Стресс у детей: причины и лечение

Содержание

Состояние стресса и его влияние на подростка и ребенка-дошкольника

Стресс у детей: причины и лечение

В борьбе со стрессом и его влиянием на подростка и дошкольника важно помнить, что состояние вызывается внутренними страхами и тревогами. Особенно это актуально в подростковый период, когда все чувства обостряются и ребенок остро реагирует на любой раздражитель. Порой самый незначительный конфликт может вызвать настоящую душевную травму.

Часто взрослые могут даже и не думать про детские стрессы, так как одни и те же проблемы в разном возрасте воспринимаются по-своему. Подростковые неприятности взрослым могут казаться не такими значительными на фоне их собственных. Но такая ситуация не является нормой.

Если человек долгое время находиться под влиянием стресса, то последствия для него могут быть неутешительными. Для решения таких проблем ребенку может понадобиться квалифицированная психологическая помощь.

Иногда, чтобы справиться со стрессом, потребуется медикаментозное лечение.

Причины стресса в дошкольном возрасте

Стресс у ребенка не обязательно связан с чем-то плохим. Все новое и неизвестное очень часто будоражит психику взрослых, а что уже говорить о маленьких членах общества! Стресс у детей дошкольного возраста — это распространенное сегодня явление.

Нарушение эмоционального состояния в этот возрастной период связано, прежде всего, с адаптацией ребенка в обществе. Новая среда обитания (детский сад) обязательно вызовет волнение. Некоторые дети быстро адаптируются и легко вливаются в коллектив. Для других же это может стать настоящей проблемой.

Чтобы процесс социализации прошел более мягко, малышей начинают приучать к садику заранее.

Кроме адаптации в детском садике, причинами эмоциональных потрясений могут стать:

  • неожиданное изменение условий жизни;
  • постоянные ссоры в семье, при этом ребенок слышит взаимные упреки родителей;
  • ссоры могут быть и между детьми (постоянная конкуренция в саду или дома вызывает напряжение в отношениях, таким детям трудно контролировать свои эмоции);
  • дети приобретают склонность к стрессам, если уже с раннего возраста они часто смотрят телевизионные передачи и приучены к компьютерным играм;
  • если при посещении сада между ребенком и воспитателем произошел конфликт, то, скорее всего, воспитанник будет испытывать стресс;
  • детские страхи могут быть связаны с испугом (боязнь собак, уколов, воды и т. д.)

Когда время обучения в дошкольном учреждении заканчивается, ребенка ждут новые волнения и переживания. После садика все дети идут в школу, и начинается очередной этап адаптации к новым жизненным условиям.

Причины стресса в школьном возрасте

В быстротечном современном мире понятие стресс все больше на слуху и все чаще такое состояние диагностируют у детей. Чтобы справиться с ситуацией, необходимо выявить факторы, приведшие к ней. А причины стресса у современных подростков могут быть самыми разными:

  1. Переезд. Очень часто стресс может быть вызван сменой места жительства. Ребенок оставляет своих друзей, школу, привычный уклад жизни. Для некоторых это крайне трудно. Чувствительные личности могут очень переживать, что не приживутся в новом школьном коллективе и не найдут друзей. Именно страх, вызванный необходимостью адаптации к новому окружению, чаще всего становится причиной подросткового стресса.
  2. Проблемы в семье — это еще одна предпосылка к стрессу. Состояние может быть спровоцировано разводом родителей, смертью или болезнью кого-то из близких людей. Очень часто подростки винят в случившемся себя и замыкаются. Стрессовое состояние могут спровоцировать любые эмоциональные потрясения (хорошие и плохие).
  3. Издевательства в школе — это еще один неблагоприятный фактор. Обычно дети не справляются с запугиваниями и издевательствами со стороны сверстников и чувствуют из-за этого эмоциональный дискомфорт. Такая ситуация сильно влияет на психику ребенка. Ученик, который постоянно находится в стрессе, плохо учится и часто болеет.
  4. Подростковый стресс еще может быть связан с трудностями школьного процесса, когда ученик не может разобраться с какой-нибудь темой или предметом. Особенно подвержены внутренним волнениям отличники, когда получают плохую оценку.
  5. Низкая успеваемость — это еще одна причина стресса в подростковом возрасте. Из-за низких отметок ученик может чувствовать давление со стороны более успешных сверстников, учителей и родителей. Оно очень сильно угнетает эмоциональное состояние.
  6. Чрезмерная занятость школьника. Спортивные секции, музыкальная школа, творческие кружки — все это хорошо, но только тогда, когда в меру. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха может спровоцировать хроническую усталость.

