия, направленные на увеличение сократимости миокарда, что обеспечивает инфузия инотропных препаратов.

При ведении больного с шоком необходимо постоянно контролировать оксигенацию и вентиляцию и быть готовым к интубации трахеи. Шок приводит к гипоперфузии головного мозга с изменением ритма дыхания от тахипноэ к нерегулярному дыханию и апноэ. Следствием являются брадикардия и асистолия, часто необратимая.

Однако интубации трахеи и проведения ИВЛ у ребенка на ранних стадиях шока следует стараться избегать, так как ИВЛ через эндотрахеальную трубку может снизить сердечный выброс из-за нарушения венозного возврата крови к сердцу.

Кроме того, седация, необходимая для синхронизации с аппаратом ИВЛ, угнетает симпатическую нервную систему, нарушая компенсаторные реакции в виде тахикардии и повышения системного сосудистого сопротивления, В случаях, когда перфузия улучшается после первичных мероприятий, потребность в интубации трахеи и переводе на ИВЛ может отпасть.

Однако, если выраженные нарушения перфузии сохраняются или прогрессируют, то интубацию и перевод ребенка на управляемую ИВЛ следует осуществить прежде, чем разовьются нарушения ритма дыхания.

Рекомендуемая литература: М.Д. Иванеев, О.Ю. Кузнецова, Е.В. Паршин “Основы базисной и расширенной реанимации у детей. Практическое руководство.” — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2003.— 112 с., илл.

Источник: http://zalogzdorovya.ru/view_ped.php?id=31

Неотложная помощь при шоке у детей

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

В этом разделе вы узнаете:

  1. о причинах шока у младенцев и детей;
  2. патофизиологию шока;
  3. как оценивать состояние ребенка с шоком;
  4. как проводить реанимационные мероприятия у ребенка с жиэнеугрожающим шоком;
  5. о неотложной терапии различных видов шока;
  6. о свойствах различных инфузионных сред.

Введение

Шок представляет собой острую недостаточность кровообращения, при которой нарушается поступление в ткани кислорода и питательных веществ и выведение продуктов обмена. Адекватная тканевая перфузия зависит от насосной функции сердца, состава и объема крови, состояния периферических сосудов и отсутствия препятствий продвижению крови.

Снижение тканевой перфузии, приводящей к клеточной гипоксии, может быть следствием снижения насосной функции сердца (кардиогенный шок), уменьшения объема циркулирующей жидкости (гиповолемический шок), падения сосудистого тонуса (распределительный шок) или нарушения кислородной емкости крови (диссоциативный шок). Эти функции зависят от деятельности многих систем, поэтому причины шока могут быть самыми разнообразными, что ставит перед врачом сложную задачу по выбору наиболее адекватного метода лечения шока у каждого больного.

Классификация шока

Ниже представлены причины шока, и наиболее часто встречающиеся выделены жирным шрифтом. Наиболее частыми причинами шока у детей являются гиповолемия любого генеза, септицемия и последствия травмы.

Кардиогенный шокАритмии
Кардиомиопатии
Сердечная недостаточность
Пороки сердца
Ушиб сердца
Гиповолемический шокКровотечение
Гастроэнтерит
Инвагинация кишечника
Кишечная непроходимость
Ожоги
Перитонит
Распределительный шокСептицемия
Анафилаксия
Сосудорасширяющие препараты
Травма спинного мозга
Обструктивный шокНапряженный пневмоторакс
Гемопневмоторакс
Флотирующий перелом грудной клетки
Тампонада сердца
Тромбоэмболия легочной артерии
Диссоциативный шокТяжелая анемия
Отравление СО
Метгемоглобинемия

Патофизиология шока

Шок является следствием острого нарушения функции кровообращения При этом в ткани поступает недостаточное количество кислорода и питательных веществ, и в них накапливаются продукты обмена. Шок является комплексным клиническим синдромом, отражающим ответ организма на нарушение клеточного метаболизма.