Это главные причины стресса у подростков.

Что следует назвать симптомами стресса? Иногда выявить признаки данного состояния очень тяжело, так как дети постоянно развиваются, при этом изменения происходят не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Но все-таки существуют обобщенные симптомы стресса, которые точно укажут на патологию:

  1. У детей дошкольного возраста нарушение эмоционального состояния будет сопровождаться:
    • возросшей требовательностью;
    • раздражительностью;
    • в стрессовом состоянии ребенок часто ведет себя не так, как обычно: берет в рот пустышку, отказывается есть ложкой, капризничает и т. д.;
    • иногда патология проявляется дефектом речи;
    • из-за страхов ребенок может плохо спать;
    • новые обстоятельства и люди могут вызвать у малыша слезную реакцию;
    • симптомом стресса может быть изменение в поведении: ребенок становится более активным или, наоборот, слишком спокойным;
    • агрессивное состояние, нервозность, постоянно плохое настроение — это первые признаки эмоциональных нарушений.
  2. У детей школьного возраста будут отмечаться следующие состояния:
    • быстрая утомляемость, апатия;
    • боли в голове, области сердца или тошнота;
    • стресс у школьников может стать причиной ночных кошмаров;
    • некоторые дети могут пытаться причинить себе вред или специально провоцируют эмоционально острые ситуации;
    • агрессия к себе и окружающим — это признаки внутренних страхов (обычно такая реакция возникает, когда родители проявляют интерес к жизни подростка);
    • некоторые дети могут стать капризными и нетерпимыми в поведении;
    • у некоторых патология проявляется чрезмерной озабоченностью своим здоровьем или внешностью;
    • заниженная самооценка и угнетенное настроение — это первые звоночки о том, что подростку необходима помощь взрослых;
    • слишком сильная старательность, когда ребенок пытается любым способом получить похвалу взрослых, должна также насторожить родителей и учителей;
    • у некоторых стрессовое состояние сопровождается плохой успеваемостью в школе (память и внимание ухудшается, интерес к учебе пропадает);
    • школьный стресс может проявляться сниженной социальной активностью (подросток не хочет встречаться с друзьями, с нежеланием посещает школу);
    • часто дети начинают курить и употреблять алкоголь;
    • некоторые под влиянием стресса теряют аппетит или, наоборот, начинают больше есть.

При любых проявлениях патологии лучше обратиться к специалисту.

Методы борьбы и профилактика

Расшифровка такого понятия, как стресс, связана с внутренними волнениями. Именно на это необходимо делать ставку при решении проблемы. Современным подросткам очень тяжело самостоятельно справляться со страхами, и помощь взрослых им просто необходима.