При гиповолемическом и распределительном шоке начальные гемодинамические сдвиги, вызванные потерей или перераспределением жидкости, приводят к включению компенсаторных механизмов, находящихся под нейроэндокринным контролем. Дальнейшее накопление вазоактивных веществ и продуктов нарушенного клеточного метаболизма ведет к прогрессирующему ухудшению состояния пациента. Природа и значение этих химических веществ еще недостаточно изучены.

Шок как прогрессирующий процесс можно разделить на три стадии: компенсированная, декомпенсированная и необратимая. Такое разделение условно, однако оно важно в том отношении, что каждая стадия имеет характерные клинические проявления и исход.

1-я (компенсированная) стадия шока

В эту стадию шока в результате активации симпатической нервной системы перфузия жизненно важных органов (головной мозг и сердце) поддерживается на приемлемом уровне за счет перераспределения крови из остальных органов, сокращения вен и повышения частоты сердечных сокращений. Систолическое артериальное давление остается нормальным, в то время как диастолическое давление может увеличиваться на фоне повышения общего периферического сопротивления.

Повышение секреции вазопрессина и ангиотензина способствует задержке почками воды и солей, а также ре-абсорбции интерстициальной жидкости из желудочно-кишечного тракта. Клинически компенсированная стадия шока проявляется умеренным возбуждением или заторможенностью, тахикардией, бледностью кожных покровов и похолоданием дистальных участков тела, увеличением времени капиллярного наполнения.

2-я (декомпенсированная) стадия шока

При декомпенсированной стадии шока компенсаторные механизмы истощаются и кровообращение становится неэффективным.

Ткани с недостаточной перфузией теряют возможность аэробного гликолиза, и основным источником энергии становится анаэробное окисление.

Анаэробное окисление относительно неэффективно, так как при этом процессе на каждую молекулу окисленной глюкозы приходится только 2 молекулы аденозинтрифосфата (АТФ) по сравнению с 38 молекулами АТФ, образующимися при аэробном окислении.

Анаэробный гликолиз ведет к образованию большого количества лактата и возникновению метаболического ацидоза. Ацидоз усугубляется внутриклеточным накоплением углекислоты, что обусловлено нарушением ее выведения из тканей. Ацидоз снижает сократительную способность миокарда и уменьшает его чувствительность к катехоламинам.

Следствием анаэробного гликолиза является недостаточность энергозависимого натрий-калий-АТФазного насоса, поддерживающего необходимый для нормального функционирования клетки гомеостаз.

Нарушение гомеостаза приводит к ухудшению функции лизосом, митохондрий и мембран. Замедление кровотока и накопление химических субстратов в мелких сосудах стимулирует адгезию тромбоцитов и патологически активирует кининовую и свертывающую систему крови, создавая угрозу возникновения кровотечения.

Из крови пациентов с шоком выделено большое количество химических медиаторов, роль которых остается не до конца изученной.

Это такие вещества, как гистамин, серотонин, цитокины (особенно фактор некроза опухоли и интерлейкин-1), ксантиноксидаза (вызывающая образование свободных радикалов), тромбоцит-активирующий фактор и бактериальные токсины.

Эти вещества продуцируются клетками иммунной системы, преимущественно моноцитами.

Предполагают, что эти медиаторы, отвечающие за формирование первичного адаптивного ответа на тяжелое заболевание или травматическое повреждение, в дальнейшем могут определять неблагоприятное течение постреанимационного периода. Когда значение этих медиаторов в патогенезе шока станет более понятным, появится возможность использовать блокаторы медиаторов и, тем самым, оптимизировать лечение декомпенсированной фазы шока.

Каскад метаболических изменений приводит к дальнейшему нарушению тканевой перфузии и оксигенации. Кровь депонируется в сосудах, так как артериолы оказываются не в состоянии контролировать кровоток по капиллярам. Наряду с этим повышение сосудистой проницаемости ведет к утечке жидкости из капилляров в интерстиций (так называемый синдром капиллярной утечки).

Клиническими симптомами декомпенсированной стадии шока являются падение артериального давления, значительное увеличение времени капиллярного наполнения, тахикардия, снижение периферической температуры, ацидотическое дыхание, угнетение сознания и снижение диуреза.