Чтобы преодолеть стресс у подростков, можно воспользоваться общими рекомендациями:

  1. Необходимо определить причину внутреннего дискомфорта ребенка, только заметив его проявление. В этом способен помочь психолог.
  2. Чтобы найти общий язык с подростком, необходимо создать доверительную атмосферу в семье. Если ребенок сможет рассказывать о своих переживаниях родителям, ему не придется искать решение проблемы в интернете.
  3. Отношения в семье должны строиться таким образом, чтобы сила влияния родителей на жизнь подростка оставляла пространство для его личностного развития.
  4. Стрессы могут быть спровоцированы постоянными недосыпами, поэтому важно контролировать, когда ребенок ложиться спать.
  5. Родители должны адекватно оценивать нагрузку. У школьника должно быть свободное время для отдыха.
  6. Для преодоления стресса необходимо уменьшить время за компьютером. Вместо этого можно вместе выйти на прогулку.
  7. Еще можно придумать совместное хобби. Оно должно подходить подростку по возрасту.

Родители должны окружить ребенка заботой, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку. В подростковом возрасте важно стать своему сыну или дочке настоящим другом.

Источник: https://mypsihologiya.ru/stress/sostoyanie-stressa-i-ego-vliyanie-na-podrostka-i-rebenka-doshkolnika

Стресс у детей: что нужно знать каждому родителю

Стресс у детей: причины и лечение

Взрослому человеку сложно себе представить жизнь без стрессов и волнений. Но и дети переживают их немало. И к сожалению, не всегда родители с должным вниманием относятся к детским стрессам.

Под стрессом понимается особое состояние человека, возникающее в ответ на сильные негативные раздражители.

Таким раздражителем может стать конфликт с кем-то из близких, умственное или физическое перенапряжение, какое-либо заболевание и так далее.

Стрессовое состояние проявляется и на психологическом, и на физиологическом уровне. Выраженный стресс опасен тем, что всегда нарушает не только привычную деятельность человека, но и прямо влияет на его здоровье.

Проявления стресса у детей

Стрессы у детей довольно часто принимают за проявления возрастных кризисов, признаки общего заболевания, а иногда и просто за элементарную невоспитанность. Потому очень важно иметь представление о тех признаках, по которым можно заподозрить, что ребенок находится в стрессовом состоянии.

Эти признаки различаются в зависимости от возраста ребенка.

0-2 года

  • выраженные нарушения сна;
  • раздражительность и нервозность;
  • потеря аппетита, отказ от кормления.

2-7 лет

  • повышенная слезливость, плаксивость, частое сниженное настроение;
  • немотивированные вспышки агрессии, в том числе направленной на самого себя;
  • сниженная или слишком высокая по сравнению с обычным состоянием активность;
  • выраженные детские страхи;
  • негативные реакции на все новое – людей, ситуации, места;
  • «возвращение в детство» (ребенок снова начинает мочиться в штаны, просит пустышку или бутылочку, меняется речь).

7-12 лет

  • быстрая утомляемость, низкий тонус;
  • частые головные боли, боли в области сердца, нарушения пищеварения, тошнота;
  • резкое изменение привычного поведения (спокойный ребенок начинает постоянно капризничать, активный – вести себя очень тихо и т.п.);
  • частые ночные кошмары, нарушения сна;
  • озабоченность собственным здоровьем, ипохондрия;
  • сниженная самооценка, склонность к самобичеванию, принижению себя;
  • высокая тревожность, выраженные страхи;
  • снижение памяти и внимания и, как следствие, падение успеваемости в школе;
  • нарушения аппетита – аппетит либо отсутствует, либо, наоборот, очень высокий;
  • «возвращение в детство» (ребенок «кривляется», коверкает слова, хнычет, его поведение больше напоминает поведение младенца);
  • энурез при отсутствии физиологических проблем;
  • нервные тики (моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.).

Причины стрессов у детей

Если взрослый человек обычно может легко назвать причину собственного стрессового состояния, то дети редко сознают, что с ними происходит и чем это вызвано. Основная обязанность по выявлению причины стресса у ребенка всегда лежит на родителе.  

Всегда важно понимать, что для того, чтобы разобраться с ситуацией, нужно смотреть на нее именно глазами ребенка – ведь то, что для нас может являться повседневными трудностями, для ребенка окажется серьезнейшим фактором стресса.

Наиболее часто стресс у детей проявляется в следующих ситуациях:

  • длительная разлука с матерью или другим близким человеком (для младенца даже суточное отсутствие матери – серьезный стресс);
  • развод родителей (даже если он проходит абсолютно мирно);
  • частые конфликты родителей;
  • смерть близкого человека, любимого домашнего животного;
  • ситуации физического или психологического насилия;
  • пережитая катастрофа, травма, болезнь;
  • проблемы в школьном коллективе (положение изгоя, травля и т.д.);
  • учебная неуспеваемость;
  • появление нового ребенка в семье;
  • переезд на новое место жительства, смена школы/детского сада.

Профилактика стресса у ребенка

Несмотря на то, что полностью оградить ребенка от стрессовых ситуаций невозможно, можно предпринимать определенные усилия, чтобы психологическое напряжение не зашкаливало.

Прежде всего, будьте внимательны к сыну или дочери, не списывайте неожиданно появившиеся нервозность, агрессивность и другие поведенческие проблемы на невоспитанность или желание сделать что-то вам назло.

В силу возраста самоконтроль у детей снижен, потому любая стрессовая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет контроль над своим поведением.

Будьте готовы к внимательному анализу ситуации, готовы слышать ребенка и чувствовать его состояние.

Старайтесь ограждать детей от излишней негативной информации. Ребенку вовсе не всегда нужно знать о финансовых трудностях в семье, ссорах между родственниками или происходящих в мире авариях и катастрофах.

Если вы знаете, что ситуация, происходящая в семье, может стать стрессом для ребенка, обязательно проговаривайте на доступном ему языке все то, что происходит. Почему родители разводятся, в чем могут быть трудности в новой школе, как заболел дедушка – все эти вопросы подлежат обсуждению, даже если вам кажется, что ребенок не придает значения происходящему.

Учите ребенка, что необходимо обязательно давать безопасный выход своим отрицательным эмоциям, будьте и сами готовы выслушать и принять любые эмоции вашего сына или дочери, а не только положительные. С ранних лет учите ребенка отдыхать, расслабляться и переключать внимание с неприятных моментов на что-то другое.

И наконец, помните, что стресс у детей довольно часто является проекцией стресса взрослого. От того, насколько успешно вы сами будете справляться со сложными ситуациями, зависит и то, как научится делать это ребенок.

Источник: https://vitaportal.ru/psihologiya/stress-u-detej-chto-nuzhno-znat-kazhdomu-roditelyu.html

Стресс у детей: причины, как распознать, методы лечения

Стресс у детей: причины и лечение

Детская тревожность, неусидчивость, эмоциональные всплески и, наоборот, рассеянность внимания, забывчивость — это симптомы детского стресса, эффективным инструментом в борьбе с которым родители в своих отзывах отмечают таблетки для рассасывания Тенотен детский

Взрослым свойственно смотреть на мировоззрение собственных детей снисходительно, думая, что ребёнок по определению должен быть полностью счастливым и весьма беззаботным. С возрастом наши детские переживания стираются из памяти.

А если нам и удаётся запомнить что-то, то такие переживания кажутся нам сущими пустяками на фоне тех забот, которыми переполнена повседневная жизнь. Дети не обеспокоены тем, как заработать денег, чем заплатить по кредиту или каким образом прокормить семью.

Казалось бы, жизнь подобна «малине», где и можно только радоваться и наслаждаться. Конечно, детские переживания вряд ли могут пойти в сравнение с заботами и проблемами взрослых. Но оказывается, переживания могут в не меньшей степени тяготить детское сознание.

На их фоне у ребёнка могут даже начаться развиваться тяжелейшие стрессовые состояния.

Причины проявления стресса у ребёнка

В раннем детстве наиболее вероятной причиной стресса у ребёнка, может быть, страх потерять родителей. В более старшем возрастном периоде к стрессу могут приводить социальные и иные факторы.