3-я (необратимая) стадия шока

Необратимый шок устанавливается ретроспективно. Повреждение жизненно важных органов (сердце и головной мозг) достигает такой степени, что наступление смерти становится неизбежным, даже при восстановлении адекватного кровообращения. Это связано с истощением внутриклеточных запасов макроэргических фосфатных соединений, особенно в клетках печени и сердца.

АТФ распадается до аденозина, а затем до мочевой кислоты. Синтез АТФ в этих условиях приводит к восстановлению ее количества всего на 2% в час, в связи с чем возникает выраженный дефицит энергии.

Это и является причиной необратимости шока, несмотря на проведение комплекса мероприятий интенсивной терапии, когда он достигает определенной фазы в своем развитии.

Поэтому спасти больного можно только при ранней диагностике и адекватной терапии шока.

Изложение патогенеза септического шока иллюстрирует описанные выше патологические процессы.

Септический шок

Сердечный выброс при септическом шоке остается нормальным или даже увеличивается, но он недостаточен для адекватной оксигенации тканей. Причиной этому является нарушенная на фоне аномального перераспределения крови в микроциркуляторном русле тканевая перфузия.

Высвобождение бактериальных токсинов запускает каскад взаимосвязанных гемодинамических и метаболических изменений, которые вместе с воспалительными медиаторами и активаторами вызывают развитие «септического синдрома». В роли активаторов выступают вазодилататоры и вазоконстрикторы, вещества, активирующие коагуляционный каскад и вызывающие депрессию миокарда.

При септическом шоке функция сердца может быть угнетена. Известно, что доставка кислорода к сердцу по коронарным сосудам происходит преимущественно в диастолу поэтому тахикардия на фоне повышенной потребности сердца в кислороде угрожая развитием гипоксии миокарда. Метаболический ацидоз приводит к повреждению миокардиоцитов на митохондриальном уровне.

Развиваются отек миокардиоцитов. дисфункция адренорецепторов, нарушается поступление кальция в клетку. В большей степени страдает функция левого желудочка.

Работа правого желудочка менее важна для поддержания сердечного выброса, но повышенное сосудистое сопротивление в системе легочных артерий ограничивает гипердинамическое состояние и уменьшает доставку кислорода к тканям.

При септическом шоке нарушена утилизация кислорода клетками организма.

В основе этого лежит блокада механизмов захвата кислорода на митохондриальном уровне, поэтому при нарастании клинических проявлений шока значительно снижается артериовенозная разность в содержании кислорода. Прогрессирующее ухудшение потреблении клетками кислорода лежит в основе возникновения полиорганной недостаточности.

Ранняя (компенсированная) стадия шока

Для этой стадии характерно повышение сердечного выброса и снижение сосудистого сопротивления, что клинически проявляется такими симптомами, как теплые конечности и повышенное пульсовое давление. Они более характерны для взрослых и никогда не наблюдаются у детей грудного возраста, для которых типично охлаждение конечностей.

Отражением гипердинамии кровообращения являются тахикардия, гипервентиляция, гипертермия и нарушение сознания. Эти симптомы могут быть минимально выражены, и рекомендуется особенно тщательно следить за уровнем сознания ребенка, чтобы не пропустить шок на ранней стадии.

Уменьшение времени капиллярного наполнения также является важным диагностическим симптомом.

Поздняя (декомпенсированная) стадия шока

При отсутствии эффективной терапии гемодинамические нарушения прогрессируют и сердечный выброс снижается. Но даже при нормальном или повышенном сердечном выбросе шок прогрессирует. При этом нарушаются механизмы взаимодействия сердечного выброса и общего периферического сосудистого сопротивления и, как следствие падения сосудистого тонуса, возникает артериальная гипотензия.

Снижение сердечного выброса может происходить постепенно в течение нескольких часов или развиваться молниеносно за несколько минут. По мере развития тканевой гипоксии увеличивается содержание лактата в крови.

У младенцев в связи со сниженными резервами сердца часто наблюдается гипотензия и гиподинамия кровообращения.