В современных условиях многие дети оказываются настолько занятыми и даже перегруженными, что не могут отыскать возможность расслабиться, например, с помощью творческих игр или отдыха после занятий в школе. И ребёнок обычно совсем не понимает, что может провоцировать его беспокойное состояние.

Детской, ещё не в полной мере окрепшей психике не под силу вычислить усталость организма. Поэтому функция определения детского состояния лежит целиком на родителях. С ребёнком обязательно нужно говорить о том, к примеру, что он думает о внеклассных мероприятиях или дополнительных занятиях.

Если ребёнок жалуется на большую загруженность, то с ним в деталях следует обсудить плюсы и минусы дополнительной нагрузки или внеклассной деятельности. Стресс ребёнка может быть вызван не только тем, что случается в его непосредственной жизни.  Дети всегда слышат, о чём разговаривают взрослые.

А во многих семьях большинство разговоров между взрослыми сводится к обсуждению неприятностей на работе, болезней родственников. Дети нередко выступают прямыми свидетелями споров родителей. Почти всегда при ребёнке родители обсуждают трудности финансового плана. Поэтому взрослые обязательно должны контролировать собственную речь.

Даже если ребёнок в полной мере и не понимает сути сказанного, это не спасает его от влияния негативных эмоций. Напротив, отсутствие достаточного опыта и непонимание будут ещё более усиливать эмоциональный компонент восприятия ребёнка. В нём это неизбежно будет провоцировать тревогу.

Детский Тенотен многие родители держат в аптечках как эффективные таблетки для снижения тревожных всплесков у детей. К проявлению детского стресса могут привести даже некоторые из телевизионных программ, например, новости. С детьми нужно обязательно разговаривать о том, что они слышат и видят. Старайтесь вовремя помочь понять ребёнку, что в действительности происходит.

Тенотен детский: снижение стресса у ребенка

Прежде всего, чтобы снизить стресс, надо постараться организовать правильный качественный отдых и полноценное питание ваших детей. Это многократно усилит устойчивость ребёнка к стрессу. Иногда ребёнку бывает достаточно лишь совместно проведённого с родителями времени, чтобы его самочувствие улучшилось.

Проявляя к собственному ребёнку интерес, вы ему наглядно показываете, что он очень важен для вас. Переоценить это сложно. Помочь преодолеть стресс можно путём анализа его вероятных причин. Вместе придумайте несколько возможных решений, почаще беседуйте, разработайте режим дня и придерживайтесь его вместе. Можно посоветовать ребёнку начать вести дневник или активнее приобщиться к спорту.

Детский Тенотен – один из немногих препаратов, которые можно спокойно давать детям от 3-х лет, не переживая о возможных побочных действиях.
Тенотен  относится к успокоительным, которые отпускают без рецепта врача.

Отзывы о Тенотене демонстрируют положительное отношение родителей к препарату не только благодаря его удобной форме выпуска (таблетка для рассасывания), но и эффективности препарата в стрессовых ситуациях, таких как детский сад или школа, переезд, изменения в семье – как пополнение, так и развод.

Врачи рекомендуют детский Тенотен как препарат, оказывающий ноотропное действие – Тенотен позволяет детям концентрировать внимание, быть более усидчивыми и менее рассеянными.

Как понять, что у ребёнка стресс

Хотя стресс у ребёнка часто и нелегко выявить. Вас должны насторожить резкие перепады в настроении ребёнка, нарушение сна, неожиданные истерики. Некоторые из детей будут испытывать физические признаки стресса, к примеру, головную боль или боль в животе.

У других детей стресс может сопровождаться потерей концентрации внимания или проблемами с учёбой. Ребёнок, подверженный стрессу, может стать замкнутым. Часто такие дети подолгу находятся в полном одиночестве.

У детей младшего возраста в связи со стрессом могут появляться вредные привычки в виде накручивания своих волос, сосания пальцев, постоянного ковыряния в носу или грызения ногтей.