У маленьких детей клинические симптомы слабо выражены, но у них особенно важно как можно раньше диагностировать сепсис и начать его терапию.

Выживание при септическом шоке зависит от поддержания гипердинамии кровообращения. Препятствует этому гиповолемия, развивающаяся на фоне действия следующих факторов:

1) повышенная сосудистая проницаемость, 2) депонирование крови в расширенных артериолах и венулах, 3) неадекватное поступление жидкости, 4) потеря жидкости на фоне лихорадки, диареи и рвоты,

5) полиурия, не соответствующая клинической ситуации.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/pervpom/pervpom7_30.html

Что такое шок и как правильно оказывать помощь при его развитии у ребенка

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

Медицинский термин шок определяет тяжелое состояние организма ребенка, при котором развивается тяжелое функциональное нарушение работы структур центральной нервной системы, поступления кислорода и питательных веществ к клеткам, ухудшается кровообращение и внешнее дыхание. Такое тяжелое состояние при несвоевременном или неправильном оказании неотложной помощи может привести к развитию смертельного (летального) исхода или тяжелых осложнений в последующем, отражающихся на процессе развития ребенка.

При виде человека в шоковом состоянии, обычно у того, кто пытается оказывать помощь развивается выраженный стресс, поэтому в таких случаях необходимо максимально собраться и постараться оставаться спокойным. Излишняя суета вредит процессу оказания неотложной помощи.

Самые частые причины шока

Нарушение кровотока, дыхания и развитие шока развивается вследствие нескольких основных групп этиологических (причинных) факторов, к которым относятся:

  • Выраженное снижение объема крови – имеет место при значительной кровопотери (различные нарушения целостности тканей, затрагивающие крупные сосуды), обезвоживании (длительная, выраженная рвота и понос), ожогах больших площадей кожи (в области локализации ожога из кровеносных сосудов происходит выход большого количества плазмы в ткани), полиурии (патологическое повышение объема выводимой в течение суток мочи).
  • Значительное перераспределение крови в сосудистом русле при ее преимущественном скоплении в крупных венах (венозное депонирование) – развивается вследствие снижения тонуса и расширения артерий при анафилаксии (тяжелая системная аллергическая реакция), тяжелой интоксикации организма (отравление или инфекционный процесс в организме), острая недостаточность функциональной активности надпочечников с выраженным снижением концентрации соответствующих гормонов (адреналин, глюкокортикостероиды), острое нарушение работы вегетативной и центральной нервной системы (часто на фоне выраженной болевой импульсации при травмах).
  • Резкое снижение насосной функции сердца, при котором происходит недостаточное кровенаполнения артериальных сосудов с резким снижением уровня системного артериального давления (констриктивный миокардит, перикардит), наличием закупорки крупных артериальных или венозных сосудов.

Под воздействием различных причин шок у ребенка имеет различные механизмы развития, но следствие всегда одно – выраженное нарушение дыхания и тканевой перфузии, которое в первую очередь отражается на структурах нервной системы.

Нейроциты (клетки нервной системы) являются очень чувствительными к недостаточному поступлению кислорода и питательных веществ. Поэтому усугубление состояния при шоке без оказания своевременной адекватной помощи связано со снижением функциональной активности нервной системы и ее регулирующего влияния на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Проявления

Развитие шока у ребенка в большинстве случаев имеет несколько фаз, которые характеризуются определенной клинической симптоматикой:

  • Ранняя фаза (компенсированный шок) – для этой фазы характерно учащение сердцебиений (тахикардия), артериальное давление может быть несколько повышено (обычно выше 120/70 мм рт. ст.), кожа становится бледной и холодной на ощупь (особенно на конечностях), сознание сохранено, нередко отмечается повышенное беспокойство и чувство тревоги у ребенка. Остальная симптоматика зависит от причины шока (может быть видимое кровотечение, высокая температура при инфекционном процессе, неукротимая рвота и понос).
  • Фаза выраженного шока – артериальное давление снижается (ниже 80 мм рт. ст.), сознание ребенка становится спутанным, развивается заторможенность, нитевидный пульс слабого наполнения (определяется посредством прижатия пальцами к кости лучевой артерии в области запястья), учащенное сердцебиение (свыше 150% от возрастной нормы) и дыхание (тахипноэ), на фоне выраженной бледности кожи появляется акроцианоз (синюшное окрашивание конечностей, губ, кончика носа).
  • Поздняя фаза (декомпенсированный шок) – систолическое давление (давление оказываемое кровью на стенки артерий во время сокращения сердца) ниже 60 мм рт. ст., бледность кожи сменяется тотальным цианозом (синюшное окрашивание), мочеиспускание отсутствует. Сознание значительно нарушено (ребенок находится в состоянии прострации) или отсутствует.