У старших детей стресс может выражаться в вызывающем поведении или враньё. Стресс нередко провоцирует появление у ребёнка ночных кошмаров, а также необоснованных ночных страхов, эту симптоматику эффективо снимает Тенотен. Ребёнок может начать остро реагировать даже на пустяковые проблемы. Часто из-за стресса снижается школьная успеваемость.

Многочисленные отзывы о препарате Тенотен подтверждают, что дети становятся спокойнее, реже испытывают чувство тревоги и одновременно не имеют сонливого заторможенного состояния. Лекарственный препарат Тенотен не вызывает привыкания и абсолютно безвреден. В рекомендациях отмечается, что действие препарата наступает не сразу и имеет накопительный эффект.

Стоит добавить, что до определённого уровня стрессовые проявления можно считать нормальными. Фанатично стремиться уберечь ребёнка от любых негативных эмоций не следует. Дети тоже должны знать, что страх, тревога, гнев или одиночество выступают такими же нормальными чувствами, как и остальные, более позитивные. В таких состояниях в разные моменты склонны пребывать абсолютно все люди.

Но дети в обязательном порядке должны иметь поддержку родителей, которая может проявлять себя в вере и понимании. Это лучше всего поможет им справиться с самой сложной из возможных ситуаций. Если ребёнок не хочет или не может с родителями обсуждать проблемы, тогда можно начать рассказывать ему о каких-то из своих проблем.

Так, вы покажете ребёнку, что всегда готовы совместными усилиями искать решения.

Источник: https://pediatriya.info/stress-u-detey-mifyi-i-realnost-sposobyi-borbyi/

Детская психология. Стресс у ребенка

Стресс у детей: причины и лечение

Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих детям, подросткам и взрослым правильно реагировать на непонятную ситуацию и находить выход из нее, но не все могут справиться со сложными стрессовыми ситуациями или уберечь себя от них.

Когда ваш малыш впервые пошел в детский сад, школу или поехал в лагерь, новая обстановка и знакомства часто приводят к стрессу, дети начинают испытывать страх, застенчивость.

Есть дети эмоциональные и общительные, а есть спокойные и стеснительные, в связи с этим у каждого свой уровень стрессоустойчивости.

Огромное влияние имеет окружение. Задача родителей объяснить ему, как вести себя в стрессовых состояниях.

Симптомы

Стресс у детей проявляется по-разному, все зависит от их возраста. Симптомы стресса у детей:

  • до 2 лет увеличивается раздражительность, пропадает аппетит и ухудшается сон;
  • страх, плохое поведение, заторможенная речь у детей дошкольного возраста: снижается активность, уход в себя;
  • ребенок школьного возраста быстро устает, у него появляется тошнота и головная боль: в школьном возрасте начинает врать своим родителям,появляются проблемы в обучении;
  • влияние стресса плохо действует на сон и аппетит.

С возрастом стресс у детей значительно увеличивается: в 17 лет он возникает в 4 раза чаще, чем в 8–12 лет.

Страх — симптом стресса у ребенка

Причины возникновения стресса

Детская психика очень нежная, эмоциональная, поэтому дети дошкольного возраста намного сильнее воспринимают проблемы, чем взрослые. Причины стрессовых состояний у дошкольников и детей школьного возраста:

  1. Изменение распорядка дня.
  2. Смена окружения. Если малыш ходит в один детский сад, и его по каким-то причинам перевели в другой, то ему нужно будет заново привыкать к обстановке.
  3. Расставание с близкими друзьями или родителями на любой срок всегда вызывает стресс у подростков и маленьких детей.
  4. Пропажа домашних животных – частая причина.
  5. Современная техника, компьютерные игры, телевизоры и телефоны могут негативно подействовать. Часто бывает зависимость от игр.
  6. Тревожные состояния родителей могут передаваться детям.
  7. Смена климата или резкие перемены погодных условий. В основном, с этим сталкиваются дети до года. Симптомы можно определить по тому, что они начали капризничать, перестали есть и спать по ночам.
  8. Экология.