При отсутствии оказания адекватной неотложной помощи фаза декомпенсированного шока переходит в агонию и клиническую смерть (проведение реанимации на стадии клинической смерти может спасти жизнь!), которая длится несколько минут и переходит в биологическую смерть (необратимый процесс, связанный с гибелью всех нейроцитов головного мозга).

Течение фаз шокового состояния не всегда имеет строгую последовательность. Так шок, вызванный тяжелой травмой, острой кровопотерей может протекать без фазы компенсации или она является очень короткой по времени.

Неотложная помощь

В случае развития шока у ребенка в первую очередь необходимо собраться и без суеты выполнять рекомендации по неотложной помощи:

  • Необходимо постараться устранить причину развития шокового состояния – остановить кровотечение, исключить дальнейший контакт организма ребенка с аллергеном, поступление токсинов в организм.
  • Ребенка следует уложить на твердую горизонтальную поверхность (пол, твердая кушетка), ноги немного приподнять – это улучшит приток крови к головному мозгу в условиях недостаточности кровообращения.
  • Обеспечить проходимость дыхательных путей – расстегнуть ворот одежды, в случае наличия инородных тел или рвотных масс во рту, осторожно извлечь их.
  • Ребенку необходимо для дыхания достаточное количество кислорода, но в домашних условиях дать увлажненный кислород для дыхания невозможно, поэтому необходимо обеспечить приток свежего воздуха (открыть окна).
  • Вызвать скорую помощь, обязательно проинформировать диспетчера о тяжелом состоянии ребенка.

До прибытия медиков необходимо внимательно следить за состоянием ребенка. В случае отсутствия дыхательных движений и пульса на магистральных артериях – начинают реанимационные мероприятия.

Они включают непрямой массаж сердца (надавливание на нижнюю треть грудины, выпрямленными руками, с частотой не менее 60 раз в минуту, у маленьких детей надавливание проводят осторожно для предотвращения перелома ребер и грудины). Параллельно с непрямым массажем сердца выполнятся искусственное дыхание (рот в рот или рот в нос, при запрокинутой голове ребенка).

Эффективность таких мероприятий оценивается по сужению зрачков после их значительного расширения, приобретению кожей розового окрашивания, а также восстановлению самостоятельного дыхания и сердцебиения.

Своевременное оказание такой помощи позволит спасти жизнь ребенка и предотвратить необратимые изменения в структурах нервной системы, вызванные частичной гибелью нейроцитов.

{}N858HTQoMws{/}

Источник: https://prof-med.info/neotlozhnaya-pomoshch-detyam/101-pomoshch-pri-shoke-u-rebenka

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

Гиповолемический шок. Гиповолемический шок у детей встречается наиболее часто. Он развивается в результате снижения внутрисосудистого объема крови, что приводит к снижению венозного возврата и преднагрузки. К гиповолемии может привести потеря крови, плазмы или воды (повторная рвота, диарея).

Объём циркулирующей крови (ОЦК) ребёнка можно рассчитать, если известна масса тела. У ново рожденных ОЦК составляет 85 мл/кг, у младенцев (до 1 года) — 80 мл/кг у детей — 75 мл/кг массы тела. Острая кровопотеря 5-10% ОЦК может быть существенной для ребенка.

При острой кровопотере более 25% ОЦК обычно развивается гипотензия — признак декомпенсированного шока. Например, потеря только 200 мл крови у ребенка с массой тела 10 кг (общий объем крови 800 мл) уменьшает общий объем крови на 25%.

Поэтому быстрая остановка любого кровотечения жизненно важна для успеха реанимации у младенцев и детей.

Кардиогенный шок. Кардиогенный шок развивается в результате нарушения сократительной способности миокарда и менее характерен для детей. Наиболее типично для них развитие сердечной недостаточности на фоне врожденного порока сердца или миокардита.

Поэтому клинические симптомы кардиогенного шока нередко сочетаются с симптомами сердечной правожелудочковой или левожелудочковой недостаточности. У детей с миокардитом или выраженной гипертрофией желудочков при врожденном пороке сердца на ЭКГ регистрируется снижение вольтажа, изменения интервала S — T и зубца Т.

На рентгенограмме грудной клетки обычно наблюдаются признаки кардиомегалии.

Перераспределительный шок.

Перераспределительный шок связан с нарушением сосудистого тонуса и развивается в результате вазодилатации, которая в результате перераспределения крови приводит к относительной гиповолемии, ее депонированию и появлению выраженного несоответствия объема кровеносного русла и объёма циркулирующей крови. Наиболее распространённой причиной развития этого вида шока является сепсис. Другими причинами могут быть: анафилаксия, травма спинного мозга и некоторые виды лекарственных отравлений (например, препаратами железа и трициклическими антидепрессантами).

Причины

Основные причины анафилактического шока у детей выявлены и должны быть известны всем родителям, чтобы избежать опасных последствий.

  • Укусы насекомых и животных. Из насекомых самые опасные укусы могут оставить пчелы, осы, комары, шмели. Серьезную угрозу так же представляют змеи и ящерицы. Не стоит забывать об осторожности на морском отдыхе: прикосновение к медузе во время нахождения в воде всегда вызывает ожог, и детский организм может отреагировать на этот контакт анафилактическим шоком.
  • Использование лекарственных средств. Каким бы способом препарат ни попал внутрь, он может спровоцировать анафилаксию, особенно, если прежде назначения этого лекарственного средства не проводилось. Исключительно опасна перекрестная аллергия: если уже имеется непереносимость определенного компонента, анафилактический шок может вызвать его «двойник», то есть другое вещество со сходными свойствами.
  • Химический ожог от растений. В соке некоторых растений содержатся высококонцентрированные биологически активные вещества. По причине того, что кожа малыша тонкая и нежная, при попадании сока на кожу, эти компоненты начинают интенсивно проникать в организм. Чтобы спровоцировать анафилактический шок у ребенка, достаточно попадания внутрь микроскопической дозы.
  • Аллергенные продукты питания. В список основных пищевых провокаторов анафилактического шока у детей входят орехи, содержащие какао сладости и пасты, апельсины, мандарины, лимоны, морепродукты. Очень осторожно надо относиться к тропическим плодам – их употребление может так же привести к развитию анафилактического шока у детей.
  • Бытовая химия и предметы обихода. Воздействовать на чувствительный организм ребенка могут компоненты, содержащиеся в бытовой химии и парфюмерии. Не следует забывать об опасности ярких красителей, которые используют производители недоброкачественной одежды, обуви, игрушек. Кроме того, подобные предметы выдают свою опасность неприятным резким запахом. Чтобы избавить детей от риска возникновения анафилактического шока, родителям лучше такими изделиями не пользоваться и не допускать их появления в доме.
  • Вакцинация. Все препараты для вакцинации могут представлять опасность возникновения аллергических реакций, медицинская практика имеет множество доказательств этого утверждения. Чтобы обезопасить ребенка от нежелательных последствий в виде анафилактического шока, прививать его следует с соблюдением всех правил и норм вакцинации в медицинском учреждении с соответствующим оборудованием. Процедуру должен проводить квалифицированный персонал, способный к оказанию помощи при угрозе критического развития ситуации.