Стресс у грудничков

Груднички также могут испытывать стресс. Из-за своего возраста они не могут выразить эмоции в полную силу: в этом возрасте малыши только плачут. Чтобы помочь ему, надо определить причину появления расстройства:

  1. Во время рождения младенец чувствует массу неудобств, испытывает сильный страх.
  2. После рождения он сталкивается с чувствами, которых не испытывал в утробе матери: голод, холод, жара и др.
  3. Боли в животе их лечение (клизма и лекарства). В период беременности женщина должна не нервничать, т. к. малыш все чувствует, ее состояние может повлечь за собой негативные последствия. Все вопросы и проблемы желательно решать после родов.

Подготовка к детскому саду

В детском садике существует режим дня, который должны соблюдать все дети. Что сделать, чтобы предотвратить стресс:

  1. Представить ребенка воспитателю, в первую очередь должен привыкнуть к нему.
  2. Важно научить своих детей говорить воспитателю, если их что-то беспокоит.

Профилактика стрессовых ситуаций заключается в том, что после детского сада дошкольнику необходимо поднять настроение. Время, проведенное с родителями, поможет снять нервное напряжение.

Детей следует подготовит к походу в детский сад

Депрессия подростков

Подростки могут обижаться по мелочами, сталкиваться с проблемами, после чего появляется нервное стрессовое состояние.

С 12 лет в организме подростка происходят сильные изменения, которые вызывают постоянные перепады настроения, им нужна поддержка взрослых. Они должны научиться справляться со стрессовыми ситуациями и преодолевать их самостоятельно, т. к.

в этом возрасте депрессии случаются часто. Ссоры с одноклассниками и непонимание со стороны учителей добавляет напряжения в разговорах с родителями.

Подросткам опасно пребывать долго в депрессии. Чем трудней детские стрессы, тем сложнее им будет к обыденной жизни.

Необходимо много времени, чтобы после неприятной ситуации все встало на свои места. После этого подростку необходимо внимание со стороны родителей и много заботы.

Специалисты утверждают, что, когда ребенок в школьном возрасте постоянно нервничает у него снижается иммунитет, появляются болезни и страдает нервная система. Чем быстрей родители заметят признаки и симптомы стресса у подростков, тем лучше.

Поведение родителей

Формирование навыков преодоления стресса зависят от родителей. Оказать помощь детям можно следующим образом:

  1. Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  2. Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  3. Проводите вместе время.
  4. Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  5. Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  6. Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  7. Одобряйте его решения.
  8. Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Родителям следует часто разговаривать с ребенком

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую.

В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу.

У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина.

Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара).

Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии.

Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни.

В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции.

Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным.

У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Источник: https://zdorovo.live/beremennost/detskaya-psihologiya-stress-u-rebenka.html

Cтресс у детей – причины возникновения, детский сад, больница, методы выхода ребенка из стресса

Стресс у детей: причины и лечение

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время на адаптацию в нем. Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание.

Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

перейти наверх

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития.

Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи.

Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

перейти наверх

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

перейти наверх

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, агрессивность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

Источник: http://PsyTheater.com/ot-chego-voznikaet-stress-u-detej.html

Опасность стрессов у детей

Стресс у детей: причины и лечение

В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей.

Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают — откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия.

Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Позитивный или негативный стресс?

Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс.

Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана.

Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе.

Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины.

Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Проявления стресса: вредные привычки и не только

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.).

Может возникать регресс в поведении по возрасту — появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью.

Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление.

Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе.

Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей.

В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу.

Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ.

Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Работа нервной системы, эмоции при стрессе

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу.

Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций — как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей.

Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам — это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться.

Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Источник: https://illnessnews.ru/opasnost-stressov-y-detei/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.