Симптомы

Развитие шокового состояния очень стремительное, острая реакция проявляется в течение нескольких минут после контакта с раздражителем.

https://www.youtube.com/watch?v=PS5fCil8aKk

Первые признаки анафилактического шока:

  • Угнетение психики (беспокойство, фобия),
  • Появление и нарастание пульсирующей головной боли,
  • Головокружение, помутнение сознания (возможна даже его потеря),
  • Шум в ушах,
  • Лицо, конечности, губы, язык могут почувствовать онемение,
  • Выделение холодного пота.

Источник: https://yazdorov.win/malyshi/shok-u-detej-vidy-simptomy-pomoshh-detyam-pri-shoke.html

Шок у детей

Шок у детей виды, симптомы | Помощь детям при шоке

Шок может наступить в результате тяжелой аллергической реакции, сильного инфекционного заболевания, болезни сердца, а также после большой кровопотери. Если вам известна причина шока, и ее можно устранить или уменьшить ее влияние, то сделайте это.

Например, удалите аллерген, вызывавший шок, или дайте ребенку сильный антигистаминный препарат. Если причина — большая кровопотеря, то сначала остановите кровь, затем приступайте к противошоковой помощи.

Если сразу начать противошоковое лечение, можно предотвратить поражение жизненно важных органов.

Симптомы шока:

  • Бледная, холодная и влажная кожа.
  • Жажда.
  • Тошнота и рвота. •
  • Учащенное поверхностное дыхание.
  • Слабый частый пульс.
  • Головокружение.
  • Потеря сознания.

Когда вызывать неотложную помощь:

Всегда, при наличии симптомов шока. Обратите внимание!

Нельзя:

  • перемещать ребенка, если у него травма позвоночника;
  • поить и кормить ребенка, если у него рвота.

Первая помощь при шоке:

1. Успокойте ребенка, следите за дыханием и пульсом.

2. Если ребенок в сознании и у него нет травмы грудной клетки с нарушениями дыхания или травмы головы, положите его на спину и поднимите ноги на 20-30 см.

3. Если сознания ребенок не потерял, но у него травма грудной клетки с нарушениями дыхания или травма головы, приподнимите ему голову, а не ноги.

4. Чтобы сохранить тепло, накройте ребенка одеялом или пальто.

5. Если у ребенка нет сердцебиения, начинайте сердечно-легочную реанимацию.

Первая помощь при остановке сердца и дыхания:

Помощь ребенку в возрасте до года:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, потрите его по спине или осторожно потеребите его.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен быть открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию. Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте неглубокий вдох и произведите два легких вдувания воздуха длительностью по секунде каждое, с паузой между ними.

7. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, осторожно поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

9. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, положите два пальца на внутреннюю поверхность руки ребенка чуть выше локтя и слегка надавите. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

10. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые три секунды. Через каждые двадцать вдуваний проверяйте пульс.

11. Через одну минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

12. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца.

13. Не меняя положения головы ребенка, положите два пальца на середину его грудины чуть ниже сосков. В течение 3 секунд резко нажмите на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5-2,5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее пальцев.

14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы десять раз.

15. Вновь в течение 5-10 секунд старайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

Помощь ребенку от 1 года до 8 лет:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен быть открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

7. Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте два медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы. Вам необходимо оказать помощь в соответствии с инструкцией.

10. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые четыре секунды. Через каждые 15 вдуваний проверяйте пульс.

12. Через минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

13. Если пульса нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 2,5-4 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони.

14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 10 раз.

15. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

Помощь ребенку старше 8 лет:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен оставаться открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

7. Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте два медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

10. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний проверяйте пульс.

12. Через минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

13. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину на два пальца выше ее нижнего края. Свою другую руку положите сверху. Пальцы рук сомкните замком, при этом они не должны касаться груди ребенка.

Подайтесь чуть вперед и в течение 10 секунд резко нажмите на грудину 15 раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 4-5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. Чередуйте два вдувания воздуха с 15 нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 4 раза.

14. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 15. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

Обратите внимание! Если сердце бьется, нельзя надавливать на грудную клетку, так как это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он.

Источник: https://vitopharma.ru/pervaya-pomoshh/shokovoe-sostoyanie/shok-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